1.Пояснительная записка | Рабочая программа ОБЖ 5 класс |
1.1.Роль и место дисциплины | Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 5-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Предмет ОБЖ в 5-х классах реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. При изучении курса ОБЖ активно используются знания учащихся, полученные при изучении других дисциплин: природоведение, физическая культура, ИЗО, история и математика. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами |
1.2.Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа | В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов Российской Федерации: - ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года; - ФЗ № 7 «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года ; - ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года; - «ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года; - ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года; - ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года; - ФЗ № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года; - ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года; - постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» и других нормативно-правовых актов в области безопасности, общества и государства. |
1.3.Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа | Примерная программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторская программы предметной линии учебников подредакций Ю.Л.Воробьёва Москва 2012 год. |
1.4. Соответствие ФГОС | Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 |
1.5.Цели и задачи | Курс предназначен для: формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека; выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих; приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей; формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков. Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели: - безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: - формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
|
1.6.Формы организации образовательного процесса | Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения: формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная; Методы обучения: - Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
- Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций.материальной базы);
- Эвристические– (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
- Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
|
1.7.Технологии обучения | дифференциация, индивидуализация, здоровье сберегающие технологии, ИКТ. Прописываются технологии обучения |
1.8. Виды и формы контроля | - Тестовые задания (7- 15 мин).
- Устный опрос (7-15 мин)
- Практическая работа
- Доклад
- Реферат
- Проектная деятельность
- Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Средства контроля и оценки результатов обучения: Все тестовые задания оцениваются: - правильный ответ – 1 балл; - отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов Критерии оценивания: «2» - менее 25% правильных ответов. «3» - от 25% до 50% правильных ответов. «4» - от 50% до 75% правильных ответов. «5» - от 75% и более правильных ответов. Оценка устных ответов обучающегося: Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся: • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию; • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа; • допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; • допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»); • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов; Отметка «2» ставится в следующих случаях: • не раскрыто основное содержание учебного материала; • обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала; Отметка «1» ставится, если: • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
|
1.9.Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года | Планируемые образовательные результаты обучающихся. На конец 5 класса ученик научится и получит возможность научиться. Личностные результаты обучения: - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения: - формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД). - Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням: -Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса); |
1.10. Используемый УМК | ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И.Мишин; под.ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2012. – 174 с.: ил. |
1.11.Информация о количестве учебных часов | Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год |
2.Содержание программы | I. Раздел. Личная безопасность в повседневной жизни (23ч) Опасные и чрезвычайные ситуации. Особенности города (поселка) как среды обитания человека. Наличие зон повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей). Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности (милиция, пожарная охрана, скорая помощь и др.), их задачи и возможности. Современное жилище, его конструкция и особенности его жизнеобеспечения. Возможные ситуации аварийного характера в жилищах. Пожар в жилище. Возможные причины возникновения пожаров (неполадки или нарушения правил эксплуатации электросети, возгорание телевизора, утечка газа, нарушение правил топки печей, нарушение правил эксплуатации нагревательных приборов, обращения с огнем и др.). Способы эвакуации. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Подручные средства пожаротушения (вода, песок и др.), огнетушители, их типы. Угарный, бытовой газы. Затопление жилища. Правила поведения при затоплении. Разрушение здания. Опасные вещества в быту. Средства бытовой химии. Отравление ртутью, пестицидами, лекарствами, продуктами питания. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Общественный транспорт. Правила поведения участников дорожногодвижения. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. Правила поведения в аварийных ситуациях, первая помощь пострадавшим. Железнодорожный транспорт. Обеспечение безопасности пассажиров, правила поведения при их возникновении опасных ситуаций на железной дороге. Водный транспорт. Меры по обеспечению безопасности пассажиров. Возможные чрезвычайные ситуации, способы покидания судна, правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Авиационный транспорт. Обеспечение безопасности при полетах самолетов. Правила безопасного поведения пассажира в различных опасных ситуациях (при взлете, посадке, возникновении пожара, вынужденной посадке). Общая криминогенная ситуация в городе (поселке), районе проживания, наиболее характерные случаи ее проявления. Возможные ситуации покушения на имущество и жилище, основные способы защиты жилища от проникновения посторонних. Правила поведения детей дома в различных криминогенных ситуациях. Зоны повышенной криминогенной опасности (вокзалы, стадионы, рынки, киноконцертные залы, другие места массового скопления людей), правила поведения в криминогенной ситуации. Террористический акт. Правила поведения при обнаружении взрывного устройства, при угрозе взрыва, при захвате самолета террористами. Загрязнение воздуха, воды и почвы в местах проживания, возможные их причины. Недоброкачественность продуктов питания и возможные опасности для здоровья. Шум, вибрация, радиоактивное загрязнение, компьютер, телевизор и опасности для здоровья. Основные мероприятия по обеспечению безопасности человека при нарушении экологического равновесия в местах проживания (герметизация жилья, очистка воздуха в квартире, водоочистка, контроль за качеством продуктов и т.д.) и порядок их выполнения. 2 раздел: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(2ч) Правила оказания первой медицинской помощи при термических и химических ожогах. Правила здорового образа жизни. 3 раздел: Дорожно-транспортная безопасность(9 ч) История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль .Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия. Обобщение и повторение (1ч) |
3.Литература и средства обучения | Основная учебная литература Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И.Мишин; под.ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2012. – 174 с.: ил. 2 Дополнительная учебная литература: Формирование универсальных учебных действий в курсе ОБЖ. 5-9 классы/ сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель.-232 с. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. Попова Л.П.- М.:ВАКО, 2008. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: поурочные планы. Г.Н.Шевченко.-Волгоград:Учитель,2007. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. Правила дорожного движения. Учебное пособие для учащихся 4-6 классов.Ю.Б.Орлов, М.: «Просвещение»,1984 |
4.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | -Наглядные пособия Плакаты «Дорожно-транспортная безопасность»-12 шт - Информационно-коммуникативные средства: Слайдовые презентации по темам: Где и как мы живём Система безопасности города. Пожарная безопасность Пожары и взрывы. Условия возникновения пожара. Взрывы. Опасные вещества. Ядовитые растения Вредные привычки Жевательная резинка Железнодорожный транспорт Безопасное поведение на льду Криминогенные ситуации в общественных местах. Как не стать жертвой преступления Опасные места Алгоритм действий при обнаружении закладки взрывного устройства Экология и человек. Ранения. Первая доврачебная помощь при кровотечении. Ожоги. От кареты до ракеты Автомобиль, дорога, пешеход ПДД. Транспорт Безопасность на дороге Правила дорожного движения Дорожные знаки ИКТ игры: Школа пешехода - игра по ПДД - Интернет-ресурсы. |