Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по обж (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе нормативных документов:
* Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
* Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 (ред.31.12.2012))
* Примерной программы для среднего общего образования по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»;
* Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»;
* Устава МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ
* Основной образовательной программы основного общего образования ФК ГОС МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ (приказ МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ №338 от 01.06.2015)
* Учебного плана МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ на 2016-2017 учебный год с учётом регионального компонента
* Положение о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету на 2016-2017 учебный год (приказ МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ № 323 от 30.05.2015)
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный базисный учебный план по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 10 классе отводится 35 часа в год (1 час в неделю).
Цели и задачи учебного предмета
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Содержание предмета
Раздел 1. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности (11 часов)
- Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (3 часа)
- Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств). Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
- Основы здорового образа жизни (5 часов)
Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье.
- Основы медицинских знаний (3 часа)
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, вывихах, кровотечениях.
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения (12 часов)
- Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (5 часов)
- Основные положения концепции национальной безопасности Российской Федерации
- Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) и социального (терроризм, вооруженные конфликты) характера.
- Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
- Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (7 часов)
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
- Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
- Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения.
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность (12 часов)
- Защита Отечества - долг и обязанность граждан России (2 часа)
- Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
- Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства (2 часа)
- История создания вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск.
- Обязательная подготовка к военной службе (8 часов)
- Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Тематический план
№ п/п | Разделы программы | Учебные часы | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. | Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности: | |||
- Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. | 3 | 3 | - | |
- Основы здорового образа жизни | 5 | 5 | - | |
- Основы медицинских знаний | 3 | 3 | - | |
2. | Государственная система обеспечения безопасности населения: | |||
- Чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения | 5 | 5 | - | |
- Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 7 | - | 7 | |
3. | Основы обороны государства и воинская обязанность: | |||
- Защита Отечества - долг и обязанность граждан России | 2 | - | 2 | |
- Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства | 2 | - | 2 | |
- Обязательная подготовка к военной службе | 8 | - | 8 | |
Итого: | 35 | 16 | 19 |
Требование к уровню подготовки обучающиеся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне в 10 классах
ученик должен знать/ понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
ученик должен уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Выбор учебников и пособий осуществлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2016/2017 учебный год».
1. Нормативно-правовые документы: | |
Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»; Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. | |
2. Учебная литература: | |
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник. для учащихся 10, 11классов ОУ.-М: Издательство «Просвещение», 2012г. «Просвещение», 2008г.-11 класс | |
Смирнов А.Т. «Методические рекомендации ОБЖ». М., Просвещение, 2010г. | |
Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова. -М: Просвещение, 2009г. | |
Наставления по стрелковому делу: | |
Основы стрельбы из стрелкового оружия; 62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова | |
3. Учебно-наглядные пособия | |
Набор плакатов или электронные издания: | |
Организационная структура Вооруженных Сил РФ; ордена России; текст Военной присяги; военная форма одежды; мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе; военно-прикладные виды спорта; военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин; военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации; тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств; несение караульной службы; мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет; литература и наглядные пособия по военно-патриотическому воспитанию | |
Набор плакатов по устройству или электронные издания: | |
7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова; 5,6-мм малокалиберная винтовка; основы и правила стрельбы из стрелкового оружия; приемы и правила метания ручных гранат; мины Российской армии; фортификационные сооружения; индивидуальные средства защиты; приборы радиационной разведки; приборы химической разведки; организация и несение внутренней службы; строевая подготовка; оказание первой медицинской помощи; гражданская оборона | |
Средства индивидуальной защиты: | |
общевойсковой противогаз; общевойсковой защитный комплект; респиратор | |
Приборы: | |
Химической разведки; компас; электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ; комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ | |
4. Медицинское имущество | |
Индивидуальные средства медицинской защиты: | |
аптечка АИ; пакеты перевязочные ППИ; пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11 | |
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи | |
сумка СМС | |
Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри: | |
бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см, 5 м х 10 см; вата медицинская компрессная; косынка медицинская (перевязочная); повязка медицинская большая стерильная; повязка медицинская малая стерильная | |
Медицинские предметы расходные: | |
шина проволочная (лестничная) для ног; шина проволочная (лестничная) для рук; шина фанерная длиной 1 м | |
Врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты: | |
жгут кровоостанавливающий эластичный | |
Аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии: | |
манекен-тренажер для реанимационных мероприятий | |
Санитарно-хозяйственное имущество инвентарное: | |
носилки санитарные, знак нарукавного Красного Креста, флаг Красного Креста | |
5. Элементы полосы препятствий: | |
Лабиринт, забор, вертикальная лестница, разрушительный мост | |
6. Стрелковый тир или место для стрельбы: | |
Лазерный тир (камера, пистолет, автомат) | |
Электронный тир ( Учебно-тренировочный комплекс огневой подготовке «Стрелец-5») автомат Калашникова АК-74, пистолет Макарова. | |
Мобильный тир «ГТО» (мобильный стенд, стол, пулестоп, винтовка пневматическая МР-512С) | |
Настенный тир - винтовка пневматическая МР-512С, пистолет пневматический МР-512С | |
7. Мультимедийное оборудование: | |
Доска интерактивная «Classic Solution CS-IR-8SS»; проектор ЕВ-Х 12/EPSON; стенд-тренажер по сборке-разборке автомата Калашникова АК-74М. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов (уроков) | Дата проведения | |
план. | факт. | |||
Раздел 1. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности (11 часов)
| ||||
1 | - Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств). | 1 | 10А -02.09.16 10Б -02.09.16 | |
2 | - Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования. | 1 | 10А -09.09.16 10Б -09.09.16 | |
3 | - Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | 10А -16.09.16 10Б -16.09.16 | |
| ||||
4 | Самостоятельная работа по теме: Правила и безопасность дорожного движения. Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. - Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. | 1 | 10А -23.09.16 10Б -23.09.16 | |
5 | - Факторы, влияющие на укрепление здоровья. | 1 | 10А -30.09.16 10Б -30.09.16 | |
6 | - Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. | 1 | 10А -07.10.16 10Б -07.10.16 | |
7 | Самостоятельная работа по теме: Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. - Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | 1 | 10А -14.10.16 10Б -14.10.16 | |
8 | - Биологические ритмы. Влияние биологических ритмов на работоспособность человека. | 1 | 10А -21.10.16 10Б -21.10.16 | |
| ||||
9 | Самостоятельная работа по теме: Факторы, разрушающие здоровье. Биологические ритмы. - Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах. | 1 | 10А -28.10.16 10Б -28.10.16 | |
10 | - Первая медицинская помощь при поражениях электрическим током и молний. | 1 | 10А -11.11.16 10Б -11.11.16 | |
11 | - Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, кровотечениях. | 1 | 10А -18.11.16 10Б -18.11.16 | |
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения (12 часов)
| ||||
12 | Самостоятельная работа по теме: Первая медицинская помощь при поражениях электрическим током и молний, при тепловых и солнечных ударах, при переломах, вывихах, кровотечениях. - Основные положения концепции национальной безопасности Российской Федерации. | 1 | 10А -25.11.16 10Б -25.11.16 | |
13 | - Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические) характера. | 1 | 10А -02.12.16 10Б -02.12.16 | |
14 | - Чрезвычайные ситуации техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) характера. | 1 | 10А -09.12.16 10Б -09.12.16 | |
15 | - Чрезвычайные ситуации социального (терроризм, вооруженные конфликты) характера. | 1 | 10А -16.12.16 10Б -16.12.16 | |
16 | Самостоятельная работа по теме: Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера. - Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. | 1 | 10А -23.12.16 10Б -23.12.16 | |
| ||||
17 | - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС). | 1 | 10А -13.01.17 10Б -13.01.17 | |
18 | - Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. | 1 | 10А -20.01.17 10Б -20.01.17 | |
19 | -Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | 1 | 10А -27.01.17 10Б -27.01.17 | |
20 | Самостоятельная работа по теме: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона. Современные средства поражения. - Средства индивидуальной защиты. | 1 | 10А -03.02.17 10Б -03.02.17 | |
21 | -Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. | 1 | 10А -10.02.17 10Б -10.02.17 | |
22 | - Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. | 1 | 10А -17.02.17 10Б -17.02.17 | |
23 | Самостоятельная работа по теме: Средства индивидуальной защиты. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. - Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения. | 1 | 10А -24.02.17 10Б -24.02.17 | |
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность (12 часов)
| ||||
24 | - Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан. | 1 | 10А -03.03.17 10Б -03.03.17 | |
25 | -Родина и ее национальная безопасность. | 1 | 10А -10.03.17 10Б -10.03.17 | |
| ||||
26 | Самостоятельная работа по теме: Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан. Родина и ее национальная безопасность. - История создания вооруженных сил. Организационная структура Вооруженных Сил России. | 1 | 10А -17.03.17 10Б -17.03.17 | |
27 | - Виды Вооруженных Сил. Рода войск. | 1 | 10А -31.03.17 10Б -31.03.17 | |
| ||||
28 | Самостоятельная работа по теме: История создания вооруженных сил. Организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных Сил. Рода войск. - Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. | 1 | 10А -07.04.17 10Б -07.04.17 | |
29 | - Первоначальная постановка на воинский учет. Организация воинского учёта и его предназначение. | 1 | 10А -14.04.17 10Б -14.04.17 | |
30 | - Медицинское освидетельствование граждан и профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учёт. Психологическая квалификация воинских должностей. | 1 | 10А -21.04.17 10Б -21.04.17 | |
31 | Самостоятельная работа по теме: Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет. Медицинское освидетельствование. -Организация призыва на военную службу. Прохождение военной службы по призыву. | 1 | 10А -28.04.17 10Б -28.04.17 | |
32 | - Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. | 1 | 10А -05.05.17 10Б -05.05.17 | |
33 | - Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. | 1 | 10А -12.05.17 10Б -12.05.17 | |
34 | Итоговая тестовая работа: - Памяти поколений – дни воинской славы России. | 1 | 10А -19.05.17 10Б -19.05.17 | |
35 | - Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. | 1 | 10А -26.05.17 10Б -26.05.17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...