Разборка АК -74
статья по обж

Срумов Фаниль Мухсинович

Своим методом неполной разборки-сборки автомата Калашникова хочет поделиться преподаватель-организатор ОБЖ МОБУ СОШ №8 города Мелеуз республики Башкортостан, отличник образования, преподаватель высшей категории, руководитель военно-патриотического клуба « Искандер» , судья республиканской категории,  подполковник в отставке  Срумов Фаниль Мухсинович. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masha._razborka_ak_-74.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Неполная разборка-сборка автомата Калашникова (АК-74)

на скорость.

 

Своим методом неполной разборки-сборки автомата Калашникова хочет поделиться преподаватель-организатор ОБЖ МОБУ СОШ №8 города Мелеуз республики Башкортостан, отличник образования, преподаватель высшей категории, руководитель военно-патриотического клуба « Искандер» , судья республиканской категории,  подполковник в отставке  Срумов Фаниль Мухсинович.  

На всех соревнованиях по военно-прикладным видам спорта в городе Мелеуз обязательным видом является выполнение упражнения по разборке и сборке автомата Калашникова, которое, как магнитом притягивает мальчишек. Ученики нашей школы вот уже в течении 10-12 лет  всегда входят в состав победителей и призёров этого вида соревнований, а некоторые из них (Файзуллин Тимур, Фахретдинов Марсель) были  победителями республиканских конкурсов и фестивалей (Неприкосновенный запас-дети Башкортостана. Июль 2011 год, г.Благовещенск) По методу, который я сам разработал и  усовершенствовал, мои ученики достигли следующих результатов (имеется в виду безостановочный метод разборки-сборки автомата Калашникова):

Файзуллин Тимур — 10.02 секунды среди юношей.  

Лебедева Мария — 11.94 среди девушек.  

В настоящий момент  Файзуллин  Тимур уже окончил школу и является студентом филиала нефтяного института города Стерлитамак.  Поэтому  свой метод разборки и сборки автомата я покажу на примере  техники моей ученицы Лебедевой Марии (11 класс )  На предоставленном  видео- ролике девочка  выполняет упражнение за 12.96 секунды (лучший её результат я уже приводил выше). Хочу заметить, что на соревнованиях в большинстве случаях (85%) дети показывают результаты на 1-1.5 секунды  ниже, чем  показывали на тренировках. Наверное, это объясняется нестабильностью детской психологии. На соревнованиях в моей практике  ребята, которые могли повторить свой результат или превысить его, встречались редко. На видеоролике части и механизмы автомата согласно инструкции располагаются в строгой последовательности неполной разборки-сборки, что не скажешь об этом на кинограмме  движений ученицы,  действия которой я буду анализировать. .  Ниже я  все поясню по ходу действия.  

И так начинаем.  

 

Многие неквалифицированные судьи подают неверную команду к началу действий « К выполнению упражнения приступить» Ошибка заключается в том, что в команде судьи нет чёткого указания на то , когда надо начинать разборку-сборку автомата до слова «приступить» или после него. Тут разница во времени может  достигать от 0,2 до 0,3 секунд и сыграть злую шутку при равенстве сил спортсменов. Поэтому я  даю ту же команду, но с акцентом на последнем слове « К выполнению упражнения присту........пить».  Ученик подготовившийся к выполнению упражнения (рис1), стоит с опущенными руками рядом с автоматом ,лежащим на столе (руки держать над автоматом запрещено), приступает к разборке по команде (....пить) с одновременным включением секундомера.  

 

На данной кинограмме последовательность неполной разборки-сборки нарушена (в учебнике ОБЖ описан метод выемки вначале пенала, а затем шомпола) Но мы у себя на семинаре преподавателей-организаторов ОБЖ пришли к мнению, что последовательность в этих движениях  не принципиальна. Акцентирую ваше внимание на том, что на видеоролике ученица выполняет последовательность разборки-сборки  правильно. Моя же задача  заключается в том,чтобы научить школьника (согласно моей методики разборке-сборки автомата)своеобразным, более экономичным движениям  и расположениям  рук на деталях автомата во время выполнения данного упражнения.

  Рисунки  2-3-4-5.  

Описание  расположения рук на затворе, магазине и предохранителе автомата.  

 -  автомат  лежит на столе, приклад упирается в бедро ученика.  

 -  правая рука согнута, указательный палец лежит на затворе, а большой   на  предохранителе (переводчик огня).  

-другая левая рука держит магазин, нажимая большим пальцем на защёлку.  

Действия:

  - одним движением обеих рук снять автомат с предохранителя, оттянуть и отпустить затвор, отсоединить магазин (ключевая фраза -одним движением обеих рук).

  - правой рукой отставить отсоединённый магазин на длину вытянутой  руки, создавая пространство и место для других частей и механизмов автомата.

Примечания:

  Можно магазин и не отодвигать на длину вытянутой руки, а просто в дальнейшем, когда автомат будет ставиться на пистолетную рукоятку, переместить автомат на 40-50 сантиметров влево (как это делает Мария), что также даёт экономию во времени.  

- части автомата должны (не меняя последовательности) располагаться так, чтобы  при скоростной сборке их было удобно брать  

Рис 6

  • Правая рука возвращается  назад, большой палец ставится на спусковой крючок.

Левая рука отпускает затвор и поднимает автомат за цевье,  ставит в упор на пистолетную рукоятку, при достижении автоматом  уровня 45 градусов, большой палец производит нажатие на спусковой  крючок.  

Рис 7.

  • Автомат ставится упором на пистолетную рукоятку.

Такое положение автомата облегчает,  упрощает и экономит время при отделении шомпола  и вынимания  пенала из гнезда.

Рис 8-9.  

 - Правой рукой отсоединяется шомпол и кладётся рядом с магазином.  

Рис 10-11-12.    

Вынимание пенала из гнезда- сложный момент на этапе скоростного обучения.  Сложность заключается в том, что неправильное изъятие очень часто приводит к зажатию пальца межу пеналом и внутренней стенкой приклада. Процесс очень болезненный, и у ученика возникает страх перед этим упражнением, и он рефлекторно  скидывает скорость.

Мария выполняет этот этап следующим образом:

  • обхватывает приклад по верхнему ребру правой рукой  и указательным пальцем сверху вдоль ребра основания приклада  нажимает на крышечку гнезда приклада;
  • пенал касается фаланги указательного пальца, и это служит сигналом о прекращении давления на крышечку;
  • пенал выскакивает, остаётся только его подхватить.  

Рис 13.    

-  Пенал кладём рядом с шомполом.

Рис 14-15-16-17.

   Возвращаясь назад, правая рука охватывает шейку приклада.

  • Большой палец ставится на выступ направляющего стержня возвратного механизма.
  •  Автомат прикладом упирается в бедро ученика, а пистолетной рукояткой на край стола.
  •   Левая рука ложится на крышку ствольной коробки.  

Действия:  

 - большим пальцем нажать на выступ направляющего стержня возвратного механизма

  • Перехватить за шейку выступ направляющего стержня большим и указательным пальцами
  •  После поднятия крышки левой рукой, одновременным движением отделить крышку и  возвратный механизм.
  •  Крестным движением рук положить части в логической последовательности частей автомата.

 Примечание:  

 Ошибка  при скоростном вынимании возвратного механизма — ученик, не дожидаясь полного выхода пружины из канала затворной рамы, начинает его сгибать. Это обычно сопровождается сбоем в ритме разборки, что  ведёт к потере времени, а также  гнётся и  может сломаться стержень возвратного механизма. Пружину надо вынимать прямым движением правой руки назад, пока не произойдёт отделение возвратного механизма.  

Рис 18-19-20-21-22.

 На снимках 18-22 работа и положение рук при отделении затворной рамы с затвором и газовой трубки.

      - Правая рука кладётся на затворную раму, левая рука на газовую трубку, большой  палец левой руки отводит флажок замыкателя газовой трубки до вертикального положения.

  • Одновременным движением правой руки назад, а левой   вверх, части отделяются от автомата.
  • Большой палец правой руки часовым движением вверх и назад снимает затвор с вырезов рамы , правая рука затем скидывает его с затворной рамы  резким движением  вперёд и  назад.

Не выпуская из  рук затворной рамы и газовой трубки,ставим одновременным движением обеих рук  затворную раму  в логической последовательности частей автомата (после затвора), а газовой  трубкой слегка ударяем с левой стороны автомата (на мгновение позже после затворной рамы), давая этим знать, что процесс разборки  закончен (на практике эти движения сливаются в одно движение и звук).  

Примечание:  

При скоростном отделении затвора от затворной рамы, затвор часто скатывается или вправо или влево,  поэтому усложняется и нарушается последовательность постановки затворной рамы. Решением судейской коллегии мы пришли к мнению, что  расположение частей «затвор-затворная рама или затворная рама-затвор» принципиально не важны, так как не влияют на правильность разборки-сборки автомата.

 

Рис 23-25-26.

Следующий этап сборки автомата.

В предыдущем, 22 снимке, мы не выпускали из рук затворную раму и газовый поршень, а лёгким ударом  обозначали конец разборки и начало сборки автомата.

Действия:    

 -  Левой рукой  вставляем газовую трубку  в патрубок газовой каморы, опускаем его  и большим пальцем перемещаем флажок замыкателя в выем колодки прицела.

 -  в то же время правой рукой газовый поршень затворной рамы вставляем в полость колодки прицела, а заднюю часть затворной рамы держим в приподнятом положении.  

Рис 25. На это положение обратить особое внимание.

  - Газовый поршень затворной рамы вставлен в полость колодки, а сама рама предельно приподнята.  

Примечание:   

Это положение обеспечивает экономию движений при вставлении затворной рамы.

 После  установки затвора в затворную раму обычным способом попадать на большой скорости в полость колодки прицела газовым поршнем очень трудно, учащиеся повторяют несколько раз это движение, пока попадут в отверстие и как итог- потеря ритма и времени.  

Рис 26.  

  - Берём левой рукой затвор.  

Рис 27.  

 -  Поворачиваем затворную раму направляющими вырезами вверх (для удобства) и вставляем затвор до упора.

 -  Затем движением ладони левой руки продвигаем его вперёд  и   фиксируем в данном положении затвор большим пальцем правой руки.  

Примечание:   

 Самые большие потери во времени у учеников на этапе вставления затвора в затворную раму и при присоединении затворной рамы с затвором к коробке автомата. Здесь многократность повторений, отработка движений обязательна.

Рис 28  

  • Правая рука присоединяет  затворную раму с затвором к ствольной коробке.
  •   Левая рука берётся за возвратный механизм в 4-5 сантиметрах от верхнего конца.

Рис 29-30

 - Правая рука перехватывает нижний выступ пружины большим и средним пальцами.

  - Левая рука вставляет 4-5 сантиметров пружины в канал затворной рамы и сразу начинает движение за крышкой ствольной коробки.

 -   Правая рука самостоятельно заканчивает присоединение возвратного механизма.

Рис-31. 

Крышка ствольной коробки вставляется традиционно.

  -  Левая рука сверху направляет край крышки в паз выреза, а правая рука лёгким нажатием вниз и вперёд фиксирует крышку на своё место.  

Рис-32-33-34.  

Автомат ставиться на стол с упором на пистолетную рукоятку.

Путь, который преодолеет автомат из лежачего положения до упора на пистолетную рукоятку сопровождается нажатием на спусковой крючок ( 45 градусов) и ставится на предохранитель.

Действия:  

 - левая рука поднимает автомат вверх.

 - Большой палец правой руки нажимает на спусковой крючок.

 -  Ребром указательного пальца правой руки  переводчик огня ставится на положение предохранителя.  

Рис 35-36.    Большие потери во времени связаны так же вроде бы с очень простым движением  вставления шомпола на своё место, это объясняется тем, что отверстия очень малы, и скоростное попадание в них концом шомпола затруднено.

Действия:

  • берём шомпол правой рукой за верхнюю головку так, чтобы указательный палец находился  сверху, а другие пальцы поддерживали стержень шомпола.
  •  Левая ладонь находится возле отверстий, через которые пройдёт стержень шомпола, и в случаях когда шомпол не попадает в следующее отверстие, направляем его в нужное направление

      -     одним движением правой руки вниз  вставляем шомпол на своё место.  

Примечание:  

Упражнение требует многократного повторения.

Рис 37-38-39.  

Одновременно опуская левой рукой автомат наискосок стола,правая рука начинает движение за пеналом

  • Левая рука положив автомат, стремительно движется за магазином (два движения сливаются в одно).  

На 38 рисунке показан

      процесс вставления пенала в гнездо приклада пальцами  правой рукой  

и необходимый захват магазина левой рукой.

Действия:  

 Для одновременного вставления пенала в гнездо и присоединения магазина (рис-39) обязательно нужно:

            -  крепко перехватить большим и средним пальцами приклад автомата;  

  • вставить угол внутренней части магазина в  окно ствольной коробки.

Одновременным движением обеих рук

  • указательным  пальцем  правой руки вставить пенал в гнездо приклада.
  •  вставить магазин в окно ствольной коробки.  

Примечание:  

Удержание автомата при вставлении  пенала и присоединении магазина  большим и средним пальцем необходимо для предотвращения смещения автомата в момент  силового давления.  

Пенал необходимо вставлять с той  же предосторожностью: рука по-верхнему ребру приклада, палец сверху ребра приклада.

Только на этот раз знак о том, что пенал вставлен на место, укажет  крышечка гнезда, легко ударив по кончику указательного пальца.  

Рис 40.

Ученик  отдёргивает  обе руки  от автомата. Секундомер останавливается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по военной подготовке для юнармейских команд " Разборка-сборка автомата Калашникова"

Цель: Рассмотреть назначение и боевые свойства АК, сформировать мотивацию к самостоятельному поиску необходимой информации, повысить познавательную активность юнармейцев при изучении военного де...

Презентация к мастер - классу на тему: "Сборка, разборка АК-74"

Назначение, боевые свойства и устройство автомата Калашникова....

Урок по теме: "Сборка, разборка АКМ"

Тема занятия: «Характеристика и устройство АКМ. Неполная разборка и сборка АКМ». «Характеристика и устройство ПМ. Неполная разборка и сборка ПМ».Время: 1 учебный час (45 минут).Цель:1. Познакомить обу...

Презентация к уроку ОБЖ "Сборка и разборка АКМ"

данная презентация содержит иллюстрации к уроку, вопросы и т.д....

ОБЖ_10класс_64-66_Автомат Калашникова_Разборка АК_Приемы стрельбы

Учебный материал по курсу ОБЖ для 10 классов старшей школы....

Автомат Калашникова. Устройство, принцип работы, неполная разборка (сборка). Приемы и правила стрельбы

Ознакомить с историей стрелкового оружия.Изучить устройство автомата Калашникова.Научить проведению неполной разборки «сборки АК-74»Научить основам прицеливания и стрельбы из АК и ПМ.Воспитать чувство...

Разборка-сборка автомата Калашникова

Разборка автомата может быть неполная и полная. Излишне частая разборка автомата вредна, так как ускоряет изнашивание частей и механизмов.При разборке и сборке автомата необходимо соблюдать следующие ...