Здоровье учеников в режиме школьного дня
опыты и эксперименты по обж (8 класс) на тему
Школа – место, где формируется личность, характер и жизненная позиция человека. Школа оказывает огромное влияние на человека и во многом определяет его судьбу в будущем. Современное состояние школьного образования можно охарактеризовать рядом негативных тенденций, такими как: снижение активности школьников в учебной деятельности, замедление их физического и психического развития, ухудшения здоровья детей.
Тема сохранения и укрепления здоровья, формирования норм здорового образа жизни актуальна и для родителей, и для учащихся. Мы считаем, что именно сегодня проблема влияния школы на здоровье учащихся приобретает особый характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_uchenikov_v_rezhime_shkolnogo_dnya.rar | 112.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье учеников в режиме школьного дня
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………….…………..3
I Анализ литературных источников……….…………………………..…….....5
I.1 Составляющие здоровья человека……………………………………….5
I.2 Оздоровительная роль школы……………………………………………..6
I.3 Утомление - главная причина снижения работоспособности…………...7
II Организация и методика исследований ………………...……....................10
II.1 Организация исследования ………….…………………………..….......10
II.2 Цель, задачи и методы исследования ...…………………………..…....10
III Результаты исследований и их обсуждение ..……..………………….......13
IV Выводы ………… …….…………………………………………………....14
V Заключение ...………………………………….………………………….....15
VI Список литературы……………………………………….……………......16
VII Приложения …………………………………………………………….....17
Введение
Школа – место, где формируется личность, характер и жизненная позиция человека. Школа оказывает огромное влияние на человека и во многом определяет его судьбу в будущем. Современное состояние школьного образования можно охарактеризовать рядом негативных тенденций, такими, как: снижение активности школьников в учебной деятельности, замедление их физического и психического развития, ухудшения здоровья детей.
С одной стороны система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей [3]. С другой – не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению. Это и учебные нагрузки, гиподинамия, опережающий уровень образования.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (определение ВОЗ).
Здоровье детей – важнейшее слагаемое здорового потенциала нации. Тема сохранения и укрепления здоровья, формирования норм здорового образа жизни встает и на федеральном уровне, и на городском. Тема рационального режима дня актуальна и для родителей, и для учащихся. Мы считаем, что именно сегодня проблема влияния школы на здоровье учащихся приобретает особый характер.
Цель: выявление уровня здоровья учеников в режиме школьного дня.
Задачи:
- Определить самочувствие учеников;
- Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на здоровье учеников;
- Наметить решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на здоровье учеников.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня здоровья детей в режиме дня школы.
Объект исследования: здоровье учащихся.
Рабочая гипотеза: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится системная физкультурно-оздоровительная работа, работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярный профилактический осмотр медицинскими работниками, ведется пропаганда здорового образа жизни, то все это улучшает здоровье учащихся.
I. Анализ литературных источников
I.1 Составляющие здоровья человека
Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
С. М. Громбах (1973) предложил для оценки здоровья детей и подростков использовать как минимум четыре критерия, а именно:
1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности;
3) уровень функционирования основных систем организма;
4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
Здоровье определяет возможности выполнения основных функций, учитывая что организм человека есть живая многоуровневая система со способностью к адаптации и саморегуляции, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенные начала. [1].
Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам:
- Соматическому (физическому);
- Социальному;
- Психологическому.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни чело века, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.
Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
I.2 Оздоровительная роль школы
Нынешняя школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать материалистическое мировоззрение. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль.
Обществу не безразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются в школе знания. В соответствии с действующим законодательством детям и подросткам, обучающимся в школах, обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиенического воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе совершается с учетом возрастных морфофункциональных возможностей детей и подростков. Содержание, методы и темп обучения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге — нарушения в состоянии их здоровья.
Организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем [5]. Речь идет, прежде всего, о центральной нервной системе, зрительном и слуховом анализаторах, опорно-двигательном аппарате, нормальное развитие которых может быть нарушено при нерациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. В то же время правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.
Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей [6]. Нервные клетки коры головного мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение.
А детям, особенно младшего школьного возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Именно этим обусловлена трудность сосредоточиться и сохранять внимание на учебном задании во время урока. Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей.
I.3 Утомление – главная причина снижения работоспособности
В режиме дня школьника соотношение между динамическими и статическими нагрузками резко изменяется в сторону преобладания наиболее утомительного статического напряжения. Так, научными исследованиями показано, что статическое напряжение во время учебных занятий в течение 30 мин у первоклассников приводит к нарушению подвижности основных нервных процессов, падению уровня насыщения артериальной крови кислородом и снижению работоспособности [5].
При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой — стимулятором восстановительных процессов и повышении его функциональных возможностей.
О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки: 1) снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций); 2) ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания); 3) ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движения); 4) появление чувства усталости.
Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.
Начальные признаки утомления возникают всегда позднее в благоприятных гигиенических условиях, при соблюдении рационального режима труда и отдыха, переключении на другой вид деятельности и использовании средств физической культуры.
Однако у школьника во время обучения может наблюдаться не только утомление, но и переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме, вызванные интенсивной или длительной работой на фоне неполного восстановления работоспособности. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, нервные тики и др.).
Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха и даже после ночного сна нормальной продолжительности, для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьникам необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.
Если меры медико-санитарной реабилитации не осуществляются и учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья школьника. Г. Н. Сперанский справедливо считал переутомление виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.
На рисунке 1 графически показано, как изменяется работоспособность школьника в любой период. Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно и нужно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наиболее высокого уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.
Рисунок – 1. Кривая изменения работоспособности
1 - период врабатывания; 2 – период высокой и устойчивой работоспособности; 3- период снижения работоспособности; а- зона неполной компенсации; б – зона конечного прорыва; в – зона прогрессивного падения.
II Организация и методика исследования
II.1 Организация исследования
Исследовательская работа проводилась ноябре - декабре 2017 года.
При анализе литературных источников была определена проблема исследования, поставлены цель, задачи и основные этапы работы. Были отобраны тесты для контроля и оценки здоровья детей в режиме дня школы.
Эксперимент проходил с 15 декабря 2017 года в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №10.
В эксперименте приняли участие учащиеся восьмых классов гимназии. В процессе исследования применялись методики, описанные ниже [2,4].
При обработке данных эксперимента применялись методы математической статистики, описанные в специальной литературе [2,4,5].
II.2 Цель, задачи и методы исследования
Целью эксперимента явилось определение состояния и уровня здоровья учеников в режиме школьного дня. В соответствии с целью работы перед исследованием были поставлены следующие задачи:
-определить исходный уровень основных показателей учащихся (до учебных занятий).
-определить конечный уровень основных физических и психофизиологических показателей здоровья школьников (после занятий).
Методы исследования: наблюдение (микроисследование №1); анкетирование (микроисследование № 2,3,5,6); хронометрирование (микроисследование № 4).
Для решения поставленных задач применялись следующие методики:
Микроисследование №1
- Анализ классного журнала: а) общее число отсутствующих; б) из них по болезни.
- Анализ документации школьного врача – перенесенные детьми заболевания за год.
- Анализ санитарно-гигиенического состояния гимназии: а) спортивный зал; б) столовая; в) учебные кабинеты;
Учитываются: качество уборки, освещенность, тепловой и воздушный режим, подбор мебели. Оценка в баллах: 3 – оптимальный уровень; 2 – допустимый; 1 – низкий.
Микроисследование №2
Анкета «Мое здоровье». Цель: выявить отношение учащихся к своему здоровью, пониманию ими важности физического совершенствования.
Микроисследование №3
Анкета для родителей. Цель: изучить мнение родителей о влиянии школьного режима дня на здоровье ребенка.
Микроисследование №4
Определение коэффициента здоровья (КЗ). Коэффициент здоровья определяется по модифицированной формуле Р.М. Баевского. [4]. КЗ=0,011ЧСС+0,014САД+0,08ДАД+0,14В+0,009М+0,004П-0,009Р-0,273.
Коэффициент здоровья (КЗ) | Степень адаптации системы кровообращения |
1 2 3 4 5 | Оптимальная Удовлетворительная Неполная Кратковременная Недостаточная |
Таблица 1 – Оценка функционального состояния системы кровообращения
Микроисследование № 5
Анализ эмоционального состояния и степени утомления учащихся
Эмоциональное состояние:
Хорошее настроение Только чувство долга Нет желания и
интереса
Рисунок 2 - Анализ степени утомления учащихся
1 балл – себя хорошо, бодро. Есть желание заниматься еще.
2 балла – чувствую легкую усталость. По необходимости могу заниматься.
3 балла – сильно устал. Заниматься нет ни желания, ни сил.
III Результаты исследований и их обсуждение
Причины отсутствия учащихся в день эксперимента
Общее количество человек - 5
Причина отсутствия | Количество человек |
ОРЗ | 3 |
Другие заболевания | - |
Без уважительной причины | 2 |
Таблица 2 – Причины отсутствия учащихся
Диаграмма 1 - Причины отсутствия учащихся
Перенесенные детьми заболевания за год
Заболевания | Количество раз |
ОРЗ | 11 |
Грипп | - |
Заболевания сердечно-сосудистой системы | 2 |
Заболевания желудочно-кишечного тракта | 2 |
Заболевания органов дыхания | - |
Заболевания кожи | 2 |
Аллергические реакции | - |
Другие заболевания | 18 |
Таблица 3 - Перенесенные детьми заболевания за год
Состояние санитарно-гигиенического режима в гимназии
учебные кабинеты | Столовая | Спорт зал | |||||
география | физика | химия | технология | средний бал | |||
Влажная уборка | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,75 | 3 | 3 |
Освещение | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,75 | 3 | 3 |
Тепловой режим | 2 | 3 | 3 | 2 | 2,5 | 3 | 3 |
Воздушный режим | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,75 | 3 | 3 |
Подбор мебели | 3 | 3 | 3 | 1 | 2,5 | 2 | 2 |
Таблица 4 – Санитарно-гигиенический режим в гимназии
Диаграмма 2 - Санитарно-гигиенический режим в школе
Анализ анкеты «Мое здоровье»
В анкетировании приняли участие учащиеся 8Б, 8В классов (55 человек).
Вопрос | % |
1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни, и по каким причинам? | 46 |
а) из-за простудных заболеваний; | 32 |
б) из-за отсутствия закалки; | |
в) по другим причинам. | 14 |
2. Делаешь ли утром физическую зарядку? Нет | 34 |
3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры? Да | 74 |
4. Занимаешься на уроке физкультуры с полной отдачей? | 68 |
б) без желания; | 20 |
в) лишь бы не ругали. | 12 |
5. Занимаешься ли ты спортом, дополнительно, в школьной секции? Да | 14 |
б) в спортивной школе. | 38 |
6. Кто из членов твоей семьи занимается, каким либо видом спорта? а) родители; | 16 |
б) брат, сестра; | 24 |
в) бабушка или дедушка; | 4 |
е) никто. | 44 |
7. Были ли физические паузы на ваших уроках? Да | 100 |
Таблица 6 – Анализ анкеты «Мое здоровье»
Диаграмма 3 - Анализ анкеты «Мое здоровье»
Анализ анкеты для родителей
В анкетировании приняли участие 55 родителей.
24 % родителей отмечают, что его ребенок болеет каждый два месяца, только четыре родителя отмечают, что ребенок болеет реже одного раза в год.
Большинство родителей (69 %) отмечают оптимальный уровень соблюдение их ребенком режима дня в школе, соответственно 31 % - соблюдение режима дня дома.
Всего лишь пятеро отметили отличное здоровье своего ребенка. Остальные родители (90%) оценили здоровье своего ребенка, как среднее.
94 % родителей отметили положительное влияние уроков физкультуры на здоровье своих детей, 6 % - отрицательное.
Большинство родителей 80 % отмечают оптимальный уровень участия своего ребенка во внеклассных спортивных и других школьных мероприятиях.
Определение коэффициента здоровья (КЗ)
В зависимости от значения коэффициента здоровья человек может быть отнесен к разным группам по степени адаптации; чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний.
1. Дети с оптимальной степенью адаптации системы кровообращения. Каких либо специальных рекомендаций по оздоровлению не требуется.
2. Дети с удовлетворительной и неполной степенью адаптации системы кровообращения. Эти школьники нуждаются в мероприятиях по снижению стрессового воздействия условий окружающей среды, в оздоровлении, направленном на усиление активности механизмов саморегуляции организма.
3. Дети с кратковременной и недостаточной степенью адаптации системы кровообращения. Они нуждаются в целенаправленных оздоровительных и профилактических мероприятиях по повышению защитных свойств организма, усилению его компенсаторных возможностей.
Диаграмма 4 – Степень адаптации системы кровообращения до и после уроков
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что 25 % испытуемых ребят в день эксперимента пришли в гимназию не отдохнувшие, не готовые к восприятию информации, нуждаются в мероприятиях по снижению стрессового воздействия условий окружающей среды. Таким образом, подтверждается высказывание родителей о невыполнении детьми режима дня дома. После окончания уроков у пяти человек показатели улучшились (снизилось артериальное давление, нормализовалась частота сердечных сокращений).
Анализ эмоционального состояния и степени утомления учащихся
До уроков | После уроков | ||||
9 | 39 | 7 | 4 | 48 | 3 |
Таблица 7 - Эмоциональное состояние учащихся на уроках
Данные опроса показали, что без интереса и желания в школу пришли 7 человек, после занятий с таким настроением ушли только 3 человека. Степень утомления учащихся на различных уроках (средний показатель, в баллах).
Данные анкетирования показали, что степень утомления детей в пределах нормы, ребята после уроков чувствуют себя хорошо, бодро. Есть желание заниматься еще, либо чувствуют легкую усталость.
IV Выводы
1. Большинство учащихся гимназии имеют среднее здоровье, около 60 % ребят не соблюдают режим дня дома. Лишь небольшая часть детей приходят в гимназию в состоянии утомления, c удовлетворительной и неполной степенью адаптации системы кровообращения. Досуг ребят вне гимназии хорошо организован. 35 % ребят занимаются дополнительно спортом в спортивных школах и клубах, 15% - в школьных секциях.
2. В гимназии созданы оптимальные условия для качественного обучения, соблюдены гигиенические нормы, нет факторов, ухудшающих здоровья школьников. В режиме дня наблюдается тенденция улучшения эмоционального состояния, уровня тревожности, нормализации артериального давления. Степень утомления на уроках в пределах нормы. В гимназии активно ведется спортивная работа.
3. Необходимо
- увеличить количество спортивных секций, количество занимающихся в спортивных секциях в гимназии;
- пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся, их родителей и родственников;
- выяснить и устранить причину утомления, усталости некоторых учащихся перед началом занятий.
V Заключение
Современная школа решает множество воспитательных, образовательных и обучающих задач. Решение этих задач тесно связано между собой, однако, на наш взгляд, доминирующее значение имеет оздоровление детей и подростков. Оздоровительная роль школы заключается в следующем:
- Защита, сохранение и коррекция физического, психического и социального здоровья ребенка.
- Строгое соблюдение гигиенических основ режима дня школьника, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
- Формирование двигательного режима школьника, здорового образа жизни.
- Сотрудничество со специалистами здравоохранения.
- Просветительская работа с учениками и их родителями через внеклассные и внешкольные мероприятия
Несомненно, школа оказывает разностороннее благоприятное влияние только в том случае, если оно осуществляется на научной основе. В противном случае оно не только не дает оздоровительного эффекта, но и создает предпосылки для возникновения патологических сдвигов.
Наша работа имеет практическое значение. Она интересна педагогам, родителям и учащимся, заботящимся о своем здоровье.
Данные работы имеют практический интерес на уроках биологии и физической культуры, они будут интересны при проведении родительских собраний и педагогических советов. Использование вышеописанных методик необходимо при составлении школьного расписания.
VI Cписок литературы
- Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми{текст}/ А.Е. Бабенкова. – М.: ООО Издательство "Астрель", 2003. - 206 с.
- Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии{текст}/ Л.А. Головей, Е.Ф Рыбалко. Учебное пособие - СПб.: Издательство"Речь", 2001.- 683с.
- Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. {текст}/ Г.Н. Сердюковская, А.Г.Сухарев. Руководство для санитарных врачей - М.: Медицина, 1986. - 320 с.
- Хрипкова А.Г. Научные основы совершенствования физического воспитания школьников. //Физическая культура в школе, 1976. №5.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. № 751
- Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2000.
VII Приложения
Анкета «Мое здоровье»
Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, пониманию ими важности физического совершенствования.
Отметь наиболее подходящий для тебя ответ.
1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни, и по каким причинам?
а) из-за простудных заболеваний; б) из-за отсутствия закалки; в) по другим причинам.
2. Делаешь ли утром физическую зарядку?
3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?
4. Занимаешься на уроке физкультуры?
а) с полной отдачей; б) без желания; в) лишь бы не ругали.
5. Занимаешься ли ты спортом дополнительно:
а) в школьной секции; б) в спортивной школе.
6. Кто из членов твоей семьи занимается каким либо видом спорта?
7. Были ли физические паузы на ваших уроках?
Анкета для родителей Режим дня
Цель: изучить мнение родителей о влиянии школьного режима дня на здоровье ребенка.
Оцените баллами 1, 2, 3 (т.е. низкий, допустимый, оптимальный уровни).
1. Как часто болеет ваш ребенок:
а) каждый месяц; б) раз в год и реже; в) раз в четверть;
2. Оцените значимость (важность) физической зарядки для здоровья вашего ребенка.
3. Оцените выполнение физзарядки вашим ребенком.
4. Оцените соблюдение им режима дня в школе.
5. Оцените соблюдение им режима дня дома.
6. Оцените влияние уроков физкультуры на здоровье вашего ребенка.
7. Оцените участие вашего ребенка во внеклассных спортивных и других занятиях.
8. Оцените состояние здоровья своего ребенка:
а) отличное; б) среднее; в) слабое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия спортом как шаг к здоровому ребёнку - здоровой нации в условиях школьной дополнительной образовательной среды.
Одной из главных задач своей работы мы считаем поиск правильного, часто индивидуального для организма базиса, который мог бы «гарантировать здоровье, высокий потенциал трудовой деятельност...
Презентация проекта "От здорового учителя к здоровому ученику"
Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государства, так и самих граждан.Статистические данные дают для этого немало п...
Проект "От здорового учителя к здоровому ученику"
Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как для государства, так и для всего общества в целом.Статистические данные дают д...
Педсовет по воспитательной работе "Организация работы школы по формированию ЗОЖ: от здорового учителя к здоровому ученику"
В разработке собрания приводится план подготовки и проведения, сценарий, выступления участников педсовета и др....
Влияние массы и формы школьного портфеля на здоровье ученика
Гипотеза работы: если изучить проблему влияния массы и формы школьного портфеля на здоровье ученика и довести её до сведения детей, родителей и учителей, то здоровье ребят в подростковом периоде...
Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"
Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам Ч...
Социальный проект "Здоровое питание - здоровый ученик"
Данный проект предполагает создание на территории МБОУ Рощинской сош № 17 теплицы и посадок в открытом грунте овощей. Участниками проекта могут быть как школьники, так и учителя. Предполагается ...