Конспекты уроков по ОБЖ в 6 классе
план-конспект урока по обж (6 класс)

Стругалёва Марина Петровна

Служит опорой для проведения занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс: 6

Тема урока: «Автономное существование человека в природе».

Вид урока: Урок с элементами беседы.

Тип урока: Комбинированный(урок обобщения, систематизации и контроля знаний по разделу).

Цель урока:Ознакомить с понятием «автономное пребывание в природной среде» и его видами.

Задачи:

  1. изучить правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;
  2. формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи;
  3. развивать любознательность и совершенствовать творческие способности учащихся.

Оборудование:учебник ОБЖ 6 класс, ПК, проектор.

Используемая литература:«Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Применяемые методы обучения:словесный, наглядный, игровой (соревновательный).

Ход урока:

  1. Организационный момент. (5 мин)

Доброе утро! Давайте проверим отсутствующих. (Проверка посещаемости по журналу)

Сегодня у нас непростой урок, я расскажу вам о безопасном поведении и выживании в условиях автономного существования в природе. А в конце мы проведем викторину, поделившись на две группы.

  1. Изучение нового материала.(23 мин)

Автономное существование человека в природе — это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях. (Под запись).

Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определённое время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.(Под запись).

Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, в горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах всё, что имеется под рукой и что даёт окружающая природная среда. Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной — на возвращение к людям и привычной жизни.

Ребята, человек без пищи может прожить 60-70 дней, а без воды – не более 3-4 суток. Отсутствие воды в течение суток уже отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его волевые качества, вызывает быструю утомляемость.

Знаете, на какую часть человек состоит из воды? (Выслушать ответы)

Вода играет важнейшую роль в человеческом организме, составляет 2/3 массы тела и все физиологические процессы протекают в воде или при ее участии. Она разносит кислород и питательные вещества во все уголки организма, обеспечивает функциональную деятельность системы кровообращения, пищеварения и др. Поэтому обеднение организма водой ведет к нарушению жизнедеятельности, а обезвоживание свыше 10 % вызывает глубокие расстройства деятельности органов и систем, что может явиться причиной гибели. Средняя потребность человека в воде в районах с умеренной температурой составляет 1,5 – 2 л воды в сутки. При высокой температуре воздуха 4-6 л в сутки. Таким образом, водоснабжение является первостепенной проблемой в условиях автономии.

Давайте поговорим о советах по поиску воды и утолению жажды. (Под запись)

  • при ограниченных запасах воды установить жесткую норму потребления;
  • воду, добытую в стоячих, болотистых водоемах обязательно очищать и обеззараживать;
  • добывать воду при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков и т.п.;
  • для сохранения воды в организме надо больше находиться в тени;
  • не пить морскую воду.

Существуют множество способов получать пресную воду. В емкость надо налить грязную или морскую воду. Посреди емкости укрепить банку, обернутую тряпками, а полиэтиленовой пленкой накрыть емкость и обвязать по краям. В центре натянутой пленки надо положить камешек – ровно над банкой (Показ наглядного примера). На  солнце вода будет испаряться, оседая на пленке и стекать в банку.

Очистка воды с помощью естественного фильтра: выкопать ямку недалеко от края водоема, и она заполнится вскоре чистой водой. (Показ наглядного примера).

Очистить воду можно с помощью:

  • Кристалликов марганцево-кислого калия.
  • Настойка йода.
  • Для очистки воды можно использовать различные травы: ковыль, тысячелистник, полевую фиалку.
  • Самый доступный и надежный способ обеззараживания – КИПЯЧЕНИЕ.
  1. Работа с учебником. (7 мин)

Откройте учебник и выпишите ответы на следующий вопрос:

— Какие виды автономии бывают и в чём их различие?

  1. Закрепление материала с помощью викторины. (8 мин)

Давайте проведём викторину. За правильный ответ вы получаете фишку.

1.Как называют людей, совершающих туристические путешествия?(Турист)

2.Самый простой способ обеззараживания воды?(Кипячение).

3.Что разжигают туристы, чтобы согреется и приготовить пищу (Костер).

4.Какие средства из медицинской аптечки используют для очистки и обеззараживания воды?(Йод и марганцовка).

5.Прибор, при помощи которого определяют стороны света?(Компас).

6.Какую воду нельзя пить? (Морскую).

7. Сколько человек может прожить без воды? (3-4 суток).

8. Что нужно делать с найденной водой в автономии? (Очищать и обеззараживать).

(Подвести итоги викторины, назвать команду-победителя).

  1. Домашнее задание. (2 мин)

Теперь давайте запишем домашнее задание. Придумать кроссворд на тему «Автономное пребывание в природе»

Страница ученика.

Тема урока: «Автономное существование человека в природе». Автономное существование человека в природе — это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

Правила при добыче воды:

  • при ограниченных запасах воды установить жесткую норму потребления;
  • воду, добытую в стоячих, болотистых водоемах обязательно очищать и обеззараживать;
  • добывать воду при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков и т.п.;
  • для сохранения воды в организме надо больше находиться в тени;
  • не пить морскую воду.

Работа с учебником: Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Литература и интернет-источники

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.[72 c.]
  2. http://survivalbook.ru/biblioteka-vyzhivalshhika/sposoby-avtonomnogo-vyzhivaniya-cheloveka-v-prirode/Библиотека способов автономного выживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...