Разборка АК -74
статья по обж
Своим методом неполной разборки-сборки автомата Калашникова хочет поделиться преподаватель-организатор ОБЖ МОБУ СОШ №8 города Мелеуз республики Башкортостан, отличник образования, преподаватель высшей категории, руководитель военно-патриотического клуба « Искандер» , судья республиканской категории, подполковник в отставке Срумов Фаниль Мухсинович.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masha._razborka_ak_-74.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Неполная разборка-сборка автомата Калашникова (АК-74)
на скорость.
Своим методом неполной разборки-сборки автомата Калашникова хочет поделиться преподаватель-организатор ОБЖ МОБУ СОШ №8 города Мелеуз республики Башкортостан, отличник образования, преподаватель высшей категории, руководитель военно-патриотического клуба « Искандер» , судья республиканской категории, подполковник в отставке Срумов Фаниль Мухсинович.
На всех соревнованиях по военно-прикладным видам спорта в городе Мелеуз обязательным видом является выполнение упражнения по разборке и сборке автомата Калашникова, которое, как магнитом притягивает мальчишек. Ученики нашей школы вот уже в течении 10-12 лет всегда входят в состав победителей и призёров этого вида соревнований, а некоторые из них (Файзуллин Тимур, Фахретдинов Марсель) были победителями республиканских конкурсов и фестивалей (Неприкосновенный запас-дети Башкортостана. Июль 2011 год, г.Благовещенск) По методу, который я сам разработал и усовершенствовал, мои ученики достигли следующих результатов (имеется в виду безостановочный метод разборки-сборки автомата Калашникова):
Файзуллин Тимур — 10.02 секунды среди юношей.
Лебедева Мария — 11.94 среди девушек.
В настоящий момент Файзуллин Тимур уже окончил школу и является студентом филиала нефтяного института города Стерлитамак. Поэтому свой метод разборки и сборки автомата я покажу на примере техники моей ученицы Лебедевой Марии (11 класс ) На предоставленном видео- ролике девочка выполняет упражнение за 12.96 секунды (лучший её результат я уже приводил выше). Хочу заметить, что на соревнованиях в большинстве случаях (85%) дети показывают результаты на 1-1.5 секунды ниже, чем показывали на тренировках. Наверное, это объясняется нестабильностью детской психологии. На соревнованиях в моей практике ребята, которые могли повторить свой результат или превысить его, встречались редко. На видеоролике части и механизмы автомата согласно инструкции располагаются в строгой последовательности неполной разборки-сборки, что не скажешь об этом на кинограмме движений ученицы, действия которой я буду анализировать. . Ниже я все поясню по ходу действия.
И так начинаем.
Многие неквалифицированные судьи подают неверную команду к началу действий « К выполнению упражнения приступить» Ошибка заключается в том, что в команде судьи нет чёткого указания на то , когда надо начинать разборку-сборку автомата до слова «приступить» или после него. Тут разница во времени может достигать от 0,2 до 0,3 секунд и сыграть злую шутку при равенстве сил спортсменов. Поэтому я даю ту же команду, но с акцентом на последнем слове « К выполнению упражнения присту........пить». Ученик подготовившийся к выполнению упражнения (рис1), стоит с опущенными руками рядом с автоматом ,лежащим на столе (руки держать над автоматом запрещено), приступает к разборке по команде (....пить) с одновременным включением секундомера.
На данной кинограмме последовательность неполной разборки-сборки нарушена (в учебнике ОБЖ описан метод выемки вначале пенала, а затем шомпола) Но мы у себя на семинаре преподавателей-организаторов ОБЖ пришли к мнению, что последовательность в этих движениях не принципиальна. Акцентирую ваше внимание на том, что на видеоролике ученица выполняет последовательность разборки-сборки правильно. Моя же задача заключается в том,чтобы научить школьника (согласно моей методики разборке-сборки автомата)своеобразным, более экономичным движениям и расположениям рук на деталях автомата во время выполнения данного упражнения.
Рисунки 2-3-4-5.
Описание расположения рук на затворе, магазине и предохранителе автомата.
- автомат лежит на столе, приклад упирается в бедро ученика.
- правая рука согнута, указательный палец лежит на затворе, а большой на предохранителе (переводчик огня).
-другая левая рука держит магазин, нажимая большим пальцем на защёлку.
Действия:
- одним движением обеих рук снять автомат с предохранителя, оттянуть и отпустить затвор, отсоединить магазин (ключевая фраза -одним движением обеих рук).
- правой рукой отставить отсоединённый магазин на длину вытянутой руки, создавая пространство и место для других частей и механизмов автомата.
Примечания:
Можно магазин и не отодвигать на длину вытянутой руки, а просто в дальнейшем, когда автомат будет ставиться на пистолетную рукоятку, переместить автомат на 40-50 сантиметров влево (как это делает Мария), что также даёт экономию во времени.
- части автомата должны (не меняя последовательности) располагаться так, чтобы при скоростной сборке их было удобно брать
Рис 6
- Правая рука возвращается назад, большой палец ставится на спусковой крючок.
Левая рука отпускает затвор и поднимает автомат за цевье, ставит в упор на пистолетную рукоятку, при достижении автоматом уровня 45 градусов, большой палец производит нажатие на спусковой крючок.
Рис 7.
- Автомат ставится упором на пистолетную рукоятку.
Такое положение автомата облегчает, упрощает и экономит время при отделении шомпола и вынимания пенала из гнезда.
Рис 8-9.
- Правой рукой отсоединяется шомпол и кладётся рядом с магазином.
Рис 10-11-12.
Вынимание пенала из гнезда- сложный момент на этапе скоростного обучения. Сложность заключается в том, что неправильное изъятие очень часто приводит к зажатию пальца межу пеналом и внутренней стенкой приклада. Процесс очень болезненный, и у ученика возникает страх перед этим упражнением, и он рефлекторно скидывает скорость.
Мария выполняет этот этап следующим образом:
- обхватывает приклад по верхнему ребру правой рукой и указательным пальцем сверху вдоль ребра основания приклада нажимает на крышечку гнезда приклада;
- пенал касается фаланги указательного пальца, и это служит сигналом о прекращении давления на крышечку;
- пенал выскакивает, остаётся только его подхватить.
Рис 13.
- Пенал кладём рядом с шомполом.
Рис 14-15-16-17.
Возвращаясь назад, правая рука охватывает шейку приклада.
- Большой палец ставится на выступ направляющего стержня возвратного механизма.
- Автомат прикладом упирается в бедро ученика, а пистолетной рукояткой на край стола.
- Левая рука ложится на крышку ствольной коробки.
Действия:
- большим пальцем нажать на выступ направляющего стержня возвратного механизма
- Перехватить за шейку выступ направляющего стержня большим и указательным пальцами
- После поднятия крышки левой рукой, одновременным движением отделить крышку и возвратный механизм.
- Крестным движением рук положить части в логической последовательности частей автомата.
Примечание:
Ошибка при скоростном вынимании возвратного механизма — ученик, не дожидаясь полного выхода пружины из канала затворной рамы, начинает его сгибать. Это обычно сопровождается сбоем в ритме разборки, что ведёт к потере времени, а также гнётся и может сломаться стержень возвратного механизма. Пружину надо вынимать прямым движением правой руки назад, пока не произойдёт отделение возвратного механизма.
Рис 18-19-20-21-22.
На снимках 18-22 работа и положение рук при отделении затворной рамы с затвором и газовой трубки.
- Правая рука кладётся на затворную раму, левая рука на газовую трубку, большой палец левой руки отводит флажок замыкателя газовой трубки до вертикального положения.
- Одновременным движением правой руки назад, а левой вверх, части отделяются от автомата.
- Большой палец правой руки часовым движением вверх и назад снимает затвор с вырезов рамы , правая рука затем скидывает его с затворной рамы резким движением вперёд и назад.
Не выпуская из рук затворной рамы и газовой трубки,ставим одновременным движением обеих рук затворную раму в логической последовательности частей автомата (после затвора), а газовой трубкой слегка ударяем с левой стороны автомата (на мгновение позже после затворной рамы), давая этим знать, что процесс разборки закончен (на практике эти движения сливаются в одно движение и звук).
Примечание:
При скоростном отделении затвора от затворной рамы, затвор часто скатывается или вправо или влево, поэтому усложняется и нарушается последовательность постановки затворной рамы. Решением судейской коллегии мы пришли к мнению, что расположение частей «затвор-затворная рама или затворная рама-затвор» принципиально не важны, так как не влияют на правильность разборки-сборки автомата.
Рис 23-25-26.
Следующий этап сборки автомата.
В предыдущем, 22 снимке, мы не выпускали из рук затворную раму и газовый поршень, а лёгким ударом обозначали конец разборки и начало сборки автомата.
Действия:
- Левой рукой вставляем газовую трубку в патрубок газовой каморы, опускаем его и большим пальцем перемещаем флажок замыкателя в выем колодки прицела.
- в то же время правой рукой газовый поршень затворной рамы вставляем в полость колодки прицела, а заднюю часть затворной рамы держим в приподнятом положении.
Рис 25. На это положение обратить особое внимание.
- Газовый поршень затворной рамы вставлен в полость колодки, а сама рама предельно приподнята.
Примечание:
Это положение обеспечивает экономию движений при вставлении затворной рамы.
После установки затвора в затворную раму обычным способом попадать на большой скорости в полость колодки прицела газовым поршнем очень трудно, учащиеся повторяют несколько раз это движение, пока попадут в отверстие и как итог- потеря ритма и времени.
Рис 26.
- Берём левой рукой затвор.
Рис 27.
- Поворачиваем затворную раму направляющими вырезами вверх (для удобства) и вставляем затвор до упора.
- Затем движением ладони левой руки продвигаем его вперёд и фиксируем в данном положении затвор большим пальцем правой руки.
Примечание:
Самые большие потери во времени у учеников на этапе вставления затвора в затворную раму и при присоединении затворной рамы с затвором к коробке автомата. Здесь многократность повторений, отработка движений обязательна.
Рис 28
- Правая рука присоединяет затворную раму с затвором к ствольной коробке.
- Левая рука берётся за возвратный механизм в 4-5 сантиметрах от верхнего конца.
Рис 29-30
- Правая рука перехватывает нижний выступ пружины большим и средним пальцами.
- Левая рука вставляет 4-5 сантиметров пружины в канал затворной рамы и сразу начинает движение за крышкой ствольной коробки.
- Правая рука самостоятельно заканчивает присоединение возвратного механизма.
Рис-31.
Крышка ствольной коробки вставляется традиционно.
- Левая рука сверху направляет край крышки в паз выреза, а правая рука лёгким нажатием вниз и вперёд фиксирует крышку на своё место.
Рис-32-33-34.
Автомат ставиться на стол с упором на пистолетную рукоятку.
Путь, который преодолеет автомат из лежачего положения до упора на пистолетную рукоятку сопровождается нажатием на спусковой крючок ( 45 градусов) и ставится на предохранитель.
Действия:
- левая рука поднимает автомат вверх.
- Большой палец правой руки нажимает на спусковой крючок.
- Ребром указательного пальца правой руки переводчик огня ставится на положение предохранителя.
Рис 35-36. Большие потери во времени связаны так же вроде бы с очень простым движением вставления шомпола на своё место, это объясняется тем, что отверстия очень малы, и скоростное попадание в них концом шомпола затруднено.
Действия:
- берём шомпол правой рукой за верхнюю головку так, чтобы указательный палец находился сверху, а другие пальцы поддерживали стержень шомпола.
- Левая ладонь находится возле отверстий, через которые пройдёт стержень шомпола, и в случаях когда шомпол не попадает в следующее отверстие, направляем его в нужное направление
- одним движением правой руки вниз вставляем шомпол на своё место.
Примечание:
Упражнение требует многократного повторения.
Рис 37-38-39.
Одновременно опуская левой рукой автомат наискосок стола,правая рука начинает движение за пеналом
- Левая рука положив автомат, стремительно движется за магазином (два движения сливаются в одно).
На 38 рисунке показан
процесс вставления пенала в гнездо приклада пальцами правой рукой
и необходимый захват магазина левой рукой.
Действия:
Для одновременного вставления пенала в гнездо и присоединения магазина (рис-39) обязательно нужно:
- крепко перехватить большим и средним пальцами приклад автомата;
- вставить угол внутренней части магазина в окно ствольной коробки.
Одновременным движением обеих рук
- указательным пальцем правой руки вставить пенал в гнездо приклада.
- вставить магазин в окно ствольной коробки.
Примечание:
Удержание автомата при вставлении пенала и присоединении магазина большим и средним пальцем необходимо для предотвращения смещения автомата в момент силового давления.
Пенал необходимо вставлять с той же предосторожностью: рука по-верхнему ребру приклада, палец сверху ребра приклада.
Только на этот раз знак о том, что пенал вставлен на место, укажет крышечка гнезда, легко ударив по кончику указательного пальца.
Рис 40.
Ученик отдёргивает обе руки от автомата. Секундомер останавливается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по военной подготовке для юнармейских команд " Разборка-сборка автомата Калашникова"
Цель: Рассмотреть назначение и боевые свойства АК, сформировать мотивацию к самостоятельному поиску необходимой информации, повысить познавательную активность юнармейцев при изучении военного де...
Презентация к мастер - классу на тему: "Сборка, разборка АК-74"
Назначение, боевые свойства и устройство автомата Калашникова....
Урок по теме: "Сборка, разборка АКМ"
Тема занятия: «Характеристика и устройство АКМ. Неполная разборка и сборка АКМ». «Характеристика и устройство ПМ. Неполная разборка и сборка ПМ».Время: 1 учебный час (45 минут).Цель:1. Познакомить обу...
Презентация к уроку ОБЖ "Сборка и разборка АКМ"
данная презентация содержит иллюстрации к уроку, вопросы и т.д....
ОБЖ_10класс_64-66_Автомат Калашникова_Разборка АК_Приемы стрельбы
Учебный материал по курсу ОБЖ для 10 классов старшей школы....
Автомат Калашникова. Устройство, принцип работы, неполная разборка (сборка). Приемы и правила стрельбы
Ознакомить с историей стрелкового оружия.Изучить устройство автомата Калашникова.Научить проведению неполной разборки «сборки АК-74»Научить основам прицеливания и стрельбы из АК и ПМ.Воспитать чувство...
Разборка-сборка автомата Калашникова
Разборка автомата может быть неполная и полная. Излишне частая разборка автомата вредна, так как ускоряет изнашивание частей и механизмов.При разборке и сборке автомата необходимо соблюдать следующие ...