§4.1_Уч_8кл_Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
презентация к уроку по обж (8 класс)
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просвещение", 2012 год. §4.1_Уч_8кл_Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
§4.1_Уч_8кл_Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация и ход занятия Организация класса. Приветствие. Проверка списочного состава класса. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя). Работа над новым материалом. Окончание урока: Домашнее задание Выставление и комментирование оценок Ответы на вопросы Сообщение темы и времени следующего занятия
Природная среда и ее составные части Природная среда (природа) - совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. Вода, воздух, почва – неживые компоненты природной среды, в которой обитают популяции растений и животных. Биосфера - Оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов. Основная отличительная особенность живых организмов от остальных (неживых) природных тел - это способ использования энергии. Живые существа способны улавливать энергию, приходящую на Землю в виде солнечного света, удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений (биомасса), передавать друг другу, трансформировать энергию: в механическую, электрическую, тепловую и в другие виды энергии. Неживые тела не способны использовать энергию, как это делают живые существа . Неживые тела преимущественно могут рассеивать энергию (например, нагреваться).
Влияние природной среды на качество жизни человека Людям для полноценного и здорового существования необходимы: Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва Угрозы здоровью человека от загрязнения природной среды: Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи.
Деятельность человека и природная среда Человек: издавна рассматривает окружающую среду в основном как источник ресурсов, при этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что В результате такой деятельности человека происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв, природных вод, а это поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека - отрицательно сказывается на его (человека) здоровье.
Предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ (ПДК) ПДК – максимально допустимые нормы концентрации вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека. Причины введения ПДК – постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывалась неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но не более ПДК. ПДК является гигиеническим критерием при оценке санитарного состояния окружающей среды (атмосферного воздуха, водоемов, почвы). В РФ ПДК устанавливается для каждого вредного вещества.
Загрязнение атмосферы Источники загрязнения атмосферы: предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. Воздух загрязняется газообразными примесями, взвешенными частицами. Газообразные примеси – оксиды углерода, оксиды азота, оксиды серы и углеводороды. Взвешенные частицы - пыль естественного и искусственного происхождения зола, сажа, почвенная пыль. Широко используемый в строительстве асбест (его легко вдыхаемые волокна) вызывает хроническое раздражение легочной ткани, которое может привести к заболеванию раком легких. Внимание! Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами - практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров: Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей .
Загрязнение почв Основные загрязнители почв металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды, применяемые в сельском хозяйстве. Пестициды — химические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью. Пестициды, как правило, обладают токсическими свойствами, многие из них могут накапливаться в почве и поступать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки. Наиболее опасные загрязнители почв ртуть, свинец и их соединения. Ртуть поступает в окружающую среду при применении ртутьсодержащих пестицидов, которые используются для предпосевного обеззараживания семян, с отходами целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве соды и хлора, когда в технологии применяются ртутные электроды. Отходы промышленных предприятий часто содержат металлическую ртуть, а также неорганические соединения ртути Запомните! Загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый и опасный характер. Соединения свинца используются в качестве антидетонационных добавок к бензину, поэтому автотранспорт является едва ли не основным источником свинцового загрязнения природной среды. Содержание свинца в почвах зависит от расположения автодорог и плотности автомобильного движения по ним. Так, например, почва вблизи крупных автомагистралей загрязнена свинцом до 1500 м от обочины. Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадания осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека, накапливаясь в них в определенных тканях и органах: стронций-90 — в костях и зубах, цезий-137 — в мышцах, йод-131 — в щитовидной железе и т. п.
Загрязнение вод Основные загрязнители поверхностных вод нефть и нефтепродукты , которые поступают в результате естественных выходов нефти в районах залегания, нефтедобычи, транспортировки, ее переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья. поступления в водоемы загрязненной воды , стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных и лесных земель, при сбросе в водоемы отходов предприятий-изготовителей, в результате потерь при транспортировке и хранении пестицидов. Наряду с пестицидами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество питательных (биогенных) веществ, вносимых на поля с удобрениями (азота, фосфора, калия). термическое загрязнение . Когда электростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара, они возвращают ее в водоем на 10—30 °С подогретой, уменьшают содержание растворенного в воде кислорода, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей. Возрастание тепловой нагрузки на водные объекты, повышение биогенных элементов и органических веществ, как правило, сопровождаются резким ухудшением санитарно-гигиенических показателей качества воды. Запомните! Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле. В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью, необходимо сформировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в области экологической безопасности. Внимание! Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду занимают детергенты — синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.
Это должен знать каждый Для человека естественно желание иметь здоровую, продолжительную, комфортную жизнь, а также возможность реализации своих интеллектуальных, эстетических, культурных и других потребностей. Поэтому необходим поиск оптимальных решений в организации жизнедеятельности человека, и в особенности производственной его деятельности. Необходимо формирование другого мировоззрения и воспитания общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, которая предполагает воспитание у каждого человека следующих качеств: Ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды; Ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; Ответственного отношения к обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства
Вопросы для самоконтроля: Как влияет жизнедеятельность человека на окружающую природную среду? Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания? Как влияет загрязнение атмосферы, почв и природных вод на здоровье человека? Почему так остро в настоящее время встал вопрос по защите окружающей природной среды? Какие качества человека характеризуют его общий уровень культуры в области экологической безопасности?
Домашнее задание Составьте перечень промышленных объектов, которые расположены в районе вашего проживания и их влияние на экологическую обстановку в районе. Свои наблюдения и выводы запишите в дневник безопасности, посоветовавшись предварительно с преподавателем ОБЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОБЖ "Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс
Конспект урока по ОБЖ @Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс + презентация к уроку...
Разработка урока по ОБЖ на тему: «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» для 8 класса
Методическая разработка содержит презентацию, конспект урока и видеоролик по теме урока....
презентация «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» 8 класс
Экологической ситуации в России присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. Экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. В настоящее время ежегодные выброс...
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека...
Разработка урока по ОБЖ на тему "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека". 8 класс.
Узнаем об источниках загрязнения атмосферы, воды и почвы. Повышение опасности для здоровья человека увеличивается по мере развития отраслей промышленности и безответственности самих людей....
"Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека" 8 класс ОБЖ
Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человекаЦЕЛЬ:1.Образовательная-создать полное представление о загрязнении окружающей природной среды и здоровье че...
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
9 урок в 8 классе...