Тема: Причины и виды гидродинамических аварий.
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме
Цель урока: ознакомить учащихся с причинами и
видами гидродинамических аварий.
Учебные вопросы.
1. Общая характеристика гидрографической обстановки в России.
2. Понятие гидродинамической аварии.
3. Виды гидродинамических аварий.
4. Причины гидродинамических аварий.
Необходимый материал: тесты по пройденному материалу «Аварии на радиационно-опасных
объектах»; опорная схема урока; тесты для закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._gidrodinamicheskie_avarii.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка
открытого урока в 8 классе
по
Основам безопасности жизнедеятельности.
Раздел: Гидродинамические аварии.
Тема: Причины и виды
гидродинамических аварий.
Учитель: Щербаков
Вадим Сергеевич.
Гидродинамические аварии.
Волна прорыва
Следствием гидродинамических аварий является
затопление местности.
Раздел: Гидродинамические аварии.
Тема: Причины и виды гидродинамических аварий.
Цель урока: ознакомить учащихся с причинами и
видами гидродинамических аварий.
Учебные вопросы.
- Общая характеристика гидрографической обстановки в России.
- Понятие гидродинамической аварии.
- Виды гидродинамических аварий.
- Причины гидродинамических аварий.
Необходимый материал: тесты по пройденному материалу «Аварии на радиационно-опасных
объектах»; опорная схема урока; тесты для закрепления.
- Организационный момент.
- Опрос домашнего задания (тесты по пройденному материалу «Аварии на радиационно-опасных объектах») 7-8 мин.
- Объяснение нового материала (всем учащимся раздаются опорные схемы урока ). При объяснении учителем нового материала, учащиеся имеют возможность обратиться к опорной схеме урока. Рассказ учителя должен подкрепляться примерами из жизни. Время от времени учитель может обращаться к учащимся по поводу того, что они знают по данной теме из средств массовой информации.
- После объяснения нового материала учитель обращается к учащимся, есть ли у них вопросы по данной теме, что не понятно.
- Для закрепления нового материала раздаются карточки с вопросами по новой теме. Учащиеся отвечают на вопросы, а затем проверяют сами себя, сравнивая свои ответы с опорной схемой урока.
- Домашнее задание: перенести опорную схему урока в тетрадь, выучить новый материал.
- После урока учитель проверяет тестовые задания и выставляет оценки в журнал.
Гидродинамические аварии (ГДА)
Общая характеристика. На территории России в настоящее время эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов, из которых около 3 тыс. вместимостью более 1 млн.м3 около 60 – более 1 млрд. м3 . Численность населения, проживающего в зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью превышает 7 млн. человек. |
Гидродинамическая авария – это происшествие, связанное с выходом из строя (разрушение) гидротехнического сооружения или его частей и последующим неуправляемым перемещением больших масс воды. |
Гидротехнические сооружения: Плотины, шлюзы, дамбы, оросительные системы, перемычки, запруды, каналы, ливневая канализация и др. | Плотина – искусственное водоподпорное сооружение или природное препятствие на пути водотока, создающее разницу уровней по руслу реки. 1.Искусственные плотины 2.Естественные плотины |
Виды гидродинамических аварий. |
Прорыв плотины – начальная фа за гидродина мической аварии. | Проран – узкий проток в теле (насыпи) плотины, косе, отмели. | Волна прорыва – волна, образующаяся во фронте устремляющегося в проран потока воды, имеющая значительные высоту гребня и скорость движения и обладающая большой разрушительной силой. Скорость движения волны (от 3 до 25 км/ч; в горах до 100 км/ч). Высота волны прорыва от 2 до 12 м. и более. |
Основным следствием ГДА является затопление местности. |
Прорывной паводок | Затопление, повлекшее смыв плодородных почв или отложение наносов. | Катастрофическое затопление – гидродинамическое бедствие, являющееся результатом разрушения плотины и возникновение наводнения. Слой воды покрывающий территорию от 0,5 до 10 м и более. Время затопления от 4 часов до нескольких суток. |
1. Зона возможного затопления – часть прилегающей к реке местности, затопляемой водой. 2. Зона катастрофического затопления – часть территории в пределах которой распространяется волна прорыва, вызывающая массовую гибель людей, разрушение зданий, уничтожение материальных ценностей. |
Причины гидродинамических аварий. | |
Основные | Другие |
Разрушение основания плотин | Перелив воды через гребень плотины | Слабость конструкции, неравномерная осадка, сползание откосов, землетрясения, военные действия, неправильная эксплуатация. |
Последствия гидродинамических аварий. |
Основные | Вторичные | Долговременные | Материальный ущерб |
Поражающие факторы ГДА. | Прямой | Косвенный |
Действия людей при ГДА. |
Действия при угрозе ГДА. | Действия во время ГДА | Действия после ГДА. |
Проверочная работа.
1. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ — это:
а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;
в) лучистый поток энергии;
г) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.
2. Хлор — это:
а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;
в) зеленовато-желтый газ с резким запахом.
3. Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом АХОВ, необходимо:
а) немедленно зарегистрироваться, после регистрации надеть одежду, вытереть ботинки, пройти в здание и умыться;
б) снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза и прополоскать рот;
в) помочь эвакуируемым разместиться на сборном эвакопункте, пройти на пункт питания, исключить какие-либо
физические нагрузки и лечь отдыхать.
4. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
а) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действия ударной волны;
б) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных опасными ядовитыми веществами;
в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.
5. Аммиак — это:
а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;
б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;
в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.
6. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и
растений опасными химическими веществами, — это:
а) химически опасный объект;
б) пожароопасный объект;
в) гидродинамический опасный объект.
7. При герметизации помещений в случае аварий на ХОО с выбросом АХОВ необходимо:
а) закрыть, заклеить и уплотнить подручными материалами двери и окна;
б) закрыть входные двери и окна, заклеить вентиляционные отверстия, уплотнить дверные проемы влажной тканью,
заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы;
в) закрыть и уплотнить подручными материалами двери и окна, при этом ни в коем случае не заклеивать
вентиляционные отверстия.
Проверочная работа.
1. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ — это:
а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;
в) лучистый поток энергии;
г) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.
2. Хлор — это:
а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;
в) зеленовато-желтый газ с резким запахом.
3. Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом АХОВ, необходимо:
а) немедленно зарегистрироваться, после регистрации надеть одежду, вытереть ботинки, пройти в здание и умыться;
б) снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза и прополоскать рот;
в) помочь эвакуируемым разместиться на сборном эвакопункте, пройти на пункт питания, исключить какие-либо
физические нагрузки и лечь отдыхать.
4. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
а) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действия ударной волны;
б) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных опасными ядовитыми веществами;
в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.
5. Аммиак — это:
а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;
б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;
в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.
6. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и
растений опасными химическими веществами, — это:
а) химически опасный объект;
б) пожароопасный объект;
в) гидродинамический опасный объект.
7. При герметизации помещений в случае аварий на ХОО с выбросом АХОВ необходимо:
а) закрыть, заклеить и уплотнить подручными материалами двери и окна;
б) закрыть входные двери и окна, заклеить вентиляционные отверстия, уплотнить дверные проемы влажной тканью,
заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы;
в) закрыть и уплотнить подручными материалами двери и окна, при этом ни в коем случае не заклеивать
вентиляционные отверстия.
Проверочная работа.
1. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также место его хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, — это:
а) радиационно-опасный объект; б) объект экономики особой опасности;
в) экологически опасный объект; г) объект повышенной опасности.
2. При оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте необходимо действовать в указанной последовательности:
а) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт;
б) включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты и следовать на сборный эвакуационный пункт;
в) включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт.
3. Радиоактивные вещества:
а) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра, стелются по земле на небольшой высоте;
б) имеют специфический запах сероводорода, интенсивность которого не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества;
в) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть уничтожены химическим или каким-либо другим способом, способны вызвать поражение на расстоянии от источника.
4. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:
а) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;
б) находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю;
в) находиться в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать их и отряхивать от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.
5. В состав ионизирующего излучения входят: 6. Проникающая радиация может вызвать у людей:
а) тепловое излучение и ультрафиолетовые лучи; а) лучевую болезнь;
б) электромагнитное и рентгеновское излучения; б) поражение центральной нервной системы;
в) альфа-излучение, бета-излучение, гамма-излучение. в) поражение опорно-двигательного аппарата.
ФИО ____________________________
1. _____ 3.______ 5.________
2. _____ 4.______ 6.________
Вопросы для закрепления.
- Гидродинамические аварии – это:
а) аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды;
б) авария на гидротехнических объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления;
в) аварии на пожаро-, взрывоопасных объектах, в результате которых может произойти взрыв.
2. Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных и растений, значительное повреждение или уничтожение материальных ценностей, зданий и сооружений, - это:
а) зона катастрофического затопления; б) зона разлива реки;
в) зона опасного затопления; г) зона сильного затопления.
3. Назовите возможные причины гидродинамических аварий?
ФИО ____________________________ 1В._________ 2В.________
3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ____________________________
1. _____ 3.______ 5.________
2. _____ 4.______ 6.________
ФИО ____________________________
1. _____ 3.______ 5.________
2. _____ 4.______ 6.________
ФИО ____________________________
1. _____ 3.______ 5.________
2. _____ 4.______ 6.________
ФИО ____________________________
1. _____ 3.______ 5.________
2. _____ 4.______ 6.________
ФИО ____________________________
1. _____ 3.______ 5.________
2. _____ 4.______ 6.________
ФИО ____________________________
1. _____ 3.______ 5.________
2. _____ 4.______ 6.________
ФИО ____________________________
1. _____ 3.______ 5.________
2. _____ 4.______ 6.________
ФИО ____________________________
1. _____ 3.______ 5.________
2. _____ 4.______ 6.________
ФИО ____________________________ 1В._________ 2В.________
3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ____________________________ 1В._________ 2В.________
3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ____________________________ 1В._________ 2В.________
3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ____________________________ 1В._________ 2В.________
3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ____________________________ 1В._________ 2В.________
3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ____________________________ 1В._________ 2В.________
3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ____________________________ 1В._________ 2В.________
3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ____________________________ 1В._________ 2В.________
3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Причины и начало Великой Французской революции"
Методическая разработка содержит презентацию (имеется звуковое сопровождение) и конспект урока истории в 7 классе....
Презентация "Причины и последствия аварий на химически опасных объектах" для 8 класса.
Данный материал является методическим пособием не только в период подготовки к уроку, но и при его проведении....
Презентация к уроку ОБЖ 8 класс "Причины и последствия аварий на ХОО"
Причины и последствия аварий на ХОО...
План открытого урока по ОБЖ по теме: "Причины и последствия аварий на химически опасных объектах".
На этом уроке выполняются основные задачи:- проанализировать основные причины аварий и выбросов АХОВ;- проанализировать последствия аварий, связанных с выбросом АХОВ на химически опасных объектах;- сф...
Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах».
Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах»....
Технологическая карта с дидактической структурой урока «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах» ( 8 класс)
Технологическая карта с дидактической структурой урока «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах» ( 8 класс)...
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах...