Тема: Причины и виды гидродинамических аварий.
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме

Цель урока: ознакомить учащихся с причинами и

                       видами гидродинамических аварий.

 

Учебные вопросы.

1.   Общая характеристика гидрографической обстановки в России.

2.   Понятие гидродинамической аварии.

3.   Виды гидродинамических аварий.

4.   Причины гидродинамических аварий.

 

Необходимый материал: тесты по пройденному материалу «Аварии на радиационно-опасных   

                         объектах»; опорная схема урока; тесты для закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl._gidrodinamicheskie_avarii.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка

открытого урока в 8 классе

по

Основам безопасности жизнедеятельности.

Раздел: Гидродинамические аварии.

Тема: Причины и виды

гидродинамических аварий.

                                   Учитель: Щербаков

                                                                   Вадим Сергеевич.

                         

Гидродинамические аварии.

Волна прорыва

Следствием гидродинамических аварий является

затопление местности.

Раздел: Гидродинамические аварии.

Тема: Причины и виды гидродинамических аварий.

Цель урока: ознакомить учащихся с причинами и

                       видами гидродинамических аварий.

Учебные вопросы.

  1. Общая характеристика гидрографической обстановки в России.
  2. Понятие гидродинамической аварии.
  3. Виды гидродинамических аварий.
  4. Причины гидродинамических аварий.

Необходимый материал: тесты по пройденному материалу «Аварии на радиационно-опасных    

                         объектах»; опорная схема урока; тесты для закрепления.

  1. Организационный момент.

  1. Опрос домашнего задания (тесты по пройденному материалу «Аварии на радиационно-опасных  объектах»)   7-8 мин.

  1. Объяснение нового материала (всем учащимся раздаются опорные схемы урока ). При объяснении учителем нового материала, учащиеся имеют возможность обратиться к опорной схеме урока. Рассказ учителя должен подкрепляться примерами из жизни. Время от времени  учитель может обращаться к учащимся по поводу того, что они знают по данной теме из средств массовой информации.

  1. После объяснения нового материала учитель обращается к учащимся, есть ли у них вопросы по данной теме, что не понятно.

  1. Для закрепления нового материала раздаются карточки с вопросами по новой теме. Учащиеся отвечают на вопросы, а затем проверяют сами себя, сравнивая свои ответы с опорной схемой урока.

  1. Домашнее задание: перенести опорную схему урока в тетрадь, выучить новый материал.

  1. После урока учитель проверяет тестовые задания и выставляет оценки в журнал.

Гидродинамические аварии (ГДА)

Общая характеристика.

На территории России в настоящее время эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов, из которых около 3 тыс. вместимостью более 1 млн.м3 около 60 – более 1 млрд. м3 . Численность населения, проживающего в зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью превышает 7 млн. человек.

Гидродинамическая авария – это происшествие, связанное с выходом из строя (разрушение) гидротехнического сооружения или его частей и последующим неуправляемым перемещением больших масс воды.

Гидротехнические сооружения:

Плотины, шлюзы, дамбы, оросительные системы, перемычки, запруды, каналы, ливневая канализация и др.

Плотина – искусственное водоподпорное сооружение или природное препятствие на пути водотока, создающее разницу уровней по руслу реки.

1.Искусственные плотины    2.Естественные плотины

Виды гидродинамических аварий.

Прорыв плотины – начальная фа

за гидродина

мической аварии.

Проран – узкий проток в теле (насыпи) плотины, косе, отмели.

Волна прорыва – волна, образующаяся во фронте устремляющегося в проран потока воды, имеющая значительные высоту гребня и скорость движения  и обладающая большой разрушительной силой.

Скорость движения волны (от 3 до 25 км/ч; в горах до 100 км/ч). Высота волны прорыва от 2 до 12 м. и более.

Основным следствием ГДА является затопление местности.

Прорывной паводок

Затопление, повлекшее смыв плодородных почв или отложение наносов.

 Катастрофическое затопление – гидродинамическое бедствие, являющееся результатом разрушения плотины и возникновение наводнения.

Слой воды покрывающий территорию от 0,5 до 10 м и более. Время затопления от 4 часов до нескольких суток.

1. Зона возможного затопления – часть прилегающей к реке местности, затопляемой водой.

2. Зона катастрофического затопления – часть территории в пределах которой распространяется волна прорыва, вызывающая массовую гибель людей, разрушение зданий, уничтожение материальных ценностей.

Причины гидродинамических аварий.

Основные

Другие

Разрушение основания плотин

Перелив воды через гребень плотины

  Слабость конструкции, неравномерная осадка, сползание откосов, землетрясения, военные действия, неправильная эксплуатация.

Последствия гидродинамических аварий.

Основные

Вторичные

Долговременные

Материальный ущерб

Поражающие факторы ГДА.

Прямой

Косвенный

Действия людей при ГДА.

Действия при угрозе ГДА.

Действия во время ГДА

Действия после ГДА.

  Проверочная работа.

1.  Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ — это:

а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;

в) лучистый поток энергии;

г) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.

2. Хлор — это:

а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;

в) зеленовато-желтый газ с резким запахом.

3. Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом АХОВ, необходимо:

а) немедленно зарегистрироваться, после регистрации надеть одежду, вытереть ботинки, пройти в здание и умыться;

б) снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза и прополоскать рот;

в) помочь эвакуируемым разместиться на сборном эвакопункте, пройти на пункт питания, исключить какие-либо  

физические нагрузки и лечь отдыхать.

4.  Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:

а) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действия ударной волны;

б) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных опасными ядовитыми веществами;

в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.

5. Аммиак — это:

а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;

в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.

6. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и

растений опасными химическими веществами, — это:

а) химически опасный объект;

б) пожароопасный объект;

в) гидродинамический опасный объект.

7.  При герметизации помещений в случае аварий на ХОО с выбросом АХОВ необходимо:

а) закрыть, заклеить и уплотнить подручными материалами двери и окна;

б) закрыть входные двери и окна, заклеить вентиляционные   отверстия,   уплотнить  дверные  проемы влажной тканью,

заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы;

в) закрыть и уплотнить подручными материалами двери и окна, при этом ни в коем случае не заклеивать

вентиляционные отверстия.

                                                                 

                                                                   

Проверочная работа.

1.  Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ — это:

а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;

в) лучистый поток энергии;

г) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.

2. Хлор — это:

а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;

в) зеленовато-желтый газ с резким запахом.

3. Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом АХОВ, необходимо:

а) немедленно зарегистрироваться, после регистрации надеть одежду, вытереть ботинки, пройти в здание и умыться;

б) снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза и прополоскать рот;

в) помочь эвакуируемым разместиться на сборном эвакопункте, пройти на пункт питания, исключить какие-либо

физические нагрузки и лечь отдыхать.

4.  Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:

а) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действия ударной волны;

б) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных опасными ядовитыми веществами;

в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.

5. Аммиак — это:

а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;

в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.

6. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и

растений опасными химическими веществами, — это:

а) химически опасный объект;

б) пожароопасный объект;

в) гидродинамический опасный объект.

7.  При герметизации помещений в случае аварий на ХОО с выбросом АХОВ необходимо:

а) закрыть, заклеить и уплотнить подручными материалами двери и окна;

б) закрыть входные двери и окна, заклеить вентиляционные   отверстия,   уплотнить  дверные  проемы влажной тканью,

заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы;

в) закрыть и уплотнить подручными материалами двери и окна, при этом ни в коем случае не заклеивать

вентиляционные отверстия.

                                                                   Проверочная работа.

1. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также место его хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, — это:

                      а) радиационно-опасный объект;                                       б) объект экономики особой опасности;

                      в) экологически опасный объект;                                       г) объект повышенной опасности.

2. При оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте необходимо действовать в указанной последовательности:

а) включить радио и выслушать сообщение,  выключить газ, электричество, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт;

б) включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты и следовать на сборный эвакуационный пункт;

в) включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт.

3. Радиоактивные вещества:

а) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра, стелются по земле на небольшой высоте;

б) имеют специфический запах сероводорода, интенсивность которого не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества;

в) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть уничтожены химическим или каким-либо другим способом,  способны вызвать поражение на расстоянии от источника.

4. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:

а) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;

б) находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю;

в) находиться в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать их и отряхивать от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.

5. В состав ионизирующего излучения входят:                           6. Проникающая радиация может вызвать у людей:

а) тепловое излучение и ультрафиолетовые лучи;                          а) лучевую болезнь;

б) электромагнитное и рентгеновское излучения;                          б) поражение центральной нервной системы;    

в) альфа-излучение, бета-излучение, гамма-излучение.                 в) поражение опорно-двигательного аппарата.

ФИО ____________________________

1. _____                                              3.______                                                  5.________

2. _____                                              4.______                                                  6.________

Вопросы для закрепления.

  1. Гидродинамические аварии – это:

а) аварии на химически  опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды;

б) авария на гидротехнических объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления;

в) аварии на пожаро-, взрывоопасных объектах, в результате которых может произойти взрыв.

2. Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных и растений, значительное повреждение или уничтожение материальных ценностей, зданий и сооружений, - это:

    а) зона катастрофического затопления;                           б) зона разлива реки;

    в) зона опасного затопления;                                             г) зона сильного затопления.

      3. Назовите возможные причины гидродинамических аварий?

ФИО ____________________________                            1В._________                         2В.________

3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО ____________________________

1. _____                                              3.______                                                  5.________

2. _____                                              4.______                                                  6.________

ФИО ____________________________

1. _____                                              3.______                                                  5.________

2. _____                                              4.______                                                  6.________

        

ФИО ____________________________

1. _____                                              3.______                                                  5.________

2. _____                                              4.______                                                  6.________

ФИО ____________________________

1. _____                                              3.______                                                  5.________

2. _____                                              4.______                                                  6.________

ФИО ____________________________

1. _____                                              3.______                                                  5.________

2. _____                                              4.______                                                  6.________

ФИО ____________________________

1. _____                                              3.______                                                  5.________

2. _____                                              4.______                                                  6.________

ФИО ____________________________

1. _____                                              3.______                                                  5.________

2. _____                                              4.______                                                  6.________

ФИО ____________________________

1. _____                                              3.______                                                  5.________

2. _____                                              4.______                                                  6.________

ФИО ____________________________                            1В._________                         2В.________

3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО ____________________________                            1В._________                         2В.________

3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО ____________________________                            1В._________                         2В.________

3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО ____________________________                            1В._________                         2В.________

3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО ____________________________                            1В._________                         2В.________

3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО ____________________________                            1В._________                         2В.________

3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО ____________________________                            1В._________                         2В.________

3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО ____________________________                            1В._________                         2В.________

3В.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Причины и начало Великой Французской революции"

Методическая разработка содержит презентацию (имеется звуковое сопровождение) и конспект урока истории в 7 классе....

Презентация "Причины и последствия аварий на химически опасных объектах" для 8 класса.

Данный материал является методическим пособием не только в период подготовки к уроку, но и при его проведении....

План открытого урока по ОБЖ по теме: "Причины и последствия аварий на химически опасных объектах".

На этом уроке выполняются основные задачи:- проанализировать основные причины аварий и выбросов АХОВ;- проанализировать последствия аварий, связанных с выбросом АХОВ на химически опасных объектах;- сф...

Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах».

Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах»....

Технологическая карта с дидактической структурой урока «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах» ( 8 класс)

Технологическая карта с дидактической структурой урока «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах» ( 8 класс)...

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах...