кружок "юный пожарный"
элективный курс по обж по теме
дополнительная образовательная программа кружка "юный пожарный"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
юный пожарный | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №76»
Принята на заседании педагогического совета 30.08.2017 года протокол № 11 | УТВЕРЖДАЮ: Исполняющий обязанности директора МБОУ «Школа № 76» ______________Е.С. Кумина «____»______________201 г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Юный пожарный»
Возраст учащихся – 11 -14 лет
Срок реализации программы - 1 год
Автор программы: Судоль Е.В.
Педагог: учитель биологии
МБОУ «Школа № 76»
Руководитель кружка: Судоль Е.В.
Нижний Новгород
2017 год
Содержание
- Пояснительная записка,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3
- Планируемые результаты,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4
- Содержание програм,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5-7
- Учебный план,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7-9
- Календарно-учебный график,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,10-11
- Учебно-методическое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,12
- Материально-техническое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,13
- Пояснительная записка
Актуальность кружка «Юный пожарный» обусловлена тем, что в год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибших при пожарах. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (до 50%), неисправность электрооборудования и приборов (около 20%), шалость детей с огнем (до 10%), поджоги (5-7%), неисправность печного отопления (10-11%). Для того чтобы опасность возникновения пожара по вине человека была минимальной, существуют правила пожарной безопасности, которые нужно не только знать и помнить, но и приучать себя выполнять в повседневной жизни. Чтобы правила безопасного поведения, привитые ребенку родителями и педагогами, переросли в последствии в общую культуру пожаробезопасного поведения требуется постоянная, целенаправленная работа. Поэтому актуальность образовательной программы «Юный пожарный» состоит в том, что она способствует формированию осознанного пожаробезопасного поведения школьников.
Новизна заключается в том, что сейчас расширился материал по разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работе, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем.
Цель программы – формировать знания, умения, навыки осознанного пожаробезопасного поведения школьников
Задачи: образовательная
- привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров
развивающая- сформировать социальные и гражданские ценности как жизнь, здоровье; −создать условия для саморазвития гражданских качеств личности
воспитательная- развивать у подростков элементы находчивости, изобретательности, самостоятельности.
- Планируемые результаты освоения программы:
В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями должны приобрести практические навыки применения первичных средствах пожаротушения, навыки обнаружения противопожарных недочетов и их устранения.
В результате освоения программы обучающийся должны знать: -правила пожарной безопасности в быту, транспорте и на природе.
-Воспитать чувство ответственности за себя и товарищей, дисциплинированность, находчивость, ловкость.
Срок реализации программы 1 год
Программа рассчитана на 35 часов, занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма занятий: групповая.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся получат необходимый минимум знаний по применению первичных средства тушения пожара, познакомятся с пожарной техникой, пожарно - техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранной сигнализацией, получат возможность для занятий пожарно-прикладным спортом, а также профессиональную ориентацию, смогут развить активность в пропаганде мер по предупреждению пожаров, что должно способствовать формированию осознанного пожаробезопасного поведения.
Практический результат – формирование навыков и умений по предупреждению и тушению неразвившихся пожаров
Формы контроля: тесты, кроссворды, вопросы для самоконтроля, игры, эстафеты.
Кроме занятий в классе, работа может осуществляться в пожарной части, а также в организации семинаров, тематических вечеров, викторин, конкурсов.
- Содержание программы
ТЕМА 1. Цели и задачи отряда юных пожарных. Обязанности и права члена отряда.
1.Отряд юных пожарных создаётся для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам Госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.
2.Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности; проводят с детьми младшего школьного возраста и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в проведении массовых мероприятий.
ТЕМА 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
3.Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Предупреждение пожаров ѕ основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами.
ТЕМА 3. Огонь друг и враг человека.
4.Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
5.Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.
ТЕМА 4. От чего происходят пожары?
6.Небрежность ѕ основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления ѕ основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д.
ТЕМА 5. Противопожарный режим в школе.
7.Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних пионерских лагерях.
ТЕМА 6. Берегите жилище от пожаров.
8.Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д.
9.Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении.
10.Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности, задымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
11.Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.
ТЕМА 7. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.
12.Пенные, порошковые, огнекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.
13.Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.
14.Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.
ТЕМА 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
15.Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.
16.Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
ТЕМА 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.
17.Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.
18.Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.
19.Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране.
ТЕМА 10. Что нужно делать при пожаре?
20.Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.
21Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.
ТЕМА 11. Прикладной спорт юных пожарных.
22.Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание.
4. Учебный план
Количество часов -35 /1 час в неделю/
№ п/п | Наименование раздела, темы | Общее количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Цели и задачи отряда юных пожарных. Обязанности и права члена отряда. | 1 | 1 | |
2. | Автоматическая пожарная сигнализация в школе | 1 | 1 | |
3. | Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. | 1 | 1 | |
4. | Подвиги пожарных в годы войны, в годы мирного строительства. | 1 | 1 | |
Основы пожарной безопасности | 29 | |||
5. | Огонь друг и враг человека | 1 | 1 | |
6. | Посещение музея пожарной части | 1 | 1 | |
7. | Основные мероприятия по защите населения в мирное время. | |||
8. | Берегите жилище от пожаров. | 1 | 1 | |
9. | Первичные средства тушения пожаров. | 1 | 1 | |
10. | Знаки безопасности. | 1 | 1 | |
11. | Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации | 1 | 1 | |
12. | Что нужно делать при пожаре? | 1 | 1 | |
13. | Как говорить по телефону | 1 | 1 | |
14. | Пожарная опасность бытовых приборов. | 1 | 1 | |
15. | Пожарная безопасность на новогодних ёлках | 1 | 1 | |
16. | Тепловое воздействие электрического тока. | 1 | 1 | |
17-18. | « Искру туши до пожара, беду отводи до удара» (КВН). | 1 | 1 | |
19. | Как действовать при возникновении пожара дома. | 1 | 1 | |
20. | Как действовать при возникновении пожара в школе. Дидактическая игра « Пожар». | |||
21. | « Запомнить нужно твёрдо нам – пожар не возникает сам!» ( дидактические игры и упражнения). | 1 | 1 | |
22. | Простейшие средства защиты органов дыхания | 1 | 1 | |
23. | Простейшие средства защиты кожи | 1 | 1 | |
24. | Пожароопасность | 1 | 1 | |
25. | Взрывы. | 1 | 1 | |
26. | Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности. | 1 | 1 | |
27. | Последствия взрывов. Меры пожарной безопасности. | 1 | 1 | |
28-29. | Конкурс рисунков « Огонь – друг, огонь – враг». | 2 | 2 | |
30. | Пожарно-прикладной спорт | 1 | 1 | |
31. | Пожарный автомобиль | 1 | 1 | |
32. | Противопожарное оборудование | 1 | 1 | |
33. | Первичные средства тушения пожара. Огнетушители, область их применения | 1 | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
34. | Выставка-отчёт «Огонь – друг, огонь – враг» | 1 | 1 |
- Календарно-учебный график.
№ | Тема, раздел | Общее количество часов | дата |
1 | Введение Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка | 1 | |
История пожарного дела | |||
2 | Автоматическая пожарная сигнализация в школе | 1 | |
3 | Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. | 1 | |
4 | Подвиги пожарных в годы войны, в годы мирного строительства. | 1 | |
Основы пожарной безопасности | |||
5 | Огонь друг и враг человека | 1 | |
6 | Посещение музея пожарной части | 1 | |
7 | Основные мероприятия по защите населения в мирное время. | 1 | |
8 | Берегите жилище от пожаров. | 1 | |
9 | Первичные средства тушения пожаров. | 1 | |
10 | Знаки безопасности. | 1 | |
11 | Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации | 1 | |
12 | Что нужно делать при пожаре? | 1 | |
13 | Как говорить по телефону | 1 | |
14 | Пожарная опасность бытовых приборов. | 1 | |
15 | Пожарная безопасность на новогодних ёлках | 1 | |
16 | Тепловое воздействие электрического тока. | 1 | |
17 | « Искру туши до пожара, беду отводи до удара» (КВН). | 1 | |
18 | Как действовать при возникновении пожара дома. | 1 | |
19 | Как действовать при возникновении пожара в школе. | 1 | |
20 | « Запомнить нужно твёрдо нам – пожар не возникает сам!» | 1 | |
21 | Простейшие средства защиты органов дыхания | 1 | |
22 | Простейшие средства защиты кожи | 1 | |
23 | Пожароопасность | 1 | |
24 | Взрывы. | 1 | |
25 | Последствия пожаров. | 1 | |
26 | Меры пожарной безопасности во время и после пожара. | 1 | |
27 | Последствия взрывов. Меры пожарной безопасности. | 1 | |
28 | Конкурс рисунков « Огонь – друг, огонь – враг». | 1 | |
29 | Пожарно-прикладной спорт | 1 | |
30 | Пожарный автомобиль | 1 | |
31 | Противопожарное оборудование | 1 | |
32 | Первичные средства тушения пожара. | 1 | |
33 | Виды огнетушителей и их устройство | 1 | |
34 | Область применения огнетушителей | 1 | |
Итоговое занятие | |||
35 | Выставка-отчёт «Огонь – друг, огонь – враг» | 1 |
- Учебно-методическое обеспечение
На занятиях обучающиеся получают теоретические навыки. Во время занятий используется наглядный материал, для более качественного усвоения знаний. Учащиеся работают с презентациями по нужной тематике.
Теоретические занятия проводятся в классном помещении, отвечающим санитарно-гигиеническим нормам.
Учебно-методическое оборудование:
- Помещение.
- Компьютер, стол, стулья.
- Шкаф для хранения наглядного материала и методической литературы.
7. Материально-техническое обеспечение
На занятиях обучающиеся получают практические навыки. Во время занятий используется наглядный материал, для более качественного усвоения знаний.
Практические занятия проводятся как в классе, так и на пришкольном участке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкция о мерах пожарной безопасности Инструкции о мерах пожарной безопасности
Инструкция о мерах пожарной безопасности...
«Профессия – пожарный» (Экскурсия в пожарную часть)
Цель: - организация полезного досуга детей, посещающих 2 смену лагеря «Родник»...
Библиотечный час «Пожарник или пожарный? Книги о пожарных для детей»
В презентации "Библиотечный час «Пожарник или пожарный? Книги о пожарных для детей» раскрываются понятия "пожарник" и "пожарный" и их различия. Даётся краткий обзор книг о пожарных с примерами их...
Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Закрепление правил пожарной безопасности»
Конспект образовательной деятельности, направленной на:Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружение детей знаниями, умениями и навык...
История пожарной охраны в России. Как вызвать пожарную охрану. Информационный час
Цели: 1) дать сведения об истории развития пожарной охраны в России; 2) познакомить учащихся с алгоритмом вызова службы «01»....
ПОЛОЖЕНИЕ о отряде юных пожарных МОУ СОШ №18 «Бесстрашные, отважные, смелые пожарные»
Настоящее Положение определяет порядок создания, деятельности отряда, задачи и условия осуществления деятельности отряда юных пожарных, их финансовое и материально-техническое обеспечение, устанавлива...
Конспект тематического занятия по пожарной безопасности «Пожарный номер - 01»
Это познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры, задачи которого - отработать модели поведения обучающихся в пожароопасных ситуациях, формировать основы их внутренней уб...