Ураганы, бури, смерчи
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОБЖ
Аттестуемый педагог (ФИО) ________________ОПОКИНА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА_____________________________
Предмет Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) класс 7_ «А»______________________
Тема урока «Ураганы, бури, смерчи» _______________________________________________________________________
Тема четверти «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий»
Цели урока:
Образовательные - обобщить знания учащихся по теме « Ураганы, бури, смерчи».
Воспитательные- развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных ЧС для жизнедеятельности человека, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.
Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.
Задачи:
Обучающие - закрепить понятия и характеристики опасных природных явлений, познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с разрушительными последствиями опасных природных явлений;
Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи;
Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, физическая карта России, атласы, карточки с заданиями и тестами.
Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, математика.
Тип урока: обобщающий урок
Этап урока. Цели и задачи, методы и приёмы | Основное содержание | Оценка эксперта |
Цель: -организация начала урока; - мотивация учебной деятельности. Цели учащихся: -включиться в деловой ритм урока; -сформулировать цель урока; - определить значение материала урока в жизни; - стимулировать познавательный интерес, преобразовать содержание обучения в личностно значимое. Цели и задачи учителя: - создать благоприятную психологическую атмосферу урока, включить учащихся в деловой ритм урока; -- посредством деятельности детей сформулировать цели и задачи урока, ожидаемые результаты. - подготовить учащихся к осознанному восприятию материала. Методы организации работы: Беседа с использованием проблемных вопросов, проблемных ситуаций. Форма организации работы: Фронтальная, коллективная | У: Добрый день, ребята! У нас сегодня необычный урок. Необычный потому, что к нам пришли на урок гости. Я надеюсь на вас, ребята, что вы будете активными, внимательными и любознательными. У: Отчего бывает ветер? – « оттого, что деревья качаются!» Это смешной диалог из детской книжки может стать началом разговора о ветре, который бывает и слабым, и умеренным, и сильным. Одним словом разным. А если ветер очень сильный? Помните у А.С. Пушкина: Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь, стаи туч, Ты волнуешь сине море…? Если ветер очень-очень сильный, то у него может быть сразу несколько названий. У: Как можно назвать эти ветра? Д: Ураганы, смерчи, бури У: Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Д: Ураганы, бури, смерчи ( обобщение) У: Молодцы! У: К какой группе природных катастроф относятся ураганы, бури, смерчи? Д: Метеорологической группе У: А что такое метеорологическое явление? Д: Природное явление, возникающее в атмосфере под воздействием различных природных факторов или сочетаний, способное оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растений, объекты экономики У: Сегодня мы проведём итоговый урок по теме «Ураганы, бури, смерчи». | |
Цель для учащихся: -вспомнить материал. Цели и задачи учителя: - воспроизвести необходимые знания учащихся; -оценить уровень подготовленности учащихся, скорректировать их знания, проверить готовность к восприятию новой информации. Методы организации работы: Фронтальный опрос. Форма организации работы: фронтальная. Критерии достижения целей и задач данного этапа урока; Успешные ответы учащихся, понимание ими связи вопросов с темой урока. При затруднении в ответах учитель оказывает помощь, задаёт наводящие вопросы. Методы мотивирования учебной деятельности учащихся: похвала | Обобщение учебного материала с использованием компьютерной презентации ( показ слайдов) У: Что такое ветер? Д: Это движение, перемещение воздуха параллельно земной поверхности, возникающее в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления и направленное в зону низкого давления. У: Как вы думаете, чем характеризуется ветер? Д: Направлением, силой, скоростью У: Как определяется сила ветра? Д: По шкале Бофорта У: Кто такой Бофорт? Д: (небольшое сообщение о шкале Бофорта). Сила ветра измеряется в баллах. Для того чтобы зрительно, по движению воздуха оценить силу ветра, в 1806 г. английский адмирал Френсис Бофорт ( 1774-1857) создал шкалу оценки скорости (силы) ветра для собственного пользования. Удобство этой шкалы в том, что она позволяет, по описанным в ней признакам довольно точно определить без приборов скорость ветра. У: Какие виды ветров вы знаете? Д: Бриз, буря, ураган, смерч У: Дать определения этим явлениям Д: Бриз (от лёгкого до сильного бриза) моряки называют ветер, имеющий скорость от 4 до 31 мили/час, в километрах до 50 км/час. Буря- ветер, скорость которого достигает от 62 до 105 км/час. На море термину буря соответствует синоним - ветер, скорость которого составляет более115 км/час. Ураган- атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/час, а в приземном слое до 200 км/час. Смерч - это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся до поверхности земли (воды) в виде гигантского рукава-хобота. У: Что является причиной образования бурь, ураганов, смерчей? Д: Причиной является образование в атмосфере циклонов. У: Что же такое циклон? Д: Сильное атмосферное возмущение, круговое движение воздуха с пониженным давлением. У: Основным поражающим фактором всех возмущений является скоростной напор (порыв) воздушных масс У: Молодцы ребята! У: А какие последствия могут быть при ЧС метеорологического характера? Сообщение о последствиях бурь, ураганов, смерчей Доклад обучающихся (информация о смерче в Ивановской области) Во второй половине дня 9 июня 1984 года в Московской, Калининской, Ярославской, Ивановской и Костромской областях отмечались смерчи, а также шквалы со скоростью до 22-27 м/с, в Горьковской, Рязанской, Кировской, Саратовской областях, Чувашской, Мордовской и Марийской АССР – шквалы со скоростью ветра до 30-40 м/с. Наиболее сильный смерч наблюдался в Иваново. Около 15 ч 30 мин примерно по пути движения смерча прошло грозовое облако, из которого выпал град диаметром около 2 см. В 15 ч 45 мин появилось новое, очень темное облако с воронкообразным выступом, который, раскачиваясь из стороны в сторону, опускался к Земле. Почти коснувшись земли, воронка стала быстро расширяться и всасывать предметы, причем нижний конец ее неоднократно приподнимался и опускался. Было хорошо видно быстрое вращение воронки – "хобота" и выбрасывание предметов на некоторой высоте; слышен сильный свист и гул, подобно тому, какой создает реактивный самолет. Явление напоминало кипящий котел, внутри воронка светилась. От "хобота" отделялись "рукава", которые то удалялись от воронки, то приближались к ней. Материнское облако, из которого опустился "хобот", быстро перемещалось на север и в полосе шириной около 500 м смерч срывал крыши домов, ломал и вырывал деревья, столбы и опоры электропередачи; прочные деревянные дома, и особенно их кровли, разрушались; переворачивались тяжелые вагоны, приподнимались, многократно перевертывались и сносились в сторону автомашины, автобусы, троллейбусы и другие предметы. ( на слайде показ последствий ураганов, бурь, смерчей) У: Перечислите неотложные действия при приближении урагана, смерча. Д: Услышав сигнал «Внимание всем!» включить радиоприемник и прослушать сообщение; б) Собрать в одном месте вещи первой необходимости; в) Подготовить дом или квартиру к встрече со стихией; г) Определить наиболее безопасное место в доме (квартире) и укрыться там; д) Бывают ситуации, когда человек вынужден оставаться на открытой местности (в поле, в лесу, на дороге); е) После прекращения бури не торопитесь возвращаться к обыденной жизни. Соблюдайте осторожность! У: Молодцы ребята! | |
Работа в парах. Цели для учащихся: - на примере задач развивать логические мыслительные операции, познавательного интереса; - осознание проблемы опасности стихийных ЧС; - расширение кругозора - развивать самостоятельность, воображение Цели и задачи для учителя: -познакомить учащихся с задачами; -научить учащихся самостоятельно и быстро мыслить, работать в парах, преодолевать трудности; Методы организации работы: Индивидуальная работа. Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: - умеют быстро и правильно справиться с заданием; - логично объяснить и показать на карте нужные места. Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу: - активность в ответах на решение задачи; -наличие уточняющих вопросов в сложных местах. | У: А теперь ребята, давайте проверим нашу память, быстроту реакции и воображение- применим знания географии и математики на уроке ОБЖ. У вас на партах карточки с задачами и атлас, вы будете работать в парах. Кто быстрей решит задачу поднимет руку.
Задача №1. В 1979 г. во Владивостоке бушевал тайфун « Ирвинг». Сначала он показал свой злобный нрав острову Хоккайдо. За какое время дошёл до Владивостока, если его скорость была 120 км/час? Расстояние до острова определите самостоятельно по карте. Задача №2. В 1968 году советские учёные проводили испытание ядерного оружия на военном полигоне на острове Новая Земля. До какого города ( региона) могло бы дойти радиоактивное облако за трое суток при северо-восточном ветре и скорости 25 км/час? У: Кто справился с заданием и готов ответить у доски? Давайте проверим ваши решения. Молодцы!
| |
4. Индивидуальная работа. Контроль знаний, тестирование - подведение итогов урока. Цели для учащихся: - ответить на вопросы теста; - осуществить взаимопроверку; получить хорошую оценку. Цели для учителя: - выполнить тестовую работу; - обобщить и закрепить знания учащихся; - контроль и самопроверка знаний; - установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами, внести коррективы. Методы организации работы: Тестирование. Формы организации работы: индивидуальная Критерии, позволяющие определить степень усвоения материала: Правильность выполнения теста, хорошие оценки за эту работу. Возможные пути реагирования на ситуации, когда часть учащихся не освоила материал: -при выполнении работы учитель оказывает помощь; В случае выявления ошибок при проверке, проводится коррекция знаний на следующем уроке. | У: У вас на столах лежат карточки с тестовым заданием. Подчеркните букву правильного варианта ответов и проведите взаимопроверку Первый вариант: 1. Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра? а) Рихтер; б) Бофорт; в) Ломоносов; г) Менделеев. 2. Ветер скоростью до 20 км/час называется: а) циклон; б) шторм; в) бриз. 3. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии: а) ветра и воды; б) воды и атмосферного давления; в) атмосферного давления и ветра; г) ветра и верхнего слоя земли. 4. Сильный мало масштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 400 км/час: а) циклон; б) ураган; в) буря; г) смерч. 5. Лучшая защита от смерча: а) будка на автобусной остановке; б) мосты, большие деревья; в) подвальные помещения, подземные сооружения. Второй вариант: 1. Область пониженного давления в атмосфере – это: а) смерч; б) циклон; в) буря. 2. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 100 км/час: а) ураган; б) шторм; в) торнадо. 3. Принцип работы одного из указанных приборов напоминает принцип действия смерча, что это за прибор: а) утюг; б) пылесос; в) холодильник; г) газовая плита. 4. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо: а) закрыть все окна и двери; б) включить телевизор, радиоприемник и выслушать рекомендации; в) выйти из здания и укрыться под ближайшим деревом. 5.Относительно безопасным естественным укрытием на улице во время урагана является: а) овраг; б) крупные камни; в) линии электропередач. У: Напоминаю вам критерии оценивания теста. Так как правильным является только один вариант ответа, поэтому за 5 «+»- оценка «5»; за 4 «+»- оценка «4»; за «+»- оценка «3» У: Молодцы! Справились с заданием | |
5.Обобщение знаний. Групповая работа. Цель дл учащихся: - ответить на вопросы учителя; - обобщить знания по теме метеорологические ЧС. Цели и задачи для учителя: - продолжить формирование знаний, умений и навыков учащихся, помочь их им систематизировать, обобщить и закрепить; - установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами, внести коррективы. Методы организации работы: Фронтальная беседа. Формы организации работы: групповая Критерии, позволяющие определить степень усвоения материала: Правильность ответов на вопросы учителя. Возможные пути выявлений пробелов у учащихся в изученном материале. В случае выявления ошибок, проводится коррекция знаний на следующем уроке. | У: В завершении нашего урока давайте пройдем «Лабиринт Знаний». Отвечайте «да», если утверждение верно или «нет», если неверно с помощью сигнальных карточек ( да- зелёный цвет); ( нет- красный цвет) Показ слайда № 12 У: Молодцы, ребята! | |
6.Задание на дом Цели для учащихся: - выполнение творческого задания; - в процессе деятельности расширить знания о метеорологических ЧС Цели и задачи для учителя: - объяснить особенности выполнения домашнего задания. - мотивировать выполнение учащимися дополнительных заданий хорошими оценками. Критерии успешного выполнения творческих заданий: - наличие стихотворений и сказок; - наличие творческих названий | У: Выполнить творческое задание. Написать стихи, сказку об опасных метеорологических явлениях. У: Ребята, на сигнальных карточках напишите, с каким настроением вы уходите с урока? СПАСИБО ЗА УРОК! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ураганы, бури, смерчи
Об опасных метерологических природных явлениях. Состоит из буклета, презентации, документа...
Урок по ОБЖ на тему "Ураганы, бури, смерчи "
1. Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей.2. Последствия ЧС метеорологического характера.3. Меры по снижению ущерба.4. Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь, с...
7 класс. Тема 3, «ЧС метеорологического происхождения», урок 11 «Ураганы, бури, смерчи. Причины возникновения и последствия».
Данная презентация иллюстрирует одиннадцатый урок ОБЖ в 7 классе «Ураганы, бури, смерчи. Причины возникновения и последствия» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 1...
Презентация "Ураганы, бури, смерчи"
обж 7 класс...
Открытый урок по ОБЖ по теме "Ураганы, бури, смерчи" (7 класс)
В данном материале представлен подробный конспект урока по ОБЖ на тему "Ураганы, бури, смерчи" (7 класс). В уроке присутствуют следующие этапы: опрос по теме "Обвалы, оползни", знакомство с новым мате...
Презентация "Ураганы ,бури ,смерчи"
Презентация на тему "Ураганы ,Бури ,Смерчи" с вложенной таблицей шкалы Бофорта и фото природных стихий...
"Опасные ветровые явления. Ураганы,бури, смерчи". Проект. 7 класс. 2016 г.
"Опасные ветровые явления"...