конспект урока по ОБЖ 10 класс. Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества
план-конспект занятия по обж (10 класс) на тему
конспект урока по ОБЖ 10 класс. Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm_otkrytyy_urok_10_kl.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества».
Цели:
Образовательная:
- формирование знания учащихся об Истории Отечества;
- раскрытие значимости Великой Победы;
Развивающая:
- развитие у учащихся понимания личной ответственности за защиту Отечества;
- развитие представления о Победе, как о результате героических усилий многонационального народа;
Воспитательная:
- воспитание понимания у учащихся значимости Победы в Великой Отечественной войне, способности выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные годы;
- воспитание патриотизма и любви к «большой» и « малой» Родине.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.
Ход урока.
- Организационный момент. 2 мин
Здравствуйте ребята, меня зовут Наурзбаев Э.К., я преподаватель – организатор ОБЖ СОШ №2, рад видеть Вас бодрыми, здоровыми! Поскольку этот урок требует большой нагрузки, давайте посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся, порадуемся новому дню. А сейчас я приглашаю вас пройти в музей, чтобы мы смогли начать с вами урок. И поможет нам в этом экскурсовод «Акбулакского историко-краеведческого музея им. Ивана Петровича Редько» Суховольская Юлия Владимировна.
Экскурс по музею. 5-7 мин.
«Мозговая разминка» - задание, способствующее включению учащихся в работу по теме урока.
Ученикам предлагается назвать несколько ассоциаций со словом «Патриот». На выполнение задания дается 1 мин.
Определение целей и темы урока.
- Изучение нового материала.
Запишите тему урока: Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.
Беседа с элементами лекции.
Учитель: Ребята, кто такой военнослужащий?
Ученики: Вооруженный защитник Отечества.
Учитель: Что же такое Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?
Ученики: Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие.
Учитель: Верно. Родина – это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.
Отечество - символ понятия Родина. Из какой бы республики, края, области ни был юноша, он ответственен за надежную защиту нашей земли, народа, культуры. Следовательно, на него возлагаются определённые обязанности. Какие?
Ученики: Вооруженная защита нашей Родины.
Учитель: Какими духовными качествами должен обладать защитник Отечества?
Ученики: В первую очередь быть патриотом, любить свою страну.
Учитель: Прочитаем определение, что такое патриотизм (слайд 3)- духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу,
истории, языку, национальной культуре.
Это чувство - основа духовных качеств российских воинов. Уметь гордиться своей страной, её народом, ценить и беречь землю и культуру наших предков – вот что должно быть присуще военнослужащему - защитнику Отечества. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего – в верности своему конституционному, воинскому долгу.
“Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником”, - сказал М.И. Кутузов (слайд 4).
Учитель: В чём же должен проявляться патриотизм?
Ученики: В верности воинскому долгу, любви к своей стране.
Учитель: Прочитаем определение воинского долга (слайд 5) - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.
Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Испокон веков о человеке судят не по тому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях.
С первых дней боев начала складываться летопись Великой Отечественной войны, куда вписаны сотни имен, погибших и оставшихся в живых героев Советского Союза, а также имена акбулакчан. Вам было задано, домашнее задание, подготовить информацию об акбулакчанах - Героях Советского Союза.
Выступления детей.
Лейтенант Гайко А. С. являясь истинным патриотом полка, в наступательных боях показал беспримерную преданность Родине, проявил себя храбрым и мужественным офицером Советской Армии.
26 декабря 1943 г. в бою в районе деревни Пеленки проявил исключительный героизм. Со своим взводом с небольшой группой людей в количестве 7 человек в течение четырех часов ожесточенного боя отразил десять контратак противника и удержал свои позиции. Из его взвода трое были убиты, трое получили тяжелые ранения. Оставшись один и сев за станковый пулемет, несмотря на ураганный артиллерийский и минометный огонь противника, продолжал отражать дальнейшие контратаки врага. Но когда вышли все боеприпасы, группа немцев в количестве более 30 человек попыталась полностью его окружить и взять живым в плен. Тогда он, вынув замок из станкового пулемета и взяв две противотанковые гранаты, близко подпустил к себе немцев и бросил на них эти гранаты. При этом было уничтожено около 20 немцев, но и сам лейтенант Гайко А. С. погиб смертью героя.
Награжден звездой Героя Советского Союза (посмертно).
Старший лейтенант Терещенко Николай Владимирович
22.08.44 г. при высадке десанта через Днестровский лиман умело организовал высадку личного состава роты, прямо с хода вступил в бой с обороняющимся противником, отбросил его на высоту 30,5 и обратил в бегство.
Презирая смерть, с небольшой группой бойцов всегда первым врывался в села, разведав силу противника, вступал в неравный бой с немецко-румынскими захватчиками, оставаясь всегда победителем, забирая колоссальные трофеи и большое количество пленных. За первые дни боев тов. Терещенко, действуя во главе роты разведки разбил до 70 подвод с румынами, уничтожил до 500 немцев, забрал в плен свыше 800 человек, захватил 11 автомашин, 6 мотоциклов, 8 орудий, 2 эшелона с продовольствием и другим имуществом.
23.08.44 года, действуя во главе подвижного отряда в районе д. Магнит, тов. Терещенко вступил в неравный бой с концентрированными силами немцев и в тяжелом бою погиб смертью героя.
За подвиги в боях с немецкими захватчиками, за проявленные геройство и мужество удостоен высокой правительственной награды (посмертно) - Звания Героя Советского Союза.
Капитан Шаповалов Иван Егорович
23 июня 1944 г. в районе деревни Ефременка его батальон первым в дивизии прорвал передний край противника и форсировал реку Лучеса, уничтожив при этом два батальона пехоты и батарею противника, и взял в плен свыше 30 человек. В этом бою тов. Шаповалов первым ворвался с небольшой группой в траншею противника и сам лично уничтожил из автомата и гранатами более 10 человек солдат и двух офицеров противника. Просочившись с небольшой группой бойцов на узком участке обороны противника в его тыл, перерезал и оседлал железную дорогу Витебск - Орша и в течение многих часов до подхода наших мехчастей и пехоты удерживал этот участок железной дороги.
При ликвидации Витебской группировки противника его батальоном было уничтожено свыше 100 солдат и офицеров противника. В этих боях тов. Шаповалов проявил себя подлинным героем.
В последующих боях за город Вильно при попытке вражеских офицеров вырваться на автомашине из окружения группой тов. Шаповалова было уничтожено 30 человек противника. В этом бою тов. Шаповалов лично истребил 10 офицеров и сжег автомашину.
В боях за город Ковно батальон на мощных танках "ИС" первым ворвался в город и нанес большой удар противнику. В этих боях выбыл из строя командир батальона майор Васин. Капитан Шаповалов принял на себя командование батальоном. 15 августа 1944 года батальон первым на подступах к Восточной Пруссии прорвал передний край противника и под прикрытием арт-огня с небольшой группой ворвался в траншеи противника.
В этом бою тов. Шаповалов был образцом мужества и геройства, воодушевлял личный состав батальона на новые подвиги. В этом же бою тов. Шаповалов был тяжело ранен - потерял сначала одну ногу, потом ранен в другую и в бессознательном состоянии бойцами был вынесен с поля боя. Тов. Шаповалов до последнего вздоха отдавал всего себя, всю волю все знания нашему долгу победы над врагом.
За героизм и мужество, проявленные в боях, тов. Шаповалов достоин присвоения звания Героя Советского Союза (посмертно).
Ефименко Григорий Романович
"21 июля 1944 года батальону была поставлена задача форсировать реку Западный Буг в районе села Дубенка Люблинской области, захватить плацдарм, закрепиться, в дальнейшем наступать на село Дубенка. Тов. Ефименко с группой автоматчиков в 17 человек вплавь переправился через реку, атаковал противника, преодолев при этом 75 метров расстояния от берега, ворвался в траншеи, где закрепился, ожидая подхода переправляющихся основных сил батальона.
Противник силами до батальона переходил в контратаку в течение всей ночи, поливая кучку храбрецов ураганным артиллерийско- минометным, гранатным, пулеметно-автоматным огнём, обходя с флангов и атакуя в лоб. Но все атаки были отбиты. Противник оставил на поле боя более 150 трупов солдат и офицеров. Приказ командования был выполнен, попытки противника ликвидировать захваченный плацдарм не увенчались успехом, разбились о стойкость и мужество советских воинов. Батальон сосредоточился на захваченном плацдарме, утром пошел в наступление. Ефименко со своим взводом вышел в тыл противника, атаковал его, создал видимость окружения. Не выдержав натиска, противник в панике бежал, оставив на поле боя более 100 трупов солдат и офицеров. Село Дубенка было взято, и успешное наступление развивалось в дальнейшем, преследуя противника"
Старшина Гирин Михаил Никитович во время форсировании нашими частями р. Сейм, как-то с 26 на 27.08.43 г., для перехода в наступление на Кольтичеево, он находился в лодке Д.С.Л. и перевозил раненых бойцов и командиров на левый берег.
Во время следования лодки к берегу пулеметной очередью пробило борта, вода, набираясь в пробоины лодки, грозила затоплением. Но благодаря находчивости т. Гирина имеющиеся щели были быстро ликвидированы и раненые были благополучно доставлены на берег.
В момент переправы наших частей через реку Днепр ему было дано приказание - переправить 76 мм. пушку. Противник находился на правом берегу реки, вёл сильный миномётный огонь по переправе.
Отчалившись до середины реки, оборвался трос, угрожала опасность захвата парома противником вместе с пушкой и расчётом. Тогда старшина Гирин, несмотря на большие волны Днепра и массированный огонь противника, совместно с капитаном Тряскиным бросился в Днепр с концом каната, доплыл до парома, привязал канат и тем самым спас паром, пушку и расчёт.
За проявленные мужество и героизм в борьбе с немецкими оккупантами достоин присвоения звания - Герой Советского Союза.
Вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу. Имена героев на вечно останутся в нашей памяти, в акбулакском районе изданы книги памяти, которые хранят сведения об участниках Великой Отечественной Войны, тружениках тыла. (Показ слайда).
Минута Молчания.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновение,
И в скорби постоим и помолчим.
- Закрепление нового материала. Рефлексия.
Работа в группах:
I группа
- В чем выражается патриотизм?
- Перечислите качества!
II группа
- В чем выражается верность воинскому долгу?
- Перечислите качества!
Объединив эти два понятия, какой вывод мы с вами можем сделать?
Мы привели примеры беззаветного служения Родине. Что объединяло всех военнослужащих, о подвигах которых вы узнали?
Ученик: Всех военнослужащих объединяло одно: любовь к Родине, желание избавить её от ненавистных захватчиков, мужественно, умело, не щадя своей жизни, стойко перенося все трудности военной службы.
- Домашнее задание.
Найди материал об известном человеке (по выбору).
Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека
- Подведение итогов. Рефлексия.
Вы довольны уроком?
Какую отметку вы себе ставите?
С каким настроением вы уходите с урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОБЖ в 10 классе:Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества
Урок ОБЖ в 10 классе: Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества Цель урока: формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим ...
Урок мужества. "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества"
Урок мужества. "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества" Цель урока: определить основные качества и обязанности военнослужащего как защитника Отечества.Задач...
Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.
Задачи урока:Обучающая — рассмотреть важнейшие боевые традиции от 1812 года до Вооруженных сил РФ. Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг»Развивающая - пробудить интерес к жизни и деятельности...
Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.
В данной публикации рассмотрены такие качества человека как патриотизм и воинский долг; что духовно-нравственные понятия имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на совр...
«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества».
«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества»....
Патриотизм и верность воинскому долгу- основные качества защитника Отечества.
laquo; Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории». Методическая ра...
«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества»
Одной из важных задач школы и уроков ОБЖ является военно-патриотическое воспитание обучающихся, в основе которого лежит подготовка выпускников к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание л...