Программа Страна светофория
рабочая программа по обж
Программа Страна светофория
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yuid_svoya_2021_so_skan_planom.doc | 437.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма МОУ «Лапшинская ООШ» |
Основание для разработки программы | В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их в результате чего увеличились случаи ДТП. |
Руководитель отряда | Кузнецова Н. А– учитель ОБЖ |
Цель Программы | Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации программы | Один год |
Ожидаемые результаты | Сокращение количества ДТП с участием обучающихся. Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД . Повышение уровня теоретических знаний по ПДД . Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения; повысить дорожную грамотность учащихся; Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой; Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге. Умение безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог. Правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте. Оказывать (по возможности) неотложную медицинскую помощь. Систематизировать знания по ПДД Участвовать в школьных мероприятиях по ПДД. Участвовать в школьном конкурсе «Безопасное колесо». |
УУД | ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; умение регулировать свое поведение в соответствии с познанными нормами и требованиями, предъявляемыми обществом и государством к участникам дорожного движения ответственно относиться к собственной безопасности и безопасности других участников движения выполнять основные правила дорожного движения убеждённость в необходимости изучения курса ПДД; могут быть сформированы: интерес к деятельности общественных объединений и государственных служб по безопасности дорожного движения ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: безопасно переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения. передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода пользоваться сигналами светофора и регулировщика правильно пользоваться общественным транспортом. соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде правильно читать основные дорожные знаки соблюдать меры предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, и др. Познавательные Учащиеся научатся: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников анализировать, сравнивать явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений Коммуникативные Учащиеся научатся: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь. |
Пояснительная записка.
Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Необходимо заметить, что за последние пять лет, в связи с увеличением количества транспорта, обстановка на дорогах значительно усложнилась. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.
Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное — неуклонно выполнять.
Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети. Перед фактом продолжающегося увеличения автотранспорта на дорогах крайне необходимо единение государственных органов, общественных институтов, семьи в борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Отличительные особенности программы.
1. Данная программа обеспечивает непрерывность обучения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям на улицах и дорогах.
2. Обязательные принципы в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении:
Взаимодействие учреждений образования с социально-педагогической средой;
- Учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
1.Общие положения программы
1.1 Программа рассчитана на проведение мероприятий по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
1.2 Участниками программы являются учащиеся 5 – 9 классы, педагоги, родители, работники ГИБДД.
2. Цели и задачи программы:
Цель: Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения.
Задачи: Исходя из данной цели, основными задачами программы являются:
- выработка у школьников активной жизненной позиции;
- закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
- привлечение школьников к участию в пропаганде БД на улицах и дорогах сверстников;
- расширение технического кругозора детей, реализация их творческих способностей;
- участие отрядов ЮИД в проведении соревнований «Безопасное колесо».
- активизация деятельности школы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;
- обобщение и распространение современных педагогических технологий, опыта наиболее эффективной работы классных руководителей по организации образовательного процесса в области безопасности движения;
- создание системы общешкольных мероприятий по профилактики дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
- организация методической помощи классным руководителям и родителям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными организациями по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Концептуальные подходы
Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни в городе навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения Правил дорожного движения.
Исследования психологов показали, что улица и транспорт – это элементы окружающей среды и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия. И в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.
Познавательные программы, турниры, олимпиады, соревнования, развлекательные, занимательные и подвижные игры являются важным звеном в методиках интенсивного обучения детей Правилам дорожного движения. Их основная цель – смена деятельности, обучение и общение на новом уровне, полноценный и эффективный психологический отдых.
Особое внимание в работе с детьми следует уделять моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровыми формами в целях лучшего усвоения и закрепления получаемых знаний.
Главным в воспитательном процессе безопасного поведения на дорогах является формирование у детей уважительного отношения к Закону дороги, осознания объективной целенаправленности и необходимого выполнения правил и требований дорожного движения и выработки у них стереотипов безопасного поведения.
4. Нормативно правовая база программы.
Закон РФ « О безопасности дорожного движения»
Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Конституция РФ (1993 г.)
Правила дорожного движения. Российской Федерации – Москва, Издательский Дом Третий Рим, 2001 г.
5. Методическое обеспечение программы
1. Методическое пособие. «Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма». Москва «Третий Рим», 2007.
2. Коллекция видео мультфильмов, фильмов, роликов по темам ПДД.
3.Ресурсы Интернета.
6. Ожидаемый результат
Выполнение задач стоящих перед программой позволит:
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД .
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД
Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;
Повысить дорожную грамотность учащихся;
Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
Умение безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.
Правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.
Оказывать (по возможности) неотложную медицинскую помощь.
Систематизировать знания по ПДД.
Участвовать в школьных мероприятиях по ПДД.
Участвовать в школьном конкурсе «Безопасное колесо».
7. Учет возрастных особенностей в программе воспитания
Естественно, что Программа профилактики ДТТ рассчитана на весь контингент учащихся с 1 по 9 класс. Но, работая в коллективе школьников, мы строим воспитательную работу с учетом возрастных особенностей детей. Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности. Поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивных состязаниях, конкурс «Безопасное колесо» и многое другое, - вот именно то, что способствует социализации подростка. В старшем школьном возрасте - это конкурсы - КВН, участие в работе агитбригады, шефская работа позволяют наиболее полно раскрыться и проявить свои способности. Педагогический коллектив в целом является одним из важных звеньев. Именно учителя осуществляют основную деятельность по пропаганде правил дорожного движения, профилактике ДТП.
В работе с учителями мы используем такие формы:
Инструктивно-методическая работа.
Обмен опытом.
Выставки методической литературы.
8. Повышение квалификации педагогов
Классный руководитель – это педагог, непосредственно работающий с детьми, их родителями. Именно от него зависит, как будет осуществляться работа по профилактике ДТП, пропаганде ПДД. Будет ли налажен контакт и взаимодействие с родителями. Классный руководитель организует коллективную деятельность в классе, взаимодействие с родителями, социальным педагогом, работникам ГИБДД. В МОУ организована деятельность методического объединения классных руководителей, проводятся семинары по наиболее актуальным темам, совещания по решению текущих проблем, по обмену опытом. Совместно с ГИБДД ведется работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Проводятся встречи, «круглые столы» с инспекторами ГИБДД.
9. Работа с родителями
Главенствующую роль в обучении безопасному движению должна играть семья. Прежде всего, потому, что модель грамотного, безопасного для него самого и окружающих поведения на улице и дороге ребенок усваивает в дошкольном возрасте, когда рядом с ним самые близкие люди — родители. В первую очередь — мама. Но практика показала, что и сами родители часто не знают элементарных правил дорожной безопасности, возрастных особенностей детской психики. Как и чему научат они детей?
Возможно, нам сегодня может пригодиться зарубежный опыт борьбы с детским дорожно-транспортным травматизмом. Стоит изучить достижения английских и японских детских клубов безопасного движения, где еще с дошкольного возраста начинают воспитывать будущих грамотных участников движения.
Во-первых, повторимся, потому, что именно в дошкольном и школьном возрасте ребенок наиболее восприимчив и готов к формированию устойчивых привычек. Во-вторых, потому, что учитель ежедневно встречаясь с ребенком и часто с родителями, имеет больше возможности работать с ними даже несколько минут («Минутки безопасности») А это значит, ему проще найти время для методически грамотного обучения детей и их родителей.
Мы должны научить и детей, и родителей безопасному поведению на дороге — а это возможно при условии знания и выполнения ими Правил дорожного движения, а также умения правильно оценить дорожную ситуацию.
В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма весьма серьезна, и то, что необходимо прививать детям навыки поведения на дорогах, понимают многие родители. Но для детей заучивать любые правила — занятие довольно скучное, поэтому обучать правилам дорожного движения наиболее актуально в игровой познавательной форме, на практике, т.е. – на улице с вовлечением в конкретную дорожную ситуацию: когда ребенок идет в школу, с родителями в гости, в магазин и т.д. Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также должна проводиться определенная работа: беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.
Родители – важные союзники в Программе оздоровления детей. Вовлечение родителей в работу предусматривает следующие виды деятельности:
Родительские собрания по вопросам ПДД.
Привлечение родителей к участию в УВП.
Пропаганда среди родителей правил дорожного движения.
Профилактика вредных привычек др.
10. Наглядные пособия, оборудование и инвентарь,
используемые в работе с учащимися
10.1. Дополнительные материалы:
слайдовые презентации, видеофильмы;
раздаточный материал по теме;
детская художественная, методическая литература.
Видеоролик «Дорога и дети»
Мультфильмы о необходимости применения детских удерживающих средств.
Мультфильм «Приключения Оранжика».
10.2. Имидж Юных инспекторов движения
Отряд Юных инспекторов движения имеет название, девиз, эмблему, текст клятвы, «журнал летоисчисления», законы организации жизнедеятельности, Члены отряда – удостоверения.
Наш девиз.
До всех мальчишек и девчонок
По ПДД мы знания донесем!
Мы – за безопасное движение
И школу мы не подведем!
КЛЯТВА
Я, (фамилия, имя), вступая в члены юных инспекторов движения, клянусь:
- быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;
- непримиримо относиться к нарушителям правил дорожного движения;
- всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
- хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят.
Для выполнения возложенных на меня обязанностей постоянно совершенствовать:
- свои знания, посещать школьный клуб ЮИД;
- вырабатывать и закалять волю;
- активно участвовать в работе отряда ЮИД;
- знать о славных и героических делах государственной автомобильной инспекции, государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Быть верным помощником работников ГИБДД, с честью и достоинством носить звание члена отряда ЮИД.
11. Блоки Программы.
11.1. . Организация работы отряда ЮИДД
11.2.. План работы отряда ЮИДД
11.3. Выборы командира отряда. Распределение обязанностей. Оформление уголка отряда.
11.4. Помощь первоклассникам в составлении маршрутов «Дом - Школа – дом».
11.5. Проведение конкурса рисунков и плакатов «Дорога и дети».
11.6. Посвящение первоклассников в пешеходы.
11.7. Проведение зачетов на знание ПДД 1 – 9 классах.
11.8.. Викторина «Знатоки ПДД» (члены отряда ЮИД).
11.9. Игра по станциям для учащихся 1-4 классов «Школа пешеходов».
11.10. Участие в конкурсе отрядов ЮИД «Безопасное колесо».
11.3. Работа с родителями (включенность родителей в реализацию программы)
11.3.1. Проведение родительских собраний по тематике ПДД
11.3.2. Составление и распространение памяток ребенок и дорога
11.3.3. Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера
11.3.4. Совместные праздники, конкурсы
11.4. Методическая работа
11.4.1. Создание методической копилки инноваций педагогов школы; разработки мероприятий, тематических вечеров, праздников, памяток, контрольно-диагностических материалов.
11.4.2. Консультации для классных руководителей по проведению классных часов по следующим темам: «Маршрут дом - школа - дом»; «Дорожные знаки»; «Дорожная разметка»; «Сигналы светофора»; «Проезд перекрестков»
11.5. Закрепление знаний по ПДД
11.5.1. Оформление маршрутных листов «Дом - Школа – дом»;
11.5.2. Конкурс рисунков и стенгазет «Как вести себя на дороге»;
11.5.3. Игра «Безопасное колесо»;
11.5.4. Праздник «Мой друг – светофор»;
11.5.5. Посвящение первоклассников в пешеходы
11.5.6. Проведение уроков по ПДД
12. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОТРЯДА ЮИДД:
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 1 -го по 9- й класса должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в селе;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
13. Сроки реализации программы.
01.09.2020 – 30.05. 2021.
14. Условия реализации программы.
Место проведения (учебные комнаты, спортивный зал).
Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и напольные игры по ПДД, канцтовары и др.).
Кадровое обеспечение (инструкторы, вожатые, инспектор ГИБДД, классные руководители)
Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по ПДД, подшивка газет «Добрая дорога детства» и др.).
15. Учебно - тематический план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие: "Путешествие в страну Светофорию".
Внеклассное мероприятие: "Путешествие в страну Светофорию"....
Спектакль по ПДД для 2-4 кл. «Приключения в стране Светофории»
Знакомство с правилами дорожного движения, дорожными знаками. В сценарии использованы стихи, частушки, песни, посвященные правилам дорожного движения....
Спектакль по ПДД для 2-4 кл. «Приключения в стране Светофории»
Знакомство с правилами дорожного движения, дорожными знаками. В сценарии использованы стихи, частушки, песни, посвященные правилам дорожного движения....
Сценарий развлекательно-игровой программы по ПДД «Путешествие в страну Светофорию»
Данное мероприятие разработано для детей начальной школы. В игровой форме у них формируется представление о правилах безопасного поведения на дороге. Мероприятие не требует значительных финансовых зат...
Игровая программа по правилам дорожного движения для младших школьников «Путешествие в страну Светофорию»
Сценарий игровой программы по правилам дорожногоь движения для младших школьников " Путешествие в страну Светофорию"...
Разработка программы отряда ЮИД "Страна Светофория"
Разработка программы отряда ЮИД "Страна светофория". С КТП...
Программа ЮИД "Страна Светофория"
Программа разработана для учащихся основной общеобразовательной школы....