Урок ОБЖ "Термические ожоги"
план-конспект урока по обж (5, 6, 7, 8 класс)

Иванов Александр Петрович

Цель:формировать  представления учащихся об ожогах, научить оказанию доврачебной помощи при ожогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon termicheskie_ozhogi.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Термические  ожоги.   Оказание первой медицинской помощи при ожогах  

Класс: 6 класс

Цель: формировать  представления учащихся об ожогах, научить оказанию доврачебной помощи при ожогах.

Задачи:

Обучающие: актуализировать теоретические знания терминологии ПМП; выяснить причины, приводящие к ожогам: научить применять теоретические знания в практической деятельности (умение накладывать повязки и т.д.);

Развивающие: развивать  навыки предвидения и  анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитывающие: воспитывать ответственное и бережное отношение у учащихся за свою жизнь и жизнь окружающих.

Тип урока – ознакомление с новым материалом.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По результатам выполнения – практический

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Материалы: презентация к уроку, перевязочный материал, карточки с заданиями, аптечка первой помощи.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Определение темы и целей урока.
  4. Работа над новым материалом.
  5. Практическая работа.
  6. Закрепление нового материала.
  7. Подведение итогов.

Ход урока:

I.Организация начала урока.

II.Актуализация опорных знаний.

Разгадывание кроссворда по теме: «Медико-санитарная подготовка».(СЛАЙД 2)

Вопросы:

1.Материал, используемый для обёртывания или наложения на рану, для фиксации тампона, салфетки или шины (Повязка)

2.Ткань, покрывающая всю поверхность тела (Кожа)

3.Критическое состояние, при котором система кровообращения не в состоянии снабжать все органы насыщенной кислородом кровью (Шок)

4.Табельное средство остановки крови (Жгут)

5.Материал, используемый для оборачивания повреждённой части тела или закрепления повязки или шины (Бинт).

-Какое ключевое слово нашли? (Ожоги)

О

Ж

О

Г

И

III.Определение целей и темы урока.

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Что такое ожог? У кого был подобный случай?

-Сможете ли вы в случае опасности оказать необходимую помощь?

-Какие поставим для себя цели?

IV.Работа над новым материалом.

1.Объяснение материала.

Ожог- это повреждение кожи, слизистой оболочки, а также подлежащих тканей в результате воздействия высоких температур. (СЛАЙД 3)

-От чего возникают ожоги?

 При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. Ожоги, возникшие от  пламени, кипятка и горячего пара называются термическими. 

При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. Ожоги, получаемые от электротока, называются электрическими, а получаемые в результате ионизирующего излучения – лучевые ожоги.(СЛАЙД Ы 4-6)

Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога.

В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают

4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (СЛАЙД 7)

2. Работа в парах.

-Попробуйте самостоятельно определить степень ожога по его характеристике.( работа по заранее подготовленным карточкам)

1.Поверхностный ожог, затрагивающий лишь верхний слой кожи, кожа покрасневшая и сухая.- 1 степень

2.Относительно глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи, кожа покрывается волдырями, становится покрасневшей и мокрой.- 2 степень

3.Глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи и ткани, расположенные ниже, кожа может выглядеть обуглившейся.- 3 степень

4. Обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.- 4 степень

-Проверим себя.

3.Практическая работа.

(СЛАЙД 8)

1  степень - на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.

2 степень - на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.

-Ожоги 1-2 степени лечатся самостоятельно, а ожоги 3-4 степени лечат только в больницах, но мы должны уметь оказывать помощь до приезда врачей или до отправки пострадавшего в больницу.

(СЛАЙД 9)

3  степень - происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).

4 степень - обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.

(Во время выполнения практической работы ученики после объяснения учителя и просмотра нужных слайдов презентации  делятся по парам: пострадавший – спасатель. Пары тренируются в оказании помощи при ожогах. Первая пара – 1 степень, вторая пара – 2 степень и т.д. После тренировки учащиеся демонстрируют навыки перед классом в очерёдности по степени ожога.

Вовремя учителем и другими учениками  исправляются ошибки, если они имеются).

4.Понятие об ожоговой болезни.

При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.

Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.

При оказании помощи:

1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.

2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.

3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.

5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.

5. Что нельзя делать при ожогах (СЛАЙД  10)

  1. отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
  2. рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
  3. накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
  4. место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.

V. Подведение итогов урока.

-Смогли ли решить поставленные задачи?

-Где могут пригодиться полученные знания?

-Можно ли избежать беды? Что для этого нужно делать?

VI.Постановка домашнего задания.

  • Прочитать материал в учебнике, запомнить основное.
  • Подобрать дополнительный материал о лечении ожогов народными методами.
  • Ответить на вопрос: может ли народная медицина заменить лечение ожогов медицинскими препаратами. За и против.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Термические ожоги. ПМП при ожогах. Урок ОБЖ в 5 классе

Термические ожоги. ПМП при ожогах. Урок ОБЖ в 5 классе....

Презентация к уроку 9 класс" Первая помощ при ожогах,обморожениях".

Презентация составлена с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционной школы VIII вида....

Урок по теме: «Термические ожоги. Оказание первой медицинской помощи при ожогах »

конспект урока по ОБЖ для учащихся 5 класса + презентация...

Урок по теме: «Термические ожоги. Оказание первой медицинской помощи при ожогах »

конспект урока по ОБЖ для учащихся 5 класса + презентация...

Урок биологии в 8 классе «Уход за волосами, кожей, руками, ногтями, одеждой. Первая помощь при ожогах и обморожениях».

Эпиграфом к уроку взяты слова А.П.Чехова: « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...»...

Солнечные ожоги. Первая помощь при ожогах.

Цель: рассказать о правилах профилактики и способах оказания первой помощи при солнечном ожоге....