Урок_7 класс_Землетрясения
план-конспект урока по обж (7 класс) по теме

Иост Татьяна Николаевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_7_klass_zemlyatreseniya.docx681.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОБЖ

Класс: 7

Тема: « Землетрясения»

Продолжение учебного занятия: 45 минут

Цели и задачи учебного занятия:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием « землетрясение», причинами, последствиями и способами защиты;

Развивающая: показать учащимся правила безопасного поведения при землетрясении. Развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника.

Воспитательная: Повысить мотивацию к познанию, формирующую познавательный интерес учащихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности.

Оборудование: лекция, мультимедийный проектор, ноутбук.

Дидактические материалы: Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «ОБЖ». Тематическое планирование Ю. Л. Воробьева Мультимедийная презентация.

Рабочая тетрадь по ОБЖ  Издательство «Астрель» Ю.Л. Воробьев.

Форма работы: групповая.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающее, обучение в сотрудничестве.

Ход урока.

 

I этап учебного занятия: приветствие, мотивация к учебной деятельности, раскрытие темы.

Цель

Задачи

Длительность

 Проверить готовность учащихся к уроку.     Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала.

Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся, раскрыть тему урока. Повторить пройденный материал.

2 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слово учителя: Здравствуйте, дети! Садитесь! Я рада приветствовать вас на уроке ОБЖ.

- Что такое ЧС природного характера?

- С какими видами ЧС природного характера вы уже знакомы?

-Какое природное проявление внутренней силы Земли является наиболее грозным (вспомним уроки географии)?

- О каком виде ЧС природного характера пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Здороваются с учителем!

Садятся. Начинают слушать.

Отвечают на вопросы.

II этап учебного занятия:

постановка цели и задач

Цель

Задачи

Длительность

В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока.

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение урока

1 минута

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Итак, тема сегодняшнего урока: « Землетрясения». Сегодня на уроке мы должны сформировать представление о землетрясении, выяснить, где чаще всего они происходят, по каким причинам, как классифицируются землетрясения, последствия и правила безопасного поведения.

1 слайд

(Название презентации )

1 минута

.

III этап учебного занятия: изучение нового материала

Цель

Задачи

Длительность

Довести до учащихся основные понятия о землетрясениях, их причинах-характеристиках и последствиях.

Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения при землетрясениях.

10 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слово учителя: Слово «землетрясение»- русское, и его смысл прост: трясение земли. По-гречески землетрясение, сейсмос. Отсюда и понятны другие слова: сейсмические волны, приборы (сейсмографы),сейсмические колебания, станции.

Землетрясения-это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещения и разрывов в земной коре или верхней мантии Земли и передающийся на большое расстояние в виде упругих колебаний.(Записать в конспект)

Наиболее разрушительные землетрясения за последние несколько столетий: 1988 г. Армения. Город Спитак был полностью разрушен. Погибло 25 тыс. человек. 1995 г. Россия. В Нефтегорске на полуострове Сахалин произошло землетрясение силой 9-10 баллов по шкале  Рихтора,  погибло 2 тыс. человек. И т.д. (см. учебник стр.51-52)

2-3 слайд

(Название слайда «Сейсмическое районирование»)

На границе столкновения двух плит происходит деформация земной поверхности с выделением энергии. Возникающие здесь землетрясения называются тектонические. Землетрясения могут  происходить во внутренних частях плит- внутри плитовые  землетрясения. Землетрясения, возникающие в результате вулканической деятельности. Также существуют обвальные землетрясения, которые  возникают в результате обрушения скал (возникает упругая волна). Самые сильные и опасные – тектонические и внутри плитовые  землетрясения (записать в конспект классификацию землетрясений).

4-5 слайд

(классификация землетрясений)

Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы – сейсмографы. Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Его создал китайский ученый Чжан Хэн. В большом сосуде он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, определяли, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями. Современные сейсмографы представляют собой сложные электромеханические устройства. Главная часть сейсмографа- груз на пружине, который при землетрясении неподвижен, а остальная часть прибора колеблется и все колебания записываются на бумажную ленту. Ежегодно сейсмографы регистрируют на Земле более тысяче землетрясений.

6 слайд

(сейсограф)

А каковы же последствия землетрясений?

-гибель людей;

-тяжелые физические и психологические травмы;

-потеря близких, жилья, имущества;

-цунами, пожары, техногенные аварии, разрушение зданий, обвалы, оползни, камнепады, снежные лавины, грязевые потоки, нарушается экологическая обстановка ,нарушается хозяйственная деятельность. (записать конспект о последствии землетрясений в конспект, с элементами беседы).

7-12 слайд

(последствия землетрясений)

Травмирование  и гибель людей  происходит в основном за счет поражения обломками разрушенных зданий, сооружений, конструкций и падающих предметов, а также в результате нахождения в завалах из-за отсутствия своевременной помощи.

Разрушительная сила землетрясения проявляется в очень короткие сроки- десятки секунд. Но большинство людей гибнут от действия вторичных факторов поражения- падения стен, тяжелых предметов, стекол, камней. Жителям сейсмоопасных районов специалисты МЧС рекомендуют подготовиться к возможным ударам стихии заблаговременно: (работа с учебником стр.61, пересказ прочитанного).  

3-4 минуты

Признаки приближающегося землетрясения.

- Можно ли предугадать землетрясение?

Признаками приближающегося землетрясения могут быть следующие явления: запах газа в районах, где раньше этого не отмечали; вспышки в виде рассеянного света зарниц; искрение близко расположенных электропроводов; голубоватое свечение внутренней поверхности домов; животные покидают местность.

5-7 минут

13 слайд

( признаки приближающегося землетрясения)

Основные характеристики землетрясений. Магнитуда. Очаг землетрясения. Гипоцентр. Эпицентр.

.

14 слайд

( рисунок подземного толчка)

Правила безопасного поведения при землетрясении.

- продумать план действий во время землетрясения при нахождении дома, в школе, на улице, в транспорте;

- научиться оказывать ПМП;

- держать в удобном месте документы, деньги, вещи, запасы воды, еды, медикаментов;

- закрепить мебель, убрать сверху тяжелые предметы;

- не прятаться около окон и наружных стен;

- изолировать опасные вещества;

- определить наиболее безопасные места в помещении.

15 - 16слайд

(правила безопасного поведения при землетрясении)

В чем измеряется землетрясение? Энергия землетрясения оценивается в относительных единицах (от 1 до 9 баллов) по шкале магнитуд Рихтера.

Для регистрации землетрясения созданы две шкалы. До 30-х годов сила землетрясения измерялась вызванными убытками- по  шкалае Меркали. В настоящий момент для определения силы землетрясения пользуются шкалой Рихтера. В 1935 году американский сейсмолог Ч. Рихтер предложил определять силу землетрясения по 12-ти бальной шкале. Нулевая отметка на сейсмографе означает абсолютный покой почвы, один балл указывает на слабый толчек, каждый следующий балл помечает толчек в 10 раз сильнее предыдущего.

17 слайд

        ( шкала Рихтора)

IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний

Деятельность учителя

Цель:

Проверить качество усвоения материала и навыков самостоятельной работы.

Задачи: Обобщить теоретические  сведения, полученные на уроке.

Деятельность учащихся

- Какое природное явление принято называть землетрясением?

- Что может стать причиной землетрясения?

- В рабочих тетрадях составить словарик терминов и понятий, используемых в теме «Землетрясения». Продолжить перечень названных терминов, используя материал учебника, стр. 50-54.

5-7 минут

V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность

Подвести итог занятий, усвоенные знания выставить оценки за ответы на месте

Обобщить и закрепить полученные знания.

2-3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                        Ответьте на вопросы:

1.Какие процессы происходят в недрах Земли, приводящие к землетрясению?

2.Назовите сейсмоопасные районы.

3.Можно ли предсказать землетрясение?

4.Ситуативная задача: Находясь в школе, вы узнали о том, что через 3 часа вашему району угрожает землетрясение. Составьте план ваших действий.

4. Составить памятку по безопасному поведению, если человек оказался в завале.

.

Работа в рабочих тетрадях.

Рефлексия: завершить фразу «Мне сегодня на уроке…»

Ответы учеников.

Домашнее задание: презентации или  сообщения на тему : «Землетрясения»

Информационные ресурсы:

 

        Используемая литература

1.«Методические материалы и документы по курсу «ОБЖ": Книга для учителя» сост. Ю.Л Воробьевым.

2.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных школ.  /Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева – М.: Астрель, 2012.

3. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 7 класс.

4.[Текст]: к учебнику Ю. Л Воробьева «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»  - М.: ACT: Астрель, 20012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект урока географии в 6 классе «Землетрясения: причины и последствия»

Учебник: «География. Землеведение.5-6 кл.», О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.КимТип урока: урок открытия новых знаний.Технология урока: технология проблемного обучения....

урок географии в 5 классе "Землетрясения и вулканы"

Материал включает сценарный план урока, презентацию и раздаточный материал...