Методическая разработка "Безработица, её причины и последствия"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Надежда Ивановна Степанова

Методическая разработка по обществознанию для 10 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию, 10 класс.

Тема: «Безработица, её причины и последствия»

Технологическая карта урока

по обществознанию 10 класс

ГБОУСОШ №380

подготовила Степанова Надежда Ивановна

Тема

«Безработица, ее причины и последствия»

Цель

Формирование представлений о безработице, ее причинах и последствиях.

Задачи

Образовательные:

- познакомить обучающихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влиянием на занятость работников в условиях конкуренции;
- раскрыть причины и последствия безработицы.

Развивающие:

- формирование умений и развитие навыков поискового чтения;

- анализировать;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Воспитательные:

- воспитание умений и навыков работы в группах;
- повысить правовую грамотность подрастающего поколения.

УУД

Личностные – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Регулятивные – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что еще неизвестно; планирование, прогнозирование, контроль, оценка.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в определении целей, функций участников, способов взаимодействия, поиск и сбор информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование темы, задач, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, формулирование проблемы, анализ с целью выделения существенных признаков, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, знаково-символическое моделирование (составление кластера, схемы и др.), рефлексия процесса и результатов деятельности, доказательство и объяснение.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать - характерные черты и признаки безработицы, ее причины и последствия.

Уметь – описывать существенные признаки безработицы, ее причины и последствия; сравнивать; объяснять взаимосвязи; приводить примеры; оценивать ситуацию; решать практические задачи в рамках изученного материала; осуществлять поиск информации по заданной теме из разных источников.

Использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни через общую ориентацию в актуальных общественных событиях и процессах, первичного анализа и использования социальной информации.

Основные понятия

Безработица, занятость, трудоспособные граждане

Межпредметные связи

История, профориентация

Тип урока

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Вид урока

Практическая работа с элементами дискуссии

Технологии

Системно-деятельностный подход

Средства обучения

Проектор, экран, мультимедийная презентация, Интернет ресурсы - http://www.eaozan.ru/home/info/reitingprof.aspx

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Задания для обучающихся

Деятельность учеников

Организационный момент

Время: 10 сек.

Приветствие. Проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание учащихся, настрой на урок.

Проверьте, все ли необходимое подготовлено к уроку.

Приветствие друг друга и настрой на работу.

Поверяют свою готовность к уроку, приветствуют присутствующих.

Проверка домашнего задания

Время: 10 мин.

Выявляет готовность к усвоению блока новой информации через индивидуальный, фронтальный опрос по ранее изученному материалу.

Организуется самооценка, взаимооценка.

Индивидуальные задания:

1. Записать виды прав гражданина (1 ученик у доски). Объяснить виды прав.

2. Записать сферы жизни общества (1 ученик у доски). Объяснить сферы жизни общества.

3. Словарная работа (1 ученик у доски – Приложение № 1). Объяснить слова.

Фронтальный опрос:

1. В чем заключаются характерные особенности рыночной экономики?

2. Чем объясняется неравенство доходов граждан?

3. Какое влияние оказывает инфляция на доходы граждан?

Активизируют мыслительную деятельность через письменные индивидуальные задания (ответы: 1) гражданские, политические, социальные, экономические, духовные; 2) политическая, социальная, экономическая, духовная, информационная;

3) Приложение № 1).

Устные ответы на вопросы.

Актуализация опорных знаний

Время: 5 мин.

Введение в тему урока.

Организуется познавательная готовность обучающихся через постановку учебной проблемы на урок.

  

Проблемная ситуация:

- По серии иллюстраций определите тему урока.

- Какие ассоциации у вас возникают по теме урока?

знаю

хочу узнать

узнал

 - Что вам понятно, и вы знаете из темы урока?

На основе проблемной ситуации воспроизводится тема урока обучающимися.

Высказываются ассоциации, которые возникают у учащихся.

Воспроизводятся  знания, умения, жизненный опыт учащихся, необходимые для усвоения нового материала.

Заполнение таблицы в течение урока (самоконтроль).

Целеполагание

Время: 2 мин.

Определяется постановка задач по изучению темы урока.  

- Какие задачи поставим на урок для изучения темы?

Самостоятельное выделение и формулирование задач.

Мотивация учебной деятельности

Время: 2 мин.

Определяется алгоритм и планирование работы.

Проблема: Что нужно учитывать выпускнику школы при выборе профессии, чтобы, получив профессиональное образование, не остаться безработным?

- Как вы будете достигать поставленные задачи?

Совместно с учителем определяют алгоритм и планирование работы на уроке.

Выбор знаково-символического моделирования (кластер, таблица, цепочка и др.).

Изучение нового материала

Время: 10 мин.

Организуется работа     со словарными словами, работа в группах, индивидуальная работа с Интернет ресурсами.

- Самостоятельно дать определение слову безработица, занятость, трудоспособные граждане. Сравнить и обсудить с записями в учебнике.

- Задание для групп (Приложение № 2).

- Индивидуальная работа (Приложение № 3).  

Самостоятельная деятельность обучающихся по достижению поставленных задач, развитию УУД, достижению планируемых результатов.

Промежуточный контроль

Время: 5 мин.

Первичная проверка понимания новой информации и коррекция в случае непонимания.

Обсудим итоги работы на уроке.

- Как вы думаете, всегда ли была безработица в России? Докажите примерами из истории.

Итог работы групп, индивидуального задания.

Закрепление нового материала

Время: 2 мин.

Вопрос учителя.

Как не оказаться безработным?

Общий вывод по теме урока.

Итоговый контроль

Время: 4 мин.

Слайды с итоговым тестированием по теме урока.

Тестирование.

Тестирование. Взаимопроверка по эталону.

Итог урока

Время: 2 мин.

Вопрос учителя.

Узнали ли мы то, что запланировали на урок?

Устанавливают соответствие между целью и задачами урока и его результатом. Анализ учебной деятельности.

Рефлексия

Время: 1 мин.

Вопрос учителя.

Помог ли вам урок, как будущим работникам, определиться в выборе социально – значимой профессии и не стать безработным?

Осознают пройденный материал и делают для себя выводы, определяют значимость.

Информация о домашнем задании

Время: 1 мин.

Объяснение особенностей выполнения д/з, проведение инструктажа, мотивация к его выполнению.

П. 21.

Задания на выбор:

1. № 1 стр.170 – 171 (в классе и дома).

2. Используя обществоведческие знания написать письмо безработного будущим выпускникам.

3. Составить синквейн по теме «Безработица».

Выбор заданий.

Приложение № 1

Вставьте пропущенные буквы в словарных словах

бизн.с                                                                       б..жет

в.р.чка                                                                     д.х.д

з.к.н                                                                         м.нета

н.л.ги                                                                      .бмен

т.вар                                                                        ц.на

эк.н.м.ка                                                                 р.клама

ин.л.ц.я                                                                   пр.изв.дство

Приложение № 2

Задание для групп

1. На основании текста пояснить, почему метод Форда – один из самых эффективных.

Текст: Во время поездки Хрущева Н.С. в США состоялся визит к Генри Форду, владельцу автомобильного концерна. Кроме всего прочего, Хрущев Н.С. заметил, что в рабочее время часть женщин мыла окна. «Вы не рационально используете рабочее время.» На что Форд ответил: «Может быть это – самое эффективное в моей компании».

Приложение № 3

Индивидуальная работа

С помощью Интернет источника - http://www.eaozan.ru/home/info/reitingprof.aspx

1.Оценить ситуацию на рынке труда ЕАО.

2.Выяснить наиболее востребованные рабочие места на рынке труда ЕАО.

Приложение № 4

Работа в группах

1 группа: Докажите, что безработица – это хорошо

Пояснение: представьте себя владельцами компаний, работодателями

2 группа: Докажите, что безработица – это плохо

Пояснение: представьте себя наемным работником, лишившимся работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Методическая разработка родительского собрания "Агрессия, её причины и последствия"

Методическая разработка родительского собрания "Агрессия, её причины и последствия" - 7-8 классы...

Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Тема урока:  Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...

Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей " Детская агрессия: причины и последствия"

Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. В ряде случаев при проявлениях детской или ...

Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей , Детская агрессия: причины и последствия"

Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. В ряде случаев при проявлениях детской или ...

Методическая разработка кейс-урока по обществознанию "Безработица: причины, виды последствия"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ФИО преподавателя: Суворова Ирина НиколаевнаТема учебного занятия: Безработица: причины, виды, последствияЦели учебного занятия:1. Обучающая:...

Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»

Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»...