Технологическая карта урока ОБЖ 7 класс по теме «Понятие лесных и торфяных пожаров и их классификация».
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему

Технологическая карта урока ОБЖ 7 класс  по теме «Понятие лесных и торфяных пожаров и их классификация».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Понятие лесных и торфяных пожаров и их классификация».

Автор

Влазнев Пётр Васильевич, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СШ № 34» города Смоленска

Предмет

ОБЖ

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Класс

7  

Тип урока

Комбинированный

Технология урока

Технология  развития  критического мышления, ИКТ                  

Цель

  • формирование познавательного интереса посредством применения ИКТ;
  • осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека;
  • содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора обучающихся, проектирование правил безопасного поведения в лесу в пожароопасный сезон.

Тема

«Понятие лесных и торфяных пожаров и их классификация».

Задачи

1.Образовательные (предметные результаты)

Дать представление о лесных и торфяных пожарах.

Научить различать типы пожаров.

Научить учащихся выявлять основные причины лесных пожаров, развитие самостоятельной деятельности, усиление активации и мотивации учения, анализировать, делать выводы;

2. Развивающие (метапредметные результаты):

Развитие познавательного интереса посредством ИКТ

Осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека.

Содействие формированию пониманию и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся

Развивать творческие, коммуникативные способности и речевую культуру;

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

3. Воспитательные (личностные результаты)

Научить оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека

Прививать навыки осторожного обращения с огнём

Ориентироваться на месте, вырабатывать мужество, находчивость и самоотверженность.

Воспитывать культуру общения при работе в мини группах и коллективе;

Воспитывать бережное отношение к природе и необходимости её охране;

Воспитывать настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке:

 технологии развивающего обучения; игровые технологии; технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология коллективного взаимообучения; технология проблемного диалога (постановка проблемы; актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы; побуждающий или подводящий диалог для совместного открытия знаний; работа с учебником – продуктивное чтение, работа с практикумом – самостоятельное применение знаний); технология оценивания учебных достижений; алгоритм самооценки.

Планируемые  образовательные результаты

Предметные

Имеют желание учиться; Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Метапредметные 

         Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), сформировать  взаимоотношения с окружающими;

       Познавательные УУД: изучить виды пожаров, познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров; Выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, познакомиться с последствия  возникновения лесных пожаров.

      Коммуникативные УУД: владение приемами и навыками общения со взрослыми; : владение приемами и навыками общения со сверстниками;  готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредмтных результатов обучения.

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  • осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные  результаты:

  • Сформировать познавательный интерес к предмету, позитивное отношение к природе необходимости её охраны и бережном отношении. учащиеся должны усвоить виды лесных и торфяных пожаров;
  • сформировать представление о важности бережного отношения к природе;

осознать опасность и последствия от лесных и торфяных пожаров для людей, народного хозяйства, экологии

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Лесной пожар, противопожарный сезон, низовой пожар, верховой пожар, подземный или торфяной пожар.

Вид используемых на уроке ИКТ

Мультимедийная  установка , слайд-презентация поясняющая основные понятия

Образовательные ресурсы

Учебник:

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

1.Организационный этап.

Деятельность учителя.

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих

Деятельность учащихся.

Приветствуют учителя, слушают, принимают участие в диалоге.

Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

Предметные результаты

Метапредметные УУД.

Познавательные УУД:

Слушают учителя

Коммуникативные УУД:

Принимают участие в диалоге с учителем

Регулятивные УУД:

Демонстрируют готовность к уроку:

Готовят рабочее место к уроку.

Личностные результаты:

Имеют желание учиться; Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2. Актуализация  знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы,.

Деятельность учителя. (Звучит пожарная сирена).Учитель спрашивает: «?то случилось?»

Учитель ведет беседу: Когда звучит пожарная сирена?

А, где может произойти пожар?

Да, вы правы. Пожары могут произойти везде.

Я и ты за все в ответе,

Так не забудь об одном:

Не стоит никому на свете

Шутить с огнем!

Скажите, пожайлуста, как называется тема нашего урока.

Предлагает учащимся разбиться на пары, для ответа на проблемы.

Деятельность учащихся.Дети отвечают: «Звучит пожарная сирена».

Дети продолжают беседу: Когда случается пожар.

В школе, дома, на улице, в лесу.

Дети отвечают название темы урока.

Дети разбиваются на пары.

Озвучивает тему урока.

Предлагает разбиться на пары. В парах ответить на поставленные проблемные ситуации.

.

Работают в парах.

Рассказывают алгоритм действий.

Отчет по парам.

Работа с таблицей по заполнению 1 колонки таблицы.

3.Постановка учебных задач. Формулировка образовательных, развивающих, воспитательных задач; мотивация на их принятие; планируемые результаты.

Деятельность учителя. Задает вопросы.

Как вы думаете, что какое пожар?

Что в основном в лесу может гореть?

Что такое торф?

А что вам о нем известно?

Дети отвечают.

Пожар –это неконтролируемый процесс горения.

Лес, торф.

Торф – это горючее полезное ископаемое

Торф образовался из остатков мха, без доступа кислорода.

Предлагает заполнить 1 колонку таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;  готовность к коллективным формам деятельности.

Личностные:

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.

4.Изучение нового материала.

Объяснение нового материала, сопровождаемое показом презентации «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».

1.Просмотр презентации и прослушивание доклада.

2. Выполняют задание.

3.Последствия пожаров. Оформляют кластер. Работают в парах.

1.Делятся впечатлениями по теме доклада.

2.Задание. Заполните  схему «Причины массовых пожаров в лесах и на торфяниках» (учебник, стр. 122).

3. Оформите свои предположения с помощью кластера

Предметные: изучают правила поведения.

Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам ; моделировать ситуации; сформировать  взаимоотношения с окружающими;

Познавательные

:познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров;

Коммуникативные:

владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; ,готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные:

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; социально-психологические (качество отношений с окружающими людьми);

Предлагает выполнить практическую работу.

Задание. Составление таблицы – памятки « Характеристика различных типов лесных пожаров».

Выполняют практическую работу.

 Составляют  таблицу - памятку.

 Отвечают на задаваемые вопросы

Предлагает заполнить 2 колонку таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Физкультминутка! Мы с вами много работали, устали, а теперь все дружно встали. Так давайте отдохнём, физкультминутку для глаз проведем.

Посмотрите вверх-вниз. Посмотрите направо, налево. Посмотрите вдаль – на кончик носа.

Закройте глаза, не открываете, пока не досчитаете до 20.

5. Первичное закрепление.

 Раздает ученикам карточки с ситуационными задачами.

Работают в парах. Отвечают на вопросы по карточкам.

 

Задача 1. Вы находитесь в лесу с друзьями. Неожиданно вы видите дым и языки пламени, которые лижут стволы и кроны деревьев. Ваши действия по сохранению личной безопасности и безопасности окружающих в подобной ситуации?

Задача 2. Находясь в сельской местности, вы увидели, что горит хлебное поле. Ваши действия по сохранению личной безопасности и безопасности окружающих в подобной ситуации?

Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения; сформировать навыки ориентирования на местности; моделировать ситуации

Познавательные:

познакомиться с последствия  возникновения пожаров .лесных

Личностные

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.

6.Закрепление материала.

Задание. Игра «Запрещено –разрешено»

Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете зеленые

Учащиеся выполняют указания учителя. Изучают правила поведения.

1. При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01 ( + )

2. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара ( + )

3. Бросать горящие спички, окурки. ( - )

4. Небрежно и беспечно обращаться с огнем. ( - )

5. Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.  ( + )

6. Оставлять без присмотра горящий костер. ( - )

7. Оставлять на месте костра тлеющую золу. ( - )

8. Учиться пользоваться огнетушителем. ( + )

карточка, если оно разрешено и красные – если запрещено.

9. В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления. ( + )

10. В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). ( + )

11. Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. ( - )

12. В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись. ( + )

13. При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижавшись к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. ( + )

Регулятивные: 

сформировать  взаимоотношений с окружающими.

Познавательные: 

выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми;  умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.

6.Рефлексия.

Деятельность учащихся. Используя рисунок, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос.

Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполнения задания.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Деятельность учителя. 1.Самостоятельное применение знаний. Работа в паре. 

2.Взаимопроверка.

Организует беседу с классом по вопросам:

3.Самооценка.

Проведите самооценку, поставьте себе объективную оценку за урок.

Критерии:

Оценка «5» , если нет ошибок;

Оценка «4», если допущена незначительная  ошибка;

Оценка «3», если допущены две ошибки. (слайд)

4 Задает задание на дом: § 5.1,

. Выставление оценок в журнал и дневник.

Предлагает заполнить 3 колонку таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Достигли ли вы цели урока?
  2. Что было главным на уроке?
  3. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
  4. Что нового вы узнали?
  5. Что было интересным?
  6. Чему научились

Творческие задания:

1) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара;

2) подобрать материал о лесных пожарах Смоленской  области

Регулятивные:

сформировать  взаимоотношений с окружающими.

Познавательные:

выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми;  умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные:

социально-психологические ( качество отношений с окружающими людьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОБЖ в 7 классе "Лесные и торфяные пожары".

В работе рассматриваются два вопроса: общие понятия и определения по теме занятия; основные характеристики лесных и торфяных пожаров....

Разработка урока по ОБЖ 7 класс по ФГОС "Понятие лесных и торфяных пожаров и их классификация"

Пожар как неконтролируемый процесс горения. Особенности его классификации и отдельных видов. Специфика причин возникновения, приемов и средств ликвидации последствий...

Конспект урока по ОБЖ 7 класс "Лесные и торфяные пожары"

Учебные вопросы.Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров.Последствия лесных и торфяных пожаров.Предупреждение лесных и торфяных пожаров.Правила безопасного поведения при нахождении в зо...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс...

Урок ОБЖ в 7 классе. «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров».

«Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»...

Урок ОБЖ в 7 классе "Лесные и торфяные пожары и их характеристика"

Урок ОБЖ в 7 классе "Лесные и торфяные пожары и их характеристика". Презентация и конспект урока....