Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ
статья по обж на тему
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: личностные, познавательные (общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблемы), регулятивные и коммуникативные УУД.
Немалая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится в школе урокам ОБЖ. На уроках у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как интуиция, логическое и пространственное мышление, способность к конструктивно-практической деятельности. Одной из современных педагогических технологий, позволяющей формировать УУД, является технология развития критического мышления (ТРКМ).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ
В основе модернизации российского образования лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Одной из важнейших задач общеобразовательной школы является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые позволяют ученикам самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы главное место на уроке отводилось самостоятельной познавательной деятельности ученика.
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: личностные, познавательные (общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблемы), регулятивные и коммуникативные УУД.
Немалая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится в школе урокам ОБЖ. На уроках у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как интуиция, логическое и пространственное мышление, способность к конструктивно-практической деятельности. Одной из современных педагогических технологий, позволяющей формировать УУД, является технология развития критического мышления (ТРКМ).
Критическое мышление (как технология) – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства ТРКМ по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.
.В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, формы урока, используемые в этой технологии, отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют. Роль учителя — в основном координирующая.
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и адекватным каждой учебной ситуации в каждый момент времени. (Речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процессах реализации проектов.) В-третьих, рассматриваемая технология позволяет проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности .
Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются три основные стадии: вызов, осмысление, размышление (рефлексия). Основная задача стадии вызова –пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии озвучивается цель урока, учащиеся ее принимают, происходит мотивация их дальнейшей деятельности. На стадии осмысления учащиеся сталкиваются с новой информацией; они пытаются решить, поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа. На стадии рефлексии происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
Различные приемы технологии развития критического мышления формируют и развивают определенные универсальные учебные действия (умения).
Познавательные УУД | Приемы ТРКМ |
Общеучебные действия | Пометки на полях, чтение с остановками, “РАФТ” |
Логические действия | Кластер, “Ромашка вопросов”, “Синквейн”, верные - неверные утверждения, “Кубик”, “Перепутанные логические цепочки” |
Действия постановки и решения проблемы | Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”, “тонкие” и “толстые” вопросы, “Ассоциации”, “Мозговой штурм” |
Знаково-символические | Кластер, “Карта познания” и др. |
Регулятивные УУД | “Таблицы, схемы”, игра “Как вы думаете?”, “Бортовой журнал” и др. |
Коммуникативные УУД | “Корзина идей, понятий”, кластер, “Синквейн”, “Мозговой штурм”, дискуссия, “Карусель”, “Зигзаг” (взаимообучение) и др. |
В своей практической деятельности я использую разные приемы технологии развития критического мышления. Рассмотрим некоторые из них.
Приемы технологии развития критического мышления
Описание приема | Задание для учеников | Применение | |||||
1. Пометки на полях | |||||||
Учащиеся читают текст, делая пометки на полях: “v” – известная информация; “+” – новая информация; “–” – информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями; “?” – непонятная информация. После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту | “Прочитать текст с маркировкой на полях и заполнить таблицу” (заполняется сначала 1-ая колонка по всему тексту, затем 2-ая и т.д.). Записи делают краткие: ключевые слова, фразы, формулы, получается мини-конспект. | “Осмысление”, “рефлексия”.Обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, т.к. для заполнения таблицы понадобится вновь вернуться к тексту. Активное чтение способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. | |||||
Пример. 8 класс. Тема урока: “Пожары и их причины” | |||||||
Уже знал (v) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) | ||||
Что такое пожар? | О трех составляющих пожара. | Пожар тушится только водой. | Что является продуктом горения? | ||||
2. Составление кластера | |||||||
Кластер –прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. В центре доски (тетради) записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. | Составить кластер с ключевыми словами по ходу объяснения нового материала. | “Вызов”, “осмысление”,“рефлексия”, для индивидуальной, коллективной или групповой работы, домашнее задание. Способствует развитию системного мышления. | |||||
Пример кластера. 8 класс. Тема: “Техногенные чрезвычайные ситуации”. | |||||||
3. “Тонкие” и “толстые” вопросы | |||||||
Ученики составляют таблицу “тонких” (требуют простого, однозначного ответа) и “толстых” вопросов, на которые ответить столь определенно невозможно. “Толстые” вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Затем составляется таблица ответов на эти вопросы. | Записать продолжение вопроса:“Тонкие” вопросы: кто... что... как…когда... могут ли... будет... было ли... верно ли... согласны ли вы... (Причина ДТП происходит по причине человека?) “Толстые” вопросы: что, если... дайте объяснение, почему... в чем разница... (Почему ДТП относится к техногенной чрезвычайной ситуации ”?) | Все этапы урока. Способствует развитию мышления и внимания учащихся, развивается умение задавать “умные” вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание изучаемого материала. | |||||
4. Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали” | |||||||
Таблица – один из способов графической организации материала. Ученики заполняют 1-ю колонку “Знаю” при актуализации знаний. В колонку “Хочу узнать” предлагается внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем ученики читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста заполняют колонку “Узнал”. Ответы располагают напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаем сравнить, что они знали раньше с информацией, полученной из текста. | “Заполнить таблицу “Знаем – Хотим узнать – Узнали” по теме урока”. Цели: 1. Создать ситуацию актуализации опыта ученика. 2. Сформировать мотивацию ученика. | “Осмысление”, “рефлексия”, контроль знаний, домашнее задание. Составление таблицы помогает уч-ся собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, сформулировать направления для дальнейшего самостоятельного исследования. | |||||
Пример. 10 класс. Тема урока: “Автономное существование человека в природе.” | |||||||
Знаю | Хочу узнать | Узнал | |||||
Как определить стороны света? | Как можно выжить в лесу без продуктов питания? | Как можно добыть воду? | |||||
Осталось узнать | |||||||
Как можно выйти к людям из леса? | |||||||
5. “Перепутанные логические цепочки” | |||||||
Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; необходимо расставить материал в нужном порядке. | 8 класс. Тема: “Безопасное поведение при землетрясении”. Задание: Последовательность действий человека при землетрясении и т.д.. | “Вызов”, “рефлексия”,для индивидуальной, парной работы. Способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию. | |||||
6. “Ромашка вопросов” | |||||||
Ученикам предлагается ответить на вопросы “ромашки”: простые, уточняющие, объясняющие, практические, творческие Составленные вопросы связанны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. | Пример. 10 класс. Тема урока: “Здоровый образ жизни и его составляющие”. Вопросы “ромашки”: Что такое здоровый образ жизни? Из чего он состоит? Питание. Гигиена. Режим. Влияние вредных привычек. | При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, анализируют идеи, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности. | |||||
7. Написание синквейна | |||||||
1) Ученикам объясняется правила написания синквейна: 1 строка – тема (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово). 2) Приводится несколько примеров синквейнов. 3) Задается тема, фиксируется время на написание синквейнов. 4) Заслушиваются варианты (по желанию учеников). | Примеры синквейнов, составленные учениками: 8класс. Тема: “Лавина”. Каменная, снежная . Обходим, помогаем, укрываемся . Страшно попасть под лавину. Угроза. | “Рефлексия”, для групповой, индивидуальной, парной работы. Данная форма работы дает возможность усвоить основные моменты изучен-ного материала; творчески переработать важные понятия темы, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и способствует умственной активности учащихся. | |||||
8. « Мозговой штурм» | |||||||
Ученик готовит ответы на 3 уровня вопросов I уровень что ты знаешь? II уровень как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень применение, анализ, синтез | 8 класс. Тема: “Наводнение”. « Что такое наводнение?» «Почему могут происходить наводнения?» «Что нужно делать, если человек попал в эту ситуацию?» | “Рефлексия”. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. Развивает аналитические, творческие способности. | |||||
Применение технологии развития критического мышления способствует развитию у учеников умений работать с информацией, активно ее воспринимать, проводить анализ и преобразование информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения (познавательные УУД). ТРКМ обеспечивает развитие и коммуникативных УУД: ученики учатся использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, учатся самовыражению (монологическим высказываниям разного типа). Они активно участвуют в диалоге, умеют работать в сотрудничестве с другими. Идет формирование и регулятивных УУД: умений строить прогнозы, обосновывать их, ставить перед собой обдуманные цели, проводить оценку и планомерный поиск альтернативных решений.
Таким образом, использование ТРКМ стимулирует самостоятельную поисковую и творческую деятельность школьников, развивает умение критически мыслить, запускает механизмы самообразования и самоорганизации, повышает интерес к самому процессу обучения, формирует умения ответственно относиться к собственному образованию, желание стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен и самостоятелен. Он внимательно относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка
В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в 10 классе показывается использование данной технологии....
Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.
В настоящее время общество изменило свои приоритеты. Поэтому важно развивать у ребенка умение логически мыслить, принимать решения, работать с информацией. анализировать различные стороны явлений, отб...
Использование технологии развития критического мышления на уроке
Как повысить познавательный интерес учащихся? Эту проблему позволяет решить технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, с...
Методическая разработка "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.
В работе содержится краткое описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); возможностии использования РКМЧП на уроках химии на примере урока "Химия пищи"....
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы
В данной работе представлено описание педагогического опыта....
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)
... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...
Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.
Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совершенствования:работать над мыслями.Л.Толстой Мысль, ...