Статья. "Проект по правилам дорожного движения «Школа пешеходных наук» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
статья по обж на тему
Жизнь и ее безопасность-главное в жизни человека. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?Изучение ПДД является главной задачей на сегодняшний день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd_statya_na_sayt.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по правилам дорожного движения «Школа пешеходных наук»
для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Подготовила: учитель Густова Я.Ю.
Мы выбрали тему проекта по правилам дорожного движения (ПДД) в связи с тем, что считаем эту тему наиболее актуальной для наших детей, так как жизнь и её безопасность – самое главное в жизни человека. Об актуальности данной темы можно говорить много, и всё будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? И так далее.
Изучение ПДД является одной из основных задач на сегодняшний день.
Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлено ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и дети. Именно в детском возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в младшем возрасте, прочно остается у него навсегда. И особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Восприятие мира у них совсем не такое, как у других. Им трудно находиться в обществе детей с нормальным умственным развитием. На детей с ограниченными возможностями смотрят с опаской, их не понимают, сторонятся. Наше общество не готово принять и понять особых детей, но они есть. Значит, наша задача – научить детей с ограниченными возможностями находиться в обществе: обслуживать себя, выполнять элементарные трудовые действия, общаться со сверстниками и конечно ориентироваться в правилах дорожного движения.
Необходимость обучения детей ПДД очень важна, так как у детей с умеренной умственной отсталостью отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна людям с сохранным интеллектом. Психофизические особенности, эмоциональное состояние таких детей постоянно ставит их перед реальными опасностями, в частности и на улице.
Детям с ОВЗ свойственно: недоразвитие познавательных процессов, проблемы в эмоционально-волевой среде, общее личностное недоразвитие, также есть особые трудности в общении (плохо развита речь, или вообще нет речи, не умеют правильно использовать коммуникативные средства передачи информации, затруднено правильное выражение своих знаний, неадекватность в оценке себя и окружающих). Они не умеют применять полученные знания, им сложно даётся запоминание каких-либо понятий.
С учетом того, что ведущим видом деятельности, в большинстве случаев, у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является игра, мы решили провести обучение этих детей по ПДД не только через рассматривание иллюстраций, ознакомление с детской литературой, но и через дидактические и развивающие игры и упражнения, подвижные и ролевые игры.
В виде игры они легче воспринимают и запоминают информацию.
Игра соединяет игровую и учебную деятельность, вызывает интерес, развивает воображение, доставляет радость детям, помогает в решении конкретных задач - формированию навыков в поведении на дорогах.
Кроме того, игра способствует двигательной активности детей. Содержание игр усложняется в соответствии с особенностями психофизического развития учащихся.
Важным моментом в процессе образования детей с ОВЗ является диагностика уровня их развития. Используя в своей работе педагогическую диагностику «Карта наблюдений», мы можем оценить зону актуального развития учащегося, наметить зону ближайшего развития. А это является основанием для выбора содержания учебного материала и определением уровней осуществления деятельности.
Для каждого воспитанника определяется (условно) свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей. В данном случае - интерес ребенка к игровой деятельности, уровень сформированности игровой деятельности: выполнение игровых действий, участие в играх, организованных педагогом, совместная игровая деятельность с другими детьми, умение самостоятельно организовать игру и т.д.
1 уровень (начальный уровень) – предполагает, что у воспитанника есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной деятельности.
2 уровень (достаточный уровень) – предполагает, что ребенок имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.
3 уровень (самостоятельный уровень) – достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что воспитанник свободно использует его в деятельности, даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим.
Формирование элементарных знаний о правилах дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день, и способствовать этому будет работа над данным проектом.
Подвижная игра «Светофор»
Задачи:
1 уровень:
-формировать умение различать цветовые сигналы светофора;
2уровень:
-закрепить представление детей о цвете (красный, жёлтый, зелёный);
-учить переходить улицу на зеленый сигнал светофора;
3 уровень
-закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах;
-учить соблюдать элементарные правила дорожного движения;
Материал: цветные картонные кружочки (жёлтые, зелёные, красные); макет светофора, игрушка Винни-Пух
Ход игры:
1.Организационный момент.
Винни-Пух пришел в класс, и хочет поиграть с детьми.
-Ребята, давайте поиграем в игру «Светофор»! Пусть медвежонок вместе с нами поучится переходить дорогу. Но прежде надо вспомнить, что мы делаем на каждый сигнал светофора.
Педагог показывает макет светофора: -Что это?(светофор)
(дети вместе с педагогом повторяют правила: на красный свет-стоим; на желтый свет-ждем; на зеленый свет-идем)
2.Основная часть. Игра «Светофор».
1 вариант
Учитель показывает по очереди сигналы светофора. При зеленом сигнале светофора дети топают ногами, при желтом - хлопают в ладоши, при красном- прячут руки за спину.
2 вариант
Дети стоят в кругу. Учитель с тремя цветными кружочками стоит внутри круга. Цвет кружочков соответствует цветовым сигналам светофора. Дети ходят по кругу. Поднятый желтый кружочек - ходьба замедляется, красный - остановка, зеленый - можно идти дальше.
3.Заключительная часть:
Подведение итогов. Оценка деятельности детей.
-Что мы делали? (играли)
-Мы повторяли, как надо правильно переходить дорогу по светофору.
-Давайте, еще раз скажем Винни-Пуху, на какой свет нельзя переходить дорогу? (на красный);
-Покажи, Катя красный кружок.
-А на, какой свет можно идти? (на зеленый);
-Покажи, Олег зеленый кружок.
-Молодцы, ребята! Медвежонку понравилось, что вы всё делали правильно, играли дружно. Давайте скажем ему: «До свидания!»
В дальнейшем, я представлю вашему вниманию подборку обучающих игр по правилам дорожного движения. Данный материал можно использовать на уроках, во внеклассной деятельности, в группах продленного дня и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ч...
Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.
Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-е класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-ж класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Рабочая (адаптированная) программа для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 8 класс
Рабочая адаптированная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8 класса детализирует и раскрывает содержание общего образования для О...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 9 класс
Рабочая адаптированная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 9 класса детализирует и раскрывает содержание общего образования для ОВЗ (вариант...
Проект "Дни музыки" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...