Конспекты уроков по ОБЖ в 6 классе
план-конспект урока по обж (6 класс)
Служит опорой для проведения занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автономное существование человека в природе | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Класс: 6
Тема урока: «Автономное существование человека в природе».
Вид урока: Урок с элементами беседы.
Тип урока: Комбинированный(урок обобщения, систематизации и контроля знаний по разделу).
Цель урока:Ознакомить с понятием «автономное пребывание в природной среде» и его видами.
Задачи:
- изучить правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;
- формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи;
- развивать любознательность и совершенствовать творческие способности учащихся.
Оборудование:учебник ОБЖ 6 класс, ПК, проектор.
Используемая литература:«Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Применяемые методы обучения:словесный, наглядный, игровой (соревновательный).
Ход урока:
- Организационный момент. (5 мин)
Доброе утро! Давайте проверим отсутствующих. (Проверка посещаемости по журналу)
Сегодня у нас непростой урок, я расскажу вам о безопасном поведении и выживании в условиях автономного существования в природе. А в конце мы проведем викторину, поделившись на две группы.
- Изучение нового материала.(23 мин)
Автономное существование человека в природе — это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях. (Под запись).
Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определённое время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.(Под запись).
Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, в горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.
В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах всё, что имеется под рукой и что даёт окружающая природная среда. Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной — на возвращение к людям и привычной жизни.
Ребята, человек без пищи может прожить 60-70 дней, а без воды – не более 3-4 суток. Отсутствие воды в течение суток уже отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его волевые качества, вызывает быструю утомляемость.
Знаете, на какую часть человек состоит из воды? (Выслушать ответы)
Вода играет важнейшую роль в человеческом организме, составляет 2/3 массы тела и все физиологические процессы протекают в воде или при ее участии. Она разносит кислород и питательные вещества во все уголки организма, обеспечивает функциональную деятельность системы кровообращения, пищеварения и др. Поэтому обеднение организма водой ведет к нарушению жизнедеятельности, а обезвоживание свыше 10 % вызывает глубокие расстройства деятельности органов и систем, что может явиться причиной гибели. Средняя потребность человека в воде в районах с умеренной температурой составляет 1,5 – 2 л воды в сутки. При высокой температуре воздуха 4-6 л в сутки. Таким образом, водоснабжение является первостепенной проблемой в условиях автономии.
Давайте поговорим о советах по поиску воды и утолению жажды. (Под запись)
- при ограниченных запасах воды установить жесткую норму потребления;
- воду, добытую в стоячих, болотистых водоемах обязательно очищать и обеззараживать;
- добывать воду при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков и т.п.;
- для сохранения воды в организме надо больше находиться в тени;
- не пить морскую воду.
Существуют множество способов получать пресную воду. В емкость надо налить грязную или морскую воду. Посреди емкости укрепить банку, обернутую тряпками, а полиэтиленовой пленкой накрыть емкость и обвязать по краям. В центре натянутой пленки надо положить камешек – ровно над банкой (Показ наглядного примера). На солнце вода будет испаряться, оседая на пленке и стекать в банку.
Очистка воды с помощью естественного фильтра: выкопать ямку недалеко от края водоема, и она заполнится вскоре чистой водой. (Показ наглядного примера).
Очистить воду можно с помощью:
- Кристалликов марганцево-кислого калия.
- Настойка йода.
- Для очистки воды можно использовать различные травы: ковыль, тысячелистник, полевую фиалку.
- Самый доступный и надежный способ обеззараживания – КИПЯЧЕНИЕ.
- Работа с учебником. (7 мин)
Откройте учебник и выпишите ответы на следующий вопрос:
— Какие виды автономии бывают и в чём их различие?
- Закрепление материала с помощью викторины. (8 мин)
Давайте проведём викторину. За правильный ответ вы получаете фишку.
1.Как называют людей, совершающих туристические путешествия?(Турист)
2.Самый простой способ обеззараживания воды?(Кипячение).
3.Что разжигают туристы, чтобы согреется и приготовить пищу (Костер).
4.Какие средства из медицинской аптечки используют для очистки и обеззараживания воды?(Йод и марганцовка).
5.Прибор, при помощи которого определяют стороны света?(Компас).
6.Какую воду нельзя пить? (Морскую).
7. Сколько человек может прожить без воды? (3-4 суток).
8. Что нужно делать с найденной водой в автономии? (Очищать и обеззараживать).
(Подвести итоги викторины, назвать команду-победителя).
- Домашнее задание. (2 мин)
Теперь давайте запишем домашнее задание. Придумать кроссворд на тему «Автономное пребывание в природе»
Страница ученика.
Тема урока: «Автономное существование человека в природе». Автономное существование человека в природе — это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Правила при добыче воды:
- при ограниченных запасах воды установить жесткую норму потребления;
- воду, добытую в стоячих, болотистых водоемах обязательно очищать и обеззараживать;
- добывать воду при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков и т.п.;
- для сохранения воды в организме надо больше находиться в тени;
- не пить морскую воду.
Работа с учебником: Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
Литература и интернет-источники
- «Основы безопасности жизнедеятельности». 6 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.[72 c.]
- http://survivalbook.ru/biblioteka-vyzhivalshhika/sposoby-avtonomnogo-vyzhivaniya-cheloveka-v-prirode/Библиотека способов автономного выживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...