На современном этапе развития и модернизации российского образования приоритетной целью является обеспечение его высокого качества, которое не сводится к обученности учащихся, набору знаний, умений и навыков, а связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающихся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». В законодательных документах: «Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» школа определена как важнейший фактор гуманизации общества.
Признавая значительную роль школы в развитии личности учащегося, государство предъявляет новые социальные требования к школе по формированию самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда .
Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации педагогического сопровождения, основан ном на парадигме личностно-развивающего образования, толерантных взаимоотношениях педагогов и обучающихся.
Цель данного реферата – изучить особенности педагогического сопровождения развития личности.
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. В конце 90-х годов XX века в отечественной педагогике педагогическое сопровождение рассматривается широко как в контексте образовательного процесса, направленного на развитие учащихся . Г. И. Щукина под педагогическим сопровождением понимает оказание помощи ребенку, в основе которого лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития [9].
Л. И. Божович отмечает, что, сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого.
Педагогическое сопровождение рассматривается как умение педагога быть рядом, следовать за учеником, взаимодействуя с ним и сопутствуя ему в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории. Таким образом, под педагогическим сопровождением мы понимаем – создание педагогом условий в образовательном пространстве школы, позволяющих ребенку сознательно и самостоятельно осуществлять адекватный выбор поведения или источников информации, самостоятельно действовать.
Педагогическое сопровождение развития личности — реферат
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Формирование гражданских качеств
Формирование гражданских качеств – неотъемлемое направления развития учащегося в образовательном пространстве
К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов) от 9 апреля 1997 года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года Концепция военно-патриотического воспитания и постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 года.
Проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06.2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, можно выделить группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:
№
п/п Группа методов Методы Свойства методов
I. Методы
формирования
сознания
личности Убеждение, внушение, беседы, лекции,
дискуссии,
метод примера Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
II. Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело, метод проектов Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
III. Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.
Формирование гражданско-патриотических качеств учащегося – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-партиотические качества – это качества учащегося , характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность [3].
2.2 Формирование социальных умений и навыков
Формирование социальных умений и навыков включает в себя следующие задачи:
-формировать представления и знания о нормах культуры, накопление соответствующего опыта;
- обучать приемам вежливого общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях;
- вырабатывать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
- формировать культуру поведения в общественных местах и других жизненных ситуациях;
- учить планировать и организовывать личный досуг;
- учить планировать денежные расходы (в пределах имеющихся счетных навыков);
- воспитывать уважительное отношение к труду людей.
- развивать умения и навыки хозяйственно-бытового труда, а так же культурно-гигиенические навыки;
- воспитывать позитивные качества ученика.
Для формирования социальных умений и навыков можно использовать метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни [3].
2.3 Развитие творческих способностей
В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческих детей.
Задачи:
-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
-находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
-воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
В основе процесса развития творческих способностей лежат:
- формирование академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;
- внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
- создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;
- постоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности [5].
Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.
2.4 Формирование коммуникативных способностей
Формирование коммуникативных способностей детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения
Под коммуникативными способностями понимают комплекс:
– уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,
– навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);
– желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
– умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Работе над связной речью учащихся необходимо уделять внимание, начиная с младших классов. Любой урок начинаю с объяснения слов, записанных в теме. Внимание к словам и понятиям помогает учащимся увидеть богатство русского языка, готовит их к правильному пониманию формулировок в тестовых, олимпиадных заданиях и заданиях по ЕГЭ [7].
Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа. Она должна быть организована таким образом, чтобы дети не ограничивались механическим запоминанием, а знали значение слова, сферу его употребления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях. При подобной работе важна межпредметная связь с уроками русского языка, где при изучении раздела «Лексика» вводится понятие об активном и пассивном словарном запасе. Ученики приходят к выводу, что лексикон человека зависит от степени его начитанности, грамотности, внутренней культуры, что современному человеку необходимо постоянно пополнять свой словарный запас.
Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
2.5 Формирование интересов и познавательных потребностей
Познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. В условиях обучения познавательный интерес выражен в расположенности школьника к учению, к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Вопросы целенаправленного формирования познавательных интересов школьников должны быть тщательно изучены учителем, поскольку именно познавательная мотивация является непременным условием успешной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности человека.
К педагогическим средствам, оказывающим влияние на познавательные мотивы учащихся, можно отнести различные приемы, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами, личностью учителя, общественным мнением класса. Для формирования положительной мотивации учения и в том числе познавательного интереса необходимо рациональное использование таких средств и их сочетаний, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный положительный результат в развитии мотивации. Все приемы, оказывающие влияние на учебную деятельность в целом и на познавательные мотивы в частности, можно разделить на две составляющие: 1) мотивация содержанием, к которой отнесем все приемы, связанные с отбором, изложением, представлением учебного материала; 2) мотивация процессом, под которой подразумевается совокупность различных средств, методов, приемов, связанных с организацией учебной деятельности школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы изучили педагогическое сопровождение детей в образовательном пространстве . Под педагогическим сопровождением мы понимаем – создание педагогом условий в образовательном пространстве школы, позволяющих ребенку сознательно и самостоятельно осуществлять адекватный выбор поведения или источников информации, самостоятельно действовать сообразно ситуации этого выбора. Учитывая темпы информатизации образования и общества, выпускникам школ необходимо соответствовать многим требованиям для успешного и комфортного вступления во взрослую жизнь. Учителю же необходимо знать, с помощью каких способов, методов, средств можно оказать влияние на формирование у школьников стойких познавательных мотивов учения, в том числе и познавательного интереса как высшего уровня развития познавательной потребности.