Урок_7 класс_Землетрясения
план-конспект урока по обж (7 класс) по теме
Технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_7_klass_zemlyatreseniya.docx | 681.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОБЖ
Класс: 7
Тема: « Землетрясения»
Продолжение учебного занятия: 45 минут
Цели и задачи учебного занятия:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием « землетрясение», причинами, последствиями и способами защиты;
Развивающая: показать учащимся правила безопасного поведения при землетрясении. Развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника.
Воспитательная: Повысить мотивацию к познанию, формирующую познавательный интерес учащихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности.
Оборудование: лекция, мультимедийный проектор, ноутбук.
Дидактические материалы: Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «ОБЖ». Тематическое планирование Ю. Л. Воробьева Мультимедийная презентация.
Рабочая тетрадь по ОБЖ Издательство «Астрель» Ю.Л. Воробьев.
Форма работы: групповая.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающее, обучение в сотрудничестве.
Ход урока.
I этап учебного занятия: приветствие, мотивация к учебной деятельности, раскрытие темы. | |||
Цель | Задачи | Длительность | |
Проверить готовность учащихся к уроку. Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала. | Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся, раскрыть тему урока. Повторить пройденный материал. | 2 минуты | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
Слово учителя: Здравствуйте, дети! Садитесь! Я рада приветствовать вас на уроке ОБЖ. - Что такое ЧС природного характера? - С какими видами ЧС природного характера вы уже знакомы? -Какое природное проявление внутренней силы Земли является наиболее грозным (вспомним уроки географии)? - О каком виде ЧС природного характера пойдет речь на сегодняшнем уроке? | Здороваются с учителем! Садятся. Начинают слушать. Отвечают на вопросы. | ||
II этап учебного занятия: постановка цели и задач | |||
Цель | Задачи | Длительность | |
В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока. | Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение урока | 1 минута | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
Итак, тема сегодняшнего урока: « Землетрясения». Сегодня на уроке мы должны сформировать представление о землетрясении, выяснить, где чаще всего они происходят, по каким причинам, как классифицируются землетрясения, последствия и правила безопасного поведения. | 1 слайд (Название презентации ) 1 минута . | ||
III этап учебного занятия: изучение нового материала | |||
Цель | Задачи | Длительность | |
Довести до учащихся основные понятия о землетрясениях, их причинах-характеристиках и последствиях. | Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения при землетрясениях. | 10 минут | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
Слово учителя: Слово «землетрясение»- русское, и его смысл прост: трясение земли. По-гречески землетрясение, сейсмос. Отсюда и понятны другие слова: сейсмические волны, приборы (сейсмографы),сейсмические колебания, станции. Землетрясения-это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещения и разрывов в земной коре или верхней мантии Земли и передающийся на большое расстояние в виде упругих колебаний.(Записать в конспект) Наиболее разрушительные землетрясения за последние несколько столетий: 1988 г. Армения. Город Спитак был полностью разрушен. Погибло 25 тыс. человек. 1995 г. Россия. В Нефтегорске на полуострове Сахалин произошло землетрясение силой 9-10 баллов по шкале Рихтора, погибло 2 тыс. человек. И т.д. (см. учебник стр.51-52) | 2-3 слайд (Название слайда «Сейсмическое районирование») | ||
На границе столкновения двух плит происходит деформация земной поверхности с выделением энергии. Возникающие здесь землетрясения называются тектонические. Землетрясения могут происходить во внутренних частях плит- внутри плитовые землетрясения. Землетрясения, возникающие в результате вулканической деятельности. Также существуют обвальные землетрясения, которые возникают в результате обрушения скал (возникает упругая волна). Самые сильные и опасные – тектонические и внутри плитовые землетрясения (записать в конспект классификацию землетрясений). | 4-5 слайд (классификация землетрясений) | ||
Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы – сейсмографы. Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Его создал китайский ученый Чжан Хэн. В большом сосуде он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, определяли, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями. Современные сейсмографы представляют собой сложные электромеханические устройства. Главная часть сейсмографа- груз на пружине, который при землетрясении неподвижен, а остальная часть прибора колеблется и все колебания записываются на бумажную ленту. Ежегодно сейсмографы регистрируют на Земле более тысяче землетрясений. | 6 слайд (сейсограф) | ||
А каковы же последствия землетрясений? -гибель людей; -тяжелые физические и психологические травмы; -потеря близких, жилья, имущества; -цунами, пожары, техногенные аварии, разрушение зданий, обвалы, оползни, камнепады, снежные лавины, грязевые потоки, нарушается экологическая обстановка ,нарушается хозяйственная деятельность. (записать конспект о последствии землетрясений в конспект, с элементами беседы). | 7-12 слайд (последствия землетрясений) | ||
Травмирование и гибель людей происходит в основном за счет поражения обломками разрушенных зданий, сооружений, конструкций и падающих предметов, а также в результате нахождения в завалах из-за отсутствия своевременной помощи. | |||
Разрушительная сила землетрясения проявляется в очень короткие сроки- десятки секунд. Но большинство людей гибнут от действия вторичных факторов поражения- падения стен, тяжелых предметов, стекол, камней. Жителям сейсмоопасных районов специалисты МЧС рекомендуют подготовиться к возможным ударам стихии заблаговременно: (работа с учебником стр.61, пересказ прочитанного). | 3-4 минуты | ||
Признаки приближающегося землетрясения. - Можно ли предугадать землетрясение? Признаками приближающегося землетрясения могут быть следующие явления: запах газа в районах, где раньше этого не отмечали; вспышки в виде рассеянного света зарниц; искрение близко расположенных электропроводов; голубоватое свечение внутренней поверхности домов; животные покидают местность. | 5-7 минут 13 слайд ( признаки приближающегося землетрясения) | ||
Основные характеристики землетрясений. Магнитуда. Очаг землетрясения. Гипоцентр. Эпицентр. . | 14 слайд ( рисунок подземного толчка) | ||
Правила безопасного поведения при землетрясении. - продумать план действий во время землетрясения при нахождении дома, в школе, на улице, в транспорте; - научиться оказывать ПМП; - держать в удобном месте документы, деньги, вещи, запасы воды, еды, медикаментов; - закрепить мебель, убрать сверху тяжелые предметы; - не прятаться около окон и наружных стен; - изолировать опасные вещества; - определить наиболее безопасные места в помещении. | 15 - 16слайд (правила безопасного поведения при землетрясении) | ||
В чем измеряется землетрясение? Энергия землетрясения оценивается в относительных единицах (от 1 до 9 баллов) по шкале магнитуд Рихтера. Для регистрации землетрясения созданы две шкалы. До 30-х годов сила землетрясения измерялась вызванными убытками- по шкалае Меркали. В настоящий момент для определения силы землетрясения пользуются шкалой Рихтера. В 1935 году американский сейсмолог Ч. Рихтер предложил определять силу землетрясения по 12-ти бальной шкале. Нулевая отметка на сейсмографе означает абсолютный покой почвы, один балл указывает на слабый толчек, каждый следующий балл помечает толчек в 10 раз сильнее предыдущего. | 17 слайд ( шкала Рихтора) | ||
IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний | |||
Деятельность учителя Цель: Проверить качество усвоения материала и навыков самостоятельной работы. Задачи: Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке. | Деятельность учащихся | ||
- Какое природное явление принято называть землетрясением? - Что может стать причиной землетрясения? - В рабочих тетрадях составить словарик терминов и понятий, используемых в теме «Землетрясения». Продолжить перечень названных терминов, используя материал учебника, стр. 50-54. | 5-7 минут | ||
V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов | |||
Цель | Задачи | Длительность | |
Подвести итог занятий, усвоенные знания выставить оценки за ответы на месте | Обобщить и закрепить полученные знания. | 2-3 мин. | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
Ответьте на вопросы: 1.Какие процессы происходят в недрах Земли, приводящие к землетрясению? 2.Назовите сейсмоопасные районы. 3.Можно ли предсказать землетрясение? 4.Ситуативная задача: Находясь в школе, вы узнали о том, что через 3 часа вашему району угрожает землетрясение. Составьте план ваших действий. 4. Составить памятку по безопасному поведению, если человек оказался в завале. | . Работа в рабочих тетрадях. | ||
Рефлексия: завершить фразу «Мне сегодня на уроке…» | Ответы учеников. | ||
Домашнее задание: презентации или сообщения на тему : «Землетрясения» |
Информационные ресурсы:
Используемая литература
1.«Методические материалы и документы по курсу «ОБЖ": Книга для учителя» сост. Ю.Л Воробьевым.
2.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных школ. /Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева – М.: Астрель, 2012.
3. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 7 класс.
4.[Текст]: к учебнику Ю. Л Воробьева «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» - М.: ACT: Астрель, 20012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект урока географии в 6 классе «Землетрясения: причины и последствия»
Учебник: «География. Землеведение.5-6 кл.», О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.КимТип урока: урок открытия новых знаний.Технология урока: технология проблемного обучения....
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
урок географии в 5 классе "Землетрясения и вулканы"
Материал включает сценарный план урока, презентацию и раздаточный материал...