Конспект урока "Сели и их характеристика"
план-конспект урока по обж (7 класс)
Предварительный просмотр:
СЕЛИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА, 7 класс
Цели урока:
- Познакомить учащихся с опасным природным явлением.
- Рассмотреть основные характеристики селей (селевых потоков).
- Повысить интерес к предмету ОБЖ.
Оборудование:
- учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»;
- компьютер;
- экран;
- презентация.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Очень рада видеть вас!
- Поднимите руку те, кто готов к уроку, а теперь погладьте себя по голове со словами: «Я — умница!»
- Начинаем наш урок!
- Актуализация опорных знаний
- Ребята, давайте вспомним, как действовать во время наводнения.
Проводится фронтальный опрос с использованием слайдов.
1. Каков план действий при угрозе наводнения. Слайд 2.
2. Расскажите о действиях населения при внезапном наводнении. Слайд 3.
3. Расскажите о действиях населения после наводнения. Слайд 4.
- Сообщение цели и темы урока
- Сегодня вы узнаете еще об одном опасном природном явлении.
- Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на уроке. Слайд 5.
При свете солнца и луны
Речушка с гор бежала
И, огибая валуны,
Восторженно журчала.
И извиваяся змеей,
И, не боясь преграды,
Она сверкала бирюзой,
А все ей были рады!
Но вот однажды в жаркий день
С высоких гор сорвался сель,
Он мчался с гулом на поля,
И содрогнулася земля.
В горах далеких долго жил,
Он много злобы накопил,
Зажатый между мрачных скал,
О мести он давно мечтал.
Сметая на пути своем
Деревья, камни, новый дом,
Людей давил, животных смыл,
И только этим счастлив был…
Скрежет зубов, его оскал,
Казалось, исходил от скал.
Обезображена земля,
Камнями устланы поля…
А вот речушки больше нет,
И где текла, потерян след…
- О чем же мы будем говорить на уроке? (Ответы учащихся).
Слайд1. (Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на стрелку в правом нижнем углу на слайде 5.)
- Тема урока: «Сели и их характеристика». Запись темы в тетрадь.
- Изложение нового материала
Рассказ учителя с демонстрацией презентации.
Слайд 6. (Чтобы перейти на слайд 6, необходимо навести курсор на стрелку в правом нижнем углу на слайде 1.)
- Что же такое сель?
В переводе с арабского слово означает «бурный поток».
СЕЛЬ – временный поток смеси воды и большого количества обломков горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно возникающий в руслах горных рек и лощинах.Запись в тетрадь.
Слайд 7.
Формирование селей обусловлено сочетанием определённых условий:
во-первых, наличием селеформирующих грунтов, которые являются источниками твёрдой составляющей селя;
во-вторых, наличием источников интенсивного обводнения этих грунтов,
а также достаточной крутизной склонов гор в этих местах.
Источниками твёрдой составляющей селевого потока могут быть рыхлообразные материалы горных пород, возникающие в результате осыпей, оползней и обвалов, а также завалы и загромождения, образовавшиеся предыдущими селями. Для высокогорных районов с развитыми ледниками источниками твёрдой составляющей селей являются ледниковые отложения – морены. Они состоят из смеси самых разных обломков пород: от крупных глыб до песка и глины.
Источниками водного питания селей являются дожди и ливни, а в высокогорных районах – вода, образовавшаяся при интенсивном таянии ледников и снега, а также при прорыве ледниковых или моренных озёр.
Слайд 8.
При движении сель представляет собой сплошной поток грязи, камней и воды.
1. Длина русла селя (от неск. 10м до неск. 10 км)
2. Ширина ( от 3-100 м)
3. Скорость движения ( 2-10 м/с)
4. Продолжительность (1-3 ч)
5. Мощность (объем смеси, в куб.м)
Слайд 9. Назовем основные причины образования селей.
К природным причинам относятся :
- Длительные и обильные дожди.
- Таяние снега и ледников.
- Прорыв водоемов.
- Землетрясение.
- Извержение вулкана.
К антропогенным причинам относятся:
- Нарушение правил и норм работы горнодобывающих предприятий.
- Взрывы при прокладке дорог и строительстве других сооружений.
- Порубки леса.
- Неправильное ведение сельскохозяйственных работ и нарушение почвенно-растительного покрова.
Слайд 10.
Необходимо отметить, что в России до 20% территории находится в селеопасных зонах. На территории России зарегистрировано более трёх тысяч селевых бассейнов. Селевые потоки формируются в горах Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестана, Камчатки, Приморья, Кольского полуострова и Урала.
- Самостоятельная работа
Селевые потоки в зависимости от их воздействия на сооружения можно разделить на несколько групп.
Предлагаю выполнить следующее задание.
Слайд 11.
Задание.
Классифицируйте селевые потоки по результатам их воздействия на различные сооружения и объекты в зависимости от суммарного объёма селевого выноса.
Укажите основные критерии, определяющие это деление. Занесите эти данные в тетрадь в виде таблицы, пользуясь с. 100 учебника.
Виды селевых потоков | Объём выноса | Основные характеристики вида селевого потока |
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Учитель берет на проверку несколько тетрадей. После учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайдам 12-13.
- Продолжение темы
- А сейчас я предлагаю прочитать о катастрофическом селевом потоке, обрушившемся на город Алма-Ату в 1921 году.
Работа с учебником с.100- 101.
- Каковы последствия этого стихийного бедствия? Ответы учащихся.
Слайд 14. К последствиям селевых потоков можно отнести:
- Разрушение зданий, дорог, гидротехнических и других сооружений.
- Вывод из строя линий связи и электропередач.
- Уничтожение садов, пахотных земель.
- Гибель людей и животных.
- Закрепление
Итак, сегодня мы познакомились с опасным природным явлением - селем. Рассмотрели причины возникновения и последствия селевых потоков.
Сейчас я предлагаю выполнить задание.
Слайд 15.
Задание
Напишите определение, вставив пропущенные слова.
Сель, или селевой поток – это бурный ...... горный ........, состоящий из смеси ........ и большого количества горных пород – от глинистых ......... до крупных ........... и .......... .
Слова- помощники: вода, камни, частицы, временный, глыбы, поток.
Учащиеся выполняют самостоятельно задание, а потом осуществляется взаимопроверка (слайд 16). Учитель выставляет отметки.
- Подведение итогов
- Ребята, каковы же основные компоненты селевого потока?
- Чем же опасен селевой поток?
IX. Домашнее заданиеСлайд 17.
Параграф 4.4.
Используемые материалы
- Стихотворение с сайта http://russianpoetry.ru/stihi/priroda/reka-i-sel.html.
- Учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»- М.: Просвещение, 2014.
- Рабочая тетрадь к данному учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства Злаковые
Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства Злаковые.Викторина Двудольные растения .. Общая характеристика однодольных. Основн...
Конспект урока "Водоросли. Общая Характеристика.
Тема урока : "Водоросли. Общая Характеристика". Задачи урока: 1.Познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;2.Сформировать знания об их среде обитания;3.Рас...
Конспект открытого урока "Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Клеточное строение гидры пресноводной.
Конспект открытого урока "Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Клеточное строение гидры пресноводной. Урок проводится с использованием тематического модуля по данной тем...
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается презентацией....
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается презентацией....
Конспект урока по географии «Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры.»
Цели : - систематизировать и углубить знания о природной зоне как природного комплекса,...