Использование ИКТ на уроках ОБЖ
материал по обж на тему

Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_op.rab_.moey_ispolz_ikt_na_ur_obzh.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках ОБЖ

                                            ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

                                                                              «…появление ИКТ должно

                                                                                 изменить формы и методы

                                                                    процесса обучения. Они позволяют

                                                                            учителю перейти от изложения

                                                                                     материала к дискуссии».

                                                                                                           А.В.Осин

        Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно- научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.

       В сфере обучения. Особенно в появлении операционной системы WINDOWS, открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики ( рисунки, схемы, диаграммы, карты, фотографии). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучающим и улучшить ее понимание.

      Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

             Актуальность использования информационно – коммуникационных технологий на уроках ОБЖ.

   На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных  педагогических технологий происходит модернизация российского образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении естественных наук – физики, химии, биологии, а так же ОБЖ.

      Использование ИКТ на уроках ОБЖ открывает перед учителем широкие возможности при структуировании большого объёма информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.

 Основные причины актуальности использования ИКТ на уроках ОБЖ:

  • обеспечение наглядности и интерактивности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • ИКТ- одно из средств активизации познавательной активности учащихся;
  • ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;
  • эффективная проверка знаний;
  • систематизированное изучение и проверка нового материала;
  • использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного учителя.

        Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?

"Ребёнок — это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить", сказал французский просветитель Франсуа Рабле.        

   Одна из основных целей обучения для меня  на данном этапе состоит в создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения  ОБЖ по новым ИК технологиям, а также:

  • развитие мышления
  • формирование приёмов мыслительной деятельности

     Цели применения ИКТ:

  • активизировать деятельность учителя и ученика;
  •  повышать качество обучения;
  • воплощать в жизнь принцип наглядности;
  •  выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

           Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели?

     Для этого были поставлены следующие задачи:

•  ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ

             •  освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике

             •  апробировать методы ИКТ на урокахОБЖ

             •  анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)

     Задачи  ИКТ применяемые на уроках ОБЖ:

  • достижение планируемых результатов обучения в процессе реализации инновационных педагогических  технологий;
  • формирование универсальных учебных действий;
  • развитие способностей к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской и др.)
  • применение электронных средств обучения: электронных учебников, энциклопедий, обучающих компьютерных программ.

Основные методы, используемые в работе:

•  проблемный (поиск программ по обучению ИКТ)

•  теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям)

•  практический (апробирование методов и приёмов)

•  эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование)

       На уроках по ОБЖ и во внеурочное  время можно использовать электронные учебники, справочники и энциклопедии по ОБЖ, которые помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • психологически настроить на атмосферу экзамена;
  • натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;
  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к ОБЖв частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену, попутно сформировав у него полезные общеучебные навыки.

Методические приемы использования мультимедиа

на уроках ОБЖ

       Методические приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейший ход  процесса, попросить объяснить процесс.

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового  материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, тренажер.

 4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивитие речи, мышления, памяти, умение конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

       Этапы информатизации преподавания предмета:

1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.

2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.

3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и др.

4. Применение метода учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие их в дистанционных олимпиадах.

5. Поиск системы, создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

                                 

Методические материалы ИКТ,

                   используемые в практике работы учителя ОБЖ.

     Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показывает, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при проектировании уроков ОБЖ. К таким объектам  относятся:

  • видеофрагменты (видеодемонстрации натурных опытов, фрагменты учебных, документальных, художественных и мультипликационных фильмов), позволяющие наглядно показать различные объекты, процессы, явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами и методическими приемами;
  • цифровые фотографии, позволяющие изучить микро и макрообъекты с высокой степенью разрешения при многократном увеличении, что не всегда возможно в природе вследствие недоступности некоторых объектов и ограниченности их существования во времени и пространстве;
  • виртуальные модели: демонстрационные модели (анимации) природных явлений, которые невозможно наблюдать в природе, манипулятивные модели (в том числе конструкторы и тренажеры), при помощи которых также можно показать природные процессы и явления;
  • аудиоинформация (пояснения к видео, к модели, фотографии, рисунку, аудиосюжеты), при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков;
  • компьютерные тесты (для отработки учебных умений, контроля качества знаний и уровня сформированности умений).

                          Мотивация учащихся на уроках ОБЖ  с ИКТ

             Как помочь детям преодолеть и повысить мотивацию учащихся в изучении ОБЖ?

             Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят. Поэтому, к тем методам, которые уже были наработаны: систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек; сначала я добавила два видеокурса для среднего и старшего звеньев учебные видеофильмы с титрами и без, а также  приобрела  электронные носители – диски.

           Свою деятельность обучения ОБЖ с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы: "Microsoft Office Word" и "Fast Stone Image Viewer", а также пользуясь "услугами" сканера и принтера. Сначала это были тесты, карточки  со схемами, таблицами и т.д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов обучения.

Результатом таких занятий стало то, что в классах повысился интерес к предмету и улучшилась успеваемость.

            В дальнейшем, я стала работать с презентациями. Дети охотно, в качестве домашнего задания, выполняли разнообразные презентации по темам: «Автономное существование человека в природных условиях»» - в 6 классах, «Наводнения», «Ураганы, бури, смерчи» - в 7 классе.

                       Использование ИКТ на уроках ОБЖ

       С целью повышения мотивации на успех учащихся к изучению дисциплины систематически использую ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, конечно же, добавляют новые. Тесты, схемы, таблицы можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, видеокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды  памяти и речевой деятельности, сочетать их в различных комбинациях, формировать исследовательские способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать  практические действия.

                 Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают открытки ко «Дню Защитника», листовки «Внимание дети!», «Новогодняя ёлочка!», визитки, используя приёмы работы в  Power Point, Adobe Photo Shop b Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а так же отправить учителю по электронной почте или оставить сообщение на персональной странице учителя в Интернет.

     Необходимо отметить, что любое  готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений у учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ можно многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel.

      Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения Основ безопасности жизнедеятельности? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях.

        Компьютер даёт возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством учителя и без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников.

           Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у учащихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применении ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.

        При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:

•  личностно-ориентированный, где в центре обучения - ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания;

•  обучение в сотрудничестве - создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях;

•  использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит

какая -либо проблема;

•  формирование  биологической компетенции;

•  формирование  нравственных норм и принципов отношения к природе

  • раскрытию мировоззренческих вопросов

    Результаты      

   Уровень обученности за последние З года :

     2015 - 2016

     2016 - 2017

    2017 - 2018

Качество знаний

          85,7%

          86,1%

          88,9%

Уровень обученности

         100%

         100%

         100 %

Уровень информационной компетентности

         53,2%

          61,5%

         70,3%

Выводы:

Использование ИКТ повышает:

  • Интерес к предмету
  • Эмоциональное состояние
  • Познавательную активность
  • Успеваемость по предмету
  • Качество знаний по ОБЖ
  • Результативность в конкурсах(олимпиадах,  спартакиадах, конкурсах,)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока  химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Использованы материалы сайтов: http://www.nachalka.com/node/1419. Тема 11. Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Втр, 2010-07-27 17:13 — Лариса Плахотник; «Фабрика к...