Учебно-методическое пособие "Пожарная безопасность"
план-конспект урока по обж (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Учебно-методическое пособие "Пожарная безопасность" содержит цели, задачи, план обучения,разработки уроков по обучению правилам пожарной безопасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uch-metod_posobie_pozh_bez-t.docx | 40.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Учебно-методическое пособие
Автор – составитель:
Грибанова Наталья Иосифовна,
преподаватель-организатор
безопасности жизнедеятельности
Содержание
Введение
Пояснительная записка
Тематический план
Примерное содержание программы
Разработки уроков
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно на земном шаре возникает более пяти миллионов пожаров, От которых погибает несколько десятков тысяч человек и уничтожается материальных ценностей на десятки миллиардов денежных единиц (не считая бесценных уникальных памятников истории и культуры). Огромный урон природе наносит огонь в лесах и на торфяниках, а также пожары аварийных нефтегазовых фонтанов. В 21 веке огненная стихия стала настоящим бедствием для человечества. Только в России в среднем ежегодно регистрируется более 300 тыс. пожаров, которые причиняют ущерб на общую сумму свыше 250 млрд. рублей. В них погибает около 15 тыс. человек.
Актуальность проблемы, которая повышает уровень безопасности человека, сегодня очевидна. Решение этой проблемы возможно только через образование. Необходимо обучать всех людей, особенно подрастающее поколение. Образовательная область программно - методического пособия «Пожарная безопасность» предназначена для формирования цельного представления об пожароопасных ситуациях.
Основная задача пособия – подготовить к безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также оказание первой медицинской помощи при ожогах.
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального закона России «О пожарной безопасности» является пропаганда знаний, информирование населения, обеспечение правильных действий населения в случае возникновения пожаров. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуру всего населения в области безопасности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности. Изучение, формирование умений, навыков, способов предотвращения и безопасного поведения при возникновении пожаров.
Цели:
- формирование знаний об основах пожарной безопасности
- воспитание чувства ответственности за обеспечение противопожарной защиты в бытовой среде
- развитие качества личности для обеспечения безопасного поведения при пожарах
- овладение умениями определять причины пожаров и правильно
действовать в случае их возникновения.
Реализация программы позволит:
• сформировать у учащихся научно обоснованную систему понятий,знаний;
• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни;
Структурно программа состоит из двух разделов и восьми тем.
Раздел I «Основы теоретических знаний пожарной безопасности». Общие сведение о процессах горения. Свойства веществ. Опасные факторы пожара. Причины возникновение пожаров. Средства пожаротушения.
Раздел II «Действия и правила поведения при пожарах».
Действия и правила поведения при пожарах в домах , культурно-бытовых зданиях, на пожароопасных объектах. Действия и правила поведения при лесных пожарах.
Тематический план
№ темы | Наименование раздела и темы | Кол-во часов | Примечание |
| 3 | ||
1 | Общие сведение о горении. Опасные факторы пожара. | 1 | 5,7,8 класс |
2 | Причины возникновение пожаров | 1 | 5,7,8 класс |
3 | Средства пожаротушения. | 1 | 5 класс |
| 5 | ||
1 | Правила поведения при пожарах | 2 | 5-8 класс |
2 | Действия и правила поведения при лесных пожарах. | 1 | 7 класс |
3 | Практические занятия. Способы эвакуации, оказание первой медицинской помощи при ожогах | 2 | 5-8класс |
Примерное содержание программы
- Основы теоретических знаний, пожарной безопасности.
- Классификация веществ, при горении.
- Развитие опасных факторов в процессе горения и их характеристики.
- Причины пожаров
- Виды средств пожаротушения (огнетушители, подручные средства тушения).
- Действия и правила поведения при пожарах.
- Действия и правила поведения при пожарах в домах проживание, культурно - бытовых зданиях, на пожароопасных объектах.
- Способы эвакуации.
- Виды огнетушителей.
- Действия и правила поведения при лесных пожарах.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Урок №1. Пожары в жилище
Цели:
- ознакомление с представлением об опасных факторах пожара;
- изучение причин пожаров:
- воспитание чувства важности сохранения своего здоровья.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала.
Что такое пожар?
Пожар - не контролируемый процесс горения.
Условия пожара - источник воспламенения, горючий материал, окислитель (кислород).
Опасные факторы пожара:
Ядовитый дым, высокая температура, плохая видимость, поражения электротоком, обрушение конструкций. Причины пожаров.
Шалости с огнём, короткое замыкание в электросети, оставленные включенными в сети электроприборы, перегрузка сети, неосторожное обращение с открытым огнем, неосторожность с петардами, фейерверками, хранение легковоспламеняющихся жидкостей.
Загадки:
Что бывают
Если птички
Зажигают дома спички? (пожар)
Шипит и злится, (огонь)
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. ( огонь)
Летела мошка-
Осиновая ножка.
На стог села-
Все сено съела. ( спичка)
3. Закрепление изученного материала
- назовите условия пожара;
- чем опасна плохая видимость при пожаре?
- что является причиной пожара?
4. Итог урока.
Домашнее задание: стр. 34-36. Факты, события за неделю по России, области, городу.
Урок №2. Правила поведения при пожаре
Цель:
- ознакомление учащихся с правилами поведения при пожаре;
- отработка навыков эвакуации в школе, в культурно-массовых местах.
Методическое оснащение: плакаты, кинофильм.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Опрос домашнего задания.
Тест
1 .Пожар это-
а) процесс горения вещества,
б) контролируемый процесс горения
в) неконтролируемый процесс горения.*
2. Ядовитый дым сильнее при горении
а) синтетических материалов;* б) дерева;
в) природных ископаемых.
3. Пожар возникает чаще по вине
а) природных явлений; б) человека*
4. При пожаре усиливает горение
а) кислород;* б) азот;
в) углекислый газ.
5. При работе электроприборов возникает
а) дым; б) отключение света;
в) короткое замыкание.*
Работа с фактами, событиями (сообщения учащимися дополнительного материала)
3. Изучение нового материала.
- Обязательные действия. Вызов пожарной охраны по телефону 01 (назвать что горит, точный адрес, фамилию). Покинуть горящее помещение, предупредив окружающих. Встреча пожарных, Если огонь небольшой, попробуйте справиться с ним самостоятельно (подручными средствами).
- Нежелательные действия. Распахивать окна и двери (кислород способствует горению), близко подходить к огню, тушить электробытовые приборы, включенные в сеть, поддаваться панике.
- Средства тушения пожаров. Огнетушители (порошковые, углекислотные, химические пенные). Пожарные краны (красный цвет шкафа надпись «ПК», песок, вода, плотная ткань). Нарисовать в тетради средства тушения пожаров.
4. Закрепление изученного материала.
Составить памятку, правила поведения при пожаре
ДЕЙСТВИЯ | РЕКОМЕНДАЦИИ | РИСУНОК |
Домашнее задание: заполнить таблицу стр.40-45.
Урок №3. Средства пожаротушения.
Цели:
- ознакомление с основными видами огнетушителей;
- изучение использования средств тушения пожаров.
Методическое обеспечение: огнетушитель пенный, плакаты.
Ход урока
- Организационная часть урока
- Выявление знаний о подручных средствах тушения пожаров.
-Назовите, что можно тушить водой?
-Какие природные материалы можно применить для тушения пожара?
3. Изучение нового материала. Виды огнетушителей:
химический пенный (тип ОХП-10), углекислотные (типы ОУ-2, ОУ-5), порошковый (типы ОП-1, ОП-2, «Момент»).
Показ работы огнетушителя химического пенного (тип ОХП-10).
Огнетушитель химический пенный (тип ОХП-10), применяется для тушения твердых горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Для приведения в действие необходимо:
- прочистить спрыск шпилькой;
- повернуть рукоятку на 180 градусов по часовой стрелке;
- правой рукой взяться за ручку, левой за днище и встряхнуть;
- направить струю пены на очаг загорания.
Время действия огнетушителя - 1 минута, длина струи - 6 метров.
- Закрепление изученного материала.
Назовите виды огнетушителей, их особенности.
Отработка навыков с огнетушителем (тип ОХП-10).
Домашнее задание: стр.150.
Урок №4. Лесные пожары.
Цель:
- ознакомление с классификацией лесных и торфяных пожаров.
- усвоение причин возникновения и последствия лесных и торфяных пожаров.
Методическое обеспечение: карта России, плакаты, видеофильм.
Ход урока
1. Организационная часть урока
2. Выявление знаний о пожарах.
- Что такое пожар?
- Какие опасные факторы пожара вы знаете?
-Чем опасны лесные пожары?
- Изучение нового материала.
Русский лес!
Пенье птиц и тишина...
Зов ветров и ширь полей.
Лучше не найти, поверь!
Это все твое, и ты -
Властелин своей земли!
Рассмотреть по карте районы, покрытые лесами.
Лесной пожар - неконтролируемое горение растительности, распространяющее по лесной территории.
Классификация лесных пожаров.
Низовой - лесной пожар, распространяющийся по нижнему ярусу растительности (устойчивый, беглый).
Верховой пожар - лесной пожар, распространяющийся по верхнему ярусу лесного массива (устойчивый, беглый).
Подземный или торфяной пожар – пожар, возникающий в торфяном слое, находящемся в почве на глубине (беспламенное горение, низкая скорость продвижения, большое количества тепла).
Просмотр видеофильма 10 мин.
Учащиеся приводят примеры из просмотренного фильма.
Причины пожаров: 93% возникает по вине человека, 7% - по природным стихийным бедствиям.
Первичные поражающие факторы лесных пожаров являются огонь, высокая
температура воздуха, ядовитые газы, задымления, обрушение деревьев.
Вторичные поражающие факторы - промышленные объекты, и населенные пункты.
4. Закрепление изученного материала.
- Чем отличается лесной пожар от пожара в жилище?
- Назовите виды лесных пожаров?
- Чем характеризуется подземный пожар?
Домашнее задание; стр. 109-116, составить презентацию о лесных пожарах.
Урок №5. Правила безопасного поведения при лесных пожарах
Цель:
- ознакомление с безопасным поведением в лесу.
- отработка различных способов действий выхода из опасной зоны.
Ход урока
1. Организационная часть
2. Фронтальный опрос:
- Назовите виды лесных пожаров.
- Назовите особенность подземных пожаров.
- Перечислите первичные поражающие факторы лесных пожаров.
3. Изучение нового материала
Опасные условия (высокая температура воздуха, наличие сухой травы, деревьев).
Правила поведения в лесу:
Не разводите костер в жаркую погоду, не бросайте горящие спички в сухую траву, не оставляйте в лесу стекло.
В случае пожара срочно определите место укрытия от огня (ямы, овраги).
Выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня
навстречу ветру. Защитите органы дыхания. Нельзя бежать в загоревшейся одежде!
Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.
Отработка действий:
Класс делится на две команды, каждая получает карточки- задания (показать жестами).
Задания: Вы находитесь в лесу (тайга) почувствовали запах дыма. Ваши действия.
Задания: Вы находитесь, в лесной зоне возник пожар из-за костра. Ваши действия.
Домашние задание: стр. 120-123, составить памятку «Правила безопасного поведения при лесных пожарах»
Урок №6. Пожары и взрывы на взрывопожарных объектах.
Цель:
-ознакомление с понятиями о пожаро- и взрывоопасных объектах;
- закрепление понятия о пожарах и взрывах;
- воспитание ответственности за свою жизнь.
Методическое обеспечение: видеофильм, плакаты
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Изучение нового материала.
Пожары и взрывы, главные источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Они чаще всего возникают на пожаро- и взрывоопасных объектах, а также:
- в зданиях жилого и социально- бытового назначения, на коммуникациях промышленных объектов;
- на объектах добычи, переработки и хранения горючих и взрывчатых веществ;
- в шахтах, в метро;
Пожар - неконтролируемый процесс горения веществ и горючих материалов.
Взрыв - реакция горения, при которой скорость выделения теплоты превышает скорость ее рассеяния.
Горение - физико-химический процесс превращения горючих веществ и
материалов в продукты сгорания, при котором выделяется тепло, дым и световое излучение.
Условия пожара: горючие вещество и материалы; окислитель (кислород), источник воспламенения.
Группы возгораемости материалов: горючие (древесина, битум, пластмасса),
трудногорючие (древесноволокнистые, древесно-стружечные плиты), негорючие (кирпич, металл, гипс, мрамор, гранит).
Просмотр видеофильма.
3. Закрепление изученного материала
- дайте определение взрывопожарным объектам.
- назовите отличие между пожаром и взрывом.
- назовите группы возгораемости материалов.
Домашние задание: стр.21-32, реферат.
Урок №7. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов
Цель:
- получение знаний в области пожарной безопасности;
- воспитание ответственности за свою жизнь.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
-Какие объекты являются взрывопожарными?
-Назовите группы возгораемости материалов.
-Дайте определение пожарам и взрывам.
-Работа по рефератам.
2 Изучение нового материала.
Правила:
- малые очаги возгорания можно потушить средствами пожаротушения;
- покинуть помещение согласно плану эвакуации в наветренную сторону; сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану (назвав точный адрес, свою фамилию);
- защитить органы дыхания, сохранять самообладание, способность быстро оценивать обстановку и правильно принимать решения.
Самостоятельная работа: Составить памятку для учащихся 1-4 класс.
Домашние задание: стр.43-45.
Урок №8. Эвакуация
Цель:
- закрепление знаний, умений, навыков;
- воспитание ответственности за жизнь близких и свою.
Эвакуация проводиться в течение учебного года 9 раз (один раз в месяц) согласно плана эвакуации учебного заведения.
Тема урока №9. Обработка термических, химических ожогов
Цель: Обучение обработке ожогов на месте происшествия.
Инструктаж указаний | Самоконтроль | Типичные ошибки |
1 .Правила обработки | Помощь оказывать | Нельзя! |
ожога без нарушения | чистыми руками, | Смазывать обожженную |
целостности ожоговых | соблюдать | поверхность маслами и |
пузырей. | осторожность | жирами. |
Поставить под струю | при использовании | |
холодной воды на 10- | растворов кислот и | |
15минут или | щелочей. | Запрещается! |
приложить холод на | Не допускать | Промывать водой, |
20-30 минут. | нарушения | бинтовать обожженную |
2. Правила обработки | целостности пузырей. | поверхность. |
ожога с нарушение | ||
целостности ожоговых | ||
пузырей и кожи. | Недопустимо! | |
Накрыть сухой чистой | Использовать | |
тканью, поверх ткани | сильнодействующие и | |
приложить холод. | концентрированные | |
3. При поражениях | растворы кислот и | |
агрессивной | ||
Жидкостью (кислотой, | щелочей для реакции | |
щелочью) - промывать | нейтрализации на коже | |
под струей холодной | пострадавшего. | |
воды до прибытия | ||
« Скорой помощи» |
При проведении урока использовать инструкционную карту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате реализации программно - методического пособия «Пожарная безопасность» достигается:
- получение теоретических знаний об опасных ситуациях,
- воспитание ответственного отношения к своей жизни;
- освоение знаний о процессах горения, свойствах материалов;
- овладение умениями предвидеть, избегать опасность, оказывать само и взаимопомощь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О пожарной безопасности».
2. Журнал «Пожарное дело » 2003, 2005г.
3. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.- 1999-2001-№ 10.
4. Смирнов А.Т., Литвинов E.H. Основы безопасности жизни. Учебник для учащихся 5, 7, 8 классов.
5. Учебно-методический кабинет htt://ped-kopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»
Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Раду...
Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»
Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Раду...
Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!»
Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!» для детей начальной школы 6 - 10 лет....
Учебно-методическое пособие "Безопасность детей на железнодорожном транспорте"
Учебно-методическое пособие для проведения занятий с учащимися 5-9 классов...
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ
Учебно-методическое пособие. г.Славянск-на-Кубани. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа «Белая ладья» 2015г. – 2...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОП.08«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее - УМКД) «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ТМБ №67 по специальностям СПО: 0725...
Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности» в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.
Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности» в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся....