Доклад на рмо учителей ОБЖ "Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения"
материал по обж

Лосева Наталия Васильевна

Доклад о культуре безопасности жизнедеятельности  среди детей и подростков..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_obzh.docx11.23 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»

РМО    учителей  ОБЖ

« Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения».

Подготовила:      

Учитель ОБЖ   Лосева Н. В.

2017 год

 «Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В..А. Сухомлинский

   Произошедшие за последнее десятилетие перемены в жизни нашего общества привели к изменениям в различных сферах человеческой деятельности. Ломка старых ценностных ориентиров, произошедшая под влиянием внутриполитических факторов, вызвала рост некоторых негативных явлений в обществе. В частности, произошел рост числа подростков, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, как следствие этого увеличилось число правонарушений, совершаемых подростками, находящимися в состояния алкогольного или наркотического опьянения. Причём возраст людей начинающих употреблять алкоголь и наркотики неуклонно снижается. 
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к вредным привычкам. 
В этих условиях важно формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности. Подобный подход к профилактической работе по проблемам культуры безопасности жизнедеятельности позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, нивелировать факт искусственной эйфории как критериев отдыха, радости и достижения успеха, сформировать рациональные системы опознания удовольствия. Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет негативный опыт и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде.  Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создаёт для них психологические трудности. Учащимся приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на них требованиями учебного процесса. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны. Работоспособны, но, к сожалению, статистика сегодняшнего дня говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодёжи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. Всё это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях.                                                                      В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Проблема сохранения и укрепления здоровья очень актуальна для нашей школы. Поэтому одной из важнейших практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путём внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. В решении этой задачи помогает внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроках ОБЖ.      Я на своих уроках стремлюсь создавать условия, способствующие сохранению и  укреплению соматического и психического здоровья учащихся, провожу пропаганду культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения.

Анализ имеющегося опыта формирования здорового образа жизни школьников в процессе образовательной и воспитательной деятельности показывает, что: 
- у современной молодежи нет целостного понимания сущности здорового образа жизни; 
- забота о здоровье подрастающего поколения в современной системе образования и воспитания построена без учета основных принципов здравоведения, что является малопродуктивным; 
- имеющиеся модели учебно-воспитательного процесса в большинстве случаев не отвечают требованиям системности, последовательности и доступности, поскольку в них основной акцент делается на знания, умения и навыки, а не на самого субъекта воспитания - человека; 
- законодательная и нормативная база в отношении охраны здоровья подрастающего поколения не обеспечивает координацию действий федеральных и местных органов, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных структур и учреждений; 
                                                                                                                                                        Однажды Аристотель вспомнил, наполненные глубочайшей грустью, слова Перикла, который произнес их в своей «Надгробной речи». Выдающийся афинский политический и общественный деятель сокрушенно сказал, «что потеря юношества имеет для Отечества такое же значение, как если бы год потерял весну». 
Современная российская образовательная система целью воспитания и обучения ставят подготовку самореализующейся личности к жизни в рыночных отношениях. Каждый после школы обязан сам в конкурентной борьбе выбрать и занять место в общественной иерархии. 
Практика моей работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к сохранению и укреплению здоровья детей , но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Я использую следующие  здоровьесберегающие  действия на уроке:

-оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др.

-наличие эмоциональных разрядок: поговорка, весёлое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка;

-правильная поза ученика за столом.

В заключении  хочется отметить, что с каждым годом катастрофически ухудшается здоровье детей, и эта проблема грозит обернуться вымиранием нации. Негативные изменения здоровья у обучающихся обусловлены такими факторами:   чрезмерно высоким уровнем учебных нагрузок, недостаточной физической активностью детей, подростков. Безразличным отношением к своему здоровью. 
Как показывает статистика, первая встреча с вредными привычками происходит иногда в 8 - 10 лет, но чаще всего - в подростковом возрасте, когда у детей может возникнуть так называемый «кризис взросления». 
С возрастом здоровье учащихся всё больше становится социально зависимым. Одновременно у детей широкое распространение получают вредные привычки. 
Анализ научной литературы и исследовательская работа показали, что, несмотря на значительное количество публикаций по проблеме пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи, наблюдаются тенденции: 
- снижение возраста подростков, употребляющих алкоголь, наркотические средства и табачную продукцию; 
- увеличение доступности наркотических изделий; 
- расширение спектра потребляемых психоактивных веществ, многие из которых оказывают более разрушительное действие по отношению к здоровью; 
- изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотики, алкоголь и формирование на этой основе особой молодёжной субкультуры, ведущей ценностью которой является свободное время провождение в сочетании с употреблением алкоголя и других наркотиков как стиль жизни. 
Обострение проблемы наркозависимости среди детей, подростков и молодёжи стало побудительной причиной разобраться в этой проблеме лучше, и помочь понять важность этой проблемы для здоровья людей. 
На основании этих выводов можно сформулировать следующие Рекомендации по работе с детьми и молодежью для педагогов образовательный организаций: 
1. Вовлекать детей и молодежь во внеурочные занятия. 
2. Проводить профилактические беседы, встречи, классные часы с представителями полиции, медицинскими работниками. Проводить профилактические беседы, встречи, классные часы с представителями отделения наркологии. 
4. Проводить профилактические беседы с родителями детей и молодежи о необходимости соблюдать ЗОЖ. 
5. Показывать учащимся позитивно сформированное отношение к здоровому образу жизни и мировоззрению на личном примере (педагогам – ходить вместе с учащимися в поход, в лес, участвовать вместе в спортакиадах и т.д.) 
Рекомендации родителям для профилактики и формирования позитивного отношения к ЗОЖ: 
1. Всегда сидите за совместной трапезой всей семьей. 
2. Организуйте семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи. 
3. Говорите с детьми, слушая их. 
4. Не наказывайте детей в присутствии других и всегда хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение. 
5. Всегда помогайте решать проблемы вашим детям. 
6. Всегда помогайте ребенку выпутываться из сложных ситуаций и способствуйте тому, чтобы он принимал ответственность на себя. 
7. Поощряйте детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций). 
8. Дайте детям почувствовать, что их ошибки — это поправимо. 
9. Всегда доверяйте своим детям. 

Формирование здорового образа жизни - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье; разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни; борьбу с факторами риска развития заболеваний; просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социально-значимых заболеваний; увеличение продолжительности активной жизни. 
Пропаганда — (от лат. propaganda подлежащее распространению) популяризация и распространение политических, филосовских, религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств. 
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. 
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. 
Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.ppt

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность-презентация по ОБЖ для 9 класса...

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников на основе метапредметных результатов обучения

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников  на основе метапредметных результатов обучения с решением задач из различных предметных областей на уроках ОБЖ...

Формирование навыков межкультурного общения в среде подрастающего поколения

Материалы для аксиологических чтений   "Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 60-80-х годов. Сейчас проблема общения детей различных нацио...

Доклад "Культура безопасности жизнедеятельности "

Доклад на тему "Культура безопасности жизнедеятельности " с примерами из опыта работы...