Конспект урока ОБЖ "Правила Поведения Весной"
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОБЖ Паводок | 47.5 КБ |
ОБЖ ПАВОДОК | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правила безопасности весной. Наводнения.
Цели: Изучить природное явление геологического происхождения- наводнение.
Задачи :
Обучающая – сформировать систему знаний о наводнениях и их видах
Развивающая - развивать память, умение оценивать степень риска при наводнении для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека;
Воспитательная - развивать познавательный интерес к изучению опасных природных явлений, осознавать проблему опасности наводнений для жизнедеятельности человека.
Оборудование. Физическая карта мира, компьютер, слайды «Наводнения».
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учеников к учебному занятию.
II. Актуализация знаний.
Письменный опрос по вариантам.
Вариант №1
1. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите, кто из ученых создал шкалу силы ветра?
а) Рихтер;
б) Ломоносов;
в) Бофорт;
г) Менделеев.
2. Область пониженного давления в атмосфере это:
а) смерч;
б) циклон;
в) буря;
г) тайфун.
3. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1 000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, это:
а) ураган;
б) буря;
в) циклон;
г) смерч.
4. В зависимости от времени года, места образования и вовлечения в воздух частиц различного состава различают бури. Найдите ошибки в заданной цепочке:
а) крепкие;
б) пыльные;
в) беспыльные;
г) снежные;
д) шквальные;
е) спокойные.
5. Ураган страшен (найдите ошибку):
а) мощными волнами, обрушивающимися на побережье;
б) вихревыми вращающимися воздушными потоками;
в) катастрофическими ливнями и наводнениями;
г) метательным действием скоростного напора.
6. Что нужно сделать при заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей:
а) убрать с подоконников, балконов и лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком;
б) открыть окна и двери с подветренной стороны (для выравнивания внутреннего давления);
в) с наветренной стороны оклеить стекла окон бумагой, окна защитить ставнями или щитами;
г) закрыть и укрепить чердачные люки и вентиляционные отверстия;
д) отключить газ, воду, электричество;
е) включить телевизор, радио и выслушать рекомендации;
ж) выйти из дома, укрыться в подвале или защитном сооружении;
з) приготовить запасы продуктов питания и питьевой воды.
7. Лучшей защитой от смерча являются:
а) подвальные помещения;
б) мосты;
в) большие деревья;
г) будки на автобусных остановках;
д) подземные сооружения.
III .Мотивация учебной деятельности.
Вниз по реке проплыли глыбы льда,
на отмелях сшибаясь, словно кремни,
и захлестнула полая вода
бугурусланские села и деревни.
Юрий Мош
О каком природном явлении говорит поэт в своём стихотворении?
Почему наводнение является опасным природным явлением?
IV.Сообщение темы и цели урока.
Цель нашего урока – познакомиться с видами наводнений и их происхождением.
Наводнение на реке — грозное явление. Обычно спокойные реки быстро разбухают, становятся могучими водными потоками. Вода мчится с чудовищной силой: “стремительная, коварная, страшная, с водоворотами, клокотанием и ревом, разрушая все на своем пути. Она сокрушает мосты, смывает дома, опрокидывает автомобили, останавливает поезда, размывает дороги, парализует жизнь на огромных территориях”. Чаше всего страдают от наводнений жители речных долин. При большой воде необходимо эвакуировать население, скот. Иногда из зоны затопления приходится вывозить и материальные ценности, например, дорогое и сложное оборудование.
Речные наводнения могут иметь продолжительность от нескольких часов до трех недель. На реках нашей страны наводнения происходили часто, порою носили катастрофический характер и приводили к огромным бедствиям. От волжских наводнений сильно страдал Нижний Новгород, наносился ущерб Твери, Рыбинску, Казани, Самаре, Астрахани. Вода в Волге иногда поднималась до 13 м. Впервые уровень поднятия воды из-за наводнения отмечен Петром I во время его поездки по Волге. В 1722 году он посетил монастырь у Макарьева, расспрашивал о катастрофическом наводнении 1709 года и уточнил уровень поднятия воды. С тех пор в России стали следить за наводнениями.
Известны всем невские наводнения. С 1703 по 1968 год зарегистрировано 227 наводнений с подъемами уровня воды выше полутора метров. Катастрофическим было наводнение 19 ноября 1824 года, когда вода поднялась на 421 см. Через 100 лет, в сентябре 1924 года, в 10 часов утра начался быстрый подъем воды, а в 19 часов 15 минут вода достигла уровня 369 см. Причина невских наводнений кроется в прохождении циклонов и нагоне воды ветром из Финского залива.
Небывалый подъем воды в бассейне Верхней Волги, включая Москву-реку, наблюдался в 1908 г. Он произошел вследствие бурного таяния снежного покрова, толщина которого превышала нормальную в два раза. К тому же в апреле начались сильные дожди, и в результате были уничтожены озимые посевы, разрушены дома, без крова остались 50 тыс. человек. В Москве затопило многие улицы вблизи Москвы-реки, подвалы и первые этажи домов; людей из залитых жилищ спасали на лодках.
Наводнения – одно из наиболее опасных стихийных явлений, часто повторяющихся. Подсчитано, что за последние 100 лет жертвами наводнений стали свыше 9 млн. человек. На северных реках причиной наводнений бывают ледяные заторы, образующиеся во время ледохода. Катастрофические наводнения часты летом на Амуре из-за обильных муссонных дождей.
Люди издавна искали способы защиты от наводнений: строили дамбы, водохранилища, насаждали лесные массивы на берегах, проводили отвод паводковых вод, спрямляли русла рек, углубляли дно.
Стихийные явления, связанные с водами, требуют тщательного изучения и применения разнообразных средств защиты для предотвращения экономического ущерба и сохранения жизни и здоровья людей.
Что же такое наводнение? (даётся определение с записью в тетради)
Наводнение — значительное затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемое различными причинами, приводящее к нежелательным последствиям для человека и окружающей среды.
Каковы причины наводнений?
-продолжительные интенсивные дожди и ливни в результате прохождения циклонов;
-бурное таяние снегов;
-прорывы внутриледниковых и завальных озер;
- деятельность ветра;
-подводные землетрясения и извержения вулканов;
- прорыв плотин и водохранилищ
Какие бывают виды наводнений
Наводнение Ветровой
нагон
Половодье Паводок Затор Зажор При прорывах плотин
Половодье - ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон года относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня; обычно сопровождается выходом вод из русла и затоплением поймы.
Причины:
-весеннее таяние снега на равнинах;
-летнее таяние снега и ледников в горах;
-обильные дожди в определённый сезон года;
Например: реки Волга, Урал, Анадырь, Юкон, Макензи (рассмотреть по карте)
Паводок - сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды в реке, возникающее в результате быстрого таяния снега при оттепели, ледников, обильных дождей, пропусков воды из водохранилищ.
Например: Обь, Томь (рассмотреть по карте)
В отличие от половодий, случается в любое время года.
Затор - нагромождение льдин во время ледохода в сужениях и излучинах
русла реки, на мелях и в других местах, где проход льдин затруднён.
Например: крупные реки, текущие с юга на север: Енисей, Обь, Лена (рассмотреть по карте)
Зажор – скопление рыхлого ледового материала в сужениях и излучинах русла реки.
Например: реки Сырдарья, Чусовая. (Рассмотреть по карте)
Наводнения при прорывах плотин. (Предложить учащимся дать самостоятельно определение и выявить причины)
Ветровой нагон – подъём уровня воды в реке в результате воздействия ветра на водную поверхность.
Например: Нева (рассмотреть по карте)
V. Закрепление.
В качестве закрепления предложить детям посмотреть презентацию по теме.
VI. Рефлексия.
VII. Подведение итогов.
Выставление оценок учащимся.
VIII. Завершение урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весенний лёд очень коварен, солнце и туман задолго до вскрытия водоёмов делают его пористым, рыхлым, хотя внешне он выглядит крепким. Такой лёд не способен выдержать вес человека, не говоря уже о транспорте
Переходить водоёмы весной строго запрещается.
Особенно недопустимы игры на льду в период вскрытия рек.
Прыгать с льдины на льдину и удаляться от берега недопустимо!
Такие поступки, как правило, заканчиваются трагически.
Поэтому не следует забывать : - на весеннем льду легко провалиться; - быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов; - весенний лёд, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.
В период весеннего паводка и ледохода запрещается :
- выходить в весенний период на водоёмы
- переправляться через реку в период ледохода
- стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу
- ходить по льдинам и кататься на них
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по технологии "Весна в лесу".
Основная деятельность - это работа с соленым тестом, изготовление ежа....
Конспект урока на тему: "Весна"
Конспект урока на тему: "Весна"...
план-конспект урока Наурыз- праздник весны
Урок страноведческого содержания.Нацелен на развитие навыков чтения, говорения, аудирования.Уровень сложности-В1.Длительность-2 академических часа....
Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)
Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)Конспект урока развит...
Конспект урока "Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование"
Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи, воды, эффективности снаряжения....
Конспект урока "Безопасное поведение на водоёмах"
Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс...
Конспект урока "Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах"
Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс...