Урок ОБЖ, приложение к уроку и ситуационные задачи
план-конспект урока по обж (10, 11 класс) на тему

Бичёвин Валерий Николаевич

Обеспечение безопасности в неблагоприятной экологической обстановке

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»В Г. ШЕЛЕХОВЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА

                  по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Разработал:Бичёвин Виктор Николаевич,

преподаватель филиала ГБПОУ ИО ИТАС

Шелехов

2017

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………..3
  2. Разработка урока. План урока…………….…………………4
  3. Использованная литература…………………………………13

Приложения к уроку:

-видеофильм

-презентация

- ситуационные задачи

Пояснительная записка

Урок  по теме«Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке» рассчитан на 45 минут, проводится в соответствии с рабочей программой и  тематическим  планом.Урок, по содержанию интегрированс экологией, химией, физикой. На уроке используются  здоровьесберегающие технологии, ИКТ (информационно – компьютерные технологии), технологии проблемного обучения, ТРСЗ  (технологии решения ситуационных задач).Применяется  компетентностный (деятельностный)  подход, дающий возможность формироватьу обучающихся общие компетенции, предъявляемые ФГОС СПО,такие как ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (выполняют и защищают презентации); ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий (при решении ситуационных задач на уроке, имитирующих модель реальной неблагоприятной ситуации);ОК 6. Работать в коллективе (группе, команде) и другие. Обучающиеся через разные виды  деятельности осваивают учебный материал, познают новое, приобретают первоначальный опыт поведения  в экстремальных ситуациях.

     Использование фильма на уроке поддерживает индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, которые после просмотра видеофрагмента  отвечают на вопросы, анализируют события фильма, что способствует закреплению материала по теме урока,  повышению мотивации к освоению учебной дисциплины. Познавательной активности также способствует практический, частично – поисковый метод.

   На уроке отводится  время на  рассмотрение  факторов влияющих на здоровье человека: загрязнение воздуха,  воды, пищи,  высокая шумовая нагрузка,  превышающий нормы СанПин  уровень  электромагнитных излучений (работа с ЭВМ). Даются рекомендации по здоровью сбережению  в экологически опасных ситуациях.

План урока

Урок № 27

Курс:  2-ой,  группа:№ ЭГ-14304специальность СПО: Электросварщик, газосварщик

Тема урока:  Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке

Цели урока:

Образовательная:

  • Познакомиться с понятиями «неблагоприятная экологической обстановка, экологическая культура, неблагоприятными факторами экологических загрязнений».

Развивающая:

  • Развивать познавательный интерес к экологическим проблемам.
  • Развивать аналитическое мышление.
  • ОК5, ОК6, ОК7
  • Развивать интеллектуальную сферу личности.

Воспитательная:

  • воспитывать ценностное  отношение  к  своему здоровью, здоровью окружающих.

Тип урока:урок введения нового знания.

Обеспечение занятий:

Экран, проектор, компьютер (Просмотр видеофильма посвященного теме «Природа, человек и экологические катастрофы»)

  • карточки ситуационных задач, тестовые задания.
  • Презентация обучающихся (самостоятельная внеаудиторная работа)

Формы урока:  фронтальная, групповая (работа в парах).

Методы:

_    объяснительно-иллюстрационный

  • репродуктивные: беседа, рассказ
  • проблемно- поисковый
  • практический ( решение ситуационных задач, тестов).

Домашнее задание:

  •  самостоятельная работа : подготовить сообщение по теме «Воздействие шума на организм  человека».


Технологическая карта

Этапы и время урока

Время проведения

Деятельность педагога

Деятельность  обучающихся

Организационно  -

мотивационный этап

5минут

Приветствие  обучающихся. Проверка готовности к уроку, предлагает просмотр видеофрагмента для определения темы урока.

     Преподаватель озвучивает тему, записанную на классной доске,  привлекает внимание  обучающихся к видеофильму с изображением экологической катастрофы,  мотивируя их к изучению темы (прием повышения мотивации).

С позиций компетентностного подхода преподаватель  вместе с обучающимися формулирует задачи урока.   Что такое неблагоприятная экологическая обстановка?

Обучающиеся отвечают на приветствие, просматривают видеофрагмент, затем

записывают тему  в тетрадях.

Обучающиесявместе с преподавателем  определяют,  какие задачи нужно решить на уроке, для успешного усвоения нового знания.http://thermalpollutionerikabudny.weebly.com/uploads/1/5/8/5/15854784/9065202_orig.jpg

Введение  нового  знания

8 минут.

Преподаватель  начинает раскрытие темы  с проблемного вопроса.Что такое неблагоприятная экологическая обстановка? Какого человека можно назвать экологически культурным?

Преподаватель  корректирует ответы.Неблагоприятная экологическая обстановка – это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье.Для того чтобы быть экологически культурными экологически грамотным  человеком  нужно иметь необходимые знания, умения и опыт поведения в неблагоприятной экологической обстановке, чтобы не навредить своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среде.

Под загрязнением окружающей среды понимают любое внесение в экологическую систему не свойственных ей изменений, нарушающих процессы экосистемы.

Обучающиеся активноучаствуют в беседе  вступают в обсуждение,  отвечая на поставленный вопрос.

Обучающиеся записывают в словарь понятия:

  • экологическая грамотность, экологическая культура человека,

Работа в группах 10минут

Преподаватель предлагает  обучающимся посмотретьвидеофильм и определить основные виды экологических загрязнений.

http://image.tmdb.org/t/p/original/A0tLmqFJ34JeZeEfDOf7sbvYDNS.jpghttp://static5.depositphotos.com/1033604/430/i/950/depositphotos_4303953-Hazardous-waste.jpghttp://wallpaperbeta.com/wallpaper_1680x1050/river_bottom_stones_stuff_1680x1050_hd-wallpaper-252198.jpg

http://sickoftheradio.com/wp-content/uploads/2013/04/Wang_Zhiyuan_3.jpghttp://www.domashniy.ru/f/upload/media-9/273061/illu_article_content.jpghttp://www.richardalois.com/wp-content/uploads/2011/04/quit-now.jpg

http://www.designboom.com/cms/images/--Z94/puff1.jpghttp://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9ba36742a61b3b4303227389b35b6b85http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1206/d-1205572/img0.jpg

И другие  картинки

Преподаватель дополняет ответы обучающихся:

Шумовое загрязнение:

Шум является общебиологическим раздражителем и в определенных условиях может влиять на все органы целостного организма, вызывая разнообразные физиологические изменения. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызывать болевые ощущения и шок. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижают рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

    Опасность  (ЭМИ) электромагнитного излучения, микроволнового излучения сотовых телефонов. Безвредный уровень плотности потока мощности (ППМ) микроволнового излучения, к которому привык человек за всю историю своего существования на Земле, равен:W = 0,00000005 мВт/см2.

Загрязнение почв: удобрения, пестициды, применяемые в сельском хозяйстве, а также ртуть, свинец от промышленных предприятий

Загрязнение воды: основное загрязнитель - нефть и нефтепродукты, синтетические моющиеся вещества, сбросы промышленных предприятий, термическое загрязнение и т.д.

По Иркутской области сейчас по-прежнему, вода реки Ангары – главной водной артерии Иркутской области и ее притоков загрязнена ртутью (максимально до 2 ПДК), железом общим (до 8,6 ПДК), соединениями меди (до 12,4 ПДК), нефтепродуктами (до 2,8 ПДК), органическими веществами (до 8,2 ПДК), фенолами (до 4 ПДК), цинком (до 3,1 ПДК).

Загрязнение воздуха: выхлопные газы транспорта, вредные газы азота, серы, зола, сажа, волокна асбеста и т.д. Загрязнение атмосферы  промышленными предприятиями.

Преподаватель  предлагает прочитать данные о загрязнении атмосферы в городах Иркутской области.

Загрязнение продуктов питания пищевыми добавками:

  Пищевые добавки - идентичные природным или искусственные вещества, как правило, не употребляемые как пищевой продукт. Это красители, загустители,  стабилизаторы, ароматизаторы,вкусовые добавки, подслащивающие вещества, кислоты и регуляторы кислотности, гелеобразователи, стабилизаторы, эмульгаторы, консерванты, антиоксиданты и др.

В процессе работы  обучающиеся рассматривают и выявляют виды загрязнений,  классифицируют  иллюстрации по выявленным признакам:

  • шумовое загрязнение
  • загрязнение почвы
  • водных ресурсов
  • атмосферы
  • продуктов питания

Обучающиеся  слушают  преподавателя, делают необходимые записи в тетрадях.

Кратко записывают о влиянии шума на организм человека, его продолжительность жизни (снижается на 10-12 лет)

Записывают, что такое SAR?

Это норма допустимого облучения человека, выраженная в мощности электромагнитной волны (Вт), приходящейся на 1 кг живого веса - SpecificAbsorptionRate (SAR). Проанализировав значения SARученыепришли к вводу, что уровень SAR в основном лежит в пределах от 0,28 до 1,5 Вт/кг. Чем меньше SAR, тем безопаснее телефон для человека

Знакомятся с данными мониторинга  по Иркутской области

о загрязнении воды, почвы  промышленными предприятиями, бытовыми отходами.

Читают информацию о загрязнении атмосферы в Иркутской области.

Качество воздуха в крупных городах Иркутской области остается неудовлетворительным. В пяти промышленных городах области, с общим числом жителей ~ 1 млн. человек, уровень загрязнения атмосферного воздуха оценивается как высокий и очень высокий. Это города: Братск, Зима, Иркутск, Черемхово, Шелехов .

Записывают в тетрадь

Пищевые добавки:

  • E100-E199 — Красители.
  • E200-E299 — Консерванты.
  • E300-E399 — Антиокислители.
  • E400-E499 — Стабилизаторы,

загустители, эмульгаторы.

  • E500-E599 — Регуляторы  

кислотности. E600-E699 — усилители вкуса и  аромата. E700-E799 — Антибиотики.

Самостоятельная

работа на уроке (работа в группах)

Проверка степени усвоения учебного материала

    5 минут

5 минут (выступление от групп по 1-2минуты)

    3 минуты

Просмотр презентации

Преподаватель предлагает посмотреть видеофрагмент,

проанализировать события  и  ответить на вопросы.

Для проверки усвоения  темы преподаватель  предлагает решить ситуационные задачи в группах, ответить на проблемные вопросы и  озвучить вариант решения задачи.

Задача 1. В одном из цехов химически опасного объекта произошел выброс хлора.  Начальник цеха, услышав крики людей, посмотрел на соседнюю заводскую трубу и указал своим рабочим направление эвакуации, а сам пытался спасти тех, кто из-за паники потерял ориентировку. В итоге ни один человек из цеха, не получил поражения, а в другом цехе,  пострадали более 200 человек.

  •     Дайте оценку действиям начальника цеха
  •    Что помогло ему выбрать направление эвакуации?


  • Задача 2. Почувствовав острый запах гари, дежурный по этажу гостиницы подбежал к комнате, из-под двери которой валил дым. Распахнул ее, и густые клубы начали быстро распространяться по коридору. Оставив дверь открытой, бросился к телефону, чтобы вызвать пожарных, но связь отсутствовала. Коридор быстро наполнился удушливым дымом. Дежурный разбил оконное стекло, чтобы вдохнуть свежего воздуха и обеспечить себе возможность выпрыгнуть, если распространение огня будет угрожать его жизни.

  • Перечислите ошибки в действиях дежурного


Задача 3. Вы отдыхаете на даче, расположенной в лесном массиве. В течение месяца стоит жаркая погода. Вы почувствовали запах гари на территории садовых участков.

  • Какие правила поведения в случае возникновения лесного пожара необходимо соблюдать, чтобы обеспечить безопасность себе и своим близким?

Преподаватель предлагает выступить от групп по одному человеку с  результатами решения задач.

  • Какое воздействие оказывает загрязнение окружающей среды на здоровье человека?
  • Приведите примеры.

Предлагает посмотреть презентацию одного из обучающихся, выполненную в рамках самостоятельной внеаудиторной работы

Просмотрев видеофрагмент,  обучающиеся  анализируют события фильма, отвечают на вопросы, участвуя в обсуждении фильма, закрепляют новый материал по теме урок

Работают в группах, решают ситуационные задачи, совместными усилиями группы анализируютвозникающую ситуацию

Коллективно обсуждают в группах проблему, ищут правильные варианты выхода из ситуации.

Представляют  результаты  решения задачи,аргументируют ответы, делают собственные выводы

Обучающиеся отвечают на вопрос, приводят примеры, делают вывод, что любое загрязнение окружающей среды отрицательно сказывается на здоровье человека.

Обучающийсявыступает с презентацией.

Итог урока

Оценивание

3 минуты

Преподаватель делает вывод, подводит итог урока, его результативность. Вместе с обучающимися анализируют выполнение поставленных задач урока.

В целом оценивает работу всей группы и работу мини – групп (команд), анализирует  ответы обучающихся, дает оценку деятельности  отдельных обучающихся.  Озвучивает отметки.

Обучающиеся участвуют в подведении итогов урока, высказывают свое мнение, свои оценки деятельности на уроке.

Рефлексия деятельности

3 минуты

Предлагает оценить работу на уроке, путем самостоятельной оценки своего теста

У каждого обучающегося тест из 5 вопросов.

Домашнее задание

1 минута

Внеурочная самостоятельная работа на тему: Воздействие шума на организм человека.

Благодарит всех за урок.

Т Е С Т

  1. Что вы понимаете под экологической безопасностью?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова экологическая обстановка в нашем городе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите местные источники загрязнения окружающей среды.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким способом можно очистить воду?
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как в домашних условиях снизить содержание вредных веществ в воздухе?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Использованная литература

  1. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.ЮМикрюков.- -5-е изд., стер.  – М.: КНОРУС, 2013. – 228 с.- (среднее профессиональное образование)
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общей редакцией А.Т. Смирнова – 5-е издание – М.: Просвещение, 2004. – 157с.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности:  учеб.для  учреждений начального и среднего профессионального образования./ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. 2-е изд., испр. и  доп. – М., Издательский центр « Академия », 2010. – 320с.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов/ Под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.
  5. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб.для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ.ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.
  6. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. – М., 2010.



Предварительный просмотр:

Ситуационные задачи

Задача 1.

     В одном из цехов химически опасного объекта произошел выброс хлора.  Начальник цеха, услышав крики людей, посмотрел на соседнюю заводскую трубу и указал своим рабочим направление эвакуации, а сам пытался спасти тех, кто из-за паники потерял ориентировку. В итоге ни один человек из цеха, не получил поражения, а в другом цехе,  пострадали более 200 человек.

  1.     Дайте оценку действиям начальника цеха
  2.    Что помогло ему выбрать направление эвакуации?


Задача 2.

   Почувствовав острый запах гари, дежурный по этажу гостиницы подбежал к комнате, из-под двери которой валил дым. Распахнул ее, и густые клубы начали быстро распространяться по коридору.  Бросился к телефону, чтобы вызвать пожарных, но связь отсутствовала. Коридор быстро наполнился удушливым дымом. Дежурный разбил оконное стекло, чтобы вдохнуть свежего воздуха и обеспечить себе возможность выпрыгнуть, если распространение огня будет угрожать его жизни.

  • Перечислите ошибки в действиях дежурного


Задача 3. Вы отдыхаете на даче, расположенной в лесном массиве. В течение месяца стоит жаркая погода. Вы почувствовали запах гари на территории садовых участков. 

  • Какие правила поведения в случае возникновения лесного пожара необходимо соблюдать, чтобы обеспечить безопасность себе и своим близким?

Задача 4.

Представьте себе, что вы      включили  электрический чайник, и тут неожиданно зазвонил телефон. Вы уходите, а когда вернулись, застаете картину – в комнате сильное задымление, горит чайник и  бумаги на столе.     

- Ваши действия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема « Влияние излучения сотовых телефонов на организм человека»

Слайд 2

Актуальность В ΧΧ столетии скорость передачи сообщений очень возросла. В наше время любое сообщения – письменные, звуковые могут быть переданы с помощью электричества, на этом принципе основано действие телефона Цел и работы : выяснить, как сотовый телефон влияет на здоровье человека, в том числе и на подростковый организм и на сколько это опасно. д ать рекомендации учащимся по использовани ю телефон ов . Методы исследования : Опрос учащихся и преподавателей Работа с разными СМИ. Работа с Интернет - изданиями

Слайд 3

Первый сотовый телефон Испытания первого сотового телефоны были проведены 3 апреля 1973 года. (Изобретатель – Мартин Купер, компания Motorola ) Первый телефон - Dyna-Tac Параметры: вес - около 1.15 кг размер ы 22.5х12.5х3.75 см. 12 клавиш ( 10 цифровых и 2 - включение/выключение) а ккумулятор рассчитан на 35 минут Зарядка - более 10 часов

Слайд 4

SAR – что это? А ктивно пропагандируется норма допустимого облучения человека, выраженная в мощности электромагнитной волны приходящейся на 1 кг живого веса - Specific Absorption Rate (SAR). По определению Ассоциации индустрии сотовой связи . SAR - это способ измерения энергии электромагнитного излучения, поглощаемого организмом . У ровень SAR в основном лежит в пределах от 0,28 до 1,5 Вт/кг.

Слайд 5

Наиболее высокие показатели SAR ( измеряется в ВТ/кг) Motorola SLVR L6 (1,58) Motorola V120c (1,55) Motorola V70 (1,54) Motorola C290 (1,53) Motorola P8767 (1,53) Motorola ST7868 (1,53) Motorola ST7868W (1,53) Наиболее низкие показатели SAR Motorola x200 (0,2) Motorola L7089 (0,22) Samsung SGH-S100 (0,296) Samsung SGH-S105 (0,296) Sony Ericsson Z600 (0,31) Siemens S 40 (0,33)

Слайд 6

Опасность сотовых телефонов Длительное воздействие электро магнитных полей проявляется ухудшением памяти, ухудшением иммунитета и повышенной утомляемостью ; Подросткам необходимо ограничивать время пользования телефонами, поскольку их мозг и нервная система все еще находятся в процессе формирования; При ежедневном контакте изменяется функциональное состояние всех внутренних органов, нарушается согласованность их естественной вибрации между собой;

Слайд 12

Заключение Многочисленные исследования доказали, что сотовые телефоны все-таки опасны для здоровья. Разработаны системы мер по использованию сотовых телефонов

Слайд 13

Рекомендации: Сделайте мобильные разговоры короткими; Прежде чем приобретать сотовый телефон убедитесь, что заявленное излучение от него минимально; Пользуйтесь только фирменными усилителями для ваших антенн; Используйте гарнитуры. Любая гарнитура частично снимает с вас некоторый объем излучения. Главным образом вы снижаете облучение мозга; Самое безопасное место для вашего телефона это внешний карман куртки или сумка. Ношение трубки в кармане джинсов или на ремешке на груди может негативно сказаться на вашем здоровье. Автолюбители и дачники могут использовать внешнюю антенну. От этого и связь станет лучше и облучение уменьшится; В условиях неустойчивого приема мощность аппарата автоматически повышается до максимальной величины. Рекомендуется или воздержаться от длительных переговоров или найти место с устойчивым приемом ; Помните, что максимальная мощность излучается сотовым телефоном во время установления связи; Не подносите телефон к голове сразу же после нажатия кнопки набора номера, т.к. в этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время самого разговора.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения ситуационных задач по теме "Плотность вещества"

В современной школе, где учитель должен не передать сумму знаний своим ученикам, а научить их эти знания "добывать", ситуационные задачи должны занять достойное место в методическом арсенале учителя.С...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....

разработка урока анг.языка по теме "Шотландия" 6 класс (конспект урока, презентация, приложения к уроку)

Данная разработка урока представлена: конспектом урока, презентаций, приложениями заданий. Урок составлен для 6 класса занимающегося по УМК М.З. Биболетовой....