Реализация проблем по экологии на уроке основы безопасности и жизнедеятельности
статья по обж

Мохова Карина Борисовна

Качество состояния окружающей среды может представлять реальную угрозу для безопасности и комфортного существования человека. Не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Сохранение экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности возможно только при кардинальных изменениях не только в области экономики, но и в области общественного сознания. В последние годы заметно усилилось внимание общества и государства к поиску путей предотвращения экологической катастрофы. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения, цель которого развитие экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе, а средством становится природоохранная деятельность, направленная на сохранение, бережное использование и приумножение богатств родной природы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая безопасность (ЭБ) является одной из составляющих национальной безопасности, что отражено в Экологической Доктрине РФ (2002г.). В ней приоритетные направления деятельности обозначены, как обеспечение экологической безопасности и снижение последствий при чрезвычайных ситуациях, контролирование использования и распространения генномодифицированных организмов, предотвращение терроризма создающего экологическую опасность для окружающей среды. Экологические приоритеты в области здравоохранения так же включены в экологическую безопасность страны. Обеспечение экологической безопасности – задача не только сегодняшнего дня.

Проблемы экологии, присутствующие в обществе, в скором будущем предстоит решать новому поколению. Вот почему, экологическое воспитание, т.е. формирование понятий о важности окружающей среды, наличии проблем, связанных с пренебрежительным отношением к экологии, и способы их решения, должно присутствовать с детства. Экологическое воспитание и образование, как приоритетные задачи современного образования прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе должно занимать формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения: -к природе (экология природы),  - к себе как составной части природы (экология здоровья),  - к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души). Экологическая культура, как многомерный целостный, личностно-ценностный феномен, обусловленный психологическими особенностями, предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе. Соответственно, важным показателем эффективности эколого-воспитательного процесса является уровень экологической воспитанности . Экологическая воспитанность это не случайный набор частных свойств личности, он включает в себя взаимосвязанные знания об окружающем мире, систему нравственных ценностей, потребности и привычки экологического поведения, а также готовность к деятельности по охране окружающей среды. Все эти компоненты взаимозависимы и согласованы между собой. Уровень экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности личности, отражая уровень ее актуального развития.

 Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания . Проведение мониторинга уровня знаний учащихся школы по выявлению уровня знаний и заинтересованности учащихся проблемами экологии и экологической безопасности, позволяет сделать вывод, что экологическая культура учащихся сегодня находится на недостаточном уровне, школьники слабо осведомлены в вопросах экологического права, плохо видят свою роль в экологической безопасности района, города. в недостаточной мере владеют экологическими понятиями, не всегда осознают значение характеристик экологической обстановки, влияние негативных экологических факторов на жизнь и здоровье. Вместе с тем, усиливающийся кризис окружающей среды и глобальная угроза будущему цивилизации, объективно выдвигают экологическое образование на приоритетное место в современных социальных трансформациях, направленных на выживание человечества и сохранение биосферы, т.е. на устойчивое развитие. Школьный курс ОБЖ обладает немалыми потенциальными возможностями в плане экологического воспитания. К сожалению ФГОС не предусматривает в программе ОБЖ отдельного раздела «Экологическая безопасность». Только в 5 и 8 классе отводятся часы на изучение конкретных вопросов экологии. 5 класс: «Загрязнение воды. Загрязнение воздуха. Загрязнение почвы» 8 класс: «Состояние природной среды и жизнедеятельность человека», «Глобальные экологические проблемы и здоровье человека», «Экологические проблемы производства электроэнергии». Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, связана, во-первых, с дефицитом учебного времени, уделяемого вопросам экологической безопасности; во-вторых, с недостаточностью методического обеспечения экологических тем. В курсе ОБЖ в 8 классе рассматривается тема по экологической безопасности: «Нарушение экологического равновесия». При изучении названной темы возможно использование данных экологического мониторинга, с учетом местных условий, что позволяет учителю дать учащимся наиболее полноценное представление о решение задач современного комплекса проблем экологической безопасности, на основе общей теории безопасности. В соответствии с действующей программой по ОБЖ вопросы экологической безопасности могут быть включены в ряд тем.

Сформировать у школьников ответственное отношение к окружающей природной среде и научить их принимать экологически правильные решения можно лишь через включение учащихся в разносторонние виды деятельности, связанных с познанием ими природы своего окружения, выявление мест с экологическими проблемами. И, именно, изучение вопросов экологической безопасности на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности обладает большими педагогическими возможностями, способствующими не только развитию экологической грамотности, но и воспитанию экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Основы безопасности жизнедеятельности» с позиции здоровьесбережения"

Педагог должен работать в школе так, чтобы учебный процесс не наносил ущерба здоровью школьника. Каким он должен быть здоровьесберегающий урок? На этот вопрос   свою точку зрения  отразил ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет  зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения. И...

Плакаты к единому уроку "основы безопасности жизнедеятельности"

Для единых уроков , в том числе, делаю демонстрационные плакаты .Размер не меньше А-3...

ТЕМА РАБОТЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Поиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и ответственное. В современных условиях обучение должно быть направлено...

Конспект открытого урока "Основы безопасности жизнедеятельности"

Тема:  «Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте»...

Конспекты уроков "Основы безопасности жизнедеятельности"

Представлены конспекты по предмету ОБЖ, 2016-2017 учебный год...