ПРОГРАММА Военно-патриотического клуба десантного профиля «Юный десантник»
рабочая программа по обж

ПРОГРАММА

Военно-патриотического клуба десантного профиля

  «Юный десантник»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_desantnik_1.docx48.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Председатель Региональной Общественной

организации ХМАО-Югры

«Ассоциация ветеранов Десантных войск и ВСпН»

___________________________       С.В.Фоменко

«       » сентября  2020 г.

 ПРОГРАММА

Военно-патриотического клуба десантного профиля

  «Юный десантник»

г. Сургут

2020

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Сроки реализации программы

2020- 2022 гг.

Куратор программы

Департамент образования города Сургута

Ответственный исполнитель программы

Заместитель председателя РОО ХМАО-Югры «Ассоциация ветеранов десантных войск и ВСпН» Граф Эрнст Евгеньевич

Исполнители программы и социальные партнеры

РОО ХМАО-Югры «Ассоциация ветеранов десантных войск и ВСпН»

Департамент образования города Сургута

Военный комиссариат города Сургута

РО ДОСААФ России по городу Сургуту

Парашютный клуб «Феникс» г. Сургут

ОСН «Север» УФСИН РФ по городу Сургуту

МОО «Контрольно следовая полоса» г. Сургут

Программа военно-патриотического клуба  «Юный десантник»

Пояснительная записка

Программа военно-патриотического клуба «Юный десантник» разработана в соответствии с требованиями федеральных законов  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.,  «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», и постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 года №261 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне».  Настоящая программа предназначена для молодежи допризывного и призывного возраста 14-18 лет, является примерной, с учетом Федеральной программы курса ОБЖ и сборника нормативных документов по физической подготовленности для допризывной молодежи.

Проблема военно и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи актуальна всегда в плане подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, законопослушные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на защиту.

Содержание военно и гражданско-патриотического воспитания, определяемое    его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

С учетом этих факторов в содержании патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к Законам, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, военной и другим, связанным с ней, видами государственной службы.

В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и, прежде всего, практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Поэтому патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие подрастающего поколения, поэтому оно должно включать в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную военную подготовку), военно-техническую и специальную подготовку детей и подростков.

Отсюда можно сделать вывод, что работа по военно и гражданско-патриотическому воспитанию с молодежью  должна проводиться комплексно, в единстве всех его составных частей, совместными усилиями органов государственного управления, а также образовательных учреждений, семьи, общественных организаций и объединений, Вооруженных сил РФ, других силовых структур.

Актуальность программы. В настоящее время вопросы военной подготовки вызывают у подростков большой интерес. Программа позволяет обучающимся приобщиться к здоровому образу жизни. Создаются условия для развития у них мотивации к познанию, выработки чувства коллективизма, самодисциплины, ответственности за себя и товарищей. Дает возможность получить первичные навыки военной службы

Цель программы «Юный десантник» -  развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

  • утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических

ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;

  • обеспечение обучающимся оптимальных условий для:

- подготовки по основам военной службы

- физической подготовки

- специальной подготовки

- прикладной физической подготовки

  • воспитание у подростков чувства патриотизма и гражданского

долга, дисциплинированности и исполнительности; укрепление самодисциплины, выполнение приказов и уважение к старшим.

Программа опирается на следующие принципы:

  • принцип доступности используемых средств, форм и методов;
  • принцип гуманных и толерантных отношений при построении системы взаимодействия;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода к личности подростка;
  • принцип сотрудничества.

Программа включает шесть логически взаимосвязанных разделов. Разделы в совокупности составляют область знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасностей природного, техногенного происхождения, а также опасностей военного времени:

- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- основы подготовки к военной службе;

- основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков;

- военно - патриотические мероприятия;

- военно-спортивные мероприятия;

- однодневные и многодневные походы

На каждом занятии присутствует элемент общефизической подготовки.

Программа  рассчитана на 305 часов и предусматривает консультационную работу с обучающимися, повторение и применение полученных знаний, а также контроль знаний и умений. При изучении курса программы целесообразно использовать следующие виды деятельности: работу с учебной, научно-познавательной литературой, периодическими изданиями, средствами массовой информации, работу в группе, индивидуальные занятия, практические занятия.

В основе программы  лежат теоретические и практические сведения по военно-патриотической и физической  подготовке. Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы: лекции, беседы, диспуты, дискуссии, тесты, тематические декады и месячники, просмотры видеофильмов и кинофильмов на военно – патриотическую тематику с последующим их обсуждением, чтение специально подобранной литературы, оформление выставок, оформление стенных газет и агитационных плакатов, защита проектов, проведение праздников и вечеров, встречи с интересными людьми, заочные путешествия,  мастер – классы; КТД, игры, конкурсы, викторины, практические занятия (тренировки), семинары, участия в соревнованиях, взаимодействия с социальными партнёрами.

Результатом реализации данной программы будет участие обучающихся  в военно-патриотических соревнованиях городского и окружного масштаба.

Содержание материала в программе плавно переходит от теории к практике. После окончания курса программы обучающиеся должны:

 - уметь самостоятельно разбирать и собирать оружие, а также производить регламентные работы по обслуживанию вверенного оружия (чистку, смазку основных механизмов, мелкий ремонт);

- владеть строевыми приемами, уметь двигаться строем, уметь выполнять воинское приветствие, выполнять команды и отдавать их. Управлять строем;

- уметь прекращать дальнейшее воздействие травмирующих факторов, проводить простейшие лечебные мероприятия и  обеспечивать скорейшую транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждать опасные последствия травм, кровотечений, инфекций и шока;

- знать и выполнять последовательность действий при оказании первой помощи;

- знать историю родного края, помнить и чтить участников ВОВ, знать и помнить дни воинской славы РФ, символику РФ. Знать историю и традиции Вооруженных Сил России;

- уметь ориентироваться на месте как при помощи карты и компаса, так и без них;

- знать признаки СВУ, демаскирующие признаки минирования местности;

- знать назначение, виды и размеры окопов. Выполнять нормативы на их     устройство.

- знать и уметь применять средства индивидуальной защиты;

- уметь действовать в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- знать основные требования общевойсковых уставов ВС РФ.

При реализации программы  формируется понятие здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

Критерием успешности прохождения данной программы является умение применить полученные теоретические знания на практике. Динамика интереса к изучаемому материалу будет отслеживаться через повышенный интерес к занятиям, эмоционально - психологическое состояние обучающихся на занятиях, стремление к получению новых знаний и желание преодолеть возникающие трудности. Итоговый контроль предусматривает проверку теоретических знаний, умений и практических навыков.

Новизна программы. В программе расширена тематика занятий по основным военно - прикладным дисциплинам, что позволит более качественно подготовить обучающихся по основам военной службы. В реализации программы принимает участие Региональная общественная организация «Ветераны десантных войск и ВСпН», члены которой имеют богатый боевой опыт.

 

Этапы реализации программы:

Этапы

Мероприятия

1. Подготовительный  (аналитико – диагностическая деятельность)

- поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов обучения с учётом личностно значимой модели образования;

- изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта;

- определение стратегии и тактики деятельности; 

- изучение потребности детей в освоении новых знаний и форм поведения;

- взаимодействие с психологической службой, педагогами и методистом школы с целью корректирования разделов программы;

- составление учебно-тематического плана;

- совместная деятельность со специалистами школы по подбору и накоплению дидактического материала;

- установление контактов с социальными партнёрами;

- утверждение Плана взаимодействия и Соглашений с социальными партнёрами;

2. Основной этап (практический)

Реализация содержания программы.

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно – ориентированных технологий, приёмов, методов обучения подростков, социальной и психолого – педагогической поддержки личности подростка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

3. Итоговый этап (обобщающий).

Обработка и интерпретация данных за 2 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Упражнение в применении на практике сформированных нравственных качеств. Корректировка программы.

Учебно - тематический план

Тема занятий

Всего часов.

1 год обучения

2 год обучения

теория

практика

теория

практика

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

21

4

8

4

5

1

Вводное занятие

2

1

1

2

РСЧС (Российская система оповещения чрезвычайных ситуаций)

2

2

3

Школа безопасности

17

2

8

2

5

II

Основы подготовки к военной службе

258

45

82

44

87

4

Строевая подготовка

41

1

22

1

17

5

Огневая подготовка

52

6

20

4

22

6

ВДП (Воздушно Десантная Подготовка)

По отдельному графику

7

Уставы ВС РФ

32

16

16

8

ЗОМП (Защита от оружия массового поражения)

25

4

10

3

8

9

История ВС РФ

27

12

15

10

Инженерная подготовка

12

2

4

2

4

11

Физическая подготовка

69

4

26

3

36

III

Основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков

26

7

6

7

6

12

Медицинская подготовка

16

4

4

4

4

13

Основы здорового образа жизни

10

3

2

3

2

IV

Военно - патриотические мероприятия

По отдельному графику

V

Военно-спортивные мероприятия

По отдельному графику

VI

Однодневные и многодневные походы

По отдельному графику.

Всего часов

305

56

96

56

97

Содержание программы

I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях – 21 час.

1. Вводное занятие.

Задачи, содержание и организация занятий. Ознакомление с правилами и мерами безопасности при занятиях.

2. РСЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Задачи, решаемые РСЧС, ее структура.  Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС.

3. Школа безопасности.

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения.  Опасные и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Опасные и чрезвычайные ситуации военного времени. Экстремальные условия и их влияние на человека. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях. Международные визуальные сигналы бедствия. Узлы. Строительство укрытий и добывание огня в экстремальных условиях. Обеспечение себя водой и пищей в  условиях вынужденной автономии и экстремальных условиях. Ориентирование на местности.

II Основы подготовки к военной службе – 258 часов.

4. Строевая подготовка.

История и основы русского воинского строя. Основные термины и понятия строевой подготовки. Виды воинского строя и управление ими. Повороты на месте и в движении. Отдание воинского приветствия и доклад старшему по званию. Перестроение строя. Строевые приемы без оружия. Строевые приемы с оружием. Движение в строю в составе подразделения. Действия в составе знаменной группы. Действия в составе почетного караула. Управление строем при помощи сигналов. Выход из строя и возвращение в строй. Индивидуальная строевая подготовка.

5. Огневая подготовка.

История отечественного стрелкового оружия. Назначение стрелкового вооружения. История автомата Калашникова. Тактико-технические характеристики автомата Калашникова (АК -74 М). Принцип работы АК – 74 М. Основные части и механизмы АК – 74М и их назначение. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Отработка неполной разборки автомата Калашникова. Сборка оружия после неполной разборки автомата Калашникова. Тактико-технические характеристики пистолета Макарова (ПМ). Неполная разборка и сборка ПМ. Снаряжение  магазина АК – 74М. Ручные гранаты, их ТТХ и устройство. Отечественные гранатометы. Пистолеты – пулеметы. ТТХ снайперской винтовки Драгунова (СВД). Неполная разборка и сборка СВД. Прицелы и целеуказатели. Меры безопасности при ведении боевых стрельб. Практические стрельбы из лазерного оружия (ПМ, АК и винтовка).

6. Уставы ВС РФ.

История возникновения и предназначение уставов ВС РФ. Виды уставов ВС РФ. Основные положения строевого устава. Устав о Присяге и Боевом Знамени, порядок приведения к присяге. Обязанности военнослужащих. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих. Войсковые и корабельные воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и знаки различия. Основные положения устава гарнизонной и караульной служб. Обязанности часового. Обязанности разводящего. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте. Правила размещения военнослужащих. Дисциплинарный устав ВС РФ. Права и ответственность военнослужащих. Виды поощрений и наказаний военнослужащих.

7. Защита от оружия массового поражения (ЗОМП).

Виды оружия массового поражения.  Воздействие оружия массового поражения на окружающую среду и организм человека. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Защита от поражающих факторов ядерного оружия. Химическое оружие и виды отравляющих веществ (ОВ). Защита от ОВ. Бактериологическое (биологическое) оружие, его поражающие факторы и признаки его применения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожных покровов. Выполнение нормативов ЗОМП. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР), его назначение. Работа с ВПХР. Прибор ДП-5Б, его назначение. Работа с ДП – 5Б. Характеристика зажигательного оружия. Зажигательные вещества, их состав и боевые свойства. Способы и средства применения зажигательного оружия. Выполнение нормативов по использованию индивидуальных средств защиты.

8. История ВС РФ.

Зарождение и развитие пограничной стражи. Невская битва. “Ледовое побоище” и значение побед Александра Невского. Святой Благоверный князь Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва и ее значение. Начало формирования стрелецкого войска. Состав, структура и вооружение русской армии. Эпоха Петра Великого. Создание российского флота. Складывание офицерского корпуса. Создание военных учебных заведений. “Табель о рангах”. Александр Васильевич Суворов. Непобедимый генералиссимус. Жизнь и победы. Характеристика полководца. Федор Федорович Ушаков. Флотоводец и человек. Анализ одного из сражений. Отечественная война 1812 года. Бородино. Герои 1812 года. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и военное искусство. Дискуссия о роли полководца в военных действиях. Военно-учебные заведения Российской империи. Юнкерские училища, кадетские корпуса. Их значение и роль в истории России. Армия и власть. Взаимоотношения правителей России и армии. Создание РККА. Реформы Вооруженных сил и создание Советской Армии. Великая Отечественная война. Полководцы ВОВ.

9. Инженерная подготовка.

Защитные свойства местности.  Маскировка. Полевые фортификационные сооружения для личного состава (окопы, сооружения для наблюдения и укрытия). Оборудование одиночного окопа, парных окопов для стрельбы из автомата. Порядок действия военнослужащего при обнаружении взрывоопасных предметов. Проведение аварийно-спасательных работ. Требования безопасности при выполнении работ. Выполнение нормативов: «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств».

10. Физическая подготовка.

Гимнастика и атлетическая подготовка. Ознакомление и разучивание упражнений: № 3 (подтягивание на перекладине). Ознакомление и разучивание комплекса вольных упражнений № 1. Ознакомление и разучивание упражнения № 4 (поднимание ног к перекладине). Ознакомление и разучивание комплекса вольных упражнений № 2. Тренировка упражнения № 3 (подтягивание на перекладине). Тренировка комплекса вольных упражнений № 1. Легкоатлетический кросс. Ознакомление и разучивание упражнения № 18 (поднимание гири 16 кг). Комплексная тренировка на тренажерах и многопролетных гимнастических снарядах. Ознакомление и разучивание упражнения № 5 (подъем переворотом). Совершенствование техники перелезаний с опорой на руки, на бедро, на грудь (живот), «зацепом» и силой. Тренировка упражнения № 45 (челночный бег 4х100 м). Занятия на полосе препятствий. Совершенствование техники пролезания, передвижения в узких проходах, по узкой опоре и в проходах лабиринта. Совершенствование техники действий на разрушенном мосту, передвижение по балкам разрушенного моста и преодоление разрушенной лестницы. Тренировка упражнения № 46 (бег на 1 км). Совершенствование техники метания гранаты на точность. Тренировка упражнения № 43 (бег на 100 м). Совершенствование техники преодоления разрушенной лестницы, стенки фасада, траншеи и хода сообщения. Совершенствование техники приемов освобождения от захвата противником шеи сзади и спереди. Тренировка преодоления рва, лабиринта и разрушенного моста. Рукопашный бой. Ознакомление и разучивание приемов обезоруживания противника при ударе ножом сверху, снизу или прямо. Тренировка приемов защиты без оружия. Ознакомление и разучивание приемов защиты без оружия (защита от ударов ногой уходом в сторону).  Марш – бросок 5 км. Ознакомление, разучивание и тренировка упражнения № 52 (марш-бросок на 10 км). Подвижные спортивные игры. Командные спортивные игры.

III Основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков – 26 часов.

11. Медицинская подготовка.

Табельные индивидуальные средства медицинской защиты солдат: аптечка индивидуальная (АИ), пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный (ППИ), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-8). Аптечка войсковая (АВ). Предназначение, порядок и правила пользования ими. Понятие о ране. Виды кровотечений и их последствия. Особенности наложения повязок и средств для остановки кровотечения зимой. Шок и противошоковые мероприятия. Надевание противогаза на пострадавшего. Тренировка в проведении искусственного дыхания и непрямого массажа сердца и искусственного дыхания способом «изо рта в рот». Первая помощь при поражении электрическим током, молнией, утоплении, обвалах, удушении, укусах ядовитых змей и насекомых.

12. Основы здорового образа жизни.

О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практическое занятие). Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

IV. Военно - патриотические мероприятия.

V.   Военно - спортивные мероприятия.

VI. Однодневные и многодневные походы.

Список литературы, используемой при составлении программы:

1. ОБЖ: с 5 по 11 класс: учебники для ОУ/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, /под общей ред. А.Т. Смирнова/ М.: Просвещение, 2011г

2. История России с древнейших времен до конца XVII века. А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997

3. Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

4. Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005

5. Угрозы в современном мире. Учебное пособие под ред. Малышева В.П., Москва, изд. «Военные знания» 2005

6. Шпаргалка по военной подготовке. Автор: Лучков Н.А.,                 Вечканов В.Э.2005

7. Начальная военная подготовка: учебник А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин, Н.К. Ендовицкий и др.; под ред. Ю.А. Науменко, Москва, 1985

8. Техника выживания в экстремальных условиях/ Александр Стивелл – пер. с англ. Н. Григорьевой. – М.:ФАИР-ПРЕСС. 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ

Авторская программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ...

Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"

Программа по  патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование  клуба «Славяне»...

Программа военно-патриотического клуба «Русичи» МКОУ "Павловская средняя общеобразовательная школа"

В целях реализации программы «Патриотическое воспитание учащихся МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» в школе функционирует объединение военно-прикладного дела «Русичи».Программа ...

Программа военно-патриотического клуба "Поиск"

Военно-партиотический клуб поиск создан на базе МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара. Членами клуба являются учащиеся в возрасте 12 - 18 лет. Программа расчитана на 3 года (по 3 часа в неделю)....

Программа военно-патриотического клуба "Алые паруса"

Программа военно-патриотического Клуба «Алые паруса» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое восп...

Программа военно – патриотического клуба «Патриот»

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с акт...