Особенности работы с одаренными детьми
статья по обж на тему
« Каждый ученик талантлив. Нужно внимательно искать искры таланта и не дать им угаснуть». В. Шаталов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_romantsov_2017_g.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с одаренными детьми
Выступление на заседании творческой группы
Преподаватель ОБЖ и ОВП Романцов А.Г.
« Каждый ученик талантлив. Нужно внимательно искать искры таланта и не дать им угаснуть». В. Шаталов.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы все участники заседания нашей творческой группы. Тема нашего заседания: «Особенности работы с одаренными детьми».
Задачи:
- коллективный поиск и внедрение современных технологий выявления и развития одаренных детей;
- обозначить приоритетные направления по работе с данной категорией в нашем корпусе;
- обмен педагогическим опытом по проблеме работы с одаренными детьми.
Свое выступление я хочу начать словами: “Если у тебя есть груша и у меня есть груша и мы поменялись – у каждого из нас осталось по одной груше.
Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый из нас поделится своим педагогическим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Но что же такое одаренность вообще?
Поднимите руки те, кто считает себя одаренным?
Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на музыкальных инструментах, любит и умеет готовить, умеет рисовать, вязать, вышивать, плести макраме?
Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным.
Я хочу сказать, что вы - одаренные люди, потому что работать с одаренными детьми, по моему мнению, может только увлеченный, творческий педагог и человек! Сама профессия учитель предполагает одаренность человека в чем-то.
Выделяют разные виды одаренности:
Одарённость в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная, организационная.
Одарённость в познавательной деятельности: интеллектуальная
Одарённость в художественно-эстетической деятельности; хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная.
Одарённость в коммуникативной деятельности: лидерская.
Одарённость в духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, одаренность в служении людям.
Сегодня я хочу более подробно поговорить об одаренности в практической и духовно-ценностной деятельности. Форма жизнедеятельности в кадетском корпусе прежде всего направлена на возрождение, поддержание и развитие лучших традиций нашего Отечества. Наряду с гармоничным развитием личности, всесторонней общеобразовательной подготовкой кадеты изучают и военные дисциплины, поэтому особую актуальность приобретает военно-профессиональная ориентация кадет. Офицеры-воспитатели и преподаватели должны четко понимать, что строя жизнь ребят по воинскому образцу, нельзя насаждать в корпусе казарменный дух, а необходимо сочетать высокую требовательность с отеческой заботой о детях. Развитие одаренности в создании новых духовных ценностей, является одним из главных компонентов гармоничного развития личности будущего офицера, ориентированного на исполнение воинского долга. На мой взгляд, педагогический смысл данной работы состоит в том, чтобы помогать ребятам продвигаться от элементарных знаний и навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность в принятии решения и правильный выбор технологий и стратегий. Конечно, единых рекомендаций относительно обучения одаренных детей не существует, ведь каждый ребенок - уникальная личность со своими достоинствами и недостатками. Поэтому главным является поиск ключа – индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Какой бы предмет не преподавал учитель, он должен быть прежде всего воспитателем, потому что главной целью является воспитание уникальной целостной творческой личности, способной на сознательный и ответственный выбор в различных жизненных обстоятельствах. Поэтому педагогу для обучения одаренных детей необходимо знать психологические особенности в подростковом возрасте, проникнуться их проблемами и интересами, видеть веру в способности кадета, быть профессионалом своего дела – владеть надлежащими предметными, психолого-педагогическими знаниями, иметь высокий уровень интеллекта, творческое мировоззрение. Ему нужно иметь и хорошие организаторские способности для создания атмосферы творчества, свободного делового общения, умение не только говорить я, но и внимательно слушать и « слышать» ребенка. Важно быть справедливым, тактичным, способным к самоанализу и самокритике, пересмотру своих позиций, уметь налаживать с воспитанниками партнерские отношения согласно педагогике сотрудничества, не переходить при этом к панибратству.
«Исследуя, что ребенок способен выполнять в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня» Л.С. Выготский.
Как известно только личность может воспитывать личность. Работа преподавателя с одаренными детьми - это сложный процесс. Он требует от педагога личностного роста, постоянного пополнения знаний в различных областях.
Немало родителей считают, что в общей школе обучение является шаблонным, стандартным и направлено только на усвоение определенных знаний. Но это слишком категоричное мнение, так как педагогическая наука развивается, новые веяния приходят в учебный процесс, в основе которого лежит системно - деятельностный подход. Одаренность - это прежде всего нестандартное мышление, уникальное преобразование действительности. Творческие, одаренные люди не обязательно являются представителями науки или искусства. У каждого ребенка есть задатки, которые можно воплотить в настоящие способности в любом виде деятельности.
В начале своего личного знакомства с детьми на занятиях ОБЖ в 5- 6 классах мною была проведена диагностика их знаний и умений, оценка первоначальных способностей ребят. При проведении уроков стараюсь видеть не класс, а каждого воспитанника, независимо является он отличником или нет. Уже на последующих уроках можно было определить ребят, мыслящих немного иначе, чем все остальные. Рассказывая, например, правила поведения в какой-либо чрезвычайной опасной ситуации они приводят удивительные примеры, неожиданные сравнения, точные обоснования и могут дать продуманные и точные рекомендации. Также о склонностях ребенка свидетельствует его активность и любознательность на уроках. Стараюсь как можно больше общаться с такими ребятами, поддерживать их предложения и начинания советом, поощрять их достижения и успехи.
Хотел бы обратить Ваше внимание на соблюдение в работе с талантливыми детьми некоторых принципов, для того, чтобы не допустить ошибки и реализовать тот потенциал, который у них есть.
Принцип первый - « не навредить» (сохранение психологического и физического здоровья ребенка, что является наиболее важным в учебно-воспитательном процессе.)
Принцип второй - для правильного и успешного применения методов и приемов педагогического взаимодействия важно уметь предвидеть результат такой работы.
Принцип третий - не подвергая сомнению значение знаний в становлении личности, ведущая роль принадлежит духовно-ценностной деятельности.
Принцип четвертый – индивидуальное развитие педагога, постоянное совершенствование педагогического мастерства.
Делая вывод по сегодняшней встрече, хочется сказать, что одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то очень умный сказал: “Судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей”. На самом деле работа с одаренными или талантливыми детьми диктует определенные требования, которым мы должны соответствовать и стремиться идти в ногу со временем, не боясь меняться, не страшась новых вершин.
Подводя итог нашей встречи, можно с уверенностью утверждать, что реализация требований новых стандартов образования позволит выявить одаренных детей и работать с ними. Главное! Каким бы одаренным не был ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его! И главное, как говорил великий педагог Василий Сухомлинский , верьте в его способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка....
Исследование особенностей работы с одаренными детьми в сельской местности
Опыт работы с одаренными детьми в сельской местности...
Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования
В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....
Особенности работы с одаренными детьми.
Особенности выявления и работы с одаренными детьми....
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...