Гидродинамическая авария
план-конспект занятия по обж (8 класс) на тему

Балдан Борис Кыргысович

Материал к уроку ОБЖ 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidrodinamicheskaya_avariya.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Гидродинамическая авария – это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюзов) или его части. Для гидродинамической аварии характерно неуправляемое перемещение больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.


Причины гидродинамических аварий

 

Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы или воздействия человека.

Природные причины гидродинамических аварий:

  • землетрясения,
  • ураганы,
  • обвалы, оползни,
  • паводки и др.

Причины, связанные с деятельностью человека:

  • ошибки при проектировании;
  • конструктивные дефекты гидросооружений;
  • нарушение правил эксплуатации;
  • недостаточный водосброс и перелив воды через плотину;
  • диверсионные акты;
  • нанесение ударов ядерным или обычным оружием по гидросооружениям.

Поражающие факторы гидродинамических аварий

 

Основные поражающие факторы гидродинамических аварий, связанные с разрушением гидротехнических сооружений:

  • волна прорыва,
  • затопление местности.

Поражающее действие волны прорыва проявляется в виде ударного воздействия на людей и сооружения массы воды, движущейся с большой скоростью, и перемещаемых ею обломков разрушенных зданий и сооружений, других предметов.

 

Затопление – это покрытие территории водой.

 

 

Зоны критического затопления:

 

I зона - протяженность 6-12 км

II зона - протяженность 15-25 км

III зона - протяженность 30-50 км

IV зона - протяженность 35-70 км

 

Зона катастрофического затопления

 – зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных и растений, значительно повреждены и уничтожены материальные ценности, в первую очередь здания и другие сооружения.

 

При катастрофическом затоплении угрозу жизни и здоровью людей представляют пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем обеспечения жизнедеятельности населения.

Чрезвычайные ситуации в зоне затопления часто сопровождаются вторичными поражающими факторами:

  • пожарами из-за обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов,
  • оползнями и обвалами в результате размыва грунта,
  • инфекционными заболеваниями по причине загрязнения питьевой воды и резкого ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния в зоне затопления и вблизи неё, особенно в летнее время.

Последствия гидродинамических аварий

 

Последствия аварий на гидродинамически опасных объектах труднопредсказуемы. Эти объекты располагаются в черте города или выше по течению крупных населённых пунктов и являются объектами повышенного риска, так как при разрушении они могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, городов и сёл, объектов экономики, к массовой гибели людей.

 

Общие потери населения могут достигать ночью 90 %, а днём – 60 %.

Последствия катастрофического затопления могут быть усугублены авариями на потенциально опасных объектах, попадающих в его зону.

 

В зонах катастрофического затопления могут разрушаться (размываться) системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, места сбора мусора и прочих отбросов. В результате нечистоты, мусор и отбросы загрязняют зоны затопления и распространяются вниз по течению. Возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

 

Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях

 

Городам и другим населённым пунктам, расположенным ниже по течению от плотин, угрожает опасность затопления. Поэтому проживающие в них люди должны знать правила безопасного поведения и порядок действий при гидродинамических авариях.

 

Основное правило: заранее предусмотрите несколько возможных маршрутов эвакуации на возвышенные участки местности.

 

Действия при угрозе гидродинамической аварии

 

При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации:

  1. немедленно выходите (выезжайте) из опасной зоны в безопасный район или на возвышенные участки местности;
  2. возьмите с собой документы, деньги, предметы первой необходимости и запас продуктов на 2-3 суток;
  3. перед уходом выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

Действия в случае внезапной гидродинамической аварии

 

При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место или поднимитесь на верхний этаж устойчивого здания.

 

При подтоплении вашего дома отключите его электроснабжение, подавайте сигнал о нахождении в доме (квартире) людей путём вывешивания из окна днём флага из яркой ткани, а ночью – фонаря.

 

Организуйте учёт и защиту продуктов питания и питьевой воды. Не употребляйте в пищу продукты, которые находились в воде, и не используйте для питья непроверенную воду.

 

Если вы оказались в воде

  • отталкивайте опасные предметы с острыми краями,
  • держитесь за плавающие предметы,
  • попытайтесь связать из плавающих предметов плот и забраться на него.

Действия после гидродинамической аварии

 

Перед входом в здание убедитесь, что нет опасности его дальнейшего разрушения. Войдя в помещение, не пользуйтесь спичками или другим открытым огнём, используйте батарейные фонари. Откройте все двери и окна для удаления накопившихся газов и просушки помещения. Не пользуйтесь источниками электроэнергии, пока не будет проверена электрическая сеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Гидродинамические аварии"

Эта тему проходят в 8 классе. Она очень сложная для восприятия учащихся, поэтому я считаю, что на уроках необходимо использовать видиоматериал или презентацию. Очень буду рада если мой материал кому -...

8 класс. Разработка урок по теме «Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.»

Основная цель уроков ОБЖ - подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс...

8 класс. Разработка урок по теме «Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.»

Основная цель уроков ОБЖ - подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс...

Тема: Причины и виды гидродинамических аварий.

Цель урока: ознакомить учащихся с причинами и                        видами гидродинамичес...

Гидродинамическая авария

Урок ОБЖ в 8 классе...

Тест по теме "Гидродинамические аварии"

Тест по теме "Гидродинамические аварии"...