Презентация к уроку "Биологическое действие радиоактивного излучения"
презентация к уроку по обж (11 класс)
Презентация к уроку "Биологическое действие радиоактивного излучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_radiatsii.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я убежден, что ядерная энергетика необходима человечеству и должна развиваться, но только в условиях практически полной безопасности . Академик А . Д.Сахаров 2
Природа радиоактивного излучения 3
Проникающая способность радиоактивного излучения 4
Проникающая способность радиоактивного излучения 5
Проникающая способность радиоактивного излучения 6
Проникающая способность радиоактивного излучения 7
Защита от излучений Для населения страны, в случае объявления радиационной опасности существуют следующие рекомендации . УКРЫТЬСЯ В ЖИЛЫХ ДОМАХ. Важно знать, что стены деревянного дома ослабляют ионизирующее излучение в 2 раза, а кирпичного - в 10 раз. Погреба и подвалы домов ослабляют дозу излучения от 7 до 100 и более раз. ПРИНЯТЬ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ ПРОНИКНОВЕНИЯ В КВАРТИРУ (ДОМ) РАДИАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ С ВОЗДУХОМ: закрыть форточки, уплотнить рамы и дверные проёмы. СДЕЛАТЬ ЗАПАС ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ: набрать воду в закрытые ёмкости, подготовить простейшие средства санитарного назначения (например, мыльные растворы для обработки рук), перекрыть краны.
ПРОВЕСТИ ЭКСТРЕННУЮ ЙОДНУЮ ПРОФИЛАКТИКУ (как можно раньше, но только после специального оповещения!). Йодная профилактика заключается в приёме препаратов стабильного йода: йодистого калия или водно-спиртового раствора йода. При этом достигается 100%- ная степень защиты от накопления радиоактивного йода в щитовидной железе. Водно-спиртовой раствор йода следует принимать после еды 3 раза в день в течение 7 суток: - детям до 2 лет - по 1-2 капли 5%-ной настойки на 100 мл молока или питательной смеси; - детям старше 2 лет и взрослым - по 3-5 капель на стакан молока или воды. Наносить на поверхность кистей рук настойку йода в виде сетки 1 раз в день в течение 7 суток.
a ) Защита от альфа излучения От альфа-лучей можно защититься путём: увеличения расстояния до ИИИ, т.к. альфа-частицы имеют небольшой пробег; использования спецодежды и спецобуви , т.к. проникающая способность альфа-частиц невысока; исключения попадания источников альфа-частиц с пищей, водой, воздухом и через слизистые оболочки, т.е. применение противогазов, масок, очков и т.п.
б)Защита от бета излучения В качестве защиты от бета-излучения используют: ограждения (экраны), с учётом того, что лист алюминия толщиной несколько миллиметров полностью поглощает поток бета-частиц; методы и способы, исключающие попадание источников бета-излучения внутрь организма.
в)Защита от гамма излучения Защиту от рентгеновского излучения и гамма-излучения необходимо организовывать с учётом того, что эти виды излучения отличаются большой проникающей способностью. Наиболее эффективны следующие мероприятия (как правило, используемые в комплексе): увеличение расстояния до источника излучения; сокращение времени пребывания в опасной зоне; экранирование источника излучения материалами с большой плотностью (свинец, железо, бетон и др.); использование защитных сооружений (противорадиационных укрытий, подвалов и т.п.) для населения; использование индивидуальных средств защиты органов дыхания, кожных покровов и слизистых оболочек; дозиметрический контроль внешней среды и продуктов питания.
В СИ поглощенную дозу излучения выражают в грэях (сокращенно: Гр). 1 Гр равен поглощенной дозе излучения, при которой облученному веществу массой 1 кг передается энергия ионизирующего излучения 1 Дж. На практике широко используется внесистемная единица экспозиционной дозы излучения — рентген.
Зиверт Единицей эквивалентной дозы в СИ является 1 Зв ( зиверт ). На практике распространена также внесистемная единица дозы — бэр: 1 бэр= 0,01 Зв. 100Р=1Зв; 1Зв=1Гр Доза, получаемая организмом в единицу времени, называется мощностью дозы.
Источники и дозы радиации Все существующие источники радиации принято делить на : Естественные Искусственные
Схема попадания в организм человека радионуклидов воздух Радио- нуклиды вода мясо Корова - почва молоко Рыбы, моллюски Почва – овощи
естественный радиационный фон внешнее облучение внутреннее облучение космическое излучение 0,3 мЗв в год земная радиация 0,35 мЗв в год 0,65 мЗв в год Источники и дозы радиации дыхание пища жилье 1,25 мЗв в год 1,9 мЗв в год 0,8 мЗв в год 0,4 мЗв в год 0,05 мЗв в год
Дозиметр безопасной считается доза до 0,2мкЗв/час
Источники и дозы радиации искусственные источники радиации источники излучения, используемые в медицине ядерные взрывы атомная энергетика 0,38 мЗв в год 0,018 мЗв в год 0,0019 мЗв в год ≈ 0,4 мЗв в год
Источники излучения, используемые в медицине Средняя эквивалентная доза, получаемая человеком от этих обследований, составляет около 20 % от естественного радиационного фона, т. е. примерно 0,38 мЗв в год. Источники облучения Доза в единицах естественного фона Однократное облучение при рентгеноскопии желудка 120 Допустимое облучение персонала АЭС в нормальных условиях за год 20 Однократное облучение при рентгенографии зубов 12 Средняя доза облучения при флюорографии 1,5 Годовая доза за счет естественного радиационного фона 1 Ежедневный 3-часовой просмотр ТВ в течение года 0,04 доза для населения, обусловленная АЭС 0,02
Генетические последствия радиации Мутации Раковые заболевания (щитовидной железы, лейкоз, молочной железы, легкого, желудка, кишечника) Наследственные нарушения Стерильность яичников у женщин, Слабоумие
Атомные электростанции + Положительные особенности АЭС: продолжительная работа на ограниченном по массе источнике энергии; возможность обеспечения электроэнергией регионов, находящихся вдали от источников органического топлива или гидроэнергетических ресурсов; предполагаемая неисчерпаемость ядерного топлива; возможность одновременного получения материала для создания ядерного оружия; отсутствие химического загрязнения окружающей среды; отсутствие негативных экологических последствий, подобных строительству плотин и водохранилищ. 23
- Отрицательные особенности АЭС: утечки радиации в штатном режиме; радиоактивная опасность в случае аварии; сложность безопасного захоронения ядерных отходов; непродолжительность проектного срока службы АЭС; сложность решения проблемы демонтажа АЭС и обезвреживания радиоактивных конструкций; достаточно высокая себестоимость получаемой электроэнергии; весьма ограниченные ресурсы урана для получения ядерного топлива. 24
Валерий Ходемчук Реактор стал его могилой… Владимир Правик 1961 - 1986 Виктор Кибенок 1963 - 1986 Николай Ващук 1959 - 1986 Владимир Тишура 1959 - 1986 Василий Игнатенко 1961 - 1986 Николай Титенок 1962 - 1986 Станислав Грипас Он первым, добровольно, делал облеты на вертолете над дымящимся реактором… Жертвы Чернобыля
В тушении пожара приняли участие 600 пожарников. 134 пожарника получили дозу облучения от 0,7 до 13 Зв. Максимальной считается 1 мЗв . До 1989 года на ликвидацию последствий аварии было приглашено 800 000 мужчин. 300 000 из них получило дозу облучения более 0,5 Зв. Умерло 25 000 ликвидаторов. РАН оценивает скончавшихся в 200 000 человек.
Ответы на вопросы теста 1 б 2 а 3 а 4 б 5 б 6 а 7 б
Ответы на вопросы теста 1 б 2 а 3 а 4 в 5 б 6 б 7 в 8 в 9 а 10 а
Излучения в доме
Я убежден, что ядерная энергетика необходима человечеству и должна развиваться, но только в условиях практически полной безопасности . Академик А.Д.Сахаров 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биологическое действие радиоактивного излучения
Презентация содержит 15 слайдов используется как дополнительный материал к уроку применение ядерной энергии...
Конспект метапредметного урока по теме:"Биологическое действие радиоактивных излучений"
Урок оценивается как метапредметный, т. к. рассматривается вопрос о влиянии техногенных катастроф на здоровье человека....
Урок "Биологическое действие радиоактивных излучений"
Урок "Биологическое действие радиоактивных излучений" в 12 классе...
План-конспект урока в 9 классе "Биологическое действие радиоактивных излучений"
План -конспек урока с использованием ЭОР....
Биологическое действие радиоактивного излучения
Радиоактивное излучение...
Биологическое действие радиоактивного излучения
Обобщающий урок, заключительный по разделу "Ядерная физика" в 11 классе....
Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Биологическое действие радиоактивных излучений"
Урок связан с предыдущими занятиями. Учащиеся должны применить знания в новой ситуации (понятие радиоактивности, ее виды, радиоактивные распады).Основные требования программы:·...