Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни
статья по обж

Матвеев Евгений Геннадьевич

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Последние статистические данные российских детей свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. В результате, по данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, общий уровень физической подготовленности детей и молодежи в стране становится недопустимо низким. Неудержимо растет число нервных заболеваний. По статистике последних лет, 43 % российских школьников страдают различными хроническими болезнями; 63 % – имеют нарушение осанки; 50 % - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22 % - обладают признаками гипертонической болезни; 60-65 % - каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д.

Результаты диагностики привели к мысли о необходимости создания условий для формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников. Что нужно сделать, чтобы они росли крепкими и веселыми, легко адаптировались к школьной жизни, осваивали учебную программу, не получая при этом сколиоз и гастрит, хроническую усталость, чтобы девочки и мальчики жили интересно и ярко, не приобщались к вредным привычкам, а вели здоровый образ жизни, занимались спортом, учились с увлечением.

В нашей школе в первый класс приходят ученики с разным  уровнем  физической подготовленности. От 25 до 35 %  обучающиеся имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1-го класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки – с 1,9 до 17,2%.

Эти проблемы уже вышли из разряда педагогических и обрели социальное значение, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни с помощью здоровьесберегающих технологий сегодня очень актуальны.

Таким образом, нами установлено объективно существующее противоречия между:

- потребностью школьников в самореализации в процессе занятий физическими упражнениями и отсутствием достаточного методического обеспечения современного физического воспитания, стимулирующего проявление природной потребности школьников самореализовать свои задатки и способности;

- между уровнем состояния здоровья, с которым пришел ребенок в          1 класс  и требованиями учебной программы;

- между знаниями и представлениями о здоровом образе жизни и практическими навыками и умениями в плане сохранения своего здоровья; 

- между отрицательным влиянием на школьников внешней среды и возможностью противостоять приобретению негативных привычек.                                

Все это побуждает  к всестороннему анализу практики своей работы, самооценке сложившейся системы преподавания, поиску наиболее эффективных способов обучения, нацеленность на собственные оригинальные подходы в работе.

Ведущая педагогическая идея опыта – теоретическое обоснование и практическое изучение применения здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися как средства по формированию здорового образа жизни в условиях современной школы.

Формирование мотивации здорового образа жизни, безусловно, сложнейшая педагогическая задача, которая может быть решена только на основе добротной психологической теории. И такая теория, а именно, концепция потребностно – информационного подхода к воспитанию была предложена академиком П.В. Симоновым. По его мнению, в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая (или доминирующая), выступающая «ядром» его личности, то есть самой существенной личностной чертой человека. Следовательно, формирование у него мотивации здорового образа жизни следует связывать прежде всего с удовлетворением потребностей, актуализирующихся (доминирующих) у него в тот или иной возрастной период развития.

Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.

В связи с этим урочная и внеурочная деятельность, а также работа с родителями была направлена на такие важные компоненты, как

формирование ценностных ориентаций на изучение вопросов здоровья и здорового образа жизни, воспитание потребности к системной целенаправленной двигательной активности.

Основная цель учителя в своей работе -  воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-целостного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

1. Развитие основных физических качеств и способностей ребенка, умений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.

2. Формирование  культуры движений, понимание зависимости своей жизни и здоровья от ведения здорового образа жизни.

3. Формирование системы элементарных теоретических знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе жизни, основах самостоятельных занятий физическими упражнениями.

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию, формирование осанки и стопы.

6. Обучение навыкам безопасности жизнедеятельности.

В основе успешной реализации педагогической деятельности лежат следующие основополагающие принципы:

1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

2. Учет познавательной активности в двигательной активности.

3. Единство психического и физического развития.

4. Наглядность.

5. Принцип целостности человека, психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.

6. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

7. Принцип дифференцированного подхода.

8. Учет возрастных и половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является традиционный урок физической культуры. Несомненные преимущества урока физической культуры: регулярность, систематичность, профессиональный контроль нагрузки со  стороны учителя, возможность реализации наиболее перспективных и продуктивных методов обучения, научно обоснованная последовательность решения задач и планирования учебного материала, комплексный охват широкого круга аспектов

физического воспитания, эмоциональная насыщенность и широкие возможности поддержания высокой мотивации.

Всесторонняя программа здоровья в организованном детском коллективе, должна включать следующие компоненты: образование в области здоровья,   физическое воспитание, школьную медицинскую службу,  службу питания,   школьную психологическую службу, социальную службу,  формирование здоровой среды школы,   вовлечение в реализацию программы родителей и общественности.

Для успешной реализации цели и решения задач при работе учитель  использует следующие педагогические технологии:

1. Здоровьесберегающая технология:  создание условий для сохранения здоровья учащихся; соблюдение необходимых мер профилактики травматизма; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; выполнение требований к месту занятий, инвентарю и оборудованию, внешнему виду учащихся; подбор упражнений и дозирование физической нагрузки, которая способствует сохранению здоровья учащихся.

2. Здоровьеформирующая технология: создание условий для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и развития основных двигательных способностей обучающихся; подбор упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, развития дыхательной и сердечнососудистой систем. Сообщение теоретических сведений о ценности здоровья, о преимуществах ведения ЗОЖ, о пагубном воздействии вредных привычек; формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

3. Личностно-ориентированный подход:

учет особенностей, возможностей, способностей и уровня физического развития каждого ребенка; соответствие предлагаемых упражнений и физической нагрузки возрасту, полу и уровню развития двигательных способностей; оценивание индивидуальных достижений каждого учащегося; индивидуальная работа с одаренными учащимися.

4. Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей:

развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты как путь всестороннего, гармонического развития школьника. На развитие двигательных способностей направлено 40% программного материала.

5. Игровая  и соревновательная технология:

 применение игровой и соревновательной технологии, позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Немаловажна и образовательная роль данных технологий. «Игра это упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни» - оценивал

игру П.Ф. Лесгафт. При правильном использовании игровой и соревновательной технологий раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.  А проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции учащихся.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра; ситуационный, игровой, соревновательный методы, активные методы обучения. Средства необходимо выбирать в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки; «минутки покоя»; различные виды гимнастик; подвижные игры; специально организованная двигательная активность; массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Формирование культуры здорового образа жизни проходит через урочно-внеклассную  деятельность. Для повышения авторитета предмета осуществляется  подход, соединяющий в одно целое уроки физкультурыспортивные внеклассные мероприятия, выступления на родительских собраниях.

     

Объём двигательной активности обучающихся складывается из участия в комплексе мероприятий дня: в проведении утренней зарядки до учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, спортивного часа в группе продленного дня, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, занятия в спортивных секциях.

     В учебном плане школы предусматривается проведение  уроков  «Физическая культура» в объёме трёх часов в неделю. Преимущественно в начальных классах  используется в процессе занятий игровая деятельность.      

Урок физической культуры  служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у обучающихся необходимых знаний, умений, навыков и качеств. Поскольку уроки физической культуры должны разносторонне воздействовать на организм обучающихся, я провожу их на основе занимательности, стремясь создать положительную атмосферу на каждом уроке. Считаю, что формированию положительной мотивации к изучению предмета способствуют:

  • тщательный подбор содержания учебного материала (чтобы было интересно заниматься и сильному и слабому ученику);
  • продуманная организация учебной деятельности (минимум простоя, максимум возможной плотности урока);
  • учет способностей и возможностей учащегося;
  • использование группового метода;
  • стиль педагогической деятельности учителя и личный пример.

Приступая к проведению любого урока, я следую  не только его структуре, выраженной в трёхчастной схеме (вводная, основная, заключительная), программе, основным требованиям и методам, но и чётко ставлю перед собой задачи по формированию здорового образа жизни.

      Способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды, работаю в рамках личностно – ориентированного подхода это:

  1. признание приоритета личности перед коллективом, не умаляя роли коллектива.
  2. создание гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других.
  3. отказ от деления детей на сильных и слабых, просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других.
  4. признание того, что учитель равноправный участник образовательного и воспитательного процесса, хотя и с направляющими функциями.

        На уроках обучающиеся не только выполняют двигательные действия, но и получают необходимые знания и представления об основных гигиенических правилах, о режиме дня, закаливании, правильной осанке, о

правилах безопасного поведения, о здоровом образе жизни, об оказании первой доврачебной помощи при травмах. Для сообщения  теоретических сведений провожу кратковременные беседы  в начале урока из цикла  «Основы Здоровья».

Библиографический список:

  1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников/  М.В.Антропов.– М.: Просвещение, 2004, - с.5-6.
  2. Давыдова, М.М. Если хочешь быть здоров/ М.М.Давыдова. – М:        Аквариум, 2001.- с.15-18.
  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки    здоровья/ Н.И.Дереклеева. – М.: ВАКО, 2004.- с.7-9.
  4. Исаева, С.А. Организация переменок и дидактических пауз в              начальной школе/ С.А.Исаева. – М.: Айрис, 2004.- с.4-5.
  1.  Ковалько, В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ – М.: ВАКО, 2004.- с.9-11.
  2. Методическая газета для учителей «Здоровье детей», Время активного внимания/ А.Витковский. - М: Издательский дом «Первое сентября», 2008.- с.3-4.
  3. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса/ Н.Е.Щуркова. – М.: Просвещение, 1993.- с.21-22.
  4. Якиманская, И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе/ И.С.Якиманская, – М.: Просвещение, 1996.- с.10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни

из обобщения опыта учителя физической культуры МБОУ «СОШ№20 с УИОП» Фоминой Оксаны Ивановны...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры по формированию здорового образа жизни

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к...

Доклад "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"

Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта включает в себя создание условий для развития физической культурой и спорта...

«Развитие потребности у учащихся 5-го класса в занятиях физической культурой – как один факторов формирования здорового образа жизни».

Актуальность представленной методики обусловленаследующими причинами:особенностями возраста;риск снижения  двигательной активности в 6 и 7 классах.Цель: создание условий для  формирования...

О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует реше...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...