Тема: Аварии на химически-опасных объектах и их возможные последствия.
план-конспект урока по обж (8 класс)

Познакомить учащихся с основными причинами аварий на химически опасных объектах и их последствиями, действием химических веществ на организм человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_avarii_na_himicheskkih_predpriyatiyah_8_a.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 14

Тема: Аварии на химически-опасных объектах и их возможные последствия.

Цель: познакомить учащихся с основными причинами аварий на химически опасных объектах и их последствиями, действием химических веществ на организм человека

Планируемые результаты:предметные: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при ЧС;   умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
метапредметные УУД -   умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии;        регулятивные УУД:      умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; коммуникативные УУД:       организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;    работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;      формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 

Оборудование: учебники,  компьютер,презентация

                                   Ход урока

  1   Организационный момент

 2  Повторение домашнего задания. Беседа по вопросам:

— Какие объекты относятся к радиационно опасным объектам?

— Какие вещества относятся к радиоактивным?

— Что такое ионизирующее излучение и каково его влияние на организм человека?

— Какими величинами определяется cтепень воздействия ионизирующего излучения на организм человека?


    3  Изучение новой темы.

Введение в тему.

- Здравствуйте, ребята!    Cегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия».  В течение урока вы узнаете, какую роль играет химическая промышленность в обеспечении потребностей человека, какие химические вещества относятся к аварийно химически опасным веществам, какие объекты экономики считаются химически опасными объектами, к каким последствиям может привести авария на ХОО.

В настоящее время химическая промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике страны.

Многие химические соединения обладают высокой токсичностью и способны при определенных условиях вызвать массовые отравления людей и животных, а также заражение окружающей cреды. Такие вещества называются опасными химическими веществами (ОХВ).

В настоящее время в промышленности существует более 600 тыс. наименований, но из них только немногим более 100 относятся к аварийно химически опасным веществам (АХОВ).

Раскрывая особенности химически опасных объектов, привести данные статистики об их количестве и cуммарных запасах АХОВ, об общей площади территории России, на которой может возникнуть химическое заражение.

Отметив, что, несмотря на наличие в нашей стране комплекса мероприятий по обеспечению безопасной работы химической промышленности, аварии на химически опасных объектах случаются постоянно, cосредоточить внимание учащихся на понятиях «химическая авария», «очаг поражения AXOB», «опасный поражающий фактор химической аварии».

Отметить, что химическая промышленность, несомненно, будет развиваться и дальше, удовлетворяя потребности населения в различных видах товаров, а значит, будет расти количество химически опасных предприятий. Это неизбежно. На уровне государства будут приниматься соответствующие меры, направленные на обеспечение химической безопасности населения. Кроме того, необходимы усилия, направленные на повышение уровня химической безопасности населения, особенно проживающего в местах, где расположены химически опасные объекты.

Кратко остановившись на структуре системы защиты населения от химических аварий, сосредоточить внимание на мероприятиях, проводимых ГОЧC.

Подчеркнуть, что одним из эффективных способов защиты населения является использование средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов, ватно-марлевых повязок и т. п.); рассмотреть их характеристики и типы.

Cредства индивидуальной защиты кожи состоят из специальной защитной одежды, в которую входят общевойсковой защитный комплект, легкий защитный костюм Л-1, защитный комбинезон, защитная фильтрующая одежда. Необходимо отметить, что специальная защитная одежда используется только личным составом формирований гражданской обороны, а население должно уметь приспосабливать повседневную одежду и обувь для использования их в качестве подручных средств для защиты кожи.

Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи плащи и накидки из прорезиненной ткани или ткани, покрытой хлорвиниловой пленкой. Для защиты ног можно использовать резиновые сапоги, резиновые боты и галоши. Для защиты рук можно использовать резиновые перчатки.

Рассмотреть практические рекомендации специалистов МЧС России о том, как правильно вести себя в случае химической аварии. В ходе изложения материала познакомить учащихся с наиболее распространенными АХОВ (50%аммиак, 35%хлор, 5%соляная кислота). Аммиак и хлор широко используются в металлургической, пищевой, медицинской промышленности, в коммунальном и сельском хозяйстве.

В заключение урока необходимо отметить, что в некоторых случаях при возникновении химической аварии и чрезвычайной ситуации можно временно укрываться в защитных сооружениях гражданской обороны, в которых предусмотрена герметичность помещений, используемых в качестве временных укрытий.

Итог урока

Вопросы: (Работа в группах)

  1. Какую роль играет химическая промышленность в обеспечении потребностей человека?
  2. Какие химические вещества относятся к аварийно химически опасным веществам (АХОВ)?
  3. Какие объекты экономики считаются химически опасными?
  4. К каким   последствиям   может   привести   воздействие АХОВ на организм человека?
  5. Что такое химическая авария? Перечислите ее возможные последствия.
  6. Какие органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по обеспечению химической безопасности населения?
  7. Какие средства индивидуальной защиты используются для защиты органов дыхания от воздействия АХОВ?
  8. Какие мероприятия планируются и проводятся для обеспечения химической защиты населения?

Домашнее задание

  1. Изучите § 5.3, учебника. Стр 111-117


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированное задание для учащихся 8 класса по теме "Аварии на химически опасных объектах"

Задание выполнено в соответствии с ФГОС второго поколения для основной школы. Задание позволяет развить у обучающихся предметные ЗУН, метапредметные умения....

Технологическая карта урока ОБЖ 8 класс по теме: "Аварии на химически опасных объектах и их последствия"

Технологическая карта урока ОБЖ 8 класс по теме: "Аварии на химически опасных объектах и их последствия"...

«Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия»

Ознакомление учащихся с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее излучение», «радиоактивное загрязнение окружающей среды», дать общее представление о п...

§5.2_8кл_Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса  А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...