Методическое объединение преподавателей-организаторов ОБЖ
статья по теме

Полкунов Валерий Юрьевич

Материалы о моих выступлениях на методическом объединении преподавателей-организаторов ОБЖ,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение преподавателей ОБЖ

Р.п. Башмаково Пензенская область

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУСОШ №1 им. К. Г. Мохова р.п. Башмаково

Полкунов Валерий Юрьевич

Тема: «Обеспечение безопасности в школе»

Задачи безопасности жизнедеятельности – обеспечение комфортных условий деятельности людей на всех стадиях их жизни. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей, снижению уровня травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс негативно действующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», в нашем случае, более узком, – «человек – сфера труда и учебы».

Таким образом, безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев.

Рассмотрим, какие же негативные факторы могут действовать на человека (преподавателя, ученика, техперсонал) в школе, а также как с этими факторами можно и нужно бороться.

1. Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Направление: пожарная безопасность.

Для обеспечения пожарной безопасности учебно-образовательном учреждения оборудуются:

  • пожарными сигнализациями, датчиками дыма и огня;
  • щитами с противопожарным инвентарем;
  • пожарными рукавами и кранами;
  • огнетушителями;
  • ящиками с песком и т.п.

Загорания и пожары могут быть предупреждены и значительно ослаблены благодаря проведению профилактических мероприятий. Проводиться они должны постоянно, быть в поле зрения не только руководителей, но и всего состава образовательного учреждения. Это очистка от горючего мусора территории, отказ от деревянных построек, применение негорючих материалов, возведение огнестойких преград, обеспечение свободного подъезда к пожарным гидрантам, незахламление запасных выходов и т.п. К мероприятиям профилактики можно отнести также проведение объектовых тренировок.

Главное – это соблюдение мер пожарной безопасности, тогда возможность загорания и пожара сводится к минимуму.

2. Защита личности, общества и государства от терроризма, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, является важной составляющей национальных интересов России.

Направление: противодействие терроризму.

Террористическая акция – это непосредственное совершение преступления террористического характера в различных формах: взрыв, поджог, применение или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, ядовитых веществ; уничтожение, повреждение или захват транспортных средств или других объектов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захват заложников, похищение человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лицам путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространение угроз в любой форме и любыми средствами; иные преднамеренные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба.

В качестве предупредительных мер необходимо:

  • ужесточить режим пропуска на территорию организации,
  • ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов,
  • тщательно проверять поступающее имущество, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и.т.д.,
  • иметь план эвакуации персонала и учащихся,
  • подготовить средства оповещения личного состава,
  • организовывать подготовку сотрудников учреждения совместно с правоохранительными органами путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма,
  • освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные клетки, помещения, где расположены технические установки,
  • обеспечить регулярное удаление из здания отходов,
  • контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта,
  • довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.

3. Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного действия, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, ущерб окружающей природной среде.

Направление: предупреждение и ликвидация ЧС. С этой целью в образовательном учреждении разрабатывается и реализуется (по введению режима ЧС) специальные приказы на период ЧС, создаются местные КЧС, штаб и оперативные формирования и команды, проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

4. Период военных действий, состояния войны.

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этого.

Защита осуществляется по двум направлениям: в мирное время, в военное время.

Можно выделить мероприятия:

  • обучение работников учреждения способам защиты от опасностей, возникающих во время или вследствие военных действий,
  • разработка специальных планов и мероприятий по ГО,
  • строительство и обслуживание укрытий различного назначения,
  • оповещение,
  • эвакуация,
  • предоставление средств индивидуальной защиты,
  • аварийно-спасательные и другие неотложные работы и т.п.

5. Иные неблагоприятные факторы, которые формируются в ходе учебного процесса.

Направления: санитарно-гигиеническое, психологическое, инженерное.

Требования с целью обеспечения условий безопасности организации учебного процесса:

  • к размещению образовательного учреждения,
  • к участку, где находится указанное заведение,
  • к зданию (например, определенное количество этажей),
  • к помещениям (глубина стены не более 6 метров, тона классной комнаты – светлые, окраска столов и стульев – зеленая, светло-синяя, цвета дерева),
  • к оборудованию,
  • к воздушно-тепловому режиму (влажность 40-60%, температура +18..+20 С, в спортзале +16..+18С, аналогично в мастерских),
  • к естественному и искусственному освещению (естественное левостороннее освещение в классных кабинетах, общее освещение 500 люкс, индивидуальное – 300 люкс, светильники должны располагаться параллельно светонесущей стене),
  • к водоснабжению и канализации,
  • к режиму (расписание, рабочий график),
  • к организации медобслуживания,
  • к организации питания,
  • к санитарному состоянию здания,
  • к зеленым насаждениям (эстетическое значение, уменьшение запыленности территории, снижение уровня шума, обогащение воздуха кислородом) и т.п.

Используемая литература:

  1. Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – Ростов-на-Дону, 2015.
  2. Защита от чрезвычайных ситуаций. (Темы 1 – 7). / Библиотечка «Военные знания». Сост. М.А. Петров. – М., 2012.
  3. Курс лекций БЖД. НФ БГУ. Сост. Кислов М.В. – Новозыбков, 2015.

4



Предварительный просмотр:

Выступление.

на заседании районного методообъединения преподавателей-организаторов ОБЖ

28 августа 2018 года.

По теме: «Отличие современного урока от традиционного»

МБОУ СОШ №1 р.п. Башмаково

Преподаватель - организатор ОБЖ Полкунов Валерий Юрьевич

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) ( учитель консультирует)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашние задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Самоанализ проведенного урока учителем.

Аспекты самоанализа

Вопросы для самоанализа

1.Цели (задачи) урока

В чем заключается основной замысел проведенного мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе? Какие цели (задачи) планировал (а) достичь ( решить) в ходе урока?

2.Содержание и организация учебного занятия

Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам личностно- ориентированного подхода, целям (задачам) урока?

3.Технология работы педагога

Какие технологические приёмы я использовал(а) для того, чтобы на уроке:

- актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся;

- стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности;

- создавать для учеников ситуации выбора учебных занятий и форм их выполнения;

- строить учебное взаимодействие диалога и полилога;

- учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников?

4.Результативность проведенного урока

Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь (решить) поставленные мной цели (задачи)?Насколько проведённое занятие было направлено на:

а) становление и проявление индивидуальности учащихся;

б) развития творческих способностей школьников;

в) формирование положительной Я-концепции личности учеников;

г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения?

В чём заключаются достоинства и недостатки моего урока? Что не удалось решить при его проведении? Как можно использовать недостатки урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Отчёт о разработке методических материалов преподавателя-организатора ОБЖ

Каждый педагог, претендующий на категорию, должен уметь разрабатывать методические материалы: конспекты уроков, сценарии мероприятий, положения о соревнованиях и конкурсах, авторские программы внеуроч...

Обобщение педагогического опыта на августовском семинаре преподавателей- организаторов ОБЖ на тему: «Работа преподавателя-организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения».

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, ...

Аналитическая справка об организации научно-методической деятельности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности

В данном материале предлагается краткое описание начно-методической деятельности педагога....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Опыт преподавателя-организатора ОБЖ в организации поисковых лагерей».

Методическая работа "Опыт преподавателя-организатора ОБЖ в организации поисковых лагерей".Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов госуда...