ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 10-11 классов
рабочая программа по обж (10, 11 класс) на тему
Современная жизнь приносит нам множество негативных явлений. Это – участившиеся природные и техногенные чрезвычайные ситуации, экологическое загрязнение, образ жизни, зачастую не соответствующий генетическому статусу здоровья, психический дискомфорт в индустриальных джунглях цивилизации, опасности криминального характера, стрессы, болезни… Медицинские исследования отмечают высокий уровень отклонений в состоянии здоровья обучающихся (до 80% школьников), что указывает на приоритетность обозначенных проблем в отношении подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_planirovanie_10_68.doc | 126 КБ |
obzh_planirovanie_11_68.doc | 231 КБ |
obzh_10-11_programma_136.doc | 94 КБ |
obzh_-_programma_10-11_136_tl_1a.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА – 8 часов
АНТРОПОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ.
БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ, СНИЖАЮЩИЕ ВЕРОЯТНОСТЬ НАПАДЕНИЯ СО СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕКА – 12 часов
09 | Введение. Общая характеристика факторов риска и принципов безопасности в населённом пункте. | Позитивные и негативные составляющие населённого пункта в аспекте безопасности человека. Общие принципы безопасности человека в населённом пункте. Ключевые способы защиты. | Определение позитивных и негативных составляющих населённого пункта в аспекте безопасности человека, основных опасностей в населённом пункте. Определение стратегии поведения. | Конспект. Определение факторов опасности в населённом пункте. | ||
10 | Тактика поведения в случае непосредственной опасности. Психологические приёмы защиты. Подручные средства обороны. Точки поражения. | Психологические приёмы защиты. Способы вооружения. Точки поражения и последствия боевого воздействия на них. | Конспект. | |||
11 | Тактика поведения в случае непосредственной опасности. Основные методы защиты. | Основные методы физического воздействия на противника. | Конспект. | |||
12 | Безопасность человека в населённом пункте. Способы поведения, снижающие вероятность нападения в подъезде, лифте, квартире. | Факторы риска в подъезде, лифте, квартире. Способы поведения, снижающие вероятность нападения. Стратегия действий при нападении и методы защиты. | Определение опасных ситуаций в подъезде, лифте, квартире. Моделирование поведения, обеспечивающего безопасность. Приведение примеров ключевых способов защиты. | Конспект. Подготовка сообщений на основе руководств по безопасности и самообороне. | ||
13 | Безопасность человека в населённом пункте. Профилактика нападений на улице, в транспорте, в общественных заведениях. | Факторы риска на улице, в транспорте, в общественных заведениях. Способы поведения, снижающие вероятность нападения. Стратегия действий при нападении и методы защиты. | Определение опасных ситуаций на улице, в транспорте, в общественных заведениях. Моделирование поведения, обеспечивающего безопасность. Приведение примеров ключевых способов защиты. | Конспект. Подготовка сообщений на основе руководств по безопасности и самообороне. | ||
14 | Психологическая характеристика потенциально опасных лиц. Профилактика нападений со стороны хулиганов, пьяных, наркоманов. | Психологические особенности хулиганов, пьяных, наркоманов. Мотивы нападения. Провоцирующие факторы и профилактика нападений. Стратегия действий при нападении, особенности и методы защиты. | Психологическая характеристика хулиганов, пьяных, наркоманов. Определение мотивов и провоцирующих нападение факторов. Моделирование способов поведения, снижающих вероятность нападения. Моделирование ключевых действий при нападении. | Психология –характеристика поведения, мотивы агрессии, способы психологического воздействия. | Конспект. Подготовка сообщений на основе руководств по безопасности и самообороне. | |
15 | Психологическая характеристика потенциально опасных лиц. Профилактика нападений со стороны грабителей, маньяков, психически неуравновешенных людей. | Психологические особенности грабителей, маньяков, психически неуравновешенных людей. Мотивы нападения. Провоцирующие факторы и профилактика нападений. Стратегия действий при нападении, особенности и методы защиты | Психологическая характеристика грабителей, маньяков, психически неуравновешенных людей. Определение мотивов и провоцирующих нападение факторов. Моделирование способов поведения, снижающих вероятность нападения. Моделирование ключевых действий при нападении. | Психология –характеристика поведения, мотивы агрессии, способы психологического воздействия. | Конспект. Подготовка сообщений на основе руководств по безопасности и самообороне. | |
16 | Общие правила безопасности в населённом пункте. | Общие принципы и правила безопасности человека в населённом пункте. | Определение опасных ситуаций. Моделирование поведения, обеспечивающего безопасность. | Конспект. Подготовка сообщений на основе руководств по безопасности и самообороне. | ||
17 | Аспекты самообороны: теоретический, физический, психологический. [субъективный план] (Проблемы самообороны – психологический аспект и теоретические основы). | Общая система взглядов на проблемы самообороны. Причины несовместимости данных аспектов в одной схеме. Теоретические основы и психологический аспект самообороны. | Определение возможностей собственной самообороны. Определение направлений тренинга. | Психология – способы физической и психической мобилизации организма, методы аутотренинга и НЛП. | Конспект. Подготовка сообщений по проблемам самообороны. | |
18 | Проблема эффективности спортивных, реальных и ложных боевых искусств, систем и комплексов РБ.
| Физиологические и психологические платформы и стратегия тех или иных школ БИ и РБ. Проблемы спортивных и реальных боевых искусств, их эффективности. | Определение возможностей той или иной системы БИ и РБ в решении проблем реальной самообороны. Объяснение причин, определяющих эффективность самообороны человека. | Конспект. Подготовка сообщений по проблемам систем самообороны и БИ на основе руководств по безопасности и самообороне. | ||
19 | Основные способы самообороны – стереотипы и реальность. Проблема оружия. Область допустимой самообороны. | Основные системы и комплексы самообороны – стереотипы и реальность. Проблема оружия. Область допустимой самообороны. | Характеристика основных проблем и направлений (систем, школ, комплексов) самообороны. Определение реальности той или иной из предлагаемых систем самообороны. Определение законности того или иного уровня защитных действий. Объяснять возможные последствия определённой схемы обороны и на данной основе изменять тактику действий или определять новую стратегию. | Психология – поведение человека в неординарных ситуациях, способы быстрейшего овладения самоконтролем в экстремальных случаях, способы сохранения нормального психического состояния и адекватного восприятия происходящего, пути преодоления страха. Правоведение – юридические основы самообороны. | Конспект. Подготовка сообщений на основе руководств по безопасности и самообороне. | |
20 | Зачёт. Основы безопасности человека в населённом пункте. | Основы безопасности человека в населённом пункте. Характеристика потенциально опасных лиц. Проблемы самообороны. | Основы безопасности человека в населённом пункте. Характеристика потенциально опасных лиц. Проблемы самообороны. |
БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ – 25 часов
21 | Ориентирование на местности. Ориентирование по природным объектам. | Способы и принципы ориентирования на местности по природным объектам. | Ориентирование на местности по природным объектам. | Биология – биологические объекты как географические орие6нтиры. География – ориентирование на местности. | Конспект. Текст 277-281 Таблица «Природные ориентиры». | |
22 | Практическая работа. Ориентирование на местности по природным объектам. | Способы и принципы ориентирования на местности по природным объектам. | Ориентирование на местности по природным объектам. | География – ориентирование на местности. | Конспект. Текст 277-281 Таблица «Природные ориентиры». | |
23 | Ориентирование на местности. Ориентирование по солнцу и звёздам. | Способы и принципы ориентирования на местности по солнцу и звёздам. | Ориентирование на местности по солнцу и звёздам. | География – ориентирование на местности. Астрономия – созвездия и отдельные звёзды как ориентиры. | Конспект. Текст 277-281 Таблица «Природные ориентиры». | |
24 | Практическая работа. Ориентирование по солнцу и звёздам. | Способы и принципы ориентирования на местности по солнцу и звёздам. | Ориентирование на местности по солнцу и звёздам. | География – ориентирование на местности. | Конспект. Текст 277-281 Таблица «Природные ориентиры». | |
25 | Ориентирование на местности. Ориентирование по компасу и часам. | Способы и принципы ориентирования на местности по компасу и часам. | Ориентирование на местности по часам и компасу. | География – ориентирование на местности. | Конспект. Текст 277-281 Схемы ориентирования. | |
26 | Практическая работа. Ориентирование на местности по компасу и часам. | Способы и принципы ориентирования на местности по компасу и часам. | Ориентирование на местности по часам и компасу. | География – ориентирование на местности. | Конспект. Текст 277-281 Схемы ориентирования. | |
27 | Основы навигации. Движение по солнцу и звёздам. | Правила движения по солнцу и звёздам. Приёмы астронавигации. | Объяснение правил движения по солнцу и звёздам. Движение по солнцу и звёздам. | География – ориентирование на местности. Астрономия – созвездия и отдельные звёзды как ориентиры. | Конспект. Составление штурманской карты по определённому маршруту. | |
28 | Контрольная работа за 1 полугодие. | Конспект. | ||||
29 | Практическая работа. Движение по солнцу и звёздам. | Правила движения по солнцу и звёздам. Приёмы астронавигации | Объяснение правил движения по солнцу и звёздам. Движение по солнцу и звёздам. | География – ориентирование на местности. | Конспект. Составление штурманской карты по определённому маршруту. | |
30 | Магнитный азимут и его определение. Движение по азимуту. Простые маршруты. | Компас и буссоль: строение и принцип действия, условия правильного снятия показаний. Магнитный азимут и способ его определения. Правила движения по азимуту. | Характеристика строения и принципа действия компаса и буссоли, условий правильного снятия показаний. Характеристика магнитного азимута, его определение. Движение по азимуту. | География – магнитное поле планеты, направление силовых линий; ориентирование на местности по компасу. | Конспект. Текст 281-287 Составление штурманской карты по определённому маршруту. | |
31 | Практическая работа. Определение магнитного азимута и движение по азимуту на простых маршрутах. | Магнитный азимут и способ его определения. Правила движения по азимуту. | Характеристика магнитного азимута, его определение. Движение по азимуту. | География – ориентирование на местности по компасу. | Конспект. Текст 281-287 Составление штурманской карты по определённому маршруту. | |
32 | Основы навигации. Движение по азимуту. Сложные маршруты. | Основы навигации. Способы движения по компасу на сложных маршрутах. Правила составления карты маршрута. | Характеристика принципов навигации. Движение по компасу на сложных маршрутах. Составление карты маршрута. | География – ориентирование на местности и движение по компасу. | Конспект. Составление штурманской карты по определённому маршруту. | |
33 | Практическая работа. Движение по азимуту на сложных маршрутах. | Способы движения по компасу на сложных маршрутах. Правила составления карты маршрута. | Движение по компасу на сложных маршрутах. Составление карты маршрута. | География – ориентирование на местности и движение по компасу. | Конспект. Составление штурманской карты по определённому маршруту. | |
34 | Основы навигации. Морской принцип навигации. Простые маршруты. | Принципы морской навигации. Методика движения по компасу на простых маршрутах. Правила составления карты маршрута. | Движение по компасу на простых маршрутах на основе морского принципа навигации. Составление карты маршрута. | География – ориентирование на местности и движение по компасу. | Конспект. Составление штурманской карты по определённому маршруту. | |
35 | Практическая работа. Движение по компасу на простых маршрутах на основе морского принципа навигации. | Принципы морской навигации. Методика движения по компасу на простых маршрутах. Правила составления карты маршрута. | Движение по компасу на простых маршрутах на основе морского принципа навигации. Составление карты маршрута. | География – ориентирование на местности и движение по компасу. | Конспект. Составление штурманской карты по определённому маршруту. | |
36 | Основы навигации. Морской принцип навигации. Сложные маршруты. | Принципы морской навигации. Методика движения по компасу на сложных маршрутах. Правила составления карты маршрута. | Движение по компасу на сложных маршрутах на основе морского принципа навигации. Составление карты маршрута. | География – ориентирование на местности и движение по компасу. | Конспект. Составление штурманской карты по определённому маршруту. | |
37 | Практическая работа. Движение по компасу на сложных маршрутах на основе морского принципа навигации. | Принципы морской навигации. Методика движения по компасу на сложных маршрутах. Правила составления карты маршрута. | Движение по компасу на сложных маршрутах на основе морского принципа навигации. Составление карты маршрута. | География – ориентирование на местности и движение по компасу. | Конспект. Составление штурманской карты по определённому маршруту. | |
38 | Туристическое снаряжение. | Туристическое снаряжение, необходимое для коротких и дальних походов, для длительного существования в дикой природе. | Комплектация снаряжения относительно уровня сложности похода. | География – основы туризма | Конспект. Составление комплекта на определённый уровень маршрута | |
39 | Туристическое снаряжение. | Туристическое снаряжение, необходимое для коротких и дальних походов, для длительного существования в дикой природе. | Комплектация снаряжения относительно уровня сложности похода. | География – основы туризма | Конспект. Составление комплекта на определённый уровень маршрута | |
40 | Комплектация медицинской аптечки. | Содержимое медицинской аптечки. Назначение и правила использования препаратов и оборудования аптечки, условия сохранности комплекта. | Комплектация медицинской аптечки. Объяснение назначения препаратов и оборудования аптечки. Правильное использование комплекта в необходимых случаях и обеспечение его сохранности. | Конспект. Текст 268-276 Составление комплекта на определённый уровень маршрута. | ||
41 | Комплектация медицинской аптечки. | Содержимое медицинской аптечки. Назначение и правила использования препаратов и оборудования аптечки, условия сохранности комплекта. | Комплектация медицинской аптечки. Объяснение назначения препаратов и оборудования аптечки. Правильное использование комплекта в необходимых случаях и обеспечение его сохранности. | Конспект. Текст 268-276 Составление комплекта на определённый уровень маршрута. | ||
42 | Организация лагеря. | Правила организации и оборудования лагеря. | Организация и оборудование лагеря. | География – основы туризма. | Конспект. Схема лагеря. Текст 276-277 Моделирование лагеря. | |
43 | Организация лагеря. | Правила жизни лагеря. Принципы безопасности (внешний и внутренний аспект). | Объяснение правил жизни лагеря и его безопасности, экологических требований. | География – основы туризма. | Конспект. Схема лагеря. Текст 276-277 Моделирование лагеря | |
44 | Безопасность на маршруте. | Правила безопасности при движении группы. | Обеспечение безопасности на маршруте. | География – основы туризма. | Конспект. Текст 277 Моделирование ЧС на маршруте способов выхода. | |
45 | Организация группы. | Принципы организации группы. Система биологических, медицинских и психологических требований. | Контроль биологических, медицинских и психологических требований при составлении группы. | Психология – психология группы; поведение человека в экстремальных условиях. | Конспект. | |
46 | Зачёт. Безопасность в природе. Основы туристической подготовки. | Конспект. |
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ
ПЛАН ВЫЖЫВАНИЯ – 3 часа
47 | Чрезвычайные ситуации в природных условиях: общий обзор. Способы мобилизации сил и разума на выживание. План выживания. | Чрезвычайные ситуации в природных условиях. Способы мобилизации сил и разума на выживание. План выживания. | Определение чрезвычайных ситуаций в природных условиях. Приведение способов мобилизации сил и разума на выживание. Составление плана выживания. | География – стихийные явления в природе, определяющие чрезвычайные ситуации. | Конспект. Составление плана выживания | |
48 | Реализация плана выживания. Правила действий в природе. Использование подручных средств. Источники жизнеобеспечения. Действия в стационарном лагере. | Реализация плана выживания. Правила действий по выживанию в природе. Способы использования подручных средств. Источники жизнеобеспечения. Действия в стационарном лагере. | Обеспечение выживания в природе в условиях ЧС на основе плана выживания. Использование подручных средств. Определение источников жизнеобеспечения. Действия в стационарном лагере. | География – стихийные явления в природе, определяющие чрезвычайные ситуации. | Конспект. Моделирование действий в определённой ситуации. | |
49 | Реализация плана выживания. Правила действий по выживанию в природе. Использование подручных средств. Действия на маршруте. | Реализация плана выживания. Правила действий по выживанию в природе. Способы использования подручных средств. Источники жизнеобеспечения. Действия в стационарном лагере. | Обеспечение выживания в природе в условиях ЧС на основе плана выживания. Использование подручных средств. Определение источников жизнеобеспечения. Действия на маршруте. | География – стихийные явления в природе, определяющие чрезвычайные ситуации. | Конспект. Моделирование действий в определённой ситуации. |
ПРОФИЛАКТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ
ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ АБИОТИЧЕСКИХ И БИОТИЧЕСКИХ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ – 18 часов
50 | Природные факторы определённых ландшафтных зон. Действия в экстремальных ситуациях в зимних условиях, в условиях полярной пустыни, тундры. | Экстремальные абиотические факторы полярной пустыни, тундры: характеристика действий, способы защиты, профилактика экстремальных ситуаций. | Определение и характеристика экстремальных факторов полярной пустыни, тундры. Приведение профилактических мер, моделирование поведения в экстремальных ситуациях. | Физическая география – климатическая характеристика ландшафтных зон. | Конспект. Таблица «природные факторы». Подготовка сообщений о правилах поведения, предотвращающих ЧС в различных ландшафтных зонах, о действиях человека в случае экстремальных ситуаций. | |
51 | Природные факторы определённых ландшафтных зон. Действия в экстремальных ситуациях в условиях горной местности, лесной зоны, степи. Профилактика экстремальных ситуаций. | Экстремальные абиотические факторы горного ландшафта, лесной зоны, степи: характеристика действий, способы защиты, профилактика экстремальных ситуаций. | Определение и характеристика экстремальных факторов горной местности, лесной зоны, степи. Приведение профилактических мер, моделирование поведения в экстремальных ситуациях.
| Физическая география – климатическая характеристика ландшафтных зон. | Конспект. Таблица «природные факторы». Подготовка сообщений о правилах поведения, предотвращающих ЧС в различных ландшафтных зонах, о действиях человека в случае экстремальных ситуаций. | |
52 | Природные факторы определённых ландшафтных зон. Действия в экстремальных ситуациях в условиях пустыни. Профилактика экстремальных ситуаций. | Экстремальные абиотические факторы пустыни: характеристика действий, способы защиты, профилактика экстремальных ситуаций. | Определение и характеристика экстремальных факторов пустыни. Приведение профилактических мер, моделирование поведения в экстремальных ситуациях.
| Физическая география – климатическая характеристика ландшафтных зон. | Конспект. Таблица «природные факторы». Подготовка сообщений о правилах поведения, предотвращающих ЧС в различных ландшафтных зонах, о действиях человека в случае экстремальных ситуаций. | |
53 | Природные факторы определённых ландшафтных зон. Действия в экстремальных ситуациях на воде, на болоте. Профилактика экстремальных ситуаций. | Экстремальные абиотические факторы водоёмов и болот: характеристика действия, способы защиты, профилактика экстремальных ситуаций. | Определение и характеристика экстремальных факторов водоёмов и болот. Приведение профилактических мер, моделирование поведения в экстремальных ситуациях. | Физическая география – климатическая характеристика ландшафтных зон. | Конспект. Таблица «природные абиотические факторы». Подготовка сообщений о правилах поведения, предотвращающих ЧС в различных ландшафтных зонах, о действиях человека в случае экстремальных ситуаций. | |
54 | Контрольная работа. Экологические факторы определённых ландшафтных зон. | Конспект. Таблицы. | ||||
55 | Дикие животные, потенциально опасные для человека. Видовой состав, места обитания, образ жизни, характеристика поведения. Факторы, провоцирующие нападение. | Видовой состав потенциально опасных животных различных ландшафтных зон дикой природы. Особенности образа жизни и поведения данных животных относительно присутствия человека. Провоцирующие агрессию факторы. Главная причина агрессии. | Перечисление и характеристика биотических факторов в условиях дикой природы. Определение признаков агрессивного поведения животных, провоцирующих факторов. | География – характеристика животного мира ландшафтных зон. Биология – образ жизни и поведение потенциально опасных для человека животных. | Конспект. Таблица «природные биотические факторы». Подготовка сообщений о поведении животных в дикой природе и о правилах безопасности человека в случае контакта. | |
56 | Дикие животные: профилактика нападений и действия при нападении. | Профилактические меры, снижающие вероятность контактов и нападения. Действия в случае нападения диких животных. | Объяснение необходимых действий в случае нападении диких животных. Приведение мер, предотвращающих контакты и нападения. Моделирование действий в случае нападения. | Биология – особенности поведения диких животных в отношении антропогенных факторов. | Конспект. Моделирование действий при нападении, действий, снижающих вероятность контакта. | |
57 | Домашние животные, потенциально опасные для человека. Видовой состав, характеристика поведения. Факторы, провоцирующие нападение. | Особенности образа жизни и поведения домашних животных относительно присутствия человека. Провоцирующие агрессию факторы. Главная причина агрессии. | Перечисление и характеристика поведения потенциально опасных для человека домашних животных. Определение признаков агрессивного поведения животных, провоцирующих факторов. | Биология – особенности поведения домашних животных в отношении антропогенных факторов. | Конспект. Таблица «природные биотические факторы». Подготовка сообщений о поведении домашних животных и о правилах безопасности человека в случае контакта. | |
58 | Домашние животные: профилактика нападений и действия при нападении. | Профилактические меры, снижающие вероятность контактов и нападения. Действия в случае нападения диких животных. | Объяснение необходимых действий в случае нападении диких животных. Приведение мер, предотвращающих контакты и нападения. Моделирование действий в случае нападения. | Биология – особенности поведения домашних животных в отношении антропогенных факторов. | Конспект. Моделирование действий при нападении, действий, снижающих вероятность контакта. | |
59 | Опасности антропогенного происхождения в природе. | Прямые антропогенные опасности в дикой природе (охотничьи устройства). Косвенные антропогенные опасности в дикой природе (химическое и биологическое загрязнение окружающей среды, охраняемые объекты). Профилактика ЧС и методы защиты. | Определение прямых антропогенных экстремальных факторов, приведение мер профилактики и характеристика основных способов защиты. Приведение признаков косвенных антропогенных опасностей, профилактических мер и методов защиты. | Биология – классификация антропогенных факторов; способы загрязнения окружающей среды и их последствия. | Конспект. Таблица «антропогенные факторы». Подготовка сообщений о загрязнении окружающей среды, о прямых антропогенных факторах риска в дикой природе. | |
60 | Антропогенные опасности в условиях дикой природы. Профилактика нападений со стороны человека. | Психологическая характеристика потенциально опасных лиц. Действия, снижающие вероятность антропогенных нападений в условиях дикой природы. Правила поведения в случае контакта. | Приведение мер профилактики и характеристика основных способов защиты. | Психология – мотивация действий потенциально опасных лиц в природных условиях. | Конспект. Моделирование Действий при нападении, действий, снижающих вероятность контакта. | |
61 | Факторы риска в отношении мелких млекопитающих, птиц, клещей. Профилактика инфекций. Профилактика укусов. | Факторы риска в отношении мелких млекопитающих, птиц, клещей. Экология данных животных. Профилактика инфекций укусов. | Характеристика факторов риска в отношении мелких млекопитающих, птиц, клещей. Определение мест обитания. Объяснение необходимых профилактических действий. | Биология – млекопитающие, птицы и клещи как переносчики заболеваний; места обитания и признаки опасных животных; профилактика укусов. | Конспект. Таблица «природные биотические факторы». Подготовка сообщений о жизни данных животных в дикой природе и о правилах безопасности человека в случае контакта. | |
62 | Факторы риска в отношении пауков и насекомых. Профилактика укусов и меры первой помощи. Практическая работа. Оказание ПМП при укусах клещей, пауков, скорпионов, насекомых. | Факторы риска в отношении пауков, скорпионов и насекомых. Видовой состав, места обитания и признаки опасных пауков, скорпионов и насекомых. Способы оказания первой помощи при укусах пауков, скорпионов, насекомых. Профилактические меры. | Характеристика факторов риска в отношении пауков, скорпионов и насекомых. Определение ядовитых пауков, скорпионов, насекомых и мест их обитания. Объяснение необходимых профилактических действий и оказание мер первой помощи. | Биология – ядовитые насекомые, скорпионы и пауки: образ жизни, поведение и признаки; профилактика контактов и укусов. | Конспект. Таблица «природные биотические факторы». Подготовка сообщений о жизни данных животных в дикой природе и о правилах безопасности человека в случае контакта. Моделирование профилактических действий и действий в случае укуса. | |
63 | Факторы риска в отношении пресмыкающихся. Опасные пресмыкающиеся: профилактика контактов и укусов.
| Видовой состав потенциально опасных пресмыкающихся, их признаки, места обитания и особенности поведения. Профилактика контактов и укусов. | Определение опасных пресмыкающихся, характеристика их экологии, образа жизни и особенностей поведения. Приведение мер, снижающих вероятность контактов и укусов. | Биология – опасные пресмыкающиеся: видовой состав, места обитания, образ жизни, поведение и признаки; профилактика контактов и укусов. | Конспект. Таблица «природные биотические факторы». Подготовка сообщений о жизни данных животных в дикой природе и о правилах безопасности человека в случае контакта. Моделирование профилактических действий и действий в случае укуса. | |
64 | Оказание первой помощи при змеиных укусах. | Способы оказания ПМП при укусах определённых видов пресмыкающихся. | Оказание ПМП при укусах определённых видов пресмыкающихся. | Биология – оказание первой помощи при змеиных укусах. | Конспект. Текст Таблица «Ядовитые животные». Подготовка сообщений о поведении ядовитых животных, их образе жизни, профилактике укусов и мерах ПМП | |
65 | Контрольная работа за 2 полугодие. | Конспект. Таблицы. | ||||
66 | Практическая работа. Оказание первой помощи при змеиных укусах. | Способы оказания ПМП при укусах определённых видов пресмыкающихся. | Оказание ПМП при укусах определённых видов пресмыкающихся. | Биология – оказание первой помощи при змеиных укусах. | Конспект. Текст Таблица «ядовитые животные». Подготовка сообщений о поведении ядовитых животных, их образе жизни, профилактике укусов и мерах ПМП. | |
67 | Действия в случае потери ориентации на местности, в случае поражающего действия природных факторов, стихийных бедствий. | Первичные действия в случае потери ориентации на местности, в случае поражающего действия природных факторов, стихийных бедствий. Составление и реализация плана выживания. | Приведение первичных действий в случае потери ориентации на местности, в случае поражающего действия природных факторов, стихийных бедствий. Составление и способы реализация плана выживания. Моделирование поведения в природных ЧС. | Физическая география – Общие принципы ориентирования на местности. | Конспект. Схема «план выживания». Подготовка сообщений о поведении человека в природных ЧС. | |
68 | Тест. Профилактика ЧС в условиях действия природных экстремальных факторов. | Конспект. Таблицы. |
Предварительный просмотр:
БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ.
СПОСОБЫ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИКОЙ ПРИРОДЫ – 6 часов
01 | Источники питания в дикой природе. Основные способы добывания пищи в природе. | Источники питания в природе растительного и животного происхождения. Признаки и места обитания. Основные способы добывания растительной и животной пищи в природе | Определение природных источников пищи и их мест обитания. | Биология – животные и растения как источники питания в природе. | Конспект. Подготовка сообщений об источниках пищи в природе. | |
02 | Способы добывания и обеззараживания воды в природе. | Способы добывания и обеззараживания воды в природе. | Способы обеззараживания природной воды. | География – источники воды в природе. | Конспект. Подготовка сообщений об источниках воды в природе. | |
03 | Способы добывания и поддерживания огня в природе. | Способы добывания и поддерживания огня. Методика разведения костра. Типы костров. | Разведение костра в природе. | География – основы туризма. | Конспект. Подготовка сообщений о способах добывания огня в природе. | |
04 | Поведение в условиях холодной сырой погоды. | Способы поведения в условиях холодной сырой погоды. Требования к одежде и обуви. | Правильный подбор необходимой одежды и обуви для данных условий. Правильные действия по борьбе с влажностью и потерей тепла.
| География – основы туризма. | Конспект. Подготовка сообщений о способах поведения в случае холодной сырой погоды.
| |
05 | Поведение в условиях высокой температуры и низкой влажности. | Способы поведения в условиях высокой температуры и низкой влажности. | Правильный подбор необходимой одежды и обуви для данных условий. Правильные действия по борьбе с обезвоживанием и перегревом.
| География – основы туризма; климатическая характеристика зоны пустынь и сухих степей. | Конспект. Подготовка сообщений о способах поведения в условиях высокой температуры и низкой влажности.
| |
06 | Контрольная работа. Способы автономного существования в дикой природе. | Конспект. |
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.
СОЦИАЛЬНЫЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ЗДОРОВЬЯ – 8 часов
№ | Дата | Тема урока | Знания | Умения | Межпредметные связи | Задание |
07 | Ценность жизни и значение здоровья для человека. | Ценность жизни и значение здоровья для человека. Область заблуждений и реальность. Проблемы сохранения здоровья и способы их решения на уровне индивида. | Объяснение ценности жизни и значения здоровья для индивида. Определение заблуждений человека в данном вопросе, характеристика реального состояния вещей. Характеристика проблем сохранения здоровья и способов их решения на индивидуальном уровне. | Биология – содержание понятия «здоровье» и его биологический смысл. Обществознание – философские основы духовного и физического здоровья, смысл долголетия.
| Конспект. Текст 1.1 Подготовка сообщений о ценности жизни и значении здоровья человека, о двух точках зрения на смысл достижения и сохранения здоровья. | |
08 | Значение здоровья человека для общества. | Значение здоровья человека для общества. Проблемы сохранения здоровья человека и способы их решения на уровне государства. | Объяснение ценности жизни и значения здоровья для общества. Характеристика проблем сохранения здоровья и способов их решения на общественном и государственном уровне. | Биология – значение здоровья индивида для популяции. Обществознание – значение здоровья человека для общества. | Конспект. Текст 1.1 Подготовка сообщений о ценности жизни и значении здоровья человека для общества. | |
09 | Условия сохранения и развития здоровья: область заблуждений и реальность. | Ошибочные представления о здоровье и его развитии, их источники. Необходимость биологического обоснования принципов сохранения и систем развития здоровья. | Определение реальных и ошибочных принципов сохранения и развития здоровья, Субъективных и объективных параметров его состояния. | Биология – Физиологические критерии здоровья организма. Психология – вопросы самоанализа. | Конспект. Определение системы анализа здоровья. Анализ собственного здоровья и прогноз его развития или регресса. | |
10 | Здоровый образ жизни. | Содержание, теоретические основы и способы, условия реализации здорового образа жизни. Личностный и социальный аспект проблемы. | Определение, анализ содержания, способы и условия реализации ЗОЖ. Разработка личного проекта здорового образа жизни. | Биология – физиологические основы ЗОЖ. Обществознание – социальный аспект проблемы ЗОЖ. | Конспект. Подготовка сообщений о содержании, способах реализации, биологическом и общественном значении ЗОЖ. Личный проект ЗОЖ.
| |
11 | Здоровье физическое и духовное. | Физический и духовный аспект здоровья человеческого существа. | Определение физической и духовной составляющей человеческой личности, соответствующих аспектов здоровья. | Биология – параметры и состояние проблемы физического здоровья, его биологический смысл. Единственный смысл человека как духовного существа. Обществознание – духовный аспект личности человека, приоритет духовности в индивидуальной жизни человека и жизни общества. | Конспект. Подготовка сообщений о физическом и духовном аспекте здоровья человеческого существа, о неразделимости данных понятий. | |
12 | Здоровье физическое и духовное. | Неразрывное единство физического и духовного здоровья, причины его разрушения (и болезней), условия и перспективы гармонизации. Приоритет духовной стороны человеческой жизни. | Объяснение единства физической и духовной сторон здоровья человеческой личности, необходимости их гармонизации, приоритетности духовной стороны человеческого существа. | Биология – параметры и состояние проблемы физического здоровья, его биологический смысл. Единственный смысл человека как духовного существа. Обществознание – духовный аспект личности человека, приоритет духовности в индивидуальной жизни человека и жизни общества. | Конспект. Подготовка сообщений о физическом и духовном аспекте здоровья человеческого существа, о неразделимости данных понятий. | |
13 | Структура человеческого существа. | Физический, энергетический и духовный план бытия человеческого существа. Диалектика истинного и ложного эго, чувств и сознания, диалектика потребностей. Параметры состояния человека и пути расширения. | Характеристика планов существования человека. Определение составляющих его структур. Определение истинных и ложных потребностей. Объяснение причин нынешних параметров человека и определение истинных и ложных путей развития. | Обществознание – Философская характеристика человеческого существа. | Конспект. Сочинение по теме урока или подготовка сообщений (обзор философских взглядов). | |
14 | Зачёт. Аспекты человеческого здоровья. | Конспект. |
СОХРАНЕНИПЕ ЗДОРОВЬЯ.
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ – 12 часов
№ | Дата | Тема урока | Знания | Умения | Межпредметные связи | Задание |
15 | Критерии здоровья. Общие показатели здоровья физиологических систем организма. Симптомы физиологических отклонений. Основные меры профилактики заболеваний. Система кожных покровов. | Способы самостоятельного физиологического и медицинского контроля. Показатели нормального физиологического состояния систем организма. Показатели аномалий физиологических процессов организма, меры профилактики заболеваний.
| Определение основных физиологических параметров организма. Характеристика общего уровня здоровья по данным параметрам. Характеристика уровня отклонений общего состояния здоровья по данным параметрам. Объяснение способов профилактики заболеваний. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
16 | Критерии здоровья. Общие показатели здоровья физиологических систем организма. Симптомы физиологических отклонений. Основные меры профилактики заболеваний. Система опоры и движения. | Способы самостоятельного физиологического и медицинского контроля. Показатели нормального физиологического состояния систем организма. Показатели аномалий физиологических процессов организма, меры профилактики заболеваний.
| Определение основных физиологических параметров организма. Характеристика общего уровня здоровья по данным параметрам. Характеристика уровня отклонений общего состояния здоровья по данным параметрам. Объяснение способов профилактики заболеваний. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
17 | Критерии здоровья. Общие показатели здоровья физиологических систем организма. Симптомы физиологических отклонений. Основные меры профилактики заболеваний. Кровеносная система. | Способы самостоятельного физиологического и медицинского контроля. Показатели нормального физиологического состояния систем организма. Показатели аномалий физиологических процессов организма, меры профилактики заболеваний.
| Определение основных физиологических параметров организма. Характеристика общего уровня здоровья по данным параметрам. Характеристика уровня отклонений общего состояния здоровья по данным параметрам. Объяснение способов профилактики заболеваний. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
18 | Критерии здоровья. Общие показатели здоровья физиологических систем организма. Симптомы физиологических отклонений. Основные меры профилактики заболеваний. Система пищеварения. | Способы самостоятельного физиологического и медицинского контроля. Показатели нормального физиологического состояния систем организма. Показатели аномалий физиологических процессов организма, меры профилактики заболеваний.
| Определение основных физиологических параметров организма. Характеристика общего уровня здоровья по данным параметрам. Характеристика уровня отклонений общего состояния здоровья по данным параметрам. Объяснение способов профилактики заболеваний. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
19 | Критерии здоровья. Общие показатели здоровья физиологических систем организма. Симптомы физиологических отклонений. Основные меры профилактики заболеваний. Система дыхания. | Способы самостоятельного физиологического и медицинского контроля. Показатели нормального физиологического состояния систем организма. Показатели аномалий физиологических процессов организма, меры профилактики заболеваний.
| Определение основных физиологических параметров организма. Характеристика общего уровня здоровья по данным параметрам. Характеристика уровня отклонений общего состояния здоровья по данным параметрам. Объяснение способов профилактики заболеваний. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
20 | Критерии здоровья. Общие показатели здоровья физиологических систем организма. Симптомы физиологических отклонений. Основные меры профилактики заболеваний. Система выделения. | Способы самостоятельного физиологического и медицинского контроля. Показатели нормального физиологического состояния систем организма. Показатели аномалий физиологических процессов организма, меры профилактики заболеваний.
| Определение основных физиологических параметров организма. Характеристика общего уровня здоровья по данным параметрам. Характеристика уровня отклонений общего состояния здоровья по данным параметрам. Объяснение способов профилактики заболеваний. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
21 | Критерии здоровья. Общие показатели здоровья физиологических систем организма. Симптомы физиологических отклонений. Основные меры профилактики заболеваний. Репродуктивная система. | Способы самостоятельного физиологического и медицинского контроля. Показатели нормального физиологического состояния систем организма. Показатели аномалий физиологических процессов организма, меры профилактики заболеваний.
| Определение основных физиологических параметров организма. Характеристика общего уровня здоровья по данным параметрам. Характеристика уровня отклонений общего состояния здоровья по данным параметрам. Объяснение способов профилактики заболеваний. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
22 | Критерии здоровья. Общие показатели здоровья физиологических систем организма. Симптомы физиологических отклонений. Основные меры профилактики заболеваний. Органы чувств. | Способы самостоятельного физиологического и медицинского контроля. Показатели нормального физиологического состояния систем организма. Показатели аномалий физиологических процессов организма, меры профилактики заболеваний.
| Определение основных физиологических параметров организма. Характеристика общего уровня здоровья по данным параметрам. Характеристика уровня отклонений общего состояния здоровья по данным параметрам. Объяснение способов профилактики заболеваний. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
23 | Критерии здоровья. Общие показатели здоровья физиологических систем организма. Симптомы физиологических отклонений. Основные меры профилактики заболеваний. Нервная система. | Способы самостоятельного физиологического и медицинского контроля. Показатели нормального физиологического состояния систем организма. Показатели аномалий физиологических процессов организма, меры профилактики заболеваний.
| Определение основных физиологических параметров организма. Характеристика общего уровня здоровья по данным параметрам. Характеристика уровня отклонений общего состояния здоровья по данным параметрам. Объяснение способов профилактики заболеваний. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
24 | Критерии здоровья. Высшая нервная деятельность. Общие показатели психологического состояния организма. Основные меры профилактики заболеваний. | Способы самостоятельного контроля. Показатели нормального физиологического состояния ВНД. Показатели аномалий физиологических процессов, меры профилактики заболеваний. | Характеристика общего уровня психического здоровья. Характеристика отклонений общего состояния здоровья по данным параметрам. Объяснение способов профилактики заболеваний. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, его психики, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
25 | Общие показатели физиологического состояния организма. | Общие показатели физиологического состояния организма. | Определение общих показателей физиологического состояния организма. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, его психики, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
26 | Тест. Критерии здоровья и профилактика заболеваний. | Конспекты по безопасности человека в населённом пункте. Таблица «критерии здоровья». |
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА – 22 часа
№ | Дата | Тема урока | Знания | Умения | Межпредметные связи | Задание |
27 | Экология человеческого организма. Общие позитивные и негативные факторы внешней среды [объективные], влияющие на состояние здоровья человека. Общие позитивные и негативные факторы внутреннего характера [субъективные], влияющие на состояние здоровья человека. | Общие факторы внешней среды и особенности физиологического состояния организма, влияющие на состояние здоровья человека. | Определение и характеристика факторов внешней среды и внутренних факторов, влияющих на состояние здоровья. | Биология – нормальное состояние физиологических систем организма, основные заболевания, вызывающие их причины и способы профилактики. | Конспект. Текст 3.1, 4.1-4.4 Таблица «критерии здоровья». Сообщения по медицинской тематике. Повторение материалов 8-9 класса по соответствующим разделам. | |
28 | Контрольная работа за 1 полугодие. | Конспект. | ||||
Контрольная работа за 2 полугодие. | Конспект | . |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная жизнь приносит нам множество негативных явлений. Это – участившиеся природные и техногенные чрезвычайные ситуации, экологическое загрязнение, образ жизни, зачастую не соответствующий генетическому статусу здоровья, психический дискомфорт в индустриальных джунглях цивилизации, опасности криминального характера, стрессы, болезни… Медицинские исследования отмечают высокий уровень отклонений в состоянии здоровья обучающихся (до 80% школьников), что указывает на приоритетность обозначенных проблем в отношении подрастающего поколения.
Одним из путей решения данных проблем является составление специальных образовательных программ по ОБЖ в общеобразовательных школах, призванных обеспечить в процессе их реализации формирование навыков здорового образа жизни, овладение основами безопасного для здоровья и жизни поведения в нормальных и экстремальных ситуациях дикой природы, населённого пункта, бытовых условий.
Предлагаемая программа по ОБЖ направлена на сообщение обучающимся знаний о сохранении здоровья, о средствах и методах его укрепления, на формирование мотивационной сферы совершенствования индивидуального здоровья, воспитание сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение основных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды жизни, определять способы защиты от них, ликвидировать их последствия, оказывать необходимую помощь себе и окружающим. Таким образом, курс нацелен на приобретение школьниками знаний, необходимых для ускорения адаптации к условиям жизни.
Образование по данному курсу ОБЖ должно рассматривается в контексте целостного подхода к личности на основе формирования здоровья и здорового образа жизни. Воспитание в человеке истинных ценностей, отношения к собственному здоровью как необходимой основе духовного творчества и материальной жизни – главные цели данного курса.
Задачи программы:
- Овладение знаниями о человеке, его функциях, возможностях и способностях.
- Овладение правилами поведения и методами оказания первой помощи в экстремальных ситуациях, основами медицинских знаний, необходимых для поддержания собственного здоровья и сохранения здоровья и жизни окружающих людей.
- Овладение знаниями о принципах формирования здоровья и здорового образа жизни, освоение практических навыков ЗОЖ и укрепления здоровья.
- Формирование умений самоконтроля физического и психического состояния, диагностики отклонений в состоянии здоровья и коррекции этих отклонений.
- Овладение навыками самопознания и принципами самосовершенствования.
В основе программы лежит формирование модели обучающегося, нацеленного на самопознание, самоопределение, саморазвитие, самоактуализацию.
Данная программа ОБЖ для 10 и 11 класса (136 часов, 68 часов в течение одного учебного года, 2 занятия в неделю) и представляет собой интегрированный курс, содержащий, с одной стороны, материалы медицинского характера (способы оказания первой помощи в экстремальных случаях, пути укрепления и развития здоровья, формирование здорового образа жизни, здоровья физического и психического) и, с другой стороны, необходимые знания из области вопросов общей безопасности человека в условиях формирования и развития чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и криминогенного происхождения (определение, причины формирования и прогнозирование развития ЧС, общие меры профилактики, правила поведения, предупреждающие возникновение экстремальных ситуаций, необходимые действия в уже сложившихся ЧС, формирование плана выживания в данной ситуации).
Представленная программа ОБЖ предназначена для углублённого изучения предмета в десятом и одиннадцатом классах оборонно-спортивного профиля. В этом смысле особое внимание уделено темам, которые имеют непосредственное практическое значение в подготовке военного специалиста. Такой человек в плане ОБЖ должен, в первую очередь, знать основные источники опасности жизнедеятельности как в условиях дикой природы, так и в населённом пункте. Во-вторых, он должен свободно владеть методами ориентирования на местности, прокладки маршрута и движения на основе использования различных навигационных
систем. В-третьих, ему необходимо знать способы поведения в экстремальных ситуациях и возможные негативные последствия действия абиотических и биотических факторов различных ландшафтных зон. В-четвертых, он должен владеть основами методики подбора группы и её экипировки, знать правила безопасности движения группы и организации лагеря.
В медицинском аспекте такой человек должен быть закалён и физически развит, а также должен владеть основами медицинских знаний, направленных на предупреждение тех или иных биологических поражений тела.
Все эти вопросы нашли непосредственное отражение в соответствующих темах программы.
В связи с задачами данного курса расширенны, в сравнении со стандартной программой ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова, «Просвещение», 2010 год) расширены следующие темы:
- Безопасность в населённом пункте – с 8 до 12 часов
- Инфекционные заболевания – с 5 до 8 часов.
- Основы туристической подготовки – с 10 до 25 часов.
- Профилактика ЧС в природных условиях – с - 8 до 18 часов.
- Аспекты здоровья – с 5 до 8 часов.
- Критерии здоровья – с 5 до 12 часов.
- Факторы, определяющие здоровье – с 7 до 22 часов.
- Возрастные особенности человека – с 2 до 3 часов.
- Пути развития здоровья – с 5 до 15 часов.
Таким образом, общий объём расширения и углубления программы составил 68 часов.
В программе использованы данные некоторых специальных подразделений вооружённых сил России и Великобритании, а также непосредственный армейский и многолетний экспедиционный опыт её автора.
Содержащиеся в специальных курсах военной подготовки кадетских классов, в данную программу не вошли темы, посвящённые гражданской обороне и военному делу. Это позволило в значительной мере расширить время для углублённого изучения тем, связанных с военно-прикладным решением вопросов ОБЖ..
В связи с этим программа имеет следующую структуру.
Медицинская часть программы включает шесть логически связанных блоков (68 часов), направленных на освоение обучающимися способов контроля, укрепления и развития здоровья, а составляющая вопросов общей безопасности жизни – пять логически связанных разделов (64 часа), посвященных профилактике экстремальных
ситуаций, мерам первой помощи, спасения и принципам выживания в случае их возникновения.
В свою очередь, каждый по отдельности раздел программы представляет собой самостоятельный блок, имеющий свои специфические задачи и построение.
ОБЖ | Валеология |
10 класс | |
Антропогенные опасности. Безопасность в условиях населённого пункта – 12 ч. | Инфекционные заболевания и их профилактика – 8 ч. |
Безопасность в природе. Туристическая подготовка как способ профилактики ЧС - 25 ч. | |
Безопасность в природе. Профилактика ЧС в условиях действия экстремальных факторов – 18 ч. | |
Безопасность в природе. Чрезвычайные ситуации в природных условиях – 3 ч. | |
Контрольные работы за полугодие – 2 ч. | |
11 класс | |
Безопасность в природе. Способы автономного существования-6ч. | Человек и его здоровье. Социальный и философский аспекты проблемы человеческого здоровья – 8 ч. |
Человек4 и его здоровье. Критерии здоровья и профилактика заболеваний – 12 ч. | |
Факторы, определяющие здоровье человека – 22 ч. | |
Возрастные особенности человека и его здоровье – 3 ч. | |
Пути развития здоровья человека – 15 ч. | |
Контрольные работы за полугодие – 2 ч. |
*) Относительно стандартных программ расширенные темы подчёркнуты. Дополнительные темы выделены курсивом.
Такая модель курса ОБЖ, особенности тематического содержания и объёма разделов объясняются целями, обозначенными в плане работы и развития МОУ СОШ №6 как школы формирования здоровья.
Ещё одной причиной составления данной программы является то, что изучение содержащихся в стандартной программе разделов здоровья и безопасности жизнедеятельности в условиях дикой природы и населённого пункта несёт лишь ознакомительный характер, и полученных знаний совершенно недостаточно для организации школьником своей безопасной жизнедеятельности.
В связи со спецификой поставленных задач в программу не вошли темы ГО и военной подготовки. Курс включает только те разделы, которые непосредственно касаются сохранения здоровья и жизни человека. Тем самым решается проблема более глубокого усвоения обучающимися необходимой информации и отработки практических навыков.
Необходимые знания, формируемые в данной программе обучения ОБЖ.
1. Факторы, влияющие на здоровье человека и факторы, формирующие чрезвычайные ситуации.
2. Пути укрепления и совершенствования здоровья, способы поведения в экстремальных ситуациях и оказания пострадавшим первой помощи.
3. Принципы профилактики отклонений здоровья и основных заболеваний, меры, предупреждающие возникновение опасных для жизни и здоровья ситуаций.
4. Источники, физиологические и психологические основы человеческого здоровья, социальный аспект проблемы и её философские основы.
Необходимые умения.
1. Определять общее состояние своего здоровья, контролировать и создавать необходимые условия для его сохранения, укрепления и развития.
2.Определять негативные факторы, влияющие на здоровье, предупреждать и устранять их действие.
3. Определять факторы, определяющие экстремальные ситуации, предупреждать их развитие, формировать и реализовывать необходимый план действий.
10 класс
АНТРОПОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ, СНИЖАЮЩИЕ ВЕРОЯТНОСТЬ
НАПАДЕНИЯ СО СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕКА - 12 ч.
Позитивные и негативные составляющие населённого пункта в аспекте безопасности человека. Общие принципы безопасности в населённом пункте. Ключевые способы защиты при нападении (стратегия поведения и тактика действий).
Факторы риска и профилактика нападений в лифте, подъезде, квартире, на улице, в транспорте и в общественных заведениях (парки, пляжи, вокзалы, торговые зоны, кафе и т.п.). Стратегия действий при нападении и методы защиты.
Психологическая характеристика потенциально опасных лиц. Мотивы нападения, провоцирующие факторы. Профилактические меры, предотвращающие нападение со стороны пьяных, хулиганов, наркоманов, маньяков, грабителей и психически неуравновешенных людей. Стратегия действий при нападении, особенности и методы защиты.
Общие правила безопасности в населённом пункте.
Аспекты самообороны: физический, теоретический, психологический, методологический, правовой. Проблемы спортивных, реальных и ложных боевых искусств, систем и комплексов рукопашного боя, их эффективности. Основные способы самообороны: стереотипы и реальность. Проблема оружия. Область допустимой самообороны. Условия эффективности самообороны.
- ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ РОФИЛАКТИКА - 8 ч.
Инфекционные болезни.
Причины инфекционных заболеваний и механизмы передачи инфекции.
Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет и его укрепление.
Болезни, передающиеся половым путём, их характеристика и профилактика.
Синдром приобретённого иммунного дефицита: характеристика, способы передачи и профилактика.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ - 25 ч.
Ориентирование на местности.
Ориентация по компасу, часам, солнцу, звёздам, природным объектам.
Движение по солнцу и звёздам.
Магнитный азимут и его определение. Движение по азимуту.
Морской принцип навигации.
Движение по компасу на простых и сложных маршрутах.
Туристическое снаряжение. Комплектация медицинской аптечки.
Организация лагеря.
Безопасность на маршруте.
Практические работы
Ориентирование на местности по природным объектам.
Ориентирование на местности по солнцу, звёздам.
Ориентирование на местности по компасу и часам.
Движение по солнцу и звёздам.
Магнитный азимут и его определение. Движение по азимуту на простых маршрутах.
Движение по азимуту на сложных маршрутах.
Морской принцип навигации на простых маршрутах.
Морской принцип навигации на сложных маршрутах.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ
ПРОФИЛАКТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В УСЛОВИЯХ
ДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ФАКТОРОВ - 18 ч.
Экологические факторы определённых ландшафтных зон.
Действия в экстремальных ситуациях и их профилактика.
Зимние условия. Полярные пустыни. Тундра. Лес. Степь Горы.. Пустыня. Водоёмы. Болта.
Отдельные экстремальные ситуации в природе.
Правила поведения и первая помощь.
Дикие животные. Действия при нападении и профилактические меры.
Действия при нападении домашних животных. Способы поведения, снижающие вероятность нападения.
Профилактика нападений со стороны человека в условиях дикой природы.
Опасности антропогенного происхождения.
Факторы риска в отношении мелких млекопитающих, птиц, насекомых, клещей. Первая помощь при укусах млекопитающих, насекомых, пауков и скорпионов, клещей.
Меры первой помощи при змеиных укусах. Действия, снижающие вероятность змеиных укусов.
Действия человека в случае потери ориентации на местности, стихийных природных бедствий.
Практические работы
Оказание ПМП при укусах насекомых, паукообразных, клещей.
Оказание ПМП при змеиных укусах.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ.
ПЛАН ВЫЖИВАНИЯ - 3 ч.
Чрезвычайные ситуации в природных условиях.
Способы мобилизации сил и разума на выживание. План выживания.
Реализация плана выживания. Правила действий по выживанию в природе.
Использование подручных средств. Источники жизнеобеспечения.
Действия в стационарном лагере и на маршруте.
11 класс
СПОСОБЫ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ДИКОЙ ПРИРОДЫ – 6 ч.
Энергоносители в дикой природе.
Способы добывания пищи и питания в автономном режиме.
Способы добывания и обеззараживания воды в природе.
Способы добывания огня в природе.
Действия в холодную и сырую погоду.
Действия в условиях высокой температуры и низкой влажности.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
СОЦИАЛЬНЫЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ЗДОРОВЬЯ - 8 ч.
Ценность жизни и здоровья человека.
Личная заинтересованность человека в сохранении здоровья. Область субъективных заблуждений и реальность. Условия сохранения и развития здоровья.
Ценность человеческого здоровья для общества.
Проблемы сохранения здоровья человека и способы их решения на личностном и государственном уровне.
Здоровый образ жизни. Личностный и социальный аспект проблемы ЗОЖ. Содержание, теоретические основы, условия и способы реализации.
Здоровье физическое и духовное. Неразрывное единство физического и духовного здоровья, причины разрушения этого единства (болезни), условия и перспективы гармонизации.
Приоритет духовного содержания человеческой жизни на всех её планах.
Структура человеческого существа на физическом, энергетическом и духовном планах.
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ - 12 ч.
Критерии здоровья и меры по его сохранению.
Способы самостоятельного физиологического и медицинского контроля организма.
Критерии здоровья физиологических систем организма, симптомы физиологических отклонений, основные меры профилактики заболеваний.
Общие показатели физиологического состояния организма.
Общие показатели психологического состояния организма.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА - 22 ч.
Общие факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья (факторы внешней среды и особенности физиологического состояния организма).
Экологическая среда и её влияние на здоровье.
Информационно-энергетическое поле организма и здоровье.
Психология и здоровье. Психологические факторы риска и последствия их действия. Психологические факторы, укрепляющие здоровье. Усиление психологических факторов риска в современной жизни.
Способы нейтрализации негативных психологических факторов (профилактика психогенных заболеваний) и усиления действия позитивных факторов.
Эмоции и управление эмоциями. Правила выработки умений управлять эмоциями.
Значение силы воли и способы её развития.
Методика НЛП, аутотренинга и гипноза в лечении заболеваний, укреплении и развитии здоровья.
Психическая уравновешенность и её значение для здоровья человека.
Факторы риска основных инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Основные инфекционные заболевания, вызывающие их причины, способы передачи и меры профилактики.
Гигиена быта и личная гигиена.
Вредные привычки и их негативное воздействие на организм. Детерминанты и профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании в концепции ЗОЖ.
Значение правильной осанки и динамики для здоровья человека.
Особенности системы дыхания как определяющий здоровье фактор.
Значение правильного питания для здоровья. Составляющие режима питания (количество, качество и баланс продуктов, количество и время приёмов пищи, пищевые добавки). Основные диеты, их значение для здоровья и зависимость от образа жизни. Гигиена питания.
Характер и результаты действие учебных нагрузок на здоровье школьника. Способы нейтрализации их негативного влияния. Режим труда и отдыха в концепции ЗОЖ. Действие внешней среды на работоспособность и утомляемость.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ - 3 ч.
Характеристика подросткового и юношеского возраста. Физиологические и психологические процессы в организме школьника. Особенности ВНД. Система ценностей и мотивация поведения.
Нравственное здоровье и воспитание правильного взаимоотношения полов.
Причины старения организма. Профилактика преждевременного старения.
Принципы продления активной жизни.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА - 15 ч.
Резервы здоровья (биологические, энергетические и генетические составляющие). Пути достижения высокого уровня здоровья.
Физическая культура. Режим занятий физической культурой.
Система закаливания организма. Возможности развития здоровья, связанные с особенностями питания, дыхания, движения. Способы психического закаливания.
Пути физического развития человека. Проблемы здоровья в любительском и профессиональном спорте. Системы здоровья как способы полноценной реализации биологических параметров организма.
Два подхода к здоровью человека и лечению болезней: европейская официальная (ортодоксальная) и восточная традиционная медицина. Основа разделения и прерогатива терапевтики. Проблема знахарства и профессионализма.
Биополе организма. Энергетика человека, её позитивные и негативные приложения, значение в определении здоровья и лечении болезней.
ЛИТЕРАТУРА
Программа по ОБЖ «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений. А.Т.Смирнов и др.. Министерство общего и профессионального образования. М, «Просвещение», 2010
Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни. М, «Просвещение», 2005
Богоявленский И.Ф. Первая медицинская и реанимационная помощь.
СП, «Медиус», 2000
Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе. М, «Просвещение», 2003
Гражданская защита: энциклопедический словарь. М, «ДЭКС-Пресс», 2005
Дарман П. Учебник выживания в экстремальных ситуациях. М, «Яуза», 2001
Ильин А. Школа выживания в тприродных условиях. М, «ЭКСМО», 2002
Кацудзо Н. Система здоровья. СП, «Невский проспект», 2003
Курцев П.А. Медико-санитарная подготовка учащихся. М, «Просвещение», 1988
Михайлов С. Самооборона. М, «РИПОЛ», 2002
Смирнов А.Т. ОБЖ – сборник заданий. М, «Просвещение», 2008
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
М, «Просвещение», 2006
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый
контроль качества знаний. М, «Просвещение», 2006
Стивелл А. Техника выживания в экстремальных ситуациях. М, «Гранд», 2001
Сюньков В.Я. Методика преподавания курса ОБЖ. М, «Просвещение», 2004
Топоров И.К. Методика преподавания курса ОБЖ. М, «Просвещение», 2000
Тупикин Е.И. ОБЖ - тестовый контроль качества знаний. М, «Просвещение», 2002
Уайзмэн Д. Самооборона в городе. М, «Гранд», 2002
Уолтунец М.И. Самооборона. М, «Феникс», 2003
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для обучающихся 10-11 классов
(136 часов)
Автор: учитель биологии и ОБЖ Сорокин Юрий Павлович |
04 – 04
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 7-9 классов.
Аннотация к рабочей программе по «Основам безопасности жизнедеятельности»7-9 класс Настоящая рабочая программа по Основам безопасности...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 10-11 классов
Аннотация к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс Цели изучения ОБЖ Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего общего об...
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5 – 9 классов
Основы безопасности жизнедеятельности УМК А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 10-11 классов 2023 г.
Программа ОБЖ обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1091074) учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 10-11 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности») – (далее...