Формирование современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности
статья по обж
В статье использованы материалы из следующих источников:
Литература
1. Министерство образования. Оценка качества подготовки выпускников по ОБЖ. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук. Москва. Дрофа 2010 г.
2. Ю.А. Иванов. Лекции по ЛБТ.
3. Журнал. Военные знания №8 (1999 г.). Ю.А. Иванов. Чего не хватает в курсе ОБЖ?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности.
Курс ОБЖ в современной школе необходим, так как школа должна давать не только обширные знания, но и нести ответственность за безопасность жизни и здоровья детей, учить грамотным действиям в ЧС. Мы живём в обществе, подвергнутом суровым испытаниям. Вопрос выживания остро встал на повестку дня. Опасности, окружающие нас, являются неотъемлемой частью общества. Большинство угроз исходят от человека. Это агрессивный, неразумный тип людей. Назрела историческая потребность изменить человека, стиль его поведения, осуществить формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности. Поэтому наиболее актуальной целью общества и всей системы обучения и воспитания становится формирование нового поколения людей, личностей безопасного типа, способных к более продуктивной целеустремленной деятельности по сохранению своего физического и духовного здоровья, природы, проявляющих постоянную активность в поддержании безопасного общественного и личного бытия. ЛБТ - это личность безопасная для себя, окружающих, среды обитания, ориентированная на созидание и развитие, способная к защите себя, социума, природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков, умений. ЛБТ - личность законопослушная, при условии лигитивности власти, имеющая общинно - коллективистские мотивы, побуждающие человека к жизнедеятельности в традициях, взаимной помощи, милосердия, исключающая получение корысти из затруднений и слабости окружающих людей; не допускающая проявление жестокости, агрессивности и хищнического отношения к природе. Это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, своё гуманистическое предназначение; стремящийся жить в гармонии с самим собой, окружающими, природой, берущий на себя ответственность за всё живое и неживое на земле; уважающий традиции, историю общества, в котором живет, сложившуюся в нем систему ценностей, законов. ЛБТ обладает: высоким интеллектом, глубиной чувств, волей, способностью к духовному и физическому саморазвитию и самосовершенствованию, потребностью к труду, пониманию личностной значимости. ЛБТ способна погашать источник угрозы своему и иному существованию, в самом себе; предупреждать напряженность в повседневном общении и строить своё поведение на основе прогноза различных опасностей. ЛБТ способна ориентироваться в конкретных условиях жизни. Это личность умеющая думать, размышлять для осознания единства всего живого; понимать своё место в жизни; достигать умственного развития; повышать навыки оптимального поведения в повседневных контактах; стремиться помогать людям, делиться с ними; преодолевать разные страхи и формировать чувства уверенности в собственные силы, для решения возникающих проблем.
Формирование современного уровня культуры безопасности и воспитание ЛБТ должно осуществляться с учётом главных задач школы на уроках ОБЖ и внеклассных мероприятиях, представляющих собой области знаний, системно изучающие факторы, угрожающие жизни и здоровью граждан во всём многообразии их жизнедеятельности, способы их предвидения и предупреждения, защиту жизни и здоровья в повседневной деятельности, ЭС, в условиях военной службы. Поэтому необходимо давать учащимся ЗУН выживания и развития личности в неблагоприятных условиях на основе организации ЛОП, предполагающего обеспечение товарищества между учениками и сотрудничества между учениками и учителями. Такие межличностные отношения необходимо строить не с позиции силы, а с позиции координации, педагогического сотрудничества, равенства, партнёрства, учителя ученика, их взаимопонимания и творческого взаимодействия. На уроках ОБЖ с целью формирования современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе учитель должен приспосабливать УВП к выявленным возможностям ученика и максимально реализовывать их на практике. Переориентация образования и воспитания должна быть выражена в формуле «Помоги мне сделать самому» с учётом применения активных форм поведения: игровые и интенсивные технологии, нестандартные и нетрадиционные формы и методы, ситуационное обучение, идеомоторные тренировки (мысленное создание и проигрывание какой- либо ситуации, выхода из неё). Формирование современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе, воспитание ЛБТ возможно при системном изучении наиболее вероятных ЧС, их особенностей и последствий. Обучение в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из ЧС. Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека, формировать у граждан сознательное, ответственное отношение к личной и общественной безопасности. Во время работы я поняла, что дети уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз, больше всех страдающая в кризисные времена. Им наносится самый большой ущерб аномальными явлениями социальной среды, где таятся опасности и угрозы. Судьбы детей ломаются. Возраст характеризуется неустойчивостью личности, поддаётся ложным тенденциям и соблазнам, поэтому они легко становятся объектами и даже жертвами злонамеренных элементов. И здесь на помощь им должны прийти уроки по ОБЖ, ОВС, на которых дети узнают об опасностях, окружающих их, ищут выход из ЧС, формируют навыки своего поведения. Наиболее эффективным является решение нестандартных ситуаций, в которых могут оказаться дети, проведение сюжетно- ролевых игр, где ребята отрабатывают навыки безопасного поведения. Это очень важно не только в повседневной жизни, но и при несении военной службы, т.к. причиной всех наших бед, является неграмотность населения в области безопасности. Полезно предварительно проигрывать возможные ситуации на уроках, воспитывать уверенное чувство в свои силы. Проведение нестандартных уроков формирует интерес к предмету. Важно учитывать особенности своего региона, опасности, окружающие школу, на что необходимо ориентировать учащихся на уроках и внеклассных занятиях.
Большое значение для воспитания ЛБТ и формирования современного уровня безопасности жизнедеятельности, готовности к военной службе имеет проведение мероприятий, позволяющих выходить за рамки урока и учить детей безопасности на практике. Организованный непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (военной службы). Важнейшей задачей такой воспитательной работы является формирование готовности защищать свою Родину, подготовка их к службе в ВС РФ, обучение ОВС, воспитание на примерах мужества и героизма нашего народа в годы ВОВ и добросовестной службы в армии в современных условиях. На уроках и внеклассных мероприятиях для достижения этих целей осуществляется: идейно- нравственная и морально- психологическая подготовка; военная подготовка; физическая подготовка учащихся в традициях военно-спортивных игр: «А ну-ка, парни», юнармейская игра «Зарница», военизированный кросс, ВПС, олимпиады по ОБЖ, «Дни защиты детей». Военно-спортивные игры по своему содержанию являются сюжетно-ролевыми с элементами «военизации», участвуя в которых учащиеся могут приобрести качества, знания, навыки и умения, необходимые при действиях в ЧС, ЭС, для несения военной службы. Участники игры называются юнармейцами, из них формируются юнармейские отряды, которыми управляют командиры. Важная роль в проведении военно-спортивной игры принадлежит реализации принципа самоуправления, что открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования коллектива, приводит к положительному результату. Командный состав избирается самими ребятами или назначаются из наиболее достойных, которым передаются права и обязанности, связанные с выполнением функций командиров отделений. Выстраивание взаимоотношений юнармейского командира со сверстниками является основой воспитания самостоятельности, инициативы, взаимопомощи, исполнительности, организованности. В течение учебного года в специально отведённое время с юнармейцами проводятся занятия, конкурсы, викторины, соревнования, смотры. В нашей школе в каждой параллели 8-11 классов созданы такие юнармейские отряды, которые ежегодно участвуют в школьных соревнованиях. Из лучших юнармейцев школы сформирована команда, которая участвует в военно-патриотических мероприятиях района, города.
Знания и умения должны опираться на подготовленность психики. Людям необходимо выжить, поэтому они должны воспринимать и реагировать на сигналы опасности, находиться в состоянии мобилизации, без этого невозможно выжить. У каждого свои психологические отражения психических функций. Они зависят от особенностей, опыта, окружения. Наши эмоции на одни и те же явления будут отличаться. У одних при опасности возникает боевое возбуждение, что побуждает к активным действиям. Это и нужно в ЧС. У других - слабость, бессилие, низкая активность, ослабляющая энергию человека. Они окажутся во власти оцепенения, бездействия. Опасно и состояние аффекта в виде двигательного перевозбуждения, вышедшего из-под контроля человека, что ведёт к необузданным и неразумным проявлениям. Главной причиной стресса является неожиданность, неготовность к нему человека. Устраняя эту причину, обеспечиваем способность каждого, выходить без потерь. Поэтому необходимо обратить особое внимание на тех, кто подвержен страху, панике. Жизнь многократно доказывала, что человек здоровый и физически подготовленный способен преодолеть страх и даже совершать героические поступки. В школе рекомендую проводить аутогенные тренировки, позволяющие влиять на психическое и физическое состояние, при помощи самовнушения. Представляем опасную ситуацию во всех деталях, решаем триединую задачу:
1. Чувство страха, появившееся от ситуации, созданной нашим воображением, побеждаем, так как знаем, что нужно делать и уверены в успехе.
2.Спокойно и быстро составляем план.
3.Действуем быстро, решительно.
Аутогенная тренировка поводится медленно, ребята продумывают свой шаг. Психологическая устойчивость и готовность к ЧС – необходимое условие обеспечения безопасности и воспитание ЛБТ. Разносторонняя информация, практические навыки помогут в борьбе с трудностями, повысят уверенность, внушат убеждённость в том, что он справится с невзгодами, ибо будет знать, что и как надо сделать. Важная задача обучения и воспитания подготовить человека к преодолению ЧС, повысить его эмоционально- волевую сферу, научить его правильно понимать и оценивать сложившуюся ситуацию и действовать в соответствии с ней. На это ориентирую учащихся, т. к. безопасный стиль жизнедеятельности освободит от значительной доли тревог, страха, опасений, неуверенности, сделает жизнь гораздо приятней и спокойней. А значит, будет способствовать формированию культуры безопасности и воспитанию ЛБТ.
Литература
1. Министерство образования. Оценка качества подготовки выпускников по ОБЖ. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук. Москва. Дрофа 2010 г.
2. Ю.А. Иванов. Лекции по ЛБТ.
3. Журнал. Военные знания №8 (1999 г.). Ю.А. Иванов. Чего не хватает в курсе ОБЖ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Презентация к уроку по теме "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности"
Презентация "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности" поможет провести занятие с учащ...
Авторская программа курса "Основ Безопасности Жизнедеятельности и Основ Военной Службы"
Авторская разработка по карсу ОБЖ и ОВС...
Формирование экологической культуры на уроках географии и внеурочной деятельности через проектно- исследовательскую деятельность.
Из опыта работы...
Формирование современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности.
Формирование современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности....
Тест "Воинская обязанность и военная служба" к уроку по теме "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения"
Тест "Воинская обязанность и военная служба" к уроку по теме "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения"...