Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе
статья по обж (8 класс)

Дементьев Михаил Алексеевич

Статья о Развитии знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе

         В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

         Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде — природной, техногенной и социальной.

Важно, чтобы в процессе изучения предмета ОБЖ шёл непрерывный процесс формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, были: 1) усвоены школьниками этические нормы отношений между людьми как основа толерантности; 2) необходимость безопасного поведения, как основа для жизнедеятельности каждого человека, через умения принимать верные, адекватные решения в зависимости от ситуаций; 3) стремление к повышению уровня общей культуры (совокупности материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности) каждого человека и общества в целом через культуру безопасности личности и общества.

Изучение школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на: формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества; выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом полученных знаний, умений и навыков. Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих задач: усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления.  

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класса» играет очень важную роль в становлении личности безопасного типа поведения, т. к. рассматривает теоретические и практические вопросы, связанные с угрозами возникновениями, последствиями различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Так как в современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они часто несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу, провоцируя в том числе и экологические проблемы различного уровня. Поэтому в условиях модернизации современной школы ещё одним актуальным вопросом является формирования экологической культуры и экологической морали, которые должны влиять на развитие производительных сил общества в каждом регионе и определять поведение каждого человека, требуя от него ограничения своих потребностей, энерго- и ресурсосбережения. Поэтому одним из пунктов Концепции экологической безопасности России является положение о создании в стране непрерывного экологического образования с целью повышения уровня экологической культуры населения.

Курс «ОБЖ 8 класса» обладает достаточными возможностями для формирования и развития знаний по экологической безопасности.

Стратегия нашего государства по вопросу повышения грамотности населения по экологической безопасности отражена в Концепции национальной безопасности РФ, Концепции экологической безопасности РФ и в ряде законов, государственных концептуальных и программных документах.

В глобальной системе «человек-природа» можно выделить пять систем, находящихся во взаимодействии: природа (биосфера); человек (этносфера); техносфера и социосфера как плоды человеческой деятельности; информационная сфера — всеобщее информационное пространство. Все эти системы являются объектами и субъектами безопасности(состояние защищенности отдельных лиц, общества и природной среды от чрезмерной опасности) и испытывают взаимодействие, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Важнейшим объектом безопасности, на сохранности которого основана безопасность всех остальных систем, каждого человека на Земле, является биосфера, функционирование и сохранность которой только и делают возможным существование на Земле всех форм жизни, включая человека. Человеческое общество главным объектом и субъектом безопасности провозглашает человека — самое ценное и уязвимое, но также и наиболее опасное для себя и всего окружающего существо.

В сложившихся социально-экономических условиях и увеличивающихся степеней экологических угроз важно человеческому обществу осознать необходимость перехода от антропоцентрического сознания к экоцентрическому типу сознания — системе представлений о мире, для которой характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, восприятие природных объектов как полноправных партнёров по взаимодействию с человеком и баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Для решения назревших экологических проблем в России разработана Концепция экологической безопасности (1991), где под экологической опасностью понимается вероятность разрушения среды обитания человека и связанных с ним растений, животных, микроорганизмов в результате вредных природных и антропогенных факторов, которые приводят к нарушению приспособления живых систем к условиям существования. То есть, состояние экологической опасности может возникнуть из-за неконтролируемого развития экономики без учета принципов рационального природопользования, применения устаревших технологий производства, в результате опасных геофизических, метеорологических и других явлений. А экологическая безопасность характеризуется как процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и возможных опасностей, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Чтобы экологическая безопасность была наиболее эффективна необходима система экологической безопасности — совокупность законодательных, медицинских биологических и экологических мероприятий, направленных на поддержание экологического равновесия в биосфере, т. е. равновесия между биосферой и внешними антропогенными и природными факторами.

Вся система экологической безопасности должна контролироваться и осуществляться политикой экологической безопасности — целенаправленной деятельностью государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности.

Подводя итог выше изложенному, акцентируем внимание, что важно формировать не только экологическое мышление, но и экологическое мировоззрение, которое включало бы в себя любовь к природе, понимание ограниченности ресурсов Земли, бережливость, ответственность за сохранение природы для нынешнего и будущих поколений, т. е. достижения высокого уровня экологической безопасности, через осознание необходимости формирования личности безопасного типа поведения — толерантного сознания, гражданской ответственности, идеологии единения, потребности в здоровом и безопасном образе жизни


Литература:

1. Алексеев С. В. и др. Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев. Монография. / Под ед. А. И. Честобаева. — Санкт-Петебург, СПб Нц РАН, ВВМ: 2015. — 216 с.

2. Березина Л. Ю. Графы и их применение: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2019. — 143 с. 3.               

3.Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

"Знание научное и знание художественное" (электронное приложение к уроку искусства 8 класс)

«Искусство» 8 – 9 классы, авторы программы  Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова,    Е.Д.Критская. Тема урока: «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное». Роль искусст...

Конспект урока "Экологическая безопасность". 3 класс

Конспект урока по природоведению "Экологическая безопасность". 3 класс...

Экология и экологическая безопасность на уроках ОБЖ

В данной работе предложены варианты форм и методов изучения экологической безопасности на уроках ОБЖ. Также представленинформационный материал для обучающихся по теме экологической безопасности. Прило...

Задания и тесты для проверки знаний по технике безопасности на уроках физической культуры.

Техника безопасности на уроках физкультуры сегодня чрезвычайно актуальна. Травматизм современных школьников достаточно высокий, потому что дети много времени проводят дома, сидя перед экранами компьют...

Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»- урок в 5 классе

Данный урок разработан в соответстии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ,как сопровождение изучаемого материала,как средство организации самостоятельной работ...

Тест "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"

Тест "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"...