Открытый урок по ОБЖ 5 класс Пожарная безопасность
план-конспект урока по обж (5 класс)

Михайлова Алла Олеговна

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель урокасоздать условия для усвоения обучающимися знаний пожарной безопасности в быту и формирования навыков грамотного поведения в пожароопасных ситуациях.

Задачи урока:

• проанализировать основные причины возникновения пожаров в повседневной жизни;

• рассмотреть основные правила пожарной безопасности;

• изучить правила личной безопасности при пожаре в быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obzh_5_klass_pozharnaya_bezopasnost_mihaylova_a.o.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ 5 класс

Педагог-организатор ОБЖ Михайлова А.О.

Класс: 5 класс.

Тема: Пожарная безопасность.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель урокасоздать условия для усвоения обучающимися знаний пожарной безопасности в быту и формирования навыков грамотного поведения в пожароопасных ситуациях.

Задачи урока:

• проанализировать основные причины возникновения пожаров в повседневной жизни;

• рассмотреть основные правила пожарной безопасности;

• изучить правила личной безопасности при пожаре в быту.

Планируемые результаты:

• предметные:

уметь анализировать причины пожароопасных ситуаций;

- знать основные правила пожарной безопасности;

- составлять алгоритм своих действий в пожароопасных ситуациях;

• метапредметные:

- регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;

- коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

• личностные:

уметь определять мотивы учебной деятельности;

соблюдать правила безопасного поведения в повседневной жизни.

ХОД УРОКА

Этапы

Содержание

Организационный этап

  1. Приветствие.

- Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и присутствующих гостей. Присаживайтесь, пожалуйста! Сегодня на уроке вас ожидают новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

  1. Проверка домашнего задания и постановка проблемы.

Сегодня каждый из вас был участником дорожного движения, я прошу оценить безопасность своего поведения на дороге.

• Тест по теме: «Пешеход. Безопасность пешехода».
(выберите правильный ответ с помощью цветных сигнальных карточек - покажите карточку того цвета, которым написан, по вашему мнению, 
правильный ответ):

1. Дополните информацию: «Правила дорожного движения Российской Федерации обязаны знать и соблюдать _______________» (выберите правильный ответ и обведите букву, под которой он находится, в кружок):

а) водители;

б) инспекторы ГИБДД;

в) водители, пассажиры, пешеходы; (красные карточки)

г) пешеходы, пассажиры.

2. Кто из предложенного списка лиц, согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации, не относится к категории «пешеход»:

а) человек, ведущий велосипед;

б) человек, везущий санки;

в) человек, передвигающийся в инвалидной коляске без двигателя;

г) человек, выполняющий ремонтные работы на дороге.(зеленые карточки)

3. Дополните информацию: «По загородной дороге пешеходы должны идти ______________» (выберите правильный ответ и обведите букву, под которой он находится, в кружок):

а) по краю проезжей части или обочине навстречу движению транспортных средств; (красные карточки)

б) по ходу движения транспортных средств по краю проезжей части или обочине;

в) по разделительной полосе навстречу движению транспортных средств.

4. Дополните информацию: «При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны ________________» а) перейти проезжую часть быстрым шагом;

б) поднять руку, чтобы остановить автомобиль;

в) перебежать проезжую часть, используя спортивные навыки, полученные на уроках физкультуры или в спортивных секциях;

г) воздержаться от перехода проезжей части.(зеленые карточки)

- Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого нет ошибок. Молодцы!

- Вложите карточки в рабочие тетради.

Деятельностный этап.

  1. Постановка темы урока.

Мы с Вами вспомнили ряд слов, которые определяют правила поведения на дороге. Давайте еще раз их назовем:

(на слайде): Дорожное движение, Пешеход. Пожар. Пассажир. Инспектор ГИБДД. Водитель.

- Молодцы! Скажите, какое слово из предложенных слов вы ни разу не употребили, отвечая на вопросы. (ПОЖАР)

- А как вы думаете, почему я его вам сюда записала? (Будем изучать пожары). И тема нашего урока «Пожарная безопасность»

Целеполагание:

(На слайде формула ОБЖ:

«Предвидеть опасность, по возможности – избегать её, при необходимости – действовать!»)

Ребята, давайте, опираясь на нашу основную формулу в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», вместе попробуем сформулировать цель урока. (Обучающиеся формулируют цель урока.)

- Цель урока: выяснить причины возникновения пожаров в быту, изучить основные правила пожарной безопасности и научиться вести себя в пожароопасных ситуациях,

Научимся правильно действовать в случае обнаружения пожара и эвакуироваться из данного кабинета школы. Итак, тема нашего урока «Пожарная безопасность».

(Слайд )-ПРОСМОТР ВИДЕО «Прометей и огонь»)

- Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться, считать, читать и писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес людям.

(Слайд )

- Скажите, ребята, а зачем нам, людям, нужен огонь?( ответы учащихся)

В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать электроэнергию.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем? (К пожару).

Давайте прочитаем и запишем определение пожара.

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей. (назовите ключевые слова в определении)

(Слайд )

Наиболее часто пожары возникают в жилых домах. - Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)

В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил пользования любым прибором может привести к пожару.

Запомните! Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.

Об этом свидетельствует следующий видеоролик «Причины пожара»

Обсуждение видеоролика: - Как вы думаете, что может стать причиной пожара? (ответ учащихся) 

Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране из-за этого вспыхивает примерно каждый шестой пожар.

Опасность представляет неосторожное обращение с пиротехническими изделиями – хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями. Если искры от них попадут на легковоспламеняющиеся предметы, может вспыхнуть пожар.

Пожарную опасность представляет брошенная горящая спичка или незатушенный окурок.

К пожару может привести нарушение правил пользования легковоспламеняющимися жидкостями, проведение опытов с неизвестными химическими веществами и аэрозольными баллонами.

Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.

В повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. А какие эти основные правила пожарной безопасности, вы увидите из следующего видеоролика:

(просмотр видеоролика «Как нарушены правила ППБ».Обсуждение :

Вот основные из них:

1. Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;

2. Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;

3. Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;

4. Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;

5. Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;

6. Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;

7. Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;

8. Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Если же так случилось, что начался пожар, кого мы должны вызывать, куда позвонить?(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

- В нашей стране в настоящее время создана специальная система, направленная на борьбу с пожарами – пожарная охрана.

Сегодняшний наш урок по противопожарной безопасности не зря проводится именно 4 октября. Именно 4 октября 1932 года была создана служба гражданской обороны, куда и входит государственная противопожарная служба.

Главная задача государственной противопожарной службы – профилактика пожаров.

В случае необходимости вызова пожарной охраны, какой номер телефона мы набираем? (01 или 112). Запишем и запомним эти важные телефоны.

(Слайд 14)

Когда вы звоните диспетчеру, сообщите ему следующие данные: причину вызова; точный адрес, где произошел пожар; свою фамилию и номер телефона, с которого вы звоните. Также необходимо записать фамилию или номер дежурного, принявшего вызов. Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

(Слайд 15)

Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

- У меня для вас есть игра «Вызов по телефону пожарной команды». Один из вас будет: «диспетчер» и «очевидец пожара». Сейчас вы по парам вызовите пожарную команду, следуя указаниям.

- Молодцы! Скажите еще раз номера телефонов, которые мы должны набирать, если стали очевидцем пожара.

- Итак, мы научились вызывать пожарную команду. Ребята, если очаг возгорания небольшой, что нам необходимо делать?

- Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

Просмотрите видеоролик , свидетельствующий о том, как нельзя и как правильно эвакуироваться из дома при пожаре.(ролик «Правила эвакуации из квартиры»)-

Ребята, давайте повторим, что требует помнить пожарная безопасность.

  • О пожаре звонить по телефону «01».
  • Не перегружайте электросеть!
  • Спички детям не игрушка!
  • Не пытайтесь самостоятельно погасить пламя.
  • Не загромождайте пути выхода!
  • Во время пожара пользоваться лифтом запрещается!
  • Накройтесь одеялом и идите к выходу.

Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация. (Эвакуируемся)

- Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте. У нас в школе есть такие планы эвакуации? Где они расположены?

При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:

  • Определяются основные и запасные выходы;
  • Подготавливаются наружные и внутренние лестницы;
  • Приводятся в готовность средства оповещения – звонки, сигнализация;
  • Приводятся в готовность средства пожаротушения.

- Если в нашей школе сработала система оповещения о пожаре, а мы с вами находимся на уроке ОБЖ в данном кабинете, то мы с вами должны собрать свои вещи, покинуть кабинет. Мы выходим из кабинета, спускаемся вниз по лестнице и выходим со двора школы. Отходим от здания школы на безопасное расстояние

Рефлексивный этап

Подведем итоги!

- Ребята, какую цель мы ставили перед собой на уроке? (Ответы детей)

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

- Вытяните, пожалуйста, левую руку вперёд ладонью вверх. С помощью правой ладони покажите, как лично вы усвоили сегодняшний материал.

- Спасибо!

Домашнее задание.

  • творческое задание: презентация, сообщение о работе Государственной противопожарной службы.

Оценивание работы на уроке.

• Выставление оценок за урок.

- Спасибо за урок! Все свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 11 классе. Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре.

Урок ОБЖ в 11 классе. Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре. Учебные цели: 1. Ознакомить обучаемых с историей создания пожарной безопасности в России.2. Довести до обучающихся ...

Методическая разработка урока по ОБЖ «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

Раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах»,...

Открытый урок в 7 классе по пожарной безопасности : «Огонь друг и враг человека »

Цель урока:·         Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Пожарная безопасность”;·         Обучени...

Презентация к уроку ОБЖ 8 класс "Пожарная безопасность"

Организация обеспечения пожарной безопасности...

Конспект урока ОБЖ в 6 классе.Пожарная безопасность.

Конспект использован для проведения урока ОБЖ в 6 классе....

Открытый урок в 5 классе "Азбука безопасности на дороге - Безопасность на транспорте"

Данная разработка представляет собой материал для проведения урока с обучающимися 5 класса, работа на котором способствует закреплению представлений детей о Правилах дорожного движения. Сценарий мероп...

Конспект урока в 9 классе " Пожарная безопасность"

конспект урока по теме "Пожарная безопасность"...