Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
методическая разработка по обж (10 класс)
В учебнике ОБЖ 10 класса под редакцией Смирнова А.Т., Мишина Б.И., Васнева В.А.(это УМК, который используется в нашей школе с 5 по 11 класс) тема «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе» дает лишь краткий исторический экскурс по некоторым орденам. Что касается современной истории, то ордена лишь перечислены, и то не все. В учебнике нет описания статута орденов.
Я считаю необходимым дать возможность обучающимся познакомиться с материалами, в которых описывается, кто и за какие заслуги может быть награжден государственной наградой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_ordena.docx | 267.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Методическая разработка урока
Тема: «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе»
Преподаватель – организатор ОБЖ
МБОУ СОШ №3 Романов С.А.
Муром
Пояснительная записка
В учебнике ОБЖ 10 класса под редакцией Смирнова А.Т., Мишина Б.И., Васнева В.А.(это УМК, который используется в нашей школе с 5 по 11 класс) тема «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе» дает лишь краткий исторический экскурс по некоторым орденам. Что касается современной истории, то ордена лишь перечислены, и то не все. В учебнике нет описания статута орденов.
Я считаю необходимым дать возможность обучающимся познакомиться с материалами, в которых описывается, кто и за какие заслуги может быть награжден государственной наградой.
Данная методическая разработка дает педагогу возможность по формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
личностные - формирование учебной мотивации;
регулятивные - умение анализировать ход и способ действий, определять последовательность действий, адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;
познавательные - умение формулировать проблемы и решать их, умение вести поиск и выделять необходимую информацию, структурировать найденную информацию в нужной форме;
коммуникативные - умение вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.
Тема урока: «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе»
Цель урока: Познакомить учащихся с наградной системой РФ.
Объяснить статут орденов и медалей.
Решение проблемной ситуации.
Ход урока
Организационный момент 5 мин
Актуализация знаний 2 мин
Постановка учебной задачи (проблемы) 5 мин
Самостоятельная работа 23 мин
Решение проблемной ситуации 5 мин
Рефлексия деятельности 5 мин
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
(На экране демонстрируется слайд 1)
Учитель: Перед вами фотографии людей, на груди которых вы видите государственные знаки отличия.
- Знаете ли вы этих людей?
- Какими наградами они отмечены?
- Что вы знаете об этих наградах?
- Какие государственные награды вы знаете?
- Кому и за какие заслуги вручаются ордена и медали Российской Федерации?
Обучающиеся: Ответы обучающихся могут быть разные. Обучающиеся могут назвать некоторые ордена и медали, но в большинстве своем они не знакомы с их статутом.
2.Актуализация знаний
Учитель: Тема урока «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе»
Учитель: Вы члены государственной наградной комиссии. Вам на рассмотрение поступило представление с описанием поступка. Ваша задача оценить поступок данного человека и определить, каким орденом он был награжден и почему.
3. Постановка учебной задачи (проблемы)
Проблемная ситуация:
30 марта на полигоне Балтийского флота шли плановые учения. Начальник штаба охранения майор Дмитрий Островерхов проводил с недавними выпускниками "учебки" упражнения по метанию боевых гранат. Такие занятия он проводил сотни раз. Но в этот день урок пошел не по плану.
- Слышу щелчок и смотрю на бойца, выдернувшего чеку, - вспоминает Дмитрий. - Парень растерялся, хлопает глазами и не соображает, что случилось. Я понял: сейчас рванет.
В такой ситуации бросать гранату было поздно: уже сработал боек и до взрыва она бы не отлетела на безопасное расстояние. Первым опомнился офицер. До решающего мгновения оставалось ровно три секунды.
Майор выбил гранату из рук солдата в окоп, а самого рядового вытолкнул из земляного укрытия и накрыл падающего бойца своим телом. Несколько дней Дмитрий Островерхов провел в реанимации военного госпиталя - с ранением обеих ног. Зато на бойце не оказалось ни одной царапины.
- Исключительный случай, неисправность унифицированного запала. Здесь бы всякий растерялся, а Островерхов молодец, сообразил.
Учитель: Оцените поступок майора Островерхова Д. и предложите вариант государственной награды за данный поступок.
Обучающиеся: Предложения обучающихся могут быть разными.
Учитель: Какой информации нам недостает для того, чтобы решить поставленную задачу?
Обучающиеся: Необходимо знать, какие награды существуют в Российской Федерации.
Учитель: Для поиска необходимой информации вы можете воспользоваться ресурсами Интернет.
4. Самостоятельная работа
Обучающиеся: Используя ресурсы Интернет, ведут поиск необходимой информации, с помощью учителя находят документ:
Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", изучают его в части, касающейся данного урока.
Учитель: Достаточно ли полученной информации для решения поставленной задачи?
Обучающиеся: Для решения нашей задачи, нам необходимо знать, какая награда и за что вручается.
Учитель: Это называется статут ордена или медали.
Обучающиеся: Продолжают поиск информации (каждая пара обучающихся готовит материал об одном ордене или медали). Выделяют информацию о статуте ордена или медали и с помощью электронной презентации рассказывают о них.
Например: см. приложение №1
Во время выступления одной пары остальные обучающиеся заполняют таблицу (см. приложение №2).
5. Решение проблемной ситуации
Учитель: Возвращаемся к первоначальной задаче урока.
Оцените поступок майора Островерхова Д. и предложите вариант государственной награды за данный поступок.
Обучающиеся: Наградить орденом Мужества, так как данный поступок соответствует статуту этого ордена (за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни).
6. Рефлексия деятельности
Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Какова была цель урока? Достигли ли мы поставленной цели?
Обучающиеся: Познакомились с государственными наградами Российской Федерации, узнали, кто и за какие поступки может быть награжден орденом или медалью, решили проблемную ситуацию, подготовили презентацию и выступление.
Учитель: Домашнее задание § 7.2, стр.176-183 учебника ОБЖ
Всем, кого заинтересовала данная тема, я предлагаю принять участие в разработке и реализации проекта по созданию галереи славы, где будут представлены ваши учителя, родители, родственники, знакомые, имеющие государственные награды. Это может быть электронный музей с фотографиями людей, их награды и описание поступков, за которые они получили эти награды.
Оценки обучающимся.
Приложения
приложение 1
Если кабинет не оборудован Интернет, необходимые документы подготавливаются заранее.
- «Положение о государственных наградах Российской Федерации»;
- описание ордена (медали);
- рабочая таблица;
- электронная презентация.
приложение 1
Орден Мужества
Учрежден Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. №442.
Орден Мужества | Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженный поступок, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных действий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни. Знак ордена из серебра. Он представляет собой равноконечный крест с закругленными концами, рельефным бортиком по краю и рельефными лучами. В центре - рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации. Расстояние между противолежащими концами креста - 40 мм. Носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Российской Федерации располагается после ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени. |
приложение 2
Вид ордена | Название | Статут |
приложение 3
Презентация к уроку
приложение 4
Интернет – ресурс, где можно найти все необходимые материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения занятия по ОБЖ с учащимися 11 классов МБОУ гимназия №3. Тема занятия: «Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».
Методическая разработка урока военно-патриотической направленности, предназначенная для преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ образовательных учреждений СПО, НПО, средних школ....
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Презентация. Данная презентация может использоваться, как наглядное пособие при изучении темы "Ордина - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе"....
«Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе»
Урок по теме "Ордена"...
Ордена — почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Методическая разработка для открытого урока в 11 классе....
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
В презентации приведены изображения орденов Российской федерации и их краткое описание....
Презентация: "Ордена - почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе".
Ордена Российской империи, СССР, Российской Федерации. Материал для учеников 11класса....
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
Презентация к уроку по теме: Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе...