Технология интерактивного обучения.
методическая разработка по обж (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Интересно, что интерактивность понимается как непосредственный диалог.
Интерактивное обучение-это обучение, погруженное в общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_interaktivnogo_obucheniya.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология интерактивного обучения
Интересно, что интерактивность, понимается как непосредственный диалог.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение.
Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. Особенностями ПАССИВНОЙ МОДЕЛИ является то, что ученики усваивают учебный материал со слов учителя, из текста учебника, не общаются между --традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик – учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательные.
В последнее время получил распространение термин «ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ» , которое ставит своей целью организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют друг с другом. Интерактивную работу можно применять и на уроках материала ( после изложения нового материала ), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать ее вместо опроса или обобщения. Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальном этапе обучеия. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классуу.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ -- это диалоговое обучение.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ -- это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – это обучение погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержательное образовательного процесса оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающее в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Традиционно выделяют три стороны общения:
- информативную (обмен информацией);
- интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий );
- перцептивную ( адекватное восприятие и понимание друг друга.
1
В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя.
Каким же образом нужно строить обучение, чтобы процесс обучения стал обоюдно интересным и для педагога и для учащегося?
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Педагог (ведущий) не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску (учитель должен создать условия для этого взаимодействия). Опыт учащихся не менее важен, чем опыт ведущего. Дети – соавторы учителя в создании урока. Педагог выступает в роли помощника. Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым окружением. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке:
ФИЗИЧЕСКАЯ – меняют рабочее место пересаживаются;
-- говорят (единство речевой и мыслительной деятельности, пишут, слушают, рисуют и т.д.);
СОЦИАЛЬНАЯ – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.;
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.
Традиционный авторитарный стиль преподавания при интерактивном обучении меняется – учитель выступает в роли консультанта. А его задача – создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных.
Среди форм организации учебной работы преобладает парная ( статичные пары и пары сменного состава ), групповая ( статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес ( в течение 7 – 10 минут ), у них сильно развита непроизвольная память.
Интересно, что интерактивность понимается как непосредственный диалог.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение.
В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
--- решение поставленных задач ( учебных, поведенческих и пр.)
--- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Эффективность обучения зависит от эмоционального климата микрогруппы.
Некоторые педагоги предлагают объединяться учащимся в группы по «желанию»: Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей
2
школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, не равные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Поэтому желательно объединить детей с учетом их личных склонностей.
Следующий этап интерактивного обучения -- организация учебной деятельности учащихся в группе. Данный этап включает: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; стимулирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленных задач в рамках, определенных педагогом.
Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую роль будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует.
Роль членов группы:
инициатор, разработчик, координатор, оценщик, интерпретатор, секретарь, гонец, докладчик, хранитель времени и др.
Специалисты выделяют следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:
-- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
-- каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
-- критикуются идеи, а не личности;
-- цель совместной деятельности заключается не в «победе», а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.
Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу: (сформулировать и решить проблему).
Процесс подведения итогов показывает, насколько группе удалось выполнить поставленную задачу. Существуют некоторые «подводные камни», к которым должен быть готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Наоборот в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Для того чтобы преодолеть негативное явление (децентрацию), мнение группы должно действительно выражать совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно
3
учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или. Напротив, находить такие аргументы, которые не обижая, доказывают правильность позиции, мнения и т.д.
Этап презентации групповых решений определить как отличительную особенность интерактивного обучения – рефлексией прошедшего занятия.
Эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу.
Фокус внимания учителя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
К методам интерактивного обучения могут быть отнесены:
1) эвристическая беседа,
2) метод дискуссии,
3) «мозговая атака»,
4) метод «круглого стола»,
5) метод «деловой игры».
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Технология интерактивного обучения.
Методическая тема: « Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития личности». ...
Технология интерактивного обучения
Материал электронного курса "Технология интерактивного обучения". Может быть кому-то будет полезно....
Технологии интерактивного обучения на уроках химии
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...
Технология интерактивного обучения
Курс лекций...
Технология интерактивного обучения
Аннотация разработки Изучив специальную литературу и применяя на практике технологию интерактивного обучения, я пришла к выводу, что в процессе преподавания она позволяет оживит...
Технология интерактивного обучения как эффективная образовательная технология
В данной статье рассматриваются научно-практические основы технологии интерактивного обучения. Современное общество требует от человека не только приобрести новые знания и умения, но,...