"Отработка практических навыков на уроках ОБЖ"
статья по обж
Данный материал полезен для учителей ОБЖ. Это выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo_estestvenno-matematicheskogo_tsikla.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«УСАДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБОУ «УСАДОВСКАЯ СОШ»)
Отработка практических навыков на уроках ОБЖ
Доклад на школьном методическом объединении
учителей естественно – математического цикла
Подготовила: Чувалева Т.Н.
учитель ОБЖ
1 квалификационная категория
2019
Процесс усвоения знаний по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» достаточно своеобразен. Специфика преподавания данного курса определяется практической направленностью, которая заключается в приобретении учащимися практических навыков безопасного поведения в условиях ЧС. Практические занятия всегда вызывают огромный интерес у учащихся. Даже, если слабые ученики если не усвоили материал на уроке, они с интересом включаются в практикум и постигают упущенное. Особенно нравятся учащимся практические уроки по темам: «Приемы оказания первой медицинской помощи», «Индивидуальные и коллективные средства защиты», « Пожарная безопасность», «Безопасность при угрозе теракта», изучение Правил дорожного движения.
Как сделать урок ОБЖ интересным?
Я работаю учителем ОБЖ седьмой год и, естественно, накопился определенный опыт проведения уроков.
Но сначала о содержании самого предмета. Программа курса, разработанная авторской группой под общей редакцией А.Т. Смирнова, в целом соответствует ныне существующему стандарту среднего общего образования по ОБЖ. Однако, уважая стремление ряда ученых и коллег разработать новые, более отвечающие духу времени программы курса, хочется отметить, что и в рамках действующей программы можно учить детей и достигать главных целей обучения. Дети могут забыть многое из того, что они писали и учили, но они не забудут те практические навыки, которые получили в школе. Речь о том, что не следует перегружать детей теоретическими уроками, ведь ряд тем, они параллельно изучают по географии, биологии и т.д. Не следует забывать о межпредметных связях! Я считаю, что большинство уроков должно быть практическими занятиями, после которых у учащегося остаётся чувство удовлетворения от того, что он научился чему-то нужному и важному.
А теперь непосредственно об уроках. Сейчас много публикаций о практическом наполнении уроков ОБЖ. К сожалению далеко не каждая российская школа может позволить себе приобрести робот-тренажер и другие дорогостоящие средства обучения. Поэтому приходится искать более дешевые, но эффективные формы и методы обучения на уроках ОБЖ.
В 5-х классах серьезное внимание уделяется изучению правил пожарной безопасности. Как не ограничиться изучением набора инструкций из учебника ОБЖ? Во-первых, мы стараемся посетить с классом музей Центра противопожарной безопасности, где опытные сотрудники с помощью прекрасной экспозиции наглядно показывают, к чему приводят пожары. На урок в класс я приношу электроприборы, вышедшие из строя, а ребятам предлагается определить, по какой причине сгорели эти приборы, какие неисправности электроприборов могут при вести к пожару. Затем ставлю на стол сковородку, емкость с водой, кладу полотенце и предлагаю практически показать, как нужно тушить возгорание масла на сковородке. При этом важно убедить детей, что тушение водой или попытка нести сковородку в руке ведут к пожару и ожогам. При тренировке по выходу из задымленного помещения учащиеся обязательно закрывают тканью рот и нос, передвигаются ближе к полу, при этом изучая и осваивая правила эвакуации согласно утвержденной схеме. Для закрепления знаний учащиеся пишут самостоятельную работу по теме «Как не допустить пожар». Этим в сознании детей закрепляется мысль о том, что пожар легче предупредить, чем тушить.
В 6-х классах изучаются вопросы, связанные с автономным существованием в природе. Первый вопрос, который задают дети: «А мы будем разжигать костер?» И сразу понятно, что эти темы изучать в классе малопродуктивно. Поэтому, например, после освоения способов ориентирования на местности я провожу классно-групповое занятие, в ходе которого дети по заранее разработанным условиям-заданиям определяют стороны света по квартальным столбам, местным признакам, Солнцу, Луне, по часам, а также чертят маршрут движения по заданным магнитным азимутам. Здесь главное — убедиться, что каждый учащийся понял изучаемый материал, знает правила ориентирования. Следующее занятие проводится на улице, на территории школы, где учащиеся получают практические навыки в ориентировании. Думаю, нет необходимости рассказывать о том, с каким интересом дети работают, вряд ли они скоро забудут этот урок. А наградой ребятам могут стать и отличные оценки.
Во всех классах дети изучают правила оказания первой доврачебной помощи. Принципиально важно задействовать всех обучаемых, поэтому класс делится на группы, осваивая учебные вопросы ступенчато. Очень важно показать детям, как правильно оказывать первую доврачебная помощь, а затем добиться от них должного усвоения навыков. При изучении правил транспортировки пострадавших необходимо помнить, что дети легко переводят занятие в игру, поэтому нужно акцентировать их внимание на том, как качество транспортировки раненого может повлиять на его дальнейшую судьбу. Необходимо убедить детей, что недобросовестность при оказании помощи на уроке не дает необходимых навыков, и в реальной ситуации они не смогут спасти человека.
Особенно это характерно для конкурсов, викторин, где для учащихся очень важен фактор времени, очень хочется выиграть.
Разумеется немало времени уделяю подготовке юношей к службе в Вооруженных силах РФ.
Тема «Боевые традиции Вооруженных сил РФ» очень важна своей со причастностью к героической истории Родины, ее доблестных Вооруженных сил. Вот почему тема изучается комплексно — встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, просмотр художественных фильмов, выпуск стенгазет, экскурсии в музеи города, тематические чтения и многие другие мероприятия.
Десятиклассники получают задание написать сочинение о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, воевавших в раз личных «горячих точках». Если таких родственников нет, то пишут о героях-земляках. С какой гордостью они читают о своих родственниках всему классу!
Мы добросовестно ухаживаем за расположенным рядом со школой памятником — «Павшим в годы Второй мировой Войны» Естественно, эта огромная работа проводится всем педагогическим коллективом, здесь одному учителю ОБЖ не справиться. При подготовке юношей в военные вузы стараюсь проводить встречи с выпускниками школы-курсантами военно-учебных заведений.
Это всего лишь несколько примеров проведения уроков ОБЖ практической направленности. Естественно, что на достигнутом мы успокаиваться не собираемся. Будем и дальше практически учить детей правилам безопасности в непростом нынешнем мире.
Обучение детей практическим основам безопасности жизнедеятельности
Реализации данного направления происходит в основном на уроках
« Основы безопасности жизнедеятельности».
В рамках предмета ОБЖ с 5 по 11 класс учащиеся изучают:
- Основы здорового образа жизни;
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи;
- Основы обороны государства и воинская обязанность граждан;
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и безопасность населения;
- Промышленные аварии с выбросом опасных химических и радиоактивных веществ;
- Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
- Безопасность в быту;
- Безопасность на транспорте;
- Безопасность в криминогенных ситуациях;
- Безопасность в природной среде.
Курс ОБЖ в 5-9 классах интегрирован с рядом других предметов.
В 10-11классах предмет преподается самостоятельно.
Для учащихся 1-4 классов уроки ОБЖ интегрированы с предметом- окружающий мир.
Практические навыки по основам безопасности жизнедеятельности учащиеся приобретают:
При проведение инструктажей по технике безопасности на уроках и во внеурочное время.∙
При проведение тематических классных часов, бесед с учащимися, родительских собраний с привлечением сотрудников наркологического центра, сотрудников органов внутренних дел.∙
При проведение занятий по правилам дорожного движения.∙
При отработке действий во время проведения учебно-тренировочных эвакуаций∙
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ.
Легко ли научить ребенка выполнять Правила дорожного движения?
На первый взгляд ничего сложного в этом нет.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, ГИБДД. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в школу и обратно для отработки навыков поведения на дороге.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходитьтолько в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и ни в коем случае не бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомобилей с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.
На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, чтокрасный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все транспортные средства остановились, опасности нет.
Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.
Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомобили, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.
Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша на все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «Законы постоянного тока».
Закрепить и углубить знания по теме: «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи».Научить применять теоретические знания для решения задач....
Формирование практических навыков на уроках СБО.
Здесь предлагается алгоритм действий по стирке носков слепыми и слабовидящими школьниками....
Проверка практических навыков на уроках
Правила проверки практических навыков учащихся на уроках....
Статья "Создание условий для успешного усвоения практических навыков на уроках трудового обучения у обучающихся с умственной отсталостью"
Для наиболее эффективного развития личности м соцмальной адаптации умственно отсталых школьников трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы 8 вида. Основные задачи эффектив...
Презентация к уроку английского языка в 5 классе по теме "Моя семья", отработка грамматических навыков использования сравнительной конструкции при описании внешности.
Презентация к уроку английского языка в 5 классе по теме "Моя семья", отработка грамматических навыков использования сравнительной конструкции при описании внешности....
Формирование практических навыков на уроках слесарного дела
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения "Формирование практических навыков на уроках слесарного дела"...
Формирование практических навыков на уроке и во внеклассной работе как основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
В нашей жизни всегда существовали и будут регулярно возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий. Им...