Психология детей
консультация (5 класс)
Психо- физическое состояние ребенка 13-14 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
возрастные особенности подростков 13-14 лет | 15.45 КБ |
5_klass_adaptatsiya.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Переходной возраст начинается примерно в 11 лет, а заканчивается в 17, поэтому большинство подростков 13-14 лет как раз переживают его «экватор». К этому времени уже успевают проявиться почти все прелести пубертатного периода. Но не стоит терять бдительность и считать, что вы уже изучили своего сына или дочь в новой роли. Дети продолжают меняться, взрослеют, встречаются с новыми вызовами. Прежним остаётся только одно: чем больше доверия останется между вами и ребёнком, тем легче будет пройти этот сложный отрезок пути.
Основные изменения в организме детей среднего школьного возраста связаны с половым созреванием:
- Активное проявление вторичных половых признаков (рост волос на теле, формирование характерной для пола фигуры, изменение голоса, увеличение груди у девочек и наружных половых органов у мальчиков). Перестройки гормонального фона.
- Рост мышц и скелета (особенно позвонков и трубчатых костей конечностей).
- Нарушение координации (нервная система не успевает адаптироваться к изменениям в организме).
- Усиление аппетита.
- У девочек развитие в 13 лет примерно на 2 года опережает развитие мальчиков того же возраста. Несмотря на это, рост тела, как правило, замедляетсяНеобходимо продолжать следить за набором веса и темпами роста.
Прирост размеров тела у мальчиков начинает опережать девочек.
Тринадцатилетний подросток должен спать 8-9 часов в сутки. Родителям нужно следить, чтобы учёба, прогулки с друзьями, компьютерные игры и прочие занятия не нарушали это правило. Нерегулярный режим сна и бодрствования вызывает хроническую усталость, которая может отразиться и на здоровье, и на успеваемости в школе.
Детский организм активно растёт и перестраивается, поэтому ему необходимо полноценное регулярное питание. В течение дня подросток должен есть 4-5 раз (три основных приёма пищи и 1-2 перекуса). Самые калорийные блюда желательно употреблять в первой половине дня, а ужин, наоборот, должен быть лёгким и легко усвояемым.
В 13 лет подросток умеет:
- Следить за порядком в доме, своей комнате без напоминаний.
- Самостоятельно заботиться о своём внешнем виде, соблюдать гигиену.
- Помогать взрослым (домашние дела, уход за младшими детьми в семье).
- Обращаться с деньгами.
- Готовить простые блюда.
- Культурно общаться с ровесниками и старшими.
- Правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
- Ориентироваться на местности в своём городе (районе).
В 13 лет подросток умеет:
- Следить за порядком в доме, своей комнате без напоминаний.
- Самостоятельно заботиться о своём внешнем виде, соблюдать гигиену.
- Помогать взрослым (домашние дела, уход за младшими детьми в семье).
- Обращаться с деньгами.
- Готовить простые блюда.
- Культурно общаться с ровесниками и старшими.
- Правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
- Ориентироваться на местности в своём городе (районе).
Родителям нужно учитывать, что в 13 лет подростки:
- вспыльчивые;
- мнительные, восприимчивые (к словам, взглядам, поступкам);
- неуверенные в себе (и поэтому пытаются самоутвердиться);
Юноши и девушки в этом возрасте выбирают себе примеры для подражания, которых нередко воспринимают как кумиров. Важная задача родителей — знать о том, кому стремятся подражать их дети, поскольку этот пример может быть как положительным, так и отрицательным, и даже опасным.
У большинства современных подростков предпочтения, вкусы и круг общения почти полностью отражаются на их поведении в интернете.
Предварительный просмотр:
«ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ»
Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем им оказать.
Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в 5-9 классах школы. Родители считают детей этого возраста трудными, «неслухами», педагоги и психологи называют этот период «переходным», «критическим».
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково.
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
В 5-м классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель - учителя- предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иногда дети даже меняют школу, у них появляются новые одноклассники. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития.
Большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Адаптация в 5-м классе во многом сходна с адаптацией в 1-м классе.
Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложнённые требования, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней - всё это является довольно серьёзным испытанием.
В этот период дети могут стать неузнаваемым: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывает их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.
Уважаемые родители! Постарайтесь обеспечить ребёнку спокойную, шадящую обстановку, чёткий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил Вашу поддержку и помощь.
ЧТО ЗАТРУДНЯЕТ АДАПТАЦИЮ?
1. Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К школьнику впервые предъявляют много требований и много человек. И он должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.
2. На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребёнку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.
3. В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой учительницей - других. Важно понять, что все это - естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.
Нам следует стать более внимательными, благожелательными, таким образом, помогая школьнику освоить эту позицию.
ТРУДНОСТИ В УЧЁБЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ
1. слабая учебная подготовка в начальных классах;
2. несформированность умения анализировать и синтезировать, плохое речевое развитие, слабые внимания и память;
3. неразвитая воля - нежелание, «невозможность», по словам ученика, заставить себя постоянно заниматься. Их не привлекает цель, так как для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к своей деятельности.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
1. Помогайте школьнику в учёбе, добивайтесь, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Пусть ребёнок выполнит одно - два подобных задания и подробно объяснит, что и как он делает.
2. Развивайте внимание, мышление и память ребёнка, играйте с ним в игры на развитие наблюдательности (в разведчиков, охотников, индейцев на охоте и т.д.), решайте посильные головоломки, разгадывайте шарады, кроссворды. Делайте это всё как можно чаще.
3. Развивайте волю ребёнка, приучайте его к режиму дня, эмоционально окрашивайте его учебную деятельность, но не переусердствуйте, иначе может возникнуть так называемая «эмоциональная усталость»: ребёнок может стать капризным, раздражительным, плаксивым. Используйте юмор, но не сарказм и насмешки! Терпите их шутки, какими бы глупыми они вам не казались, используйте юмор в целях разрядки и привлечения ребёнка на свою сторону.
4. Очень важно в учебных и во всех других занятиях помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности; с помощью взрослых следует развивать у него стремление совершенствовать свои способности. Начните с выработки привычки хорошо выполнять домашние задания.
Рекомендации психолога родителям пятиклассника
1. Будьте терпеливы. Давайте ребёнку время на осознание нового.
2. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, о том, что ждёт его, если вести себя правильно.
3. Почаще позволяйте ребёнку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.
4. Давайте ребёнку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребёнку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребёнку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
5. Уважайте право ребёнка на тайну. Если ребёнок вас боится – он будет лгать.
6. Чаще хвалите и поощряйте. Ребёнок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
7. Внушайте ребёнку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
8. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за её выполнение как со взрослого.
9. Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».
10. Верьте в своего ребёнка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
11. Любите своего ребёнка безвозмездно! Будьте его другом! ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребёнка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя психологии "Дети в школе - пчелы в улье"
педеля психологии...
Сексуальная активность детей и психология полового воспитания в решении задачи полоролевой социализации детей
Сексуальная активность детей и психология полового воспитанияв решении задачи полоролевой социализации детей....
«Инклюзивная образовательная вертикаль взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса при проведении индивидуальной работы по методу Символдрамы с воспитанницей специальной (коррекционной) школы интерната, для детей-сирот и детей, с
Данный материал представляет собой описание индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимся, имеющим проблемы поведения и эмоционально-волевой сферы В материале представлены: ц...
Рекомендации психолога "Дети учатся жить у жизни"
Рекомендации психолога "Дети учатся жить у жизни"...
"Цветные дети"-материалы по психологии детей.
В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках ваш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить разные особенности его характера....
Особенности психологии детей
-Тесты...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...