Здоровый образ жизни
статья по обж (7 класс)
В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.
Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих школах не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки на фоне недостаточной двигательной активности.
В современном понимании здоровье человека – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Основная цель статьи – сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 41.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровый образ жизни»
В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.
Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих школах не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки на фоне недостаточной двигательной активности.
В современном понимании здоровье человека – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Основная цель – сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности.
Предметом настоящей работы являются способы формирования представлений о здоровом образе жизни, а объектом – процесс формирования здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям окружающей среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Понятие образа жизни позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложено поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др.
В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать наследственность, функциональные способности организма и стиль жизни.
Стиль здорового образа жизни обусловлен личностными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья. Под индивидуальным стилем здорового образа жизни понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью.
К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха, отношение к вредным привычкам.
Так же можно выделить следующие знания
1) о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;
2) о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;
3) о целенаправленном применении разнообразных форм физической культуры;
4) о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
5) об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
6) об активной пропаганде по внедрению здорового образа жизни в жизнедеятельность каждого человека и общества.
Именно этот образовательный компонент (пункт 6) лежит в основе обучения, привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.
Однако для очень многих людей эти знания ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Поэтому предполагается активная деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам здорового образа жизни - долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.
Таким образом, здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. В основе формирования здорового образа жизни лежат научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.
На протяжении последних десятилетий в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 2006 по 2009 год 43% учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63% - имели нарушения осанки; 18% старшеклассников - повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования, около 30% детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания, как диабет, гипертония, атеросклероз[1] [1].
Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52% здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 - 15% зависит от здравоохранения.
Ведущими задачами в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье.
Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья, и целенаправленным формированием культуры здоровья и здорового образа жизни. Центральное место в культуре здоровья и формировании здорового образа жизни занимают ценностно-мотивационные установки, знания, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.
В настоящее время внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию грамотности, организации здорового образа жизни, укреплению здоровья, физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на здоровый образ жизни.
Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике противоречие между потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни и отсутствием целостной теории и технологии здорового образа жизни. Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности.
Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов". Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.
В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия.
Духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.
Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой.
Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме[2][2].
Данное выделение компонентов здоровья условно и позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования здорового образа жизни.
Древнегреческий философ Фалес Милетский писал, что тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека. Не менее важно право человека на информацию. В первую очередь на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, т.е. факторами, воздействие которых может привести к развитию болезни.
Одним из важнейших приобретенных по наследству свойств здорового организма является постоянство его внутренней среды. Это понятие ввел французский ученый Клод Бернар (1813 - 1878), считавший постоянство внутренней среды условием свободной и независимой жизни человека. Внутренняя среда образовалась в процессе эволюции. Она определяется составом и свойствами крови и лимфы.
Постоянство внутренней среды повысило приспособительные резервы организма и в какой-то мере освободило его от влияния физических и химических факторов внешней среды. Однако это постоянство — оно называется гомеостаз — имеет определенные границы, определяемые наследственностью. А потому наследственность является важнейшим фактором здоровья.
Организм человека приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление и т.п.), химических (состав воды, воздуха, пищи), биологических (разнообразие живых существ) факторов окружающей среды.
Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, гомеостаз нарушается, в результате чего могут произойти сдвиги, несовместимые со здоровьем и нормальной жизнью.
В наш век живые организмы испытывают все больше внешних воздействий, приводящих к изменениям их наследственных свойств. Эти изменения называются мутационными (мутациями). Особенно возрос общий фон мутаций за последнее время. Это серьезная проблема, и решить ее медикам без всеобщих оздоровительных мероприятий, без охраны окружающей среды невозможно.
Таким образом, свойства и качества внешней окружающей среды являются фактором, влияющим на здоровье или нездоровье. Отклонения от определенных привычных свойств и качеств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания (табл. 1).
Таблица 1
Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья
Факторы, влияющие на здоровье | Значение для здоровья, примерный удельный вес (%) | Группы факторов риска |
Образ жизни | 49- 53 | Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистресс), адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации |
Генетика, биология человека | 18-22 | Предрасположенность к наследственным болезням |
Внешняя среда, природно-климатические условия | 17-20 | Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения |
Здравоохранение | 8-10 | Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания |
Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую употребляем, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснять опасность жизни в зонах, зараженных радиацией. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.
Для человека окружающей внешней средой является не только природа, но и общество. Поэтому социальные условия также влияют на состояние организма и его здоровье.
Условия жизни и трудовой деятельности, а также характер и привычки человека, определяемые его воспитанием, формируют образ жизни каждого из нас. Образ жизни — культура питания, движения, профессия, использование свободного времени, творчество — влияет на духовное и физическое здоровье, укрепляя или разрушая его, продляя или укорачивая жизнь. Следовательно, правильный образ жизни является фактором здоровья, а нездоровый образ жизни — фактором риска.
Право человека тесно связано с его ответственностью. Воспитание человека, весь его образ жизни должны постоянно напоминать ему об ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Ответственность — это особенное свойство личности; оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе наказания, а на чувстве совести и долга, сознании ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека.
Морально ответственный человек понимает нормы и правила, запреты и предписания, связанные с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих. Так, издавна сложились традиционные правила поведения будущей матери. Спокойная обстановка в семье, отказ от курения и алкоголя, движение и свежий воздух — таков «кодекс» ее поведения. Казалось бы, простые требования. Однако на сегодня в стране 53% детей рождаются больными или с угрозой какого-либо заболевания, причем зачастую это происходит по вине матери.
Ответственное отношение к здоровью должно проявляться в первую очередь тогда, когда человек еще здоров, а не болен.
К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения страны не занимается спортом, до 30% населения имеет избыточный вес, около 70 млн. человек курят. Широкое распространение имеет пьянство, алкоголизм и наркомания.
В каждом государстве действует особая служба, которая призвана лечить больных и предупреждать заболевание здоровых. Эта служба называется здравоохранением. Служба здравоохранения также является условием и фактором, определяющим здоровье человека. А ее недостатки — фактором риска.
Ответственность по отношению к здоровью должна поощряться государством. В ряде стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятия на здравоохранение, уменьшаются пропуски по болезни, улучшается моральный климат в коллективе работников. Сознательное и ответственное отношение к здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.
Радикально изменить положение с охраной здоровья людей можно, лишь коренным образом перестроив отечественное здравоохранение, разработав программы, обеспечивающие Достижение научно обоснованных конкретных социальных целей совершенствования здоровья человека.
Здоровье, как и болезнь человека, определяется рядом факторов. Факторами, влияющими на здоровье, являются наследственность, окружающая среда, образ жизни человека и здравоохранение. Предрасположенность к наследственным заболеваниям, антропогенные изменения качества природной среды, нездоровый образ жизни, низкая эффективность здравоохранения ставят под угрозу здоровье населения.
Человек, не обремененный наследственными недостатками, тяжелыми последствиями болезни или несчастного случая, ответственен за свое здоровье. Ответственность эта включает заботу о здоровье своего потомства, помощь больному и немощному человеку. Государство должно поощрять заботу человека о своем здоровье.
здоровый образ жизнь
Основные цели этой системы можно сформулировать так:
1. Создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности.
2. Предоставить каждому возможность получить образование без потери здоровья.
Задачи направления:
1. Формирование личности (самосознание, мировоззрение, эстетические чувства).
2. Формирование навыков межличностного общения.
3. Половое воспитание и формирование ценностей семьи.
4. Физическое воспитание с основами гигиены.
5. Формирование экологической культуры.
6. Формирование основ безопасной жизнедеятельности.
Пути реализации:
- формирование здорового образа жизни, здорового тела, души и духа;
- освоение культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством;
- формирование гуманистической направленности личности;
- возрождение семьи как основы сохранения достоинства и здоровья, личностного потенциала, познание азбуки семейной жизни;
- усвоение этики взаимоотношений полов, сексуальной культуры;
- содействие в формировании чувства своей неразрывности с природой;
- формирование представлений о здоровье как об одной из главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;
- развитие умения эффективно использовать знания при создании индивидуальной программы здорового образа жизни и личной модели здоровья;
- повышение мотивации к занятиям оздоровительными формами физической культуры;
- усвоение определенных санитарно-гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице;
- воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании, игромании и табакокурения;
- организация здоровой досуговой деятельности по месту жительства.
В реформируемом обществе предстоит создать атмосферу демократии и гуманизма, провести такие изменения структуры, содержания и технологий обучения, которые позволили бы ей создать воспитательное пространство.
Основные направления воспитательной работы в решении этих проблем следующие:
1. Создание лабораторий исследований, которые позволят выявлять социально-педагогические факторы, вызывающие ухудшение здоровья детей и взрослых.
2. Анкетирование и анализ самооценки знаний о ЗОЖ.
3. Тестирование с целью выявления оценки знаний о ЗОЖ
4. Выявление мотивации в выборе форм поведения, образа жизни.
5. Психодиагностика с участием психолога и других специалистов.
6. Разработка рекомендаций.
7. Обоснование и экспертиза опытно-экспериментальной работы.
8. Разработка и внедрение технологий применительно к отдельным урокам, курсам и всему процессу.
9. Работа по включению участников педагогического процесса в систему естественного оздоровления с использованием природных факторов
Через воспитательную деятельность должно осуществляться оздоровление всего общества. Поэтому актуальна разработка проблем методологических, управленческих, экономических, психологических и др.
Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья
Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку особых гормонов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов.
Культура движений способствует развитию умения «властвовать собой», т.е. сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, ровность поведения, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.
Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее совершенными, и эффективность выполнения работы достигает своего максимума.
Человек, как и животное, в состоянии эмоционального аффекта (гнев, страх и др.) может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справляться с которыми в обычных условиях не в состоянии. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.) человек поднимал тяжести, значительно превышающие его собственный вес.
Таким образом, с биологической точки зрения эмоции существуют как усиливающий механизм, позволяющий осуществлять и выдерживать значительно большие напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. Достаточно вспомнить состояние любого болельщика, наблюдающего за футбольным, хоккейным или шахматным матчем.
Современная жизнь — работа, чтение, телевизор, компьютер— предрасполагает к малоподвижному образу жизни. Оказалось, что около 18 часов в сутки (включая и сон) человек находится в полной или относительной неподвижности. Лишь 6 часов остается у него на прогулки, спорт. Недостаток движения сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление (становится то высоким, то низким), кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется, настроение резко меняется. Недостаток движения — гиподинамия, как и переедание, курение, вызывает развитие сердечно-сосудистых заболеваний[3][3].
Движения должны доставлять удовольствие. Выбирая время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность: занимайтесь каждый день. Объединяйтесь с друзьями, выполняйте упражнения в любое свободное время, заставляйте себя ходить пешком; подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница. Не позволяйте себе предаваться лени.
В последнее время всю большую популярность приобретают тренажеры и гимнастические устройства индивидуального пользования. Это велотренажеры, «стенки здоровья», беговые дорожки, массажеры и мини-тренажерные устройства с игровыми элементами. Они позволяют заниматься физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий.
Тело человека создано для движения. Движение есть условие развития молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, влияет на гормональные явления. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности, сердечно-сосудистой системы. Активное движение - признак здорового образа жизни.
Необходимо учитывать, что занятия физическими упражнения нужно дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов. Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.
Необходимо помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор.
Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства.
Исследованиями установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств двухразовых занятий в неделю совершенно не достаточно. Человеку должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья. Неуклонно возрастает количество людей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается число лиц с дисгармоничным развитием, нарушением пропорций между длиной и массой тела, морфологическими и функциональными показателями. Кроме этого, нередко уже среди детей возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией [4][7].
Ухудшающееся зрение, хронические заболевания внутренних органов, астеническое состояние организма — все это последствия систематического переутомления. Как показывают проведенные в Институте возрастной физиологии многолетние исследования, у значительной части населения в связи с высокой интенсивностью нагрузок практически не остается свободного времени. Рабочий день, составляет 12-14 часов, что намного превышает продолжительность рабочего дня.
Чтобы остановить регресс нации и процесс ее разрушения, необходимо формировать ценностное отношение к здоровью, формировать четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.
Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.
Формирование ценностного отношения к здоровью — это длительный и последовательный процесс, включающие в себя комплекс мероприятий, направленных на формирование устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.
В формировании ценностного отношения к здоровью используются недостаточно эффективные формы работы. Либо человек служит лишь пассивным объектом воздействия на него (беседы, рассказы, «уроки здоровья»), либо основной целью является создание атмосферы состязания (спорт, Дни здоровья и др.). Роль педагога во время таких мероприятий сводится к выполнению его функциональных обязанностей. Более же эффективны такие формы работы, в которых педагог становятся активным участником совместной творческой деятельности. Такое взаимодействие позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у каждого четкое представление по обсуждаемому вопросу и способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта.
Творческий подход к решению проблемы формирования ценностного отношения к здоровью имеет особую значимость в передаче системы жизненных ценностей, одобряемых обществом.
Поэтапная деятельность, направленная на формирование ценностного отношения к здоровью:
1-й этап - принятие системы убеждений, касающихся сохранения здоровья, на уровне самоактуализации. Степень информированности, приверженность нормам здорового образа жизни имеют существенное значение для его деятельности на последующих этапах формирования здоровьесберегающих установок (как внешний вид, личностные качества, включая авторитет» манеры, ценностные ориентации и др).
2-й этап - рассмотрение и обсуждение понятия «здоровый образ жизни» как способ сохранения здоровья и полноценной социализации личности. Человек, убежденный в целесообразности и актуальности здоровьесбе-регающей деятельности, сообщает свои убеждения(ссылки на сложившиеся традиции, на мнение, стиль и образ жизни авторитетных людей, ученых, политиков, знаменитых спортсменов и т.д., высказывание личного мнения). Можно использовать следующие методы:
-метод противоречия - непротиворечивое аргументирование в ответ на противоречия, выявленные в доводах;
-метод кажущейся поддержки в дискуссии — принятие доводов и даже приведение аргументов в их поддержку для создания впечатления о хорошей осведомленности с последующим представлением контраргументов; метод «извлечения выводов» - аргументы излагаются постепенно, на каждом этапе подводя к согласию.
Эффективность убеждения определяется несколькими условиями:
• человек, уверенный в правильности своих ценностных отношений, обращается к разуму и, что очень важно, имеет план аргументации, представляет различные точки зрения и, переубеждая, прогнозирует различные варианты;
• учитывать индивидуальные особенности, подбирать доступные образовательному и культурному уровню аргументы;
• владеть культурой ведения дискуссии, противопоставляя свою точку зрения спокойно, тактично, без менторства.
3-й этап - внушение убеждений, один из важнейших аспектов формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Здесь особенно важно личное обоняние, оказывающее влияние. Средством воздействия может быть приобщение поступкам, имеющим здоровьесберегающую форму. В данном случае целесообразно использовать прием придания поступкам нравственного содержания, а также анализ поступков с акцентом на выражение доверия (поручение, разрешение, предложение). На наш взгляд, приемлемыми формами могут быть просьба, совет как выражение уважительной позиции.
4-й этап - принятие ценности здорового образа жизни. На этом этапе на формирование мотивации оказывают влияние волевые качества, решительность, стремление к признанию, достижениям в значимой деятельности. Эти личностные качества определяют готовность к ведению здорового образа жизни. Практико-ориентированная деятельность (самоанализ элементов образа жизни, самодиагностика индивидуальной концепции здоровья и т.д.) на данном этапе активизирует творческую активность, формирует стремление к самосовершенствованию и самореализации в здоровом образе жизни.
5-й этап - включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения. Формы воспитательного взаимодействия - тренинги с педагогами, психологами, родителями; организация здорового досуга, творческая деятельность сторонников здорового образа жизни [5] [8].
Список используемой литературы
1)Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12
2) Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда. «Экология и образование», 1992. — 160 c.
3) Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование. 1995. №5. с. 107-108.(Технология педагогического труда).
4) Коротенко М.Основы здорового образа жизни: [Опыт внеуроч. работы по курсу " Основы безопасности жизнедеятельности " Лапыгино Белгород, обл.]/ М. Коротенко // Основы безопасности жизни. -1998. - № 10. - с. 46-47
5) Слипченко Ф.Ф. Основы здорового образа жизни / Ф.Ф. Слипченко, А.С. Вульфович, Е.А. Шульгин; Волгогр.муж. пед. лицей. - Волгоград: Лицей, 2005. -235 с. -Библиогр.: с. 233 – 234
6) Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование. - СПб, 1999, с. 176-177.
Размещено на Allbest.ru
[1]Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 1999. - с.1-35.
[2] Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12
[3] Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т.Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся IX класса — М., НПЦ «Экология и образование», 1992. — c. 130-131, ил.
[4] Косарева Н.В. Опыт работы молодежного волонтерского клуба «Альтернатива» по профилактике поведения высокой степени риска среди подростков и молодежи / Н.В.Косарева, П. Л .Дрибинский, А.Г.Семенова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — М., 2004. - JSfe 5. - С. 55-58.
[5] Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью // Воспитание школьников- 2008.- №8.-с.30-33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....
Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».
Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...
Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...