Программа по профилактике детского травматизма "Безопасность - залог здоровья"
учебно-методический материал по обж
Здоровье подрастающего поколения является основной ценностью нашей страны. Данная программа помогает сохранять и улучшать здоровье учащихся школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike_detskogo_travmatizma.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по профилактике детского травматизма
«Безопасность – залог здоровья»
Пояснительная записка
Создание программы «Безопасность – залог здоровья» направлено на формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
- формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
- разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
- воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.
Учитывая требования Федеральных Законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.
Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:
- инструктирование учащихся по технике безопасности,
- инструктирование по охране труда сотрудников,
- организация и проведение классных часов,
- беседы,
- проведение обучающих семинаров,
- организация встреч с работниками ГИБДД,
- участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий,
- просмотр видеофильмов по данной тематике,
- проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях,
- организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма среди детей,
- создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей,
- организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.
Ожидаемые результаты внедрения программы
Реализация программы позволит повысить безопасность образовательного учреждения, сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса, обеспечит организацию и осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда.
Конкретные мероприятия по программе «Безопасность – залог здоровья» определяются Федеральным Законом об основах охраны труда в Российской Федерации и планом работы школы по профилактике детского травматизма.
Направления работы, характер травмы, причины травматизма, профилактические мероприятия
Виды детского травматизма | Характер травмы | Причины травматизма | Профилактические мероприятия | Ответственные |
Бытовой | - Ожоги - переломы - повреждения связочного аппарата локтевого сустава - ушибы - падения - повреждения острыми предметами - термическое и химическое воздействие - укусы животных | - Не правильный уход и не достаточный надзор за ребенком; - отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (не закрытые выходы на крыши, не защищенные перилами лестничные проемы, открытые люки подвалов, колодцев; - недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках; - употребление табака и алкоголя родителями; - применение пиротехнических средств; - отсутствие воспитания родителями и навыков правильного поведения; - бесконтрольное использование столовых, бытовых и электрических приборов | - Родительское собрание на тему «Профилактика бытового детского травматизма»; - беседы с участковым инспектором полиции; - посещение квартир для выявление социально-опасных, социально -незащищенных семей - оценка безопасности домашней среды | Родители, социальный педагог, психолог, заместитель директора по безопасности, классные руководители |
Уличный (связанный с транспортом) | - Переломы - ушибы головного мозга - ожоги разной степени тяжести | - Нарушение правил дорожного движения (переход улицы в неположенном месте), - нарушение правил езды на велосипеде, самокате, скейте, роликовых коньках | - Проведение классных часов по правилам дорожного движения; - организация и проведение конкурса рисунков «Мы рисуем улицу», «Безопасный город»; - оформление стендов, классных уголков по профилактике детского травматизма; - участие в конкурсах по знанию правил дорожного движения; - беседы с инспектором полиции | Родители, классные руководители, заместитель директора по безопасности, инспектор ГИБДД |
Уличный (нетранспортный) | - Падения, - переломы, - ушибы, - растяжения, - ранения мягких тканей туловища и конечностей
| - Нарушение учащимися правил уличного движения; - отсутствие разметки и дорожных знаков; - узкие улицы с интенсивным движением; - недостаточная освещенность, не корректная сигнализация; - неисправное состояние уличных покрытий, гололед и другие природные явления | - Надзор за детьми и их досугом; - ограждение строящихся и ремонтируемых зданий; - освещение улиц и площадей; - применение песка во время гололеда | Общеобразовательное учреждение, родители, органы местного самоуправления (муниципалитет) |
Школьный | - Падения, - ушибы, - переломы, - ожоги, - растяжения | - Нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, в столовой, при проведении внеклассных мероприятий; - нарушение требований техники безопасности на уроках физики, химии, биологии, информатики, технологии, в спортивных залах; - нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий математического, гуманитарного циклов и в начальной школе | Создание безопасных условий обучения в образовательном учреждении | Участники образовательного процесса |
Спортивный | - Ушибы, - вывихи, - повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей, - переломы костей, - травмы головы, туловища и конечностей | - Нарушения в организации учебно-тренировочных занятий, соревнований; - неудовлетворительное состояния спортивного инвентаря и оборудования; - не знание педагогом групп здоровья учащихся; - слабая физическая подготовленность учащихся (в результате длительного отсутствия на занятиях); - нарушение дисциплины во время учебного процесса; - не выполнение требований безопасности на уроках физической культуры и во время внеурочной деятельности | - Контроль за организацией учебно- тренировочных занятий; - технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием спортивного зала, спортивного инвентаря; - защита от неблагоприятных метеорологических условий при проведении занятий и соревнований на воздухе; - проведение вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте; - медицинские осмотры учащихся | Директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель физической культуры, специалист по охране труда |
Создание безопасных условий обучения
в образовательном учреждении
ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на учащихся опасных производственных факторов.
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых воздействие на учащихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на учащегося может привести к его заболеванию или снижению его трудоспособности.
ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие которого на учащегося может привести к травме.
К опасным производственным факторам на территории школы относится:
- плохое закрепление водосточных труб;
- сломанные ступеньки;
- разбитые стекла;
- открытые люки канализационных колодцев;
- мусор
В учебных кабинетах
к опасным производственным факторам относится:
- поврежденные пороги;
- плохое закрепление стендов;
- поврежденное покрытие парты;
- незакрепленные шкафы;
- цветы и другие предметы на шкафах;
- слабое крепление каркасов парт, стульев;
- не соответствие проходов и расстановки мебели СанПиН;
- сломанные ручки у шкафов, выступающие винты, шурупы;
- использование кнопок
К опасным производственным факторам относится также:
- слабая организация дежурства по школе (учителей на этажах, учеников по школе);
- продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиН (продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены 20 мин, перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми).
- не выполнение гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм учащихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность:
- не соблюдение: требований к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и сооружений, помещений;
- требований к оборудованию помещений школы;
- водоснабжению и канализации образовательного учреждения;
- обеспечению нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях;
- низкий уровень организации питания;
- неудовлетворительное состояние физического воспитания и организации физической культуры;
- низкое качество медицинского обслуживания;
- не соответствующая современным требованиям организация учебно-воспитательного процесса.
Требования, предъявляемые к организации
учебно-воспитательного процесса
- Требования к помещениям и оборудованию образовательного учреждения.
- Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной расстановкой столов.
- Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка.
- Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
- Детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
- Требования к воздушно-тепловому режиму.
- Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений
в зависимости от температуры наружного воздуха.
Наружная температура, град С | Длительность проветривания помещения в малые перемены, мин | Длительность проветривания помещения в большие перемены, мин |
От +10 до +6 | 4 – 10 | 15 – 20 |
От +5 до 0 | 3 – 7 | 15 – 20 |
От 0 до -5 | 2 – 5 | 10 – 15 |
От -5 до -10 | 1 – 3 | 10 – 15 |
Ниже - 10 | 1 – 1,5 | 5 - 10 |
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- грамотное использование штор и жалюзи;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
Если во время учебно-воспитательного процесса происходит травма, вызвавшая у учащихся потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, то производится расследование несчастного случая в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев.
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи:
- травмы;
- острые отравления, возникшие после воздействия вредных и опасных факторов;
- травмы из-за нанесения телесных повреждений другим лицом;
- повреждения в результате контакта с представителями фауны и флоры;
- иные повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях, происшедшие:
во время проведения лекций, уроков, лабораторных занятий, спортивных, кружковых, внеклассных, внешкольных мероприятий в соответствии с учебными, воспитательными планами, при проведении общественно полезного труда, в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия осуществлялись под непосредственным руководством работника образовательного учреждения (учителя, воспитателя, классного руководителя) или лица, назначенного приказом руководителя школы. Во время экскурсий, перевозок учащихся к месту проведения мероприятий и обратно, а также при организованном следовании их на запланированное мероприятие на общественном транспорте или пешком. В том числе и при нарушении пострадавшим дисциплины несчастный случай также подлежит расследованию.
Действия руководителя и педагогических работников
по расследованию причин несчастного случая с учащимися
- Немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в медицинское учреждение.
- Сообщить руководителю образовательного учреждения о случившемся.
- Сообщить родителям пострадавшего лица.
- Руководитель образовательного учреждения обязан незамедлительно принять меры по предотвращению причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в комитет образования.
- Приказом по образовательному учреждению назначается комиссия по расследованию несчастного случая.
- Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего.
- Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направить на утверждение председателю комитета образования. К акту прилагаются объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.
Основными направлениями профилактики травматизма
в образовательном учреждении являются:
- соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного процесса в школе;
- организация дежурства педагогов;
- организация подвижных игр на переменах;
- выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательном учреждении;
- организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников образовательного учреждения;
- проведение инструктажей: на рабочем месте, целевых и внеплановых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»
Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»
Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...
Программа по профилактике детского травматизма
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
"Письмо нарушителю ПДД" (познавательно-игровая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимая в рамках Дня памяти жертв ДТП)
Цель: пропаганда правил дорожного движенияУчастники: обучающиеся 3-4-х классовМесто проведения: актовый зал или учебный кабинетОборудование: мультимедийная техника, воздушные шары, дорожные знаки, бол...
Воспитательная программа "ЗОЖ и ГТО как залог здорового поколения"
В программе разработаны цели и задачи по воспитанию здорового поколения с использованием здоровьесберегающих технологий ....
Воспитательная программа "ЗОЖ и ГТО как залог здорового поколения"
В программе разработаны цели и задачи по воспитанию здорового поколения с использованием здоровьесберегающих технологий ....
Воспитательная программа "ЗОЖ и ГТО как залог здорового поколения"
В программе разработаны цели и задачи по воспитанию здорового поколения с использованием здоровьесберегающих технологий ....