Рекомендации по разработке и проведению практических занятий по предмету основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
методическая разработка по обж
Уровень овладения знаниями, умениями и практическим опытом может быть проверен в процессе обучения на практических занятиях.
Практическое занятие – это работа, осуществляемая в учебной аудитории под руководством преподавателя, направленная на углубление знаний и овладение определенными навыками. Практические занятия связаны с решением различных прикладных задач, которые рассматривались в теории. Поэтому лекция и практическое занятие должны иметь хронологическую последовательность и быть тесно связаны проблемной ситуацией.
Цель практических занятий – проверить уровень овладения студентами материалом, закрепить полученные знания и умения, провести связь между теоретическими положениями и их практическим применением, выработать новые практические умения, сформировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самообучения. На практическом занятии обучающиеся вовлекаются в активный творческий и прикладной процесс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОДЫ»
Утверждаю
Директор
СПБ ГБ ПОУ КПМ
_______________________ А.И. Капанин
«29 » августа 2019 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ВЫПУСК II
Должность | Фамилия, инициалы | Подпись | Дата | |
Разработал | Педагог организатор ОБЖ | Куликов Г.Е. | 26.08.2019 | |
Утверждено на заседании МС Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. | Заместитель директора по УМР | Сереброва Ю.И. | 28.08.2019 |
САНКТ-ПЕТРБУРГ
2019
Введение
1. Теоретические основы практических занятий
Уровень овладения знаниями, умениями и практическим опытом может быть проверен в процессе обучения на практических занятиях.
Практическое занятие – это работа, осуществляемая в учебной аудитории под руководством преподавателя, направленная на углубление знаний и овладение определенными навыками. Практические занятия связаны с решением различных прикладных задач, которые рассматривались в теории. Поэтому лекция и практическое занятие должны иметь хронологическую последовательность и быть тесно связаны проблемной ситуацией.
Цель практических занятий – проверить уровень овладения студентами материалом, закрепить полученные знания и умения, провести связь между теоретическими положениями и их практическим применением, выработать новые практические умения, сформировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самообучения. На практическом занятии обучающиеся вовлекаются в активный творческий и прикладной процесс.
2. Основные виды практических занятий
Практические занятия могут проводиться как устно, так и письменно с использованием индивидуальной, групповой и иной формы работы.
По характеру выполняемых студентами заданий они могут быть:
-ознакомительные (проводятся с целью закрепления изученного материала и выявления пробелов по теме);
-аналитические (нацелены на получение новой информации на основе обобщения и систематизации имеющихся знаний, умений и навыков);
-творческие (связаны с получением новой информации с помощью самостоятельно выбранных подходов к решению поставленных задач).
Основными видами практических занятий являются – семинар, практическая работа, лабораторная работа.
2.1. Семинар
Семинар – это занятие, нацеленное на закрепление теоретического материала под руководством преподавателя. На семинаре обсуждаются наиболее сложные теоретические вопросы темы, проводится их детальная и глубокая проработка, выявляется и разъясняется недостаточно усвоенный материал, систематизируются знания, полученные в результате самостоятельного изучения дополнительной литературы. Кроме того, студенты приобретают способность четко и структурировано излагать свои мысли, давать полный и грамотный ответ, оперировать понятиями и категориями, аргументировать суждения, учитывать точку зрения оппонентов, работать с первоисточниками и самостоятельно искать необходимую информацию, развивают ораторские и коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы.
Семинар может проводиться в индивидуальной (доклады, презентации, рефераты) или групповой форме (беседа, коллоквиум, круглый стол, групповой опрос и др.) с использованием различных технологий обучения (традиционных технологий, технологий проблемного обучения, игровых технологий, интерактивных технологий, развивающих технологий, в том числе «Кейс-стади» и др.). Данный вид практических занятий чаще всего осуществляется устно без письменного закрепления полученных сведений.
2.1.1. Формы проведения семинара
1. Беседа – диалог преподавателя и студента или студентов, при котором через ответы на вопросы обучающийся приходит к пониманию нового материала или отрабатывает пройденный.
При использовании преподавателем беседы как формы семинара необходимо:
-задавать небольшое количество вопросов, направленных на выявление основных аспектов темы,
-включать в беседу как можно большее количество обучающихся,
-пробуждать самостоятельную активность студента, стимулировать его к поиску информации, развивать его способность анализировать и приводить аргументы, используя коммуникативные навыки,
-стимулировать творческую инициативу обучающихся в решении вопросов.
Данная форма семинара позволяет оценить практически всю группу студентов в рамках занятия, вырабатывает коммуникативные навыки, способность анализировать и доказывать приводимые доводы. Однако при этом невозможно проверить уровень подготовки каждого обучающего по всем вопросам темы, глубоко и детально изучить материал.
2. Фронтальный опрос – это опрос на семинаре, направленный на проверку уровня усвоения учебного материала и адресованный ко всей группе обучающихся, а не к конкретному студенту.
При использовании фронтального опроса как формы семинара необходимо:
-четко и понятно задавать вопросы,
-использовать последовательное задавание вопросов, постепенно раскрывая тему,
-поддерживать ответы студентов только в рамках заданной темы,
-контролировать внимательное отношение студентов к отвечающему,
-подключать к ответу на один вопрос разных студентов и не допускать одинаковых ответов,
-подводить итоги ответов.
С целью эффективного использования фронтального опроса на семинаре преподавателю необходимо задавать следующие вопросы:
а) на установление последовательности: Что случится, если...? Как изменится, если...? и т.д.
б) на сопоставление: В чем общее и различное . . .? Как бы вы поступили в данной ситуации? и т.д.
в) на обоснование причины: Почему так произошло...? Какие причины повлияли...? Для чего это нужно...? и т.д.
г) на выявление главных аспектов: В чем основной смысл...? Какие главные свойства...? Какой характер...? Какие основные условия необходимы...? и т.д.
д) на определение роли, значения: Какое значение имеет...? Какое влияние оказывают...? Какую роль играют...? и т.д.
е) на объяснение: Чем вы можете объяснить...? Как обосновать...? и т.д.
Фронтальный опрос позволяет проверить сформированность у студентов основных понятий и категорий, готовность к усвоению новых знаний, вырабатывает способность к лаконичному, полному, структурированному ответу, помогает акцентировать внимание студентов на существенных вопросах и более глубоко изучить проблему. Однако данная форма семинара ограничивает творческое мышление студентов, не позволяет опросить каждого студента по всем вопросам темы.
3. Группой опрос – это устная форма семинара, предполагающая работу всех студентов (круглый стол, коллоквиум, игра и др.). Преподаватель может дать одно задание для всех обучающихся или разделить вопросы по группам.
Для эффективного группового опроса необходимо:
-разделить студентов по группам, распределить их роли,
-дать четкую инструкцию работы,
-организовать коммуникацию студентов в каждой группе,
-задавать лаконичные и ясные вопросы, учитывающие совместный поиск решения,
-ограничивать время на обсуждение ответов в группе,
-привлекать к ответам на вопросы в каждой группе разных студентов,
-подвести итоги групповой работы.
Групповой опрос позволяет включить в работу всех студентов, поддерживает их внимание, развивает навыки группового взаимодействия, принятия коллективных решений. Однако с помощью группового опроса сложно дать объективную оценку по усвоенному материалу отдельного студента и основательно проверить изученную тему. Данная форма фрагментарно проверяет знания обучающихся и не дает возможности выступить всем участникам группы.
4. Индивидуальный опрос – один из самых распространенных способов проведения семинара. Он проводится в форме выступления отдельного студента с докладом, сообщением, презентацией, рефератом.
При использовании индивидуального опроса преподавателю необходимо:
-предварительно дать студентам задания по теме,
-при подготовке к семинару обратить обучающихся к конспектам лекций, главам из учебников и учебных пособий, порекомендовать дополнительную литературу к занятию. При этом студент должен проанализировать различные источники по теме, сравнить мнения авторов, сформулировать собственное суждение по вопросу. Новые термины можно выписать отдельно и найти их определение в словарях, справочниках, энциклопедиях, в сети Интернет,
-порекомендовать обучающимся составить план или конспект ответа, используя цитаты литературы. Студент должен продумать логику выступления, потренироваться в четком и доступном изложении материала аудитории, подготовить ответы на возможные вопросы группы. При этом нужно легко ориентироваться в тексте, чтобы не читать его с листа,
-важно обозначить регламент индивидуальных выступлений студентов. Доклад, презентация должны быть не более 5-7 минут, реферат – не более 10 минут,
-предварительно следует оговорить структуру доклада, презентации или реферата,
-в процессе семинара важно подключить к активной работе всех студентов. Поэтому им следует заранее продумать вопросы по теме,
-попросить других студентов зафиксировать неточности ответа выступающего, а затем дать им возможность дополнить или исправить его ошибки,
-резюмировать ответ на вопрос, сделать замечания по ответу при необходимости.
При подготовке доклада, презентации, реферата студент должен следовать определенной структуре выступления: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным, аргументированным. Свои мысли и выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Для осуществления самоконтроля и самооценки при подготовке к семинару можно дать студентам схему анализа вступления. Она включает:
-оценку структуры выступления,
-оценку полноты, логичности, грамотности ответа, обращения к первоисточникам,
-оценку ораторских способностей,
-оценку полноты ответов на вопросы, обоснованности собственного мнения.
Индивидуальный опрос позволяет глубоко рассмотреть отдельные аспекты темы, развить активность и самостоятельность обучающихся, навыки выступления перед аудиторией, помогает основательно оценить их уровень овладения материалом, логичность изложения, точность языка. Однако данная форма опроса ограничена по времени и используется для контроля знаний отдельных студентов.
5. Взаимоопрос – это устная форма семинара, предполагающая парную работу студентов (один обучающий задает вопросы другому, затем они меняются ролями). При этом преподаватель контролирует процесс работы каждой пары и при необходимости оказывает помощь.
Для эффективного проведения взаимоопроса необходимо:
-дать студентам инструкции для работы, привести пример задания,
-осуществлять контроль за работой каждой пары,
-отслеживать четкость и правильность задавания вопросов студентами,
-проверять корректность ответов на вопросы,
-быстро реагировать на спорные ситуации в паре и при необходимости приходить на помощь,
-подвести итоги работы в парах.
Взаимоопрос позволяет включить в работу всех студентов, развивает у них диалогическую речь, активность и инициативность, личную ответственность за выполнение задания. Однако данная форма семинара имеет субъективный характер оценки, не позволяет отследить правильность всех вопросов и ответов в группе.
6. Комбинированный опрос – форма семинара, при котором задания одновременно даются нескольким студентам, например, один отвечает устно, другой выполняет задание письменно на доске или за партой.
При комбинированном опросе необходимо:
-четко формулировать задания,
-одновременно контролировать выполнение заданий несколькими студентами и поддерживать внимание группы,
-отслеживать четкость и лаконичность ответа студентов,
-учитывать последовательность раскрытия отдельных аспектов темы или всей темы,
-быстро ориентироваться в переходе от одной формы опроса к другой,
-резюмировать работу отвечающих студентов.
Комбинированный опрос позволяет опросить от 5 до 10 студентов, проверить знания по нескольким аспектам темы или по всей теме, развивает у обучающихся способность последовательного изложения материала.
Однако при комбинированном опросе теряется внимание всей группы. При этом недостаточно времени уделяется разбору ошибок, тема рассматривается поверхностно; студенты, выполняющие письменное задание, не могут полностью сосредоточится на задании во время устного ответа других обучающихся.
2.2. Практическая работа
Практическая работа – это форма организации учебного процесса, направленная на выполнение студентами практического задания под руководством преподавателя. При этом у обучающихся формируются определенные умения и навыки, необходимые для выполнения конкретных видов практической деятельности.
Практическая работа может проводиться в индивидуальной (выполнение заданий, решение задач, написание эссе) или групповой форме (выполнение групповых заданий, тренинги, мастер-классы) с использованием различных технологий обучения (традиционных технологий, технологий проблемного обучения, игровых технологий, развивающих технологий). Данный вид практических занятий чаще всего осуществляется письменно, хотя устная форма также применима.
2.2.1. Формы проведения практической работы
1. Практические задания и упражнения направлены на использование усвоенных знаний по текущей теме и отработку умений и навыков. (Как пример можно привести занятия по изучению индивидуальных средств защиты, строевой подготовке, сборка и разборка учебного оружия, оказание первой помощи при потере сознания пострадавшим, и т.д.).
Прежде чем дать практические задания и/или упражнения преподавателю необходимо:
-заранее предупредить студента и дать ему возможность подготовиться по теме,
-сформулировать вопросы или задания лаконично, учитывая время их выполнения студентами,
-отобрать задания и/или упражнения, которые формируют основные практические навыки по теме,
-по итогам выполнения заданий и/или упражнений выявить проблемные места в изученном материале и выделить время на их дополнительную отработку.
Практические задания и упражнения позволяет закрепить изученный материал и сформировать определенные умения и навыки, выработать у студента способность самостоятельно решать поставленные задачи, лаконично и структурировано формулировать ответ. Однако данная форма работы не развивает творческий подход, т.к. ограничена поставленными перед студентами заданиями.
2. Тренинг – это система упражнений, нацеленных на развитие и совершенствование определенных навыков. При этом создаются условия для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения поставленных задач.
Для проведения тренинга преподавателю необходимо:
-создать мотивацию и комфортную атмосферу для работы студентов;
-четко определить систему упражнений по теме дисциплины;
-соблюдать последовательность и логичность при выполнении упражнений;
-подвести итоги, определить слабые и сильные стороны студентов.
Тренинги прекрасно формируют практические и коммуникативные навыки обучающихся, учат принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях. Однако информация, полученная в процессе тренинга постепенно забывается и используется лишь на 10-20%, поэтому требует поддержания позитивного тренингового эффекта и применения полученных навыков в профессиональной деятельности.
3. Мастер-класс – демонстрация преподавателем практических навыков по теме дисциплины и отработка их вместе со студентами. Он направлен на совершенствование мастерства и повышения уровня практической деятельности.
При проведении мастер-класса преподавателю необходимо:
-продумать и организовать доступную и понятную демонстрацию мастерства или практического решения определенных задач;
-вовлечь студентов в активную работу;
-контролировать отработку обучающимися продемонстрированных умений и исправлять их ошибки;
-подвести итоги мастер-класса и отметить уровень мастерства студентов.
Мастер-класс имеет определенную структуру и включает в себя:
1. Вступление (цель, мотивацию, краткое описание занятия, инструкции).
2. Демонстрация практического опыта.
3. Рекомендации при выполнении задания.
4. Заключение (подведение итогов).
Мастер-классы разнообразят практическую работу студентов, позволяют им познакомиться с авторской методикой и сформировать новые навыки и умения, стимулируют развитие творческого потенциала, помогаю осмыслить свою деятельность на более высоком уровне мастерства. Однако мастер-классы являются лишь дополнительной формой обучения, проводятся ограниченное время и требуют наличия у обучающегося определенной базы знаний и умений.
4. Эссе – еще один вид практических знаний. Создателем этого жанра считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Эссе предполагает творческий подход студента и выражение индивидуального впечатления, мнения по заданной теме.
При написании эссе необходимо:
-определить узкую тему или вопрос,
-задать объем эссе и инструкции по его написанию,
-обратить внимание студентов на структуру эссе,
-обратить внимание на смысловое единство эссе,
-дать возможность обучающимся высказать свое мнение, впечатление по теме, которое заведомо не претендует на исчерпывающую трактовку вопроса,
-обратить внимание студентов на цитирование первоисточников как аргументов, приводимых в эссе,
-оценивать в первую очередь мировоззрение студента, его мысли и чувства.
Эссе предполагает субъективное понимание той или иной темы или вопроса, имеет философский, исторический, историко-биографический, публицистический или научно-популярный характер. Оно позволяет развить творческое мышление, грамотное и последовательное изложение собственных мыслей, структурирование информации, выделение причинно-следственных связей, умение анализировать и делать выводы.
Структура эссе
Эссе состоит из нескольких частей:
1. Титульный лист с указанием общих сведений о студенте: ФИО, номер группы, наименование темы эссе.
2. Введение – краткое описание проблемы, вопроса, цель эссе и актуальность темы.
3. Основная часть – краткие тезисы автора должны подкрепляться доказательствами (фактами, явлениями социальной жизни, событиями, жизненными ситуациями, научными доказательствами и т.д.). Необходимо раскрыть тему, привести различные точки зрения на проблему.
4. Заключение – подведение итогов проблемы, вопроса, резюмируется мнения автора.
5. Список литературы – выполняется в алфавитном порядке.
Требования к эссе
По форме эссе может быть представлено в виде рецензии, заметки, письма, миниатюры, анализа произведения, рефлексии, критического замечания и т.д.
Эссе излагается эмоциональным, экспрессивным, художественным языком. При этом следует избегать сленга, сокращений, легкомысленного тона. Лучше использовать простые предложения, разнообразные по интонации, чтобы сделать текст интересным. Изложение должно быть грамотным и аргументированным, подкрепленным ссылками на источники и научную литературу. Цитаты даются в кавычках и должны сопровождаться указаниями источников. Например,
«Концепция – это совокупность основных идей, определенная трактовка, основная точка зрения на какое-либо явление или совокупность явлений» [2, с. 3],
где 2 – порядковый номер источника из списка литературы, с.3 – страница цитирования.
Если необходимо указать несколько источников, то разделение осуществляется знаком «;»: [1; 10; 3].
Если какая-то мысль из первоисточника излагается своими словами с незначительными изменениями, то ее не следует заключать в кавычки, но ссылаться на источник обязательно.
Список литературы оформляется в конце эссе в алфавитном порядке с указанием использованных источников. При этом указывается автор, название источника, издательство, год выпуска. При ссылке на интернет-источник указывается формат издания – электронный ресурс.
При выполнении заданий в печатном виде они предоставляются в формате А 4, шрифт Times New Roman, размер 12, выравнивание по ширине. Поля: верхнее и нижнее по 2 см., левое – 3 см, правое – 1,5 см. Объем – 2-5 страниц.
3. Методика разработки практических занятий
Методические рекомендации по разработке и проведению практических занятий выполняются на основе требований федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки и являются подручных средством, помогающим эффективно выполнить аудиторную работу, как для преподавателя, так и для студента.
При выполнении методических рекомендаций по разработке и проведению практических занятий преподаватель должен ориентироваться на федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки, рабочую программу учебной дисциплины, учебный план, разработанный образовательным учреждением.
На основе этих документов в практикуме должны быть учтены:
-требования к уровню подготовки выпускника по дисциплине (осваиваемые знания, умения, практический опыт),
-перечень контролируемых общих и/или профессиональных компетенций,
-календарно-тематическое планирование (распределение часов по практическим занятиям),
-наименование формы практического занятия, его цели и задач;
-задания для практикума,
-критерии и шкала оценивания,
-литература, рекомендуемая для подготовки студентов к практикуму.
3.1.Структура методических рекомендаций по разработке и проведению практических занятий
Методические рекомендации по разработке и проведению практических занятий включают:
1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке, включающие наименование практических занятий, освоенные знания и умения, практический опыт, сформированные компетенции по теме.
2. Тематическое планирование практических занятий
3. Практические задания с указанием наименования, цели и задач занятия, вида и формы работы, используемыми инструментами, приспособлениями, оборудованием, рекомендуемой литературой
4. Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию
5. Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных знаний и умений (освоенных компетенций)
3.1.1. Результаты освоения дисциплины
Результаты освоения учебной дисциплины должны соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта и показывать уровень подготовки студента. По каждому практическому занятию необходимо указывать знания, умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции, которые усваивает студент.
Например,
Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
№ п/п | Наименование практического занятия | Осваиваемые студентами ЗУО | Формируемые у студентов ОК и ПК |
1 | Практическое занятие № 1. Понятие безопасность, опасные и вредные факторы . Риск, концепция приемлемого риска | Знания: -основные категории и понятия безопасности; - основные виды опасных и вредных факторов в жизни человека; - алгоритм поведения человека в условиях постоянно существующих опасностей Умения: -ориентироваться в наиболее общих реально существующих опасностях, применять приёмы и способы сохранения жизни и здоровья в условиях повседневной жизни как будущего специалиста; -анализировать основные угрозы, реальность их осуществления и понимать правила поведения в опасных и сложных ситуациях. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
2 | Практическое занятие №2 Изучение основных положений рационального питания Рациональное питание и методы его гигиенической оценки | Знания: -основные принципы рационального питания; - наиболее полезные и вредные продукты питания для жизни человека; - формы рационального питания и методы его гигиенической оценки Умения: -осуществлять рациональный приём пищи, - активно пропагандировать основные принципы рационального питания; -анализировать основные угрозы, реальность их осуществления и понимать необходимость выполнения основных принципов рационального питания. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
3 | Практическое занятие №3 Профилактика вредных привычек | Знания: -основные вредные привычки; - наиболее опасные последствия от вредных привычек для жизни и здоровья человека; - формы профилактики вредных привычек - преимущества здорового образа жизни и отказа от вредных привычек Умения: - обходиться без вредных привычек, вести здоровый образ жизни, - активно пропагандировать отказ от вредных привычек; -анализировать основные причины живучести вредных привычек - находить достойную замену вредным привычкам | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
4 | Практическое занятие №4 Изучение поведения участников ДД . Учет погодных и сезонных явлений | Знания: -основные правил дорожного движения; -особенности поведения пешеходов и водителей на дороге в сложных условиях; -основные причины ДТП с участием пешеходов и водителей. - правила поведения пешехода и водителя по предупреждению ДТП. Умения: -строго соблюдать ПДД в повседневной жизни. -активно пропагандировать соблюдение правил дорожного движения; -предусматривать возможные ДТП и определят наиболее опасные ситуации, могущие привести к ДТП | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
5 | Практическое занятие №5 Особенности сохранения репродуктивного здоровья | Знания: -основные показатели репродуктивного здоровья; - наиболее распространённые причины нарушений репродуктивного здоровья человека; - формы профилактики нарушений репродуктивного здоровья, -формы и способы поддержания и сохранения репродуктивного здоровья -влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье человека. Умения: - обходиться без вредных привычек, вести здоровый образ жизни сохраняющий репродуктивное здоровье человека, - активно пропагандировать отказ от вредных привычек, разрушающих репродуктивное здоровье человека; -анализировать основные причины живучести вредных привычек, разрушающих репродуктивное здоровье человека. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
6 | Практическое занятие №6 Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии | Знания: -основные правила поведения в различных условиях природной автономии; - наиболее реальные опасности при нахождении в условиях вынужденной автономии; - формы предупреждения негативных последствий при пребывании в условиях вынужденной природной автономии Умения: - определять основные угрозы и опасности в условиях вынужденной природной автономии, - принимать реальные практические меры по снижению уровня опасностей; -владеть приёмами и способами по предотвращению паники и непродуманных действий в условиях вынужденной природной автономии. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
7 | Практическое занятие №7 Современные средства поражения и их поражающие факторы | Знания: -основные средства массового поражения населения, их тактико-технические характеристики; - наиболее опасные поражающие факторы современных средств поражения, формы и способы их применения ; -наиболее эффективные способы по защите от ССП и их поражающих факторов; - признаки применения ССП и первоочередные меры по спасеню жизни. Умения: - правильно и своевременно действовать по сигналам ГО, - наиболее эффективно определять меры и формы защиты, в условиях применения ССП -строго и точно соблюдать рекомендации и указания органов ГО и МЧС, при применении ССП . | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
8 | Практическое занятие №8 Изучение первичных средств пожаротушения. Изучение первичных средств пожаротушения имеющихся в ОУ | Знания: -основные причины возникновения пожаров; - наиболее опасные виды возгораний и пожаров; -формы профилактики пожаров и возгораний -основные первичные средства пожаротушения и их особенности при организации тушения пожаров и возгораний Умения: - применять в соответствии с предназначением первичные средства пожаротушения. - реально оценивать ситуацию при возгорании, и действовать согласно инструкциям - активно пропагандировать отказ от вредных привычек; -анализировать основные причины живучести вредных привычек - находить разбираться в особенностях имеющихся средств пожаротушения | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
9 | Практическое занятие №9 Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени | Знания: - ситуации, когда используются средства индивидуальной защиты от различных поражающих факторов - основные поражающие факторы при ЧС мирного и военного времени; - основных средств индивидуальной защиты, в мирное и военное время; - правила использования основных средств индивидуальной защиты Умения: - применять различные средства индивидуальной защиты, - определять поражающие факторы при ЧС мирного и военного времени - находится необходимое количество времени при ЧС в мирное или военное время. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
10 | Практическое занятие №10 Причины, истоки и особенности терроризма Профилактика терроризма | Знания: -причины терроризма его истоки; - наиболее опасные места и ситуации для терактов; -формы проводимых терактов; - порядок действий при угрозе теракта или при его совершении. Умения: - определять признаки возможного теракта; - правильно действовать при угрозе теракта, взятия в заложники, или в ходе теракта. - правильно действовать при обнаружении бесхозных вещей или подброшенных предметов. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
11 | Практическое занятие №11 Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции | Знания: -основные способы бесконфликтного общения; -наиболее эффективные способы саморегуляции; -особенности поведения в различных коллективах Умения: - находить контакт с лицами различных социальных групп, возрастов и национальностей, -выстраивать отношения в коллективе, исключающие конфликтные ситуации; -находить способы ликвидации возникших конфликтов, не допуская их негативного развития | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
12 | Практическое занятие №12 . Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки | Знания: -основные особенности прохождения военной службы по призыву; - наиболее эффективные формы освоение особенностей военной службы; - строевого устава ВС РФ и формы проведения занятий по строевой подготовке - определять основные нарушения методики проведения занятий по строевой подготовке. Умения: - применять требования строевого устава во время проведения занятий по строевой подготовки - строго и точно выполнять все требования строевого устава. - подсказать товарищам по службе основные недостатки проявившиеся в ходе занятия по строевой подготовки. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
13 | Практическое занятие№13 Требования предъявляемые к военнослужащим | Знания: -основные требования, предъявляемые российским законодательством к военнослужащими ; - формы выполнения военнослужащим своего воинского и гражданского долга -особенности военной службы при различных видах военной деятельности Умения: - выполнять обязанности военнослужащего, определяемые службой - стойко переносить тяготы и лишения военной службы; -оказывать помощь товарищам по службе, при выполнении сложных и опасных заданий - уметь находить выход в различных обстоятельствах | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
14 | Практическое занятие№14 Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях. | Знания: -основные принципы анатомического строения человека; - наиболее опасные последствия от кровопотери для жизни и здоровья человека; - основных приёмов остановки кровотечений - особенности применения различных способов остановки кровотечений у человека Умения: - определить степень опасности кровотечения, - выбрать правильный способ остановки кровотечения; - выполнять действия по остановке кровотечения наиболее эффективным способом - грамотно и правильно организовать контроль за пострадавшим. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
15 | Практическое занятие №15 Изучение и освоение основных приёмов оказания помощи при ожогах, обморожениях, отравлениях | Знания: -основные приёмы по оказанию помощи при ожогах, отморожениях, отравлениях; - порядок и последовательность при оказании помощи при отравлениях, обморожениях; -способы использования подручных средств для оказания помощи при отравлениях ожогах и обморожениях Умения: - правильно накладывать повязки на обожженное место или обмороженное - - использовать подручные средства в случаях оказания помощи при ожогах, отморожениях и отравлениях | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
16 | Практическое занятие№16 Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания. | Знания: -основные причины и признаки остановки дыхания; - наиболее опасные последствия при отсутствии дыхания; - формы оказания помощи при отсутствии дыхания Умения: - определять отсутствие дыхания у человека, - проводить подготовительные мероприятия - выбирать правильный способ проведения искусственного дыхания - осуществлять проведение искусственного дыхания | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
17 | Практическое занятие№17 Формы профилактики инфекционных заболеваний, заболеваний, передающихся половым путём | Знания: -основные инфекционные заболевания и способы заражения ими человека; - признаки заболевания инфекцион-ными заболеваниями ; - формы профилактики инфекционных заболеваний - преимущества здорового образа жизни как формы предупреждения инфекционных заболеваний и заболеваний передающихся половым путём. Умения: - обходиться без вредных привычек, способствующих инфекционным и ЗППП;, - активно пропагандировать здоровый образ жизни, как форму профилактике инфекционных заболеваний и ЗППП ; -определять места способствующие распространению инфекционных заболеваний | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
3.1.2. Тематическое планирование практических занятий
В соответствии с учебным планом в практических занятиях приводится тематическое планирование – распределение часов по темам. При этом должны быть указаны проводимые виды и формы практического занятия: семинар (беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, групповой опрос, взаимоопрос, комбинированный опрос), практическая работа (упражнение, задание, тренинг, мастер-класс, эссе), лабораторная работа.
Тематическое планирование практических занятий
Наименование темы практического занятия, вида и формы проведения | Количество часов |
ТЕМА: «Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины | |
Практическое занятие № 1. Понятие безопасность, опасные и вредные факторы. Риск, концепция приемлемого риска. Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 1 |
ТЕМА. Здоровье и здоровый образ жизни.. | 18 |
Практическое занятие № 2 Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки. Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 2 |
ТЕМА 2.2. Вредные привычки | |
Практическое занятие № 3. Профилактика вредных привычек Семинар Фронтальный опрос | 2 |
ТЕМА 2.3. Правила и безопасность дорожного движения. | |
Практическое занятие № 4 Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. Учет погодных и сезонных явлений Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 1 |
Практическое занятие № 5 Особенности сохранения репродуктивного здоровья. Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 2 |
ТЕМА 2.4. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества | 3 |
Практическое занятие № 6. Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.. Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 1 |
Практическое занятие № 7. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 2 |
Практическое занятие № 8.Изучение первичных средств пожаротушения Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос Практическое занятие № 9 Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Групповой опрос Практическое занятие № 10 Причины, истоки и особенности терроризма Профилактика терроризма Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 2 2 2 |
Практическое занятие № 11. Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 1 |
Практическое занятие 12. Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Групповой опрос | 2 |
Практическое занятие 13. Требования предъявляемые к военнослужащим Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 2 |
Практическое занятие № 14. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 2 |
Практическое занятие 15. Изучение и освоение основных приёмов оказания помощи при ожогах, обморожениях, отравлениях Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 1 |
Практическое занятие 16. Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 2 |
Практическое занятие 17. Формы профилактики инфекционных заболеваний, заболеваний, передающихся половым путём Вид занятия: «Семинар» форма занятия: Фронтальный опрос | 1 |
Основные источники:
Печатные издания:
1. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. - М.: Академия, 2014
Электронные издания:
1. Энциклопедия здоровья CD-ROM КиМ, 2007
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Арустамов Э.Б. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. - М.: Академия, 2013Гайсумов А.С., Паничев М.Г., Хроменкова Е.П. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Феникс, 2006.
- Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Крючек Н.А., Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Изд. 2-е, стер. – М.: Дрофа, 2007.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. - М.: Просвещение, 2007
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. - М.: Просвещение, 2007
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд./под общ. ред. А.Т. Смирнов. – 6-е изд. – М., 2006
- Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. 10-11классы. - М.: Экзамен, 2009
- Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.
- Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры безопасности среди населения РФ http://www.kbzhd.ru.
- Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru.
- Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.
- Портал Правительства России: http://government.ru.
- Портал Президента России: http://kremlin.ru.
- Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://www.rhbz.ru/main.html
ся на используемые таблицы, рисунки или приложения.
Методические рекомендации по разработке и проведению практических занятий должны включать (См. Приложение 2):
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Пояснительную записку с указанием необходимых знаний, умений, практического опыта, формируемых общих и/или профессиональных компетенций
4. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке, с определением знаний, умений, практического опыта, общих и/или профессиональных компетенций по темам (разделам)
5. Тематическое планирование практических занятий
6. Практические задания с указанием вида, формы, цели и задач работы, материально-техническим оснащением, информационными источниками по теме, методическими рекомендациями по подготовке к занятиям.
Список литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. В нем следует отразить следующие данные: фамилию и инициалы автора, название книги (если есть: номер тома, выпуска, части), место издания, год издания, общее количество страниц. При использовании Интернета необходимо указать наименование источника, статьи, журнала, определить, что это электронный ресурс, дать адрес ссылки и дату обращения.
Образец оформления списка литературы
1. Быстрова А.Н. Мир культуры. Основы культурологии: Уч. пособ. – М.: Наука, 2000. – 230 с.
2. Метафизика Петербурга: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.М. Морева. – СПБ.: Изд-во ФКИЦ «Эйдос», 1993. – 210 с.
3. Раушенбах Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений // Проблемы изучения культурного наследия / Отв. ред. Г.В. Степанов. – М.: Наука, 1985. С. 317 – 325.
4. Недошивина Н.Г. Средневековые крестовидные подвески из листового серебра // Советская археология. – 1983. - №4. – С. 222 – 225.
5. Мировая художественная культура. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. artclassic.edu.ru (дата обращения: 2.07.18).
Приложение 1.
План практического занятия
ФИО преподавателя/ мастера ________________________________
Дата «___» __________ 20__г.
Профессия / специальность ____________________
Курс______ Группа № ____
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ
Тема практического занятия_________________________________________________
Вид и форма занятия:_________________________________________________________
Цель занятия:________________________________________________________________
Задачи занятия:_______________________________________________________________
Осваиваемые студентом
знания:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
умения:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
практический опыт:____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Формируемые у студента
общие компетенции:____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
профессиональные компетенции:_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Внутрипредметные связи:______________________________________________________
Межпредметные связи:________________________________________________________
Используемые методы обучения (беседа, объяснение, рассказ, дискуссия, создание проблемных ситуаций, демонстрация, иллюстрация, решение задач, упражнение, практическое задание, творческая работа и др.):____________________________________
Используемые средства обучения (учебники, учебные пособия, первоисточники, журналы, презентации, рабочие тетради, раздаточный материал, электронные образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериал, плакаты, карты, схемы, таблицы, стенды, муляжи, макеты, приборы, учебная техника и др.):__________________________
Материально-техническое оснащение (компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, оборудование учебного кабинета, мастерской, лаборатории, специальное оборудование и др.):____________________________________
Рекомендуемая литература (основные источники, дополнительные источники):_______
_____________________________________________________________________________
ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть (______мин.)
Приветствие
Выявление отсутствующих студентов
Проверка внешнего рабочего вида
Организация внимания и готовности студентов к занятию
2. Вводная часть (______мин.)
Сообщение темы, цели и задач занятия
Мотивация деятельности студентов
Актуализация опорных знаний и умений, т.е. межпредметных и внутрипредметных связей
3. Основная часть (______мин.)
Инструкция обучающихся по изучаемому материалу
Отработка материала на практике
Отслеживание самоконтроля студентов
Проверка полученных знаний, умений, практического опыта
4. Заключительная часть (______мин.)
Подведение итогов
Закрепление полученного материала
Формулировка задания для самостоятельной работы (домашнего задания)
Анализ работы каждого студента с выставлением оценок
Выделение студентов, добившихся отличных результатов
Формирование у обучающихся ориентации на успех
Разбор общих недочетов, рекомендации по их устранению
Постановка цели следующего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест - презентация по предмету Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся 6 класса на тему:"Подготовка к походу. Правила проведения бивачных работ".
Данный тест выполнен в виде презентации из десяти слайдов -вопросов и слайда с ответами для проверки и самоконтроля учащихся. Туристическая тематика, изучаемая в курсе ОБЖ 6 класса сама по себе достат...
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
В данном учебно-методическом пособии, вы найдете способы реализации законов, цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности, изучите специфику содержания курса ОБЖ, основные виды уч...
Методические рекомендации по проведению практических занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеклассной работе по направлению «Туризм и краеведение»
Методические рекомендации по определению сторон света по часам , времени по компасу, а также примеры контрольно-измерительных материалов для проверки ЗУН, а также для использования при проведении меро...
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2009/2010 учебном году Региональный базисный учебный план на 2005 – 2009 гг. предусматривает в о...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...
Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельности»
Методическая разработка: «Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельнос...
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» по профессии 23.01.03 «Автомеханик»
В методических указаниях описаны требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся по профессии 23.01.03 «Автомеханик», критерии оце...