Программа туристического клуба «Азимут»
рабочая программа по обж на тему

Головизнин Иван Иванович

Создание условий для самовыражения, самоадаптации, реализации творческого потенциала растущей личности через приобщение к природе родного края, к истории , к людям живущим рядом, к умению вести себя в природе или оказавшись в Чрезвычайной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Управление образования администрации Муниципального района  «Прилузский»

                                                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                          «Средняя общеобразовательная школа» пст. Вухтым

Согласовано                                                                                                                                                         Утверждаю:

на педагогическом совете школы                                                                                                                      Директор школы

Протокол № ____от ____________                                                                                                                    ____________/Мелехина М.В./

                                                                                                                                                              Приказ №_____от _____________

Образовательная программа


Туристического клуба  «Азимут»


Возраст обучающихся 11-17 лет

Срок реализации – 5 лет

пст. Вухтым 2016 г.

Пояснительная записка

Социально-педагогические функции дополнительного образования можно рассматривать как виды ожидаемых результатов его деятельности, соответствующих социальному заказу, потребностям детей и педагогическим возможностям самого учреждения. С этой точки зрения можно выделить четыре основные педагогические функции.

Первая функция - профессиональное и гражданское самоопределение детей. Реализация этой функции обеспечивалась много профильностью детских объединений, которые не повторяли многопрофильные области, изучаемые в общеобразовательной школе.

Вторая функция связана с функцией профессионального самоопределения, оно восполняло отсутствующие компоненты общего образования, способствуя более гармоничному развитию личности, в том числе и путём коррекции каких-то её недостатков.

Третья функция - коммуникативная, создание условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международных уровнях.

Четвёртая функция - формирование духовного образа жизни. Участие в детских объединениях оказывало влияние на структуру свободного времени школьников, ибо всегда было связано и с самостоятельными занятиями дома, и с изменением содержания таких занятий (иной подход к выбору телепередач, книг и т.п.).

Оценивая данные функции, следует иметь в виду, что полноценное развитие личности невозможно в рамках какого - то одного вида деятельности (например, учебной), а предполагает сочетание различных её видов, в состав которых обязательно должна входить и досуговая деятельность.

Подытоживая, можно отметить, что дополнительное образование становится важным компонентом общего образования.

Миссия дополнительного образования определяется как направленность учебно-воспитательного процесса на формирование определённых качеств личности – человека образованного, высоконравственного, духовно богатого, обладающего сознанием гражданского долга, способного к самообразованию и творчеству, физически здорового.

Образованность заключается в наличии знаний, которые складываются в цельную картину окружающего мира и позволяют правильно мыслить в пределах современной системы представлений, обладая неизменным стремлением к благу.

Нравственность определяется действенным стремлением добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями.

Духовность предполагает способность к самоценному, бескорыстному стремлению к истине, добру и красоте, осознанию этого стремления как выражающего сущность человеческого в человеке.

Система образования всегда нуждается в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих разносторонне развивать коллектив и личность. Эффективной образовательной и оздоровительной технологией является туристско-краеведческая деятельность. Она преследует интегративные цели, когда задачи воспитания, обучения и оздоровления, спортивного роста и совершенствования решаются в комплексе, реализуются потребности детей в общении и развиваются коммуникативные навыки.

Туризм в школьном возрасте – мощный катализатор развития ребенка. Значение туризма трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого ученика.

Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное, общественное развитие. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности как патриотизм, гражданственность и служение Отечеству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.

Современная педагогика считает, что развитие личности ребенка является основной целью образования в любых его парадигмах. Личностно развивающее обучение представляет собой наиболее распространенную образовательную стратегию на современном этапе развития отечественного образования.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно правовыми документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования детей:

  • - Законом РФ «Об образовании»
  • - Межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей;
  • - Концепцией духовно – нравственного воспитания школьников разработанной в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 26.04.2007 г. являющейся частью образовательного стандарта общего образования и разработанного в соответствии с законом РФ с целями и задачами целевой программы развития на 2006 и 2010 год.

Каждый учебный раздел имеет определённое количество учебного времени и объём тем с дифференцированным подходом внутри каждого года обучения.

Цель: Создание условий для самовыражения, самоадаптации, реализации творческого потенциала растущей личности через приобщение к природе родного края, к истории , к людям живущим рядом, к умению вести себя в природе или оказавшись в Чрезвычайной ситуации.

Задачи: Обучающие:

  • - познакомить детей с историей и современными направлениями развития родного края;
  • - сформировать первоначальные навыки культуры труда, быта, бережного отношения к природе;

Развивающие:

  • - развивать смекалку, изобретательность, зрительную память, устойчивый интерес к поисковой, творческой деятельности;
  • - развивать самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое до конца устраняя недостатки.

Воспитывающие:

  • - воспитывать культуру общения, прививать уважение к людям;
  • - воспитать профессионально - ориентированную, коммуникативную личность.

Программа рассчитана на 5 лет. Она имеет несколько разделов: туристское снаряжение, безопасность в походе, организация питания в походе, физическая подготовка, медицинская подготовка, туристический бивак, топография и ориентирование, правила поведения в ЧС, краеведение. Также ребята учатся составлять письменные отчеты о туристических походах, учебно-тренировочных сборах, лагерях, экспедициях, фотолетописях, а так же проекты.

Формы работы:

  • • Коллективная;
  • • Индивидуальная;
  • • Дифференцированная.

Формы организации обучения:

Приём в объединении ведётся на добровольной основе, учитывается интерес, обучение доступно, расписание занятий составляется с учётом желания родителей и детей.

Принципы:

  1. Принцип деятельностного подхода – только в деятельности происходит развитие ребёнка, в деятельности он познаёт себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности. В деятельности он учится защищать себя, отстаивать своё человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни.
  2. Принцип гуманистической направленности – предполагает отношение педагога и воспитанника как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия в отношениях друг с другом.
  3. Принцип природосообразности – воспитание и обучение предполагает, что недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Принимать его таким, каков он есть – важнейшее правило. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, его надо найти. Исходная позиция педагога к воспитаннику такова – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирования внутренних духовных сил ребёнка.
  4. Принцип единства и целостности образования – единство образования и воспитания является составным компонентом принципа целостности. В процессе обучения передаются и присваиваются знания, информация, объективные связи между явлениями и поэтому учение выходит на формирование личности и становится средством воспитания.
  5. Принцип непрерывного образования – потребность в творческой деятельности возникает на определённом этапе развития человека как социального существа. Эту потребность нужно поддержать у ребёнка, дополнить мотивами, интересом, создать индивидуальный маршрут деятельности, предоставить свободу выбора, соединить потребность с умением способностью закрепить её как цель. Немало важную роль здесь играют создание «ситуации успеха», поощрение творческого роста. Созданный учебно-воспитательный процесс в объединении, непрерывность образования способствует социальному и профессиональному самоопределению ребят.
  6. Принцип научности и связи теории с практикой – это все знания должны даваться полностью.
  7. Принцип системности и систематичности –последовательность и преемственность. Каждое последующее знание и умение базируется на предшествующем и продолжает его.
  8. Принцип доступности – усвоение знаний предполагает определённый уровень развития школьников.
  9. Принцип прочности усвоения знаний – «повторение мать ученья», не всё заучивать подряд, ученик должен запоминать исходное положение ведущей идеи.
  10. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения – предполагает развитие внутренних мотивов, увлечённости процессом обучения обучающихся.
  11. Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения – в программе предусмотрены как коллективные, так и индивидуальные формы обучения.
  12. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – ученика невозможно научить, если он не захочет научиться сам.
  13. Принцип научности – взаимосвязь теории с практикой (все знания должны даваться в полном объёме)
  14. Принцип последовательности – выполнение операций переходящих от простых действий к более сложным (для точного усвоения знаний и умений).

Каждый принцип тесно связан с другими, и эффективность его зависит от всей системы обучения.

Педагогические технологии

  • - Технология проблемного обучения;
  • - Технология развивающего обучения;
  • - Технология саморазвития;
  • - Технология творческой деятельности;
  • - Технология игрового обучения;
  • - Технология личностно-ориентированного обучения.
  • - Технология здоровья сбережения.

Методы, применяемые в ходе реализации программы

  • Объяснительно - иллюстративный (предполагает образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).
  • Репродуктивный (воспроизводящий).
  • Исследовательско - поисковый (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, использование материала).
  • Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).

Формы подведения итогов

  • Массовые мероприятия, посвященные туризму и краеведению;
  • Мастер – классы;
  • Соревнования районного уровня по туристической технике, ориентированию; юных спасателей;
  • Конференции районного уровня;
  • Соревнования внутри группы;
  • Викторины;
  • Экскурсии, походы;
  • Презентация и защита творческого проекта;
  • Участие в  походах.

Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов.

Прогнозируемые результаты

В ходе решения образовательных задач предполагается, что воспитанник должен:

  • - знать теорию и современные направления истории и географии родного края;
  • - знать технику безопасности, бережно относиться к природе, где бы он с ней не сталкивался;
  • - знать основные навыки туристической техники;
  • - уметь правильно вести себя в ЧС.

В ходе решения воспитательных задач предполагается, что воспитанник должен:

  • - быть творчески, гармонически развитой личностью, обладать навыками туристической техники, ценить прекрасное, бережное отношение к родной природе и труду людей;
  • - быть целеустремлённым, аккуратным, трудолюбивым, устойчивым в поисковой творческой деятельности;
  • - быть самостоятельным, инициативным.

В ходе решении развивающих задач предполагается, что воспитанник должен:

  • - уметь самостоятельно контролировать свою работу, определять и устранять её недостатки.

Учебно-тематический  план

Тема

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

1 Туристическое снаряжение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2. Укладка рюкзака

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3. Организация питания в туристическом походе

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

4. Безопасность в походах

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5. Физическая и маршевая подготовка

1

9

1

9

1

9

1

9

1

9

6. Медицинская подготовка

2

5

2

5

2

5

2

5

2

5

7. Туристический бивак

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

8. Основы правил поведения в ЧС

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

9.  Туристическая техника

2

36

2

36

2

36

2

36

2

36

10. Краеведение

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

11. Туристические походы

12

84

12

84

12

84

12

84

12

84

12. Судейская и инструкторская практика

В процессе занятий, мероприятий, соревнований, походов

Всего

26

144

26

144

26

144

26

144

26

144

170

170

170

170

170

Содержание программы

Первый год обучения:

Учащиеся 5-6 классов. 
Тема: Туристское снаряжение 
   Перечень личного снаряжения для похода. Специфика подбора снаряжения для зимнего похода. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, удобность в переноске. Ветрозащитные, гигроскопические и теплоизоляционные св-ва. Групповое снаряжение. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Топографический набор. Фото-видео набор. Спортивный инвентарь. Уход за снаряжением, его ремонт 
Учащиеся должны 
знать: - требования, предъявляемые к туристическому снаряжению, специфику подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях. 
Учащиеся должны 
уметь: - составление перечня  личного снаряжения в различных сезонных условиях и похода ночлегом; 
Тема: Укладка рюкзака. 
     Типы рюкзаков. Преимущество и недостатки. Рюкзаки самоделки. Правила размещения предметов в рюкзаке. 
Учащиеся должны 
уметь: Укладывать рюкзак для однодневного похода и похода с ночлегом в различных сезонных и метеорологических условиях. 
Тема: Организация питания в туристском походе 
   Организация питания в однодневном походе и походе с ночлегом. Подготовка продуктов к походу. Упаковка продуктов. Распределение продуктов между участниками. Знание ядовитых грибов и ягод, растений. 
Учащиеся должны 
знать:

- принципы отбора продуктов для похода;

- специфику организации питания.


Тема: Безопасность в походах 
   Безопасность – основное требование ко всем туристическим путешествиям. Инструктаж по т\б. 
Учащиеся должны 
знать:

- основные причины возникновения опасных ситуаций в походах.


Тема: Физическая и маршевая подготовка 
   Физподготовка к походу. Утренняя зарядка и закаливание. Туристский строй. Обязанности замыкающего в строю. 
Учащиеся должны 
знать:

- специфику физподготовки к походу.


Тема: Медицинская подготовка туриста 
    Личная гигиена. Уход за ногами, обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде. Профилактика и оказание первой медицинской помощи при кровотечении, переохлаждении, обморожении, простудном заболевании, потертости, ушибе, переломе отравлении, тепловом ударе. 
Учащиеся должны
 знать:

-основные приемы первой доврачебной помощи в условиях похода.


Тема: Туристский бивак. 
   Требование к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погоды. Планирование и разведка места бивака. Место для установки палаток, использование полиэтиленовой пленки. Место для вещей в палатке. Выбор места для костра. Типы костров и их назначение. Топливо: способ заготовки. Укрытие дров от дождя. Т\б при работе пилой и топором. Поведение туристов у костра. Раздача пищи. Соблюдение правил противопожарной безопасности. Свертывание бивака. Ямы для мусора. Уборка мусора. 
Учащиеся должны 
знать- правила планирования места бивака, - последовательность организации бивачных работ. 
Тема: Топография и ориентирование на местности. 
   Определение понятия карта. Отличие карты от плана. Определение понятия масштаб. Условные топографические обозначения. Условные знаки карт для спортивного ориентирования. Марки компасов. Пользование компасом в походе. Ориентирование по звездам, солнцу, местным предметам. Определение понятия азимут. Маршрутная и площадная съемка местности. Оборудование и снаряжение. 
Учащиеся должны
 знать:

- отличие плана и карты,

- отличие топографических и спортивных карт,

- определение понятий «масштаб», «азимут»,

- компас, устройство, правила пользования,

- перечень оборудования и снаряжения для проведения маршрутной съемки,

- параметры контроля качества топографической съемки.


Учащиеся должны 
уметь:

- Определить стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам,

- ориентировать карту при помощи компаса,

- определять азимут и заданные ориентиры,

- выдерживать заданное направлении при движении,

- осуществлять простейшую глазомерную съемку местности,

- измерять расстояние и высоту на местности.


Тема: Основные правила поведения в ЧС. 
    Основные понятия. Характеристика ЧС. 
Тема: Основы туристической техники. 
   Требования к снаряжению индивидуальному и групповому. 
Учащиеся должны 
знать:

Правила соревнований.

Технику безопасности.


Учащиеся должны 
уметь:

Выполнять основные элементы техники туризма.


Тема: Краеведение. 
   Изучение истории поселка, района, края. 
Учащиеся должны 
знать:

Правила работы с книжными источниками.


Учащиеся должны
 уметь:

Правильно оформлять свои работы.

Второй год обучения.

Учащиеся 7 классов. 
Тема: Туристское снаряжение 
   Личное и групповое снаряжение для многодневных походов. Самодельное личное снаряжение (плащ-накидка, накидка для рюкзака, чехол на лыжи, альпеншток). 
Учащиеся должны 
знать: требования, предъявляемые к туристическому снаряжению, специфику подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях. 
Учащиеся должны 
уметь: - составление перечня группового снаряжения для похода с ночлегом в полевых условиях и многодневного стационарного лагеря. 
Тема: Укладка рюкзака 
   Специфика укладки рюкзака для многодневного похода. Способы переноски продуктов питания. 
Учащиеся должны 
знать: Меры безопасности при переноске колющих и режущих предметов. 
Тема: Организация питания в туристском походе 
   Значение правильной организации питания, его режим. Простейшие способы очистки воды. 
Учащиеся должны 
знать: Нормы продуктов питания. Меню список продуктов. Работа завхоза по питанию 
Тема: Безопасность в походах 
   Обеспечение безопасности похода: -комплектование группы, медицинский осмотр, тренировочный процесс, смотр готовности, инструктаж по т\б. 
Учащиеся должны 
знать: Соблюдения правил при передвижении железнодорожным и автомобильным транспортом. 
Учащиеся должны 
уметь: выбрать место купания. 
Тема: Физическая и маршевая подготовка 
   Общая и специальная подготовка туриста. Туристский строй (темп, шаг, интервал, порядок движения.)
 Развитие физических качеств. Развитие специальных физических качеств.

Тема: Медицинская подготовка туриста 
   Личная и групповая походная аптечка. Обязанности походного медика. 
Учащиеся должны 
знать: Правила транспортировки пострадавшего при различных травмах. Ядовитые растения и насекомые в районе похода. 
Учащиеся должны 
уметь: Распределять силы на трассе. 
Тема: Туристский бивак. 
   Порядок организации бивачных работ при различных метеоусловиях. 
Учащиеся должны 
знать: Специфику установки палаток на снегу, на  склонах. 
Тема: Топография и ориентирование на местности. 
   Магнитные свойства Земли Истинные и магнитные полюса Земли. Карты для походов. Изучение местности по карте. 
Учащиеся должны 
знать: Способы определения пройденного расстояния. 
Учащиеся должны 
уметь: Определять точки стояния «Временная лента» маршрута. 
Тема: Основные правила поведения в ЧС. 
   Характеристика ЧС. Экстренные действия. 
Тема: Основы туристической техники. 
   Требования к снаряжению индивидуальному и групповому. 
Учащиеся должны 
знать: Технику безопасности при работе с веревками на высоте. 
Учащиеся должны 
уметь: Выполнять основные виды веревочного курса. 
Тема: Краеведение. 
   Изучение истории поселка, района, края. 
Учащиеся должны 
знать: Правила работы с архивными материалами. 
Учащиеся должны 
уметь: Оформлять работы с сопровождением презентаций, читать доклады.

Третий год обучения.

Учащиеся 8 классов. 
Тема: Туристское снаряжение 
   Самодельное групповое снаряжение для многодневного похода. Страховочное снаряжение (основная и вспомогательная веревка, репшнур). Защитные очки. Примусное хозяйство, газовые горелки. 
Учащиеся должны 
знать требования, предъявляемые к туристическому снаряжению, специфику подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях 
Учащиеся должны 
уметь: - составлять перечень группового снаряжения для похода с ночлегом в полевых условиях и многодневного стационарного лагеря. 
Тема: Укладка рюкзака 
   Правила безопасности при переноске в рюкзаке примусного оборудования. 
Тема: Организация питания в туристском походе 
   Учет возможности пополнения продуктами питания в пути. Рыбалка. 
Учащиеся должны 
уметь: Собирать грибы, ягоды, орехи. 
Тема: Безопасность в походах 
   Сигналы бедствия. Контрольные сроки и пункты. Работа с примусами. 
Тема: Физическая и маршевая подготовка 
   Развитие физических качеств: Выносливость, сила, быстрота и др. Формирование специальных двигательных навыков. Маршевая подготовка с грузом и без него. 
Учащиеся должны 
уметь: преодолевать естественные препятствия. 
Тема: Медицинская подготовка туриста 
   Профилактика клещевого энцефалита. Профилактика и лечение солнечных ожогов. 
Учащиеся должны 
уметь: Соблюдать правильный режим работы и отдыха в походе 
Тема: Туристский бивак. 
   Оборудование места для приготовления пищи на примусах, газовых горелках. 
Тема: Топография и ориентирование на местности. 
   Выбор и описание по карте оптимального пути. Особенности ориентирования по мелкомасштабным и устаревшим картам. 
Учащиеся должны 
уметь: Выполнять определение параметров рек. 
Тема: Основные правила поведения в ЧС. 
   Спасательные работы при ЧС техногенного характера. Пожаротушение. 
Тема: Основы туристической техники. 
   Правильное преодоление препятствий на веревочном курсе 
Учащиеся должны 
знать: Технику безопасности при работе с веревками на высоте. 
Учащиеся должны 
уметь: Выполнять основные виды веревочного курса с учетом времени и нарушений (штрафов) 
Тема: Краеведение. 
   Изучение истории поселка, района, края. Участие в краеведческих конференциях 
Учащиеся должны 
знать: Правила работы с архивными материалами. 
Учащиеся должны 
уметь: По всем требованиям оформлять исследовательские работы.

Четвертый год обучения.

Учащиеся 9 классов. 
Все виды программы учащиеся совершенствуют. 
Тема: Туристское снаряжение 
   Страховочное снаряжение (грудная обвязка, каска, спусковое устройство «лепесток», «восьмерка») 
Тема: Организация питания в туристском походе 
   Составление списка продуктов с учетом их калорийности. Съедобные дикорастущие растения. 
Тема: Безопасность в походах 
   Техника безопасности при переправе через реку, при камнепадах. Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные сроки. 
Тема: Физическая и маршевая подготовка 
   Краткие сведения о строении человеческого организма и функций его основных органов. Систематичность тренировок. Марш-бросок с грузом. Развитие специальных физических качеств.
Тема: Медицинская подготовка туриста 
   Специфика акклиматизации. Транспортировка пострадавшего на длительное расстояние 
Тема: Туристский бивуак. 
   Установка палаток на осыпях. Постройка защитных стенок. 
Тема: Топография и ориентирование на местности. 
   Использование фотоматериалов для определения перевалов. Особенности ориентирования тумане и темноте, движение по азимутам ночью и в условиях ограниченной видимости. Роль разведки. 
Тема: Основные правила поведения в ЧС. 
   Проведение эвакуационных работ. Спасательные работы на воде. 
Тема: Основы туристической техники. 
   Выполнять основные виды веревочного курса, всех этапов этого вида соревнований согласно положению. 
Тема: Краеведение. 
Изучать историю поселка, района, края. Следить за событиями происходящими в стране и крае. Уметь работать с архивными материалами, печатными изданиями, библиотечным материалом. Правильно собирать и оформлять материал об исторических событиях, настоящей жизни, об интересных людях. Участвовать в краеведческих мероприятиях.

Пятый год обучения.

Учащиеся 10-11 классов 
Тема: Туристское снаряжение 
   Страховочное снаряжение (страховочная система, кошки, жумары, ледоруб.) 
Тема: Организация питания в туристском походе 
   Использование сушенных продуктов, питательных смесей. Варианты походного меню в зависимости от возможностей и потребностей группы. 
Тема: Безопасность в походах 
   Преодоление препятствий в сложном турпоходе. 
Действия группы в селеопасном и лавиноопасном районах. 
Тема: Физическая и маршевая подготовка 
   Тесты турподготовленности к походам различной степени сложности.
 
Тема: Медицинская подготовка туриста 
   Приемы самоконтроля на маршруте. Психотерапия. Витаминизация. Проведение искусственного дыхания. Наружный массаж сердца. 
Тема: Туристский бивак. 
   Учет возможных сходов снега, камнепада при выборе бивака. Установка палаток на снежных и ледовых склонах. 
Тема: Топография и ориентирование на местности. 
   Составление высотного графика маршрута. Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы. Действия группы при потери ориентировки. Особенности ориентирования в горах, сложных метеоусловиях. 
Тема: Основные правила поведения в ЧС. 
   Спасательные работы при ЧС природного характера. Проведение эвакуационных работ. Спасательные работы на воде. 
Тема: Основы туристической техники. 
   Выполнять основные виды веревочного курса, всех этапов этого вида соревнований согласно положению. Оказывать посильную помощь в судействе. 
Тема: Краеведение. 
   Изучать историю поселка, района, края. Следить за событиями, происходящими в стране и крае. Уметь работать с архивными материалами, печатными изданиями, библиотечным материалом. Правильно собирать и оформлять материал об исторических событиях, настоящей жизни, об интересных людях. Участвовать в краеведческих мероприятиях.

Список используемой литературы:

  1. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. «Туризм в детском оздоровительном лагере». Москва 2003.
  2. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. «Туристический клуб школьников». Москва 2004.
  3. СD «Методический материал по школе «Юный Спасатель».
  4. Куликов В.М., «Школа туристических вожаков». Москва 1999г.
  5. Бардин К.Б. «Азбука туризма». 1991 г.
  6. Гуревич Л.М., «Следопыт». Москва 1986.
  7. Основы безопасности жизнидеятельности, учебник для общеобразовательных учреждений. М: Астрель + АСТ.2001.
  8. Алешин В., Калиткин Н. Соревнования по спортивно¬му ориентированию. М., Физкультура и спорт, 2004.
  9. Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., Профиздат, 2003.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ.

  1. Берман А. Е. Юный турист. М, Физкультура и спорт, 1997.
  2. Иванов Е. И. С компасом и картой. М., 2001.
  3. Меньчуков А. Е. В мире ориентиров. М., Недра, 2003..
  4. Обручев С. В. В неизведанные края. М., Мысль, 1975.
  5. Остапец А. А. В походе юные. М., Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа туристического кружка

Дополнительное образование детей важная составляющая воспитательного процесса.Воспитание любви к малой Родине невозможно без  ее изучения, а это достигается через экскурсии и походы.В рабочей про...

Сценарий спортивно-игровой программы «Туристическая полоса», посвящённой Всемирному Дню туризма

Цель: популяризация здорового образа жизни среди воспитанников на примере демонстрации туристических навыков.  Задачи: - формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятел...

Программа туристической секции «Пеший туризм»

Рабочая программа для организации школьной туристической секции или кружка....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»

|Содержание Пояснительная записка.Актуальность программыЦель программы.Важнейшие задачи программыЗадачи программыПримерное распределение учебного материала по годам обученияПримерное тематическое...

Авторская программа «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»

Содержание   Пояснительная записка. Актуальность программы Цель программы. Важнейшие задачи программы Задачи программы Примерное распределение учебного материала по годам обучения Приме...

рабочая программа туристического кружка

рабочая программа дополнительного образования...

Программа туристическо-краеведческого клуба

  Программа включает теоретическую и практическую части, предназначена для педагогов-руководителей туристических клубов школ и учреждений дополнительного образования. Основ...