Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
методическая разработка по обж по теме
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2009/2010 учебном году
Региональный базисный учебный план на 2005 – 2009 гг. предусматривает в общеобразовательных классах организацию преподавания предмета ОБЖ следующим образом:
- на первой ступени обучения (1 – 4 классы) в рамках предмета «Окружающий мир». По решению педагогического совета, ОБЖ может преподаваться в качестве самостоятельного предмета за счет часов школьного компонента;
- на второй ступени обучения (5 – 9 классы) преподавание осуществляется в объеме одного часа в неделю (35 часов в год);
- на третьей ступени обучения (10 – 11 классы) изучение ОБЖ организуется в объеме одного часа в неделю в течение двух лет с проведением учебных сборов на базе воинских частей по окончании 10 класса объемом не менее 40 часов.
В условиях лицеев и гимназий (в основной и полной средней школе) содержательное обеспечение курса ОБЖ должно быть достигнуто за счет межпредметной интеграции при организации учебных сборов. В этом случае обозначаются темы, входящие в содержание других учебных предметов (физическая культура, физика, химия, биология, история, литература и др.), соприкасающихся с тематикой курса ОБЖ. Учебное время, выделяемое на такие темы в каждом из интегрируемых предметов, суммируется и передается для реализации в рамках учебного курса ОБЖ. При этом сроки и последовательность реализации тем соотносятся с системой их реализации в интегрируемых предметах.
. Изменение содержания учебного плана за счет отсечения учебного времени из ресурса других предметов (например, физической культуры) в пользу курса ОБЖ, не является межпредметной интеграцией, а является противоправным изменением нормативного документа «Федеральный базисный учебный план».
На профильном уровне (оборонно-спортивный профиль) объем учебных часов в неделю в 10 классе – 2 часа, в 11 классе – 2 часа.
В начальных классах рекомендуется для реализации как авторская программа А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», (2006), так и сопряженные с ОБЖ программы (Окружающий мир) под его редакцией - Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, М.В. Маслов - М.: «Просвещение» 2006г).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_o_prepodavanii_predmeta.rar | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2009/2010 учебном году
Региональный базисный учебный план на 2005 – 2009 гг. предусматривает в общеобразовательных классах организацию преподавания предмета ОБЖ следующим образом:
- на первой ступени обучения (1 – 4 классы) в рамках предмета «Окружающий мир». По решению педагогического совета, ОБЖ может преподаваться в качестве самостоятельного предмета за счет часов школьного компонента;
- на второй ступени обучения (5 – 9 классы) преподавание осуществляется в объеме одного часа в неделю (35 часов в год);
- на третьей ступени обучения (10 – 11 классы) изучение ОБЖ организуется в объеме одного часа в неделю в течение двух лет с проведением учебных сборов на базе воинских частей по окончании 10 класса объемом не менее 40 часов.
В условиях лицеев и гимназий (в основной и полной средней школе) содержательное обеспечение курса ОБЖ должно быть достигнуто за счет межпредметной интеграции при организации учебных сборов. В этом случае обозначаются темы, входящие в содержание других учебных предметов (физическая культура, физика, химия, биология, история, литература и др.), соприкасающихся с тематикой курса ОБЖ. Учебное время, выделяемое на такие темы в каждом из интегрируемых предметов, суммируется и передается для реализации в рамках учебного курса ОБЖ. При этом сроки и последовательность реализации тем соотносятся с системой их реализации в интегрируемых предметах.
. Изменение содержания учебного плана за счет отсечения учебного времени из ресурса других предметов (например, физической культуры) в пользу курса ОБЖ, не является межпредметной интеграцией, а является противоправным изменением нормативного документа «Федеральный базисный учебный план».
На профильном уровне (оборонно-спортивный профиль) объем учебных часов в неделю в 10 классе – 2 часа, в 11 классе – 2 часа.
В начальных классах рекомендуется для реализации как авторская программа А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», (2006), так и сопряженные с ОБЖ программы (Окружающий мир) под его редакцией - Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, М.В. Маслов - М.: «Просвещение» 2006г).
В основной и средней (полной) школе рекомендуется к реализации программа А.Т. Смирнова, последнее, переработанное издание 2008 года.
Данная учебная программа курса ОБЖ предполагает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, при этом необходимо учитывать, что разделы программы «Учебные сборы» (10 класс), «Особенности военной службы» (11 класс) являются необязательными для девушек.
Это учебное время с девушками организуются по специальной программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин, изучение вопросов, связанных с созданием семьи. Данные особенности учебного материала программы следует помнить и при подготовке экзаменационных билетов. Вопрос о введении раздельного обучения решается педсоветом совместно с учредителем в зависимости от наличия или отсутствия заявлений от девушек об отказе заниматься разделами ОВС указанными выше.
В основной школе представлены две линии учебно-методических комплектов (УМК) на которые могут ориентироваться образовательные учреждения:
- линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова;
- линия учебно-методических комплектов авторов С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова, С.К. Миронова, В.В. Полякова.
Линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова разработана в соответствии с основными положениями концепции национальной безопасности Российской Федерации и Обязательным минимумом содержания курса ОБЖ основного общего образования. Она наиболее полно обеспечена дидактическими материалами, включает полный комплект мультимедийных учебников и компьютеризированных тестов для 5 – 11 классов, что дает основания рекомендовать её к использованию. Кроме учебного материала мультимедийные средства содержат обширный справочный материал, мультимедиатеку (иллюстрации и видеоматериалы), обеспечивают создание собственных презентаций, ведение электронных классных журналов. Приобрести мультимедийные пособия можно по адресу: 121 352, Москва, Давыдковская, 7, Тел. (495) 443-83-44, 445-00-10, Факс (495) 443-83-15, http://www.ampe.ru Email: vniigochs@ampe.ru. На сайте можно ознакомиться с дополнительными материалами – интерактивными и игровыми программами, нормативными документами, пособиями для специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности. Рекомендуется при определении содержания деятельности ориентироваться на программу по ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова для 5 – 6 класса и включать разделы: «Человек, среда его обитания», «Безопасное поведение в быту», «Город как среда обитания», знакомить учащихся с региональными особенностями и традициями, формируя навыки обеспечения безопасности в природной среде и положительное эмоциональное отношение к родному краю.
В настоящее время разрабатывается Государственный образовательный стандарт нового поколения, поэтапный переход к его реализации планируется с 2009 г. Проект базисного учебного плана каждой ступени общего образования предусматривает три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. В концепции стандартов нового поколения указывается, что: «усвоению обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, — навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества способствуют все учебные предметы, и в большей степени русский язык, родной язык, иностранные языки, информационные технологии и основы безопасности жизнедеятельности».
Методические рекомендации разработаны заведующим кафедрой теории и методики преподавания физической культуры и ОБЖ В. Т. Чичикиным. Контактный телефон – (831)4175217
Методические рекомендации о преподавании
образовательной области «Технология» в 2009-2010 учебном году
С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».
Каждое направление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы. Базовым разделом для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» базовыми являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа направления «Технология. Обслуживающий труд» обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно к технологиям сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо технологии сферы сервиса для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной сельской школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.
В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированных программах для сельских школ уменьшается объем и сложность практических работ в разделах содержания по техническому труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии. Комплексно для таких комбинированных программ планируется освоение раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Решение задач технологического образования во всех классах преимущественно предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (письмо Министерства образования РФ № 585/11-13 от 12.04.2000 г. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»), а также организации профессиональных проб и продуктивной деятельности, в том числе и во внеурочное время. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда.
Выше сказанное предполагает использование при изучении технологии различных подходов. Учителя могут выбирать программы и комплекты учебников из числа рекомендованных или допущенных Министерством образования РФ и рекомендованных региональным Базисным учебным планом (БУП).
Планирование по технологии в 5-8 классах ориентировано на следующие программы обучения:
1) вариант – «Технология» под ред. Симоненко В.Д. для городских школ. М.: Просвещение, 1998-2007.
2) вариант – «Технология» под ред. И.А. Сасовой. М.: Вентана-Граф, 2005-2007. Содержание и организация обучения технологии основано на выполнении творческих проектов по главным разделам и темам программы.
3) вариант - «Технология» под ред. Симоненко В.Д. для сельских школ. М.: Просвещение, 1998
Рекомендуемые учебники, рабочие тетради и пособия следующие:
1) Комплекты учебников, рабочих тетрадей и пособий под ред. Симоненко В.Д. для городских и сельских школ. М.: Вентана – Граф, 1998-2004.
2) Комплекты учебников, рабочих тетрадей и пособий под ред. Сасовой И.А. М.: Вентана – Граф, 2002 -2005.
Ниже приводится пример укрупненного планирования учебных часов в 5, 6 и 7 классах для рекомендованных комплектов. (таблицы 3,4,5)
Для городских школ (под ред. Симоненко В.Д.)
Таблица 3
Класс | Содержание раздела | Учебные часы | ||
Общие | Мальчики | Девочки | ||
5 | Информационные технологии Культура дома Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения. Технология обработки ткани и пищевых продуктов. Проект | 6 | 12 34 16 | 12 34 16 |
6 | Строительные ремонтноотделочные работы. Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения. Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов. Проект | 18* 34 16 | 52 16 | |
7 | Технология обработки конструкционных материалов Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов Художественная обработка материалов Проект | 34 18 16 | 52 16 |
* - допускается выполнение раздела в период летней практики
Для сельских школ (под ред. Симоненко В.Д.)
Таблица 4
Класс | Раздел | Всего часов |
5 | Технология работ в крестьянском хозяйстве Техника в крестьянском хозяйстве Электротехнические устройства в быту Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения Технология обработки ткани, пищевых продуктов с элементами машиноведения Проект | 18 6 8 20 16 |
6 | Технология работ в крестьянском хозяйстве Электротехнические устройства в быту Техника в крестьянском хозяйстве Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения Технология обработки ткани, пищевых продуктов с элементами машиноведения Проект | 18 6 8 20 16 |
7 | Технология работ в крестьянском хозяйстве Электротехнические устройства в быту Техника в крестьянском хозяйстве Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения Технология обработка ткани, пищевых продуктов с элементами машиноведения Проект | 18 6 8 0 16 |
На основе Метода проектов (под ред. Сасовой И.А.)
Таблица 5
Разделы программы | Количество часов | |||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | ||||
Дев | Мал | Дев | Мал | Дев | Мал | |
Вводное занятие. Технология в жизни человека и общества | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Основы проектирования | 10 | 10 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | - | 52 | - | 54 | - | 52 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 38 | - | 36 | - | 36 | - |
Кулинария | 14 | - | 8 | - | 16 | - |
Технология ведения домашнего хозяйства | 4 | 4 | 0 | 10 | 12 | 12 |
В связи с сокращением учебных часов на технологию в 8 и 9 классе с 2 часов в неделю до 1 часа количество часов в программах обучения по разделам и темам уменьшается пропорционально вдвое. Один час технологии в 8-9 классе передан в компонент образовательного учреждения и национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности и для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом национально-региональные особенности местного социально-производственного окружения могут быть представлены в авторской программе для конкретного общеобразовательного учреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда.
В таблице 6 приводится пример укрупненного планирования учебных часов в 8 классе по программе под ред. Сасовой И.А., а таблице 7 приводится пример укрупненного планирования учебных часов в 8-9 классах по программе под ред. Симоненко В.Д.
Таблица 6
Разделы программы | Количество часов |
8 класс | |
Вводное занятие. Технология в жизни человека и общества | 1 |
Основы проектирования | 1 |
Технология ведения домашнего хозяйства | 12 |
Электротехнические работы | 8 |
Современное производство и профессиональное образование | 12 |
Черчение и графика | - |
Таблица 7
Класс | Содержание раздела | Учебные часы | ||
Общие | Мальчики | Девочки | ||
8 | Домашняя экономика и основы предпринимательства Информационные технологии (игра «Предприятие») Электротехника Художественная обработка материалов Проект Графика | 9 7 8 __ | 10 | 10 |
9 | Радиоэлектроника Электротехника, радиоэлектроника Автоматика, цифровая электро-ника Профессиональное самоопределение Проект Графика | 10 - | 9 7
8 | 9 7
8 |
Несмотря на то, что Базисным учебным планом не предусмотрено в 8 классе изучение черчения и графики как отдельного учебного предмета, минимум содержания по черчению должен быть представлен в других разделах и темах программы по технологии в 5 - 8 классах.
Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, их успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования, рекомендуется выделять из резерва учебного времени регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно еще 1 час в неделю в 10 и в 11 классах.
В 10 и 11 непрофильных классах базисным планом Нижегородской области рекомендован один комплект учебников под ред. Симоненко В.Д. Ниже приводится рекомендуемое укрупненное планирование (таблица 8)
Для непрофильных 10 и 11 классов (под ред. Симоненко В.Д.)
Таблица 8
Класс | Часов в неделю | Содержание раздела | Всего часов |
10 | 1 | Основы предпринимательства Информационные технологии (машинное делопроизводство) Техническое творчество, основы художественного конструирования Проект | 10 6 10 8 |
11 | 1 | Производство и окружающая среда Информационные технологии (компьютеры в современном мире) Техническое творчество, основы художественного конструирования Проект | 10 6 10 8 |
Для технологического профиля общеобразовательной подготовки учащихся 10 и 11 классов на изучение курса технологии в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. Технологический профиль общеобразовательной подготовки старшеклассников дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.
Подготовка учащихся 10-11 классов может быть организована как по основному месту обучения, так и в межшкольных учебных комбинатах, на рабочих местах организаций, предприятий, в учреждениях начального профессионального образования, при условии наличия соответствующей лицензии.
Для профилей нетехнологической направленности изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.
Соотношение времени на теоретические и практические занятия определяется учебными программами примерно в следующем соотношении: на теоретическую часть отводится 25-30% учебного времени, на практические работы – 70-75% учебного времени.
Использование новых учебных пособий и учебно-методических комплексов возможно только при условии их адаптации в регионе и прохождения учителями соответствующей курсовой подготовки.
Недопустимо, ссылаясь на отсутствие программно-методического обеспечения, учебников и дидактических материалов, исключать из перечня изучаемых предметов технологию или ее отдельные разделы.
Возможно планирование, предусматривающее разработку авторских программ, которые должны учитывать особенности учебных заведений, связанными с возможностями материальной базы, местными условиями, учитывать особенности города, региона, села, пола и возраста учащихся, обеспечивать широкую специализацию, дифференциацию обучения по различным приоритетным направлениям производства, сельского хозяйства, народных промыслов, бытового обслуживания и др., но при этом обязательно выполнять требования и целевые установки государственных образовательных стандартов по технологии.
Авторские разработки, рабочие программы утверждаются директорами образовательных учреждений, районными методическими объединениями учителей технологии. и согласуются на кафедре теории и методики обучения технологии и экономики НИРО (т.246-42-46) .
При наполнении классов 25 и более учащихся в городских школах и 20 и более в сельских предусмотрено деление на подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на подгруппы классов с меньшей наполняемостью.
Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионе на рынке труда. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям.
При организации профессиональной подготовки в качестве основы для рабочих программ используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».
Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)».
Методические рекомендации разработаны заведующим кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике А.Ю. Тужилкиным, контактный телефон (831)2464246
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "О преподавании учебного предмета "Математика"в общеобразовательных учреждениях Владимирской области на период с 2012 до 2015 года"
В рекомендациях указана нормативная база и отражена часть базиснго плана профильной школы...
ФГОС Методические рекомендации по преподаванию предмета музыка в 5 классе
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Музыка» в 5-х классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовател...
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
В данном учебно-методическом пособии, вы найдете способы реализации законов, цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности, изучите специфику содержания курса ОБЖ, основные виды уч...
Методические рекомендации о преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Шурышкарского района в 2014-2015 учебном году
Основными нормативными документами, которыми должен руководствоваться учитель технологии при реализации ФГОС, являются: Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт ...
Методические рекомендации о преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях
Районное методического объединения учителей технологии и трудового обучения в 2014 -2015 уч. году строило работу на основании приказа управления образованием от 29 октября 2014 г. № 529/1 «Об организа...
Методические рекомендации о преподавании предмета МАТЕМАТИКА
Методические рекомендации...
Доклад "Методические рекомендации о преподавании учебного предмета «История» в 2019 – 2020 учебном году"
Методические рекомендациио преподавании учебного предмета «История» в 2019 – 2020 учебном году...