Программа курса "Уроки безопасности"
материал по обж
Программа курса «Уроки безопасности » рассчитана на учащихся 1 классов; занятия проводятся в начальной школе с детьми 7 лет в рамках дополнительного образования 1 раз в месяц (9 уроков за год).
Курс «Уроки безопасности» научит ребенка определять опасные зоны в социуме, расширит сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, познакомит с правилами поведения при возникновении различных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью.
Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, адекватно действовать в различных чрезвычайных ситуациях.
Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер.
Цель программы: научить ребенка определять опасные зоны в социуме, сформировать интеллектуальные и практические умения в области безопасности, современных достижений гигиены и санитарии, расширить и углубить знания учащихся по оказанию первой помощи при травмах и отравлениях.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
1)использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.
2) научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
3) формировать осознанное отношение к своему здоровью;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_uroki_bezopasnosti.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «Уроки безопасности»
Рассмотрена на методическом совете
Протокол № 7 от «30» августа 2017 г
пояснительная записка
Программа курса «Уроки безопасности » рассчитана на учащихся 1 классов; занятия проводятся в начальной школе с детьми 7 лет в рамках дополнительного образования 1 раз в месяц (9 уроков за год).
Курс «Уроки безопасности» научит ребенка определять опасные зоны в социуме, расширит сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, познакомит с правилами поведения при возникновении различных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью.
Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, адекватно действовать в различных чрезвычайных ситуациях.
Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер.
Цель программы: научить ребенка определять опасные зоны в социуме, сформировать интеллектуальные и практические умения в области безопасности, современных достижений гигиены и санитарии, расширить и углубить знания учащихся по оказанию первой помощи при травмах и отравлениях.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
1)использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.
2) научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
3) формировать осознанное отношение к своему здоровью;
Учебный план
№п/п | Разделы программы | Количество часов |
1. | Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний | 3 |
2. | Я и другие | 1 |
3. | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | 3 |
4. | Культура потребления | 2 |
Учебно – тематический план
№п/п | Разделы программы | Всего часов |
1. | Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний | 3 |
1.1 | Гигиена тела | 1 |
1.2 | Гигиена труда и отдыха | 1 |
1.3 | Профилактика инфекционных заболеваний | 1 |
2. | Я и другие | 1 |
3. | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | 3 |
3.1 | Безопасное поведение на дорогах | 1 |
3.2 | Бытовой и уличный травматизм | 1 |
3.3 | Поведение в экстремальных ситуациях | 1 |
4. | Культура потребления | 2 |
4.1 | Выбор медицинских услуг | 1 |
4.2 | Обращение с лекарственными препаратами | 1 |
Содержание программы
Раздел 1. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (3ч).
Гигиена тела
Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процедуры.
Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви.
Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.
Гигиена труда и отдыха
Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему.
Уметь распознавать признаки утомления, в том числе зрительного.
Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления.
Профилактика инфекционных заболеваний
Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы.
Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.
Представление об активной защите - иммунитете.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи.
Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным человеком (далекое расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т.д.).
Иметь сформированное представление о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания (например, приход с гриппом в школу). Знать, для чего делаются прививки.
Раздел 2. Я и другие (1ч)
Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применить в модельных условиях. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.
Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.
Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми.
Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье.
Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели.
Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах.
Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.
Раздел 3. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. (3ч) Безопасное поведение на дорогах
Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжейчасти» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Иметь навык наблюдения.
Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Иметь навык «переключения на улицу».
Иметь навык переключения на самоконтроль.
Бытовой и уличный травматизм
Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки.
Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами.
Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице.
Уметь предвидеть возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избегать их.
Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами. Уметь обесточить электроприбор.
Применять на практике правила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными приспособлениями.
Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.
Уметь распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и повреждений.
Принимать неотложные меры при укусе животного, насекомого, змей.
Поведение в экстремальных ситуациях
Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне.
Экстремальная ситуация связанная с незнакомым человеком.
Правила поведения при пожаре. Вызов экстремальной помощи:01,02,03,04,
службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Освоить три модели поведения в экстремальной ситуации: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению».
Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
Знать способы тушения огня.
Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара.
Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
Раздел 4. Культура потребления (2ч) Выбор медицинских услуг
Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Иметь позитивное, уважительное отношение к врачам и медицинским сестрам, как к людям, которые помогают сохранить здоровье.
Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помощью, и иметь навыки обращения.
Знать, зачем детей госпитализируют.
Обращение с лекарственными препаратами
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки)
Методические рекомендации
Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. При организации работы должны:
- учитываться санитарно-гигиенические требования, уровень нагрузок и возрастные особенности обучающихся.
- совершенствоваться двигательная активность детей: это физминутки, подвижные перемены, занятия в спортивном зале, Дни и Недели здоровья.
Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, практические работы, праздники.
Список использованной литературы.
1. Государственный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».
2. Азбука безопасности, г. Москва, 2012 год.
3. Борисова Н.В., Федорова Н.В. Об отношении педагогов к здоровьесберегающим технологиям// Народная школа. – 2004. – №1.
4. Жигулев А.М. Русские народные пословицы и поговорки./Под ред. А.М. Жигулева – Удмуртия, 2000г.
5..Касаткин В.Н. Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений/ Разработана группой авторов под руководством д.м.н.Касаткина В.Н. Утверждена Минобразованием России, Минздравом России, президентами РАО, РАМН.
6.Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников./ Под ред. М.А.Павловой – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы./ Под ред. Н.К. Смирнова – М.: АРКТИ, 2011 г.
8.Электронное пособие «Классные часы в начальной школе». - издательство «Учитель», сайт: http://www.forumuch.flybb.ru/
Рассмотрено на методическом совете Утверждаю:
Протокол № от «___» __________2017 г Директор МОУ ''Гимназии №7
"Ступени''
_________ Синицина И.Р.
«___» __________2017 г.
Календарно – тематическое планирование
курса «Уроки безопасности»
Педагог-организатор
основ безопасности
жизнедеятельности
Кадирова Н.А.
г. Верхний Уфалей, 2017
Планирование занятий курса « Уроки безопасности»
Тема раздела | № п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (3ч) | Гигиена тела. Уход за кожей, волосами и ногтями. | 1 | Инсценировка Составление правил гигиены тела. | ||
Сон. Как сделать сон полезным Режиму дня – мы друзья | 1 | Составление режима дня | |||
Закаляться может каждый «Хорошие» и «плохие» микробы | 1 | Практическое занятие: Составление правил закаливания организма. Работа с пословицами о здоровом образе жизни. | |||
2. Я и другие(1ч) | Правила поведения с незнакомыми людьми. | 1 | Ситуативные задачи, тест | ||
3. Основы личной безопасности и профилактика травматизма (3ч) | Основные ситуации и «ловушки», в которые попадают дети | 1 | Правила перехода дороги Правила электробезопасности | ||
Правила поведения при пожаре | 1 | Анализ и решение ситуативных задач Практическое занятие: Первая помощь при ожогах | |||
Вызов помощи 01,02,03,04 | 1 | Анализ и решение ситуативных задач Игра - соревнование | |||
4. Культура потребления (2ч) | Польза и вред медикаментов | 1 | Отгадывание кроссворда Анализ и решение ситуативных задач | ||
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу | 1 | Служба «03». Посещение врача или вызов врача на дом. Составить ситуацию и предложить выход из неё |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Школа безопасности" для обучающихся 12-16 лет
Программа включает в себя пояснительная записка, тематический план....
программа "Моя безопасность" 1 класс
Программа составлена для дополнительного образования детей, при отсутствии предмета ОБЖ....
Положение о проведении туристско- спортивного слета по программе "Школа безопасности"
Положение о проведении туристско- спортивного слета по программе "Школа безопасности"...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...
Программа «Школа безопасности» по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса
Основная цель программы — формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного ...