Рабочая программа кружка "Юные инспектора движения"
рабочая программа по обж (7, 8, 9 класс)

Галина Николаевна Хуснудинова

Рабочая программа кружка "Юные инспектора движения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Users\Админ\Desktop\с собой\Юные инспектора.jpg


Пояснительная записка

Сегодня важным аспектом воспитательного процесса деятельности учреждений дополнительного образования становится оздоровление детей и подростков, активное вовлечение их в творческий процесс познания себя и окружающего мира.

Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей во всех странах. Участие человека в дорожно-транспортном происшествии – всегда большое несчастье. Дорожно-транспортное происшествие с участием ребенка – всегда трагедия, даже если ребенок остался жив и не получил тяжелой травмы.

Сегодняшнее состояние детского дорожно-транспортного травматизма и опыт работы со школьниками показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, и не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожной ситуации, последствий нарушения правил дорожного движения. Для получения настоящих знаний и навыков безопасного поведения на дороге, способных повлиять на снижение тяжести их последствий, необходима система обучения, составляющими которой являются: программное обучение, преемственность обучения, регулярность обучения правилам поведения на дороге.

Известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Поэтому, я считаю, что самое важное – научить детей правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих людей и машин.  И начинать этот процесс обучения и воспитания нужно как можно  раньше.

Программа "Юные инспектора движения" относится к области безопасности жизнедеятельности и несет ориентационно - информационную направленность. Идея создания данной программы возникла в связи с осознанием крайне необходимых для современных условий жизни навыков безопасного поведения в транспортной среде и   умения правильно оценить и предвидеть развитие дорожной ситуации, последствия нарушения правил дорожного движения.

При составлении программы были учтены все составляющие принципа природосообразности – наглядность, доступность материала, учет интересов и особенностей детей, последовательность прохождения отдельных блоков. Все выполняемые задания разрабатываются с опорой на познавательный интерес, используются натуральные объекты, что сближает детей с реальной жизнью на дороге.

Цель программы:

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Программа рассчитана на 1 год  обучения, адресована обучающимся 7-9 классов лет, т.к. именно в этом возрасте дети впервые становятся самостоятельными участниками дорожного движения.  Занятия проводятся   группой численностью 10-12 человек.

Программа ориентирована на возрастные и психологические особенности детей, обусловившие преобладание игровых форм, использование сказок, зарисовок, тематических прогулок и экскурсий, постановки спектаклей.

  В ходе теоретической части учащимся объясняется новый материал, а в ходе практической – происходит его применение и закрепление.

Уровень освоения программы – общекультурный.

К проведению занятий привлекаются работники правоохранительных органов, ГИБДД,   медицинские работники, музыканты, педагог-организатор.

Программа состоит из 4 – х разделов: «Изучение ПДД», «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим», «Вождение велосипеда», «Агитационно-массовая работа», которые формируют у каждого воспитанника свое отношение к изучаемым вопросам.

Программа предполагает не только проведение академических занятий, но и использование активных, нестандартных форм работы через коллективно-творческую деятельность. В процессе усвоения материала дети идут от простого к сложному, через какое-то время возвращаются к тем же темам, но уже на другом уровне, с учетом приобретенного опыта и знаний.

Реализация программы включает следующие основные принципы:

  1. комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД, образовательных учреждений всех типов, родителей.
  2. дифференцированность, представляющая дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
  3. аксиологичность, способствующая формированию у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
  4.  многоаспектность, направленная на сочетание различных векторов целевой профилактической деятельности, включающей следующие аспекты: социальный, психологический, образовательный.
  5. последовательность (этапность) понимания как последовательное, постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение правил безопасного поведения на улице, практическое внедрение алгоритма безопасного поведения участников дорожного движения.    

Работа по программе дает возможность обучающимся не заучивать механические ответы на вопросы, а изучать и понимать требования Правил  и безопасности дорожного движения.  

 Для эффективности освоения содержания курса в программе применяются игровые формы и творческие задания, которые помогут ребятам легче усвоить теоретические знания по Правилам дорожного движения и медицине.

На занятиях используются разнообразные формы работы: игры, кроссворды, загадки, упражнения, направленные на развитие восприятия, логического и образного мышления, внимания, наблюдательности, творческих способностей, умения объяснять, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Объяснение необходимо сочетать с применением наглядных пособий, связывать с жизнью и практикой, с личным опытом.

Для достижения поставленных целей и задач используются как традиционные, так и инновационные формы и методы работы. Особое место в программе отведено следующим формам и методам:

  • объяснительно-иллюстративное занятие;
  • практическая работа;
  • творческие задания;
  • экскурсии на дорогу;
  • экскурсии в музеи города, библиотеки;
  • постановка  спектаклей и выступление на площадках школы и  города;
  •  конкурсы, соревнования.

Плодотворному осуществлению данной программы способствует создание определенных условий, которые включают в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной, продуктивной атмосферы;
  • развитие творческого потенциала учащихся и мотивация к практической деятельности;
  • создание условий для индивидуального контроля полученных знаний и навыков учащихся;
  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
  • предоставление учащимся свободы выбора области практической деятельности;
  • поощрение рациональных предложений учащихся.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

  Программа рассчитана на 1 год (34ч.). Занятия проводятся 1 раза в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения программы   формируются следующие предметные умения:

- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

-раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

-самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;

-ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;

-определять безопасные места для игры и езды на велосипеде;

-оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях

-работать с рисунками и схемами.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Универсальные учебные действия:

- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

-умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

-творческие достижения учащихся в конкурсах, выступлениях.

Содержание программы

№ п\п

Тема

Количество часов

теория

практика

 Введение

1

«Изучение ПДД»

«Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим»

«Вождение велосипеда»,

«Агитационно-массовая работа»

Обобщающее занятие

итого

Тематический план

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

I.

Введение  

1

II.

Изучение ПДД

Основные понятия и термины, используемые в правилах.

Обязанности пешеходов, пассажиров.

Наша улица. Пешеходный переход.

Перекрестки, загородные дороги.

Движение по улицам группами.

Экскурсия.

Мы пассажиры.

 Дорожные знаки, разметка.

Что нам рассказал знак?

Наши верные друзья. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками. Экскурсия. Игра

 Езда на велосипеде.

Правила дорожного движения для велосипедистов.

1

1

1

1

Итого II

12

4

III.

«Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим»

1. Раны, ожоги.

 Виды ран, ожогов.

Оказание первой медицинской помощи при ранах, ожогах, кровотечениях.

2. Повязки. Наложение повязок.

Транспортировка пострадавшего.

3. Автомобильная аптечка.

Состав автомобильной аптечки, применение.

1

2

3

1

1

1

2

1

1

Итого Ш.

8

5

IV

Фигурное вождение велосипеда.

«Восьмерка»

«Змейка»

«Стакан воды»

«Тише едешь – дальше будешь»

«Лихие наездники»

 «Качели»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого IV

7

7

Агитационно-массовая работа»

Театрализованные представления для учащихся 1-2-х классов.

5

4

IV

Обобщающий урок.

1

1

Итого:

34

17

Содержание программы.

I. Вводное занятие.

1. Знакомство с содержанием программы. Знакомство с внутренним распорядком и правилами безопасности труда. Учащиеся знакомятся и высказывают свои пожелания.

Практика: Игры на знакомство, изготовление эмблем, заполнение индивидуальных тетрадей.  Игра "Путешествие в страну знаний".

II. Изучение ПДД

- Анализ детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия, их причин.

- Основные понятия и термины, используемые в Правилах.

- Обязанности пешеходов, движение пешеходов  в населенных пунктах и вне, переход проезжей части, движение организованных групп.

- Обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте.

- Сигналы светофора и регулировщика. Их истории. Основные типы светофоров. Значение сигналов светофора и регулировщика.

- Дорожные знаки. Их истории. Группы дорожных знаков. Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков.

- Дорожная разметка. Назначение  и роль разметки.

- Правила дорожного движения для велосипедистов.

Практика: Игровые программы

                                  «Пешеходы и водители»

                                   «Веселая улица»

                                   «Учись по улицам ходить»

Авторинг

III. Первая доврачебная помощь.

- Понятие о ранах. Классификация ран, профилактика осложнения ран, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке.

- Виды кровотечений и их характеристика. Первая медицинская помощь при кровотечении.

- Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, солнечном и тепловом ударах, укусах ядовитыми змеями, насекомыми.

Практика:

Брейн–ринг  «Знатоки медицины»

Оказание первой медицинской помощи при ранах, ожогах, кровотечениях.

Наложение повязок.

Транспортировка пострадавшего.

IV.  Фигурное вождение велосипеда.

«Восьмерка»

«Змейка»

«Стакан воды»

«Тише едешь – дальше будешь»

«Лихие наездники»

 «Качели»

Практика: соревнования велосипедистов кружка.

                    Участие в городских соревнованиях.

V.  Работа агитбригады.

Театрализованные представления для учащихся 1-2-х классов.

«Театральный перекресток – безопасно все и просто»

«А зеленый впереди – осторожно проходи»

V. Обобщающий урок.

Обобщение знаний по правилам дорожного движения, медицине.

Конкурс – соревнование «Безопасное колесо»

Материально-техническое обеспечение

Материально-технические ресурсы:

—игровой спортивный зал;

—площадка для организации подвижных спортивных игр на открытом воздухе;

—площадка для проведения тренировок по фигурному вождению велосипеда;

—подсобное помещение дл яхранения снаряжения, инвентаря и оборудования;

—кабинет для проведения аудиторных занятий.

Список литературы:

Для педагогов:

  1. Комментарий  к Правилам дорожного движения РФ (под редакцией В.А.Федорова – М.: За рулем, 1996г.И последующие издания)
  2. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. – Изд. 2-е, испр. И дополн. – М.: Транспорт, 1990.
  3. Лукошявиченко О.В. Моделирование дорожно-транспортных  происшествий. – М.: Транспорт, 1988
  4. Правила дорожного движения  РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Правительства РФ  от 23.10.1993 г. № 1090. Введены в действие с 01.04.2001г.
  5. Саулина Т.Ф. 3 сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1989г.
  6. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД России. – М., 2001.

Для детей:

  1. Дорохов А.А. Зеленый, желтый, красный! – М.:  Детская литература, 1984г.
  2. Дорожные знаки в картинках.
  3. Н.Пикулева «Что сказал дорожный знак?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»

Дополнительная  общеобразовательная программа "ЮИД"  расчитана для учащихся 11-13 лет. Данная программа опробирова и дала положительные результаты....

Программа «Юный инспектор движения»

В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность уч...

Дополнительная Образовательная Программа "ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ"

Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 5-6 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного тра...

Дополнительная образовательная программа «Юные инспектора движения»

Аннотация к дополнительной образовательной программе«Юные инспектора движения» Статус программы: Программа кружка «Юные инспектора движения» модифицированная, составлена на основе программы «Прог...

Рабочая программа "Юные инспекторы дорожного движения"

Программа кружка "Юные инспекторы дорожного движения" предназначена для учащихся 4 класса....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный инспектор движения"

       Дополнительная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения» направлена на формирование у школьников культуры безопасности жизнедея...