разработка урока по обж в 6 классе "Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях"
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему
как соблюдать требования правил личной гигиены в природных условиях и какие лекарственные растения можно использовать в походах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lich.gigiena_i_pmp.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях.
Цель: Закрепить знания о необходимости соблюдения правил личной гигиены в походной жизни и методах оказания первой помощи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Так как почти вся предыдущая тематика у нас была связана с активным отдыхом на природе. Сегодня урок мы проведем в виде небольшого путешествия в ходе, которого вспомним и домашнее задание и познакомимся с новым материалом.
На предыдущем уроке мы с вами говорили об укусах насекомых , клещевом энцефалите. Сделаем первый привал и вспомним коротко д/з.
1.Что такое клещевой энцефалит? ( Острое вирусное заболевание, протекающее с поражением головного и спинного мозга центральной нервной системы. Возбудитель- вирус, обитающий в крови некоторых диких животных и птиц. Основные переносчики вируса- таежный и собачий клещи)
2.Признаки заболевания? Скрытый период- от 2-3 дня до 7-15; заболевание начинается остро, в течение нескольких дней, появляются признаки недомогания, повышение температуры, сильная головная боль, тошнота, иногда рвота)
3.Что нужно делать в случае обнаружения присосавшегося клеща? (Смазать каким-нибудь жиром, а через 15-20мин. Осторожно вытягивают нитяной петлей или пинцетом, покачивая из стороны в сторону,)
4.Основные меры профилактики заболевания клещевым энцефалитом? ( не допускать присасывания клеща, Одежда; обработка хим. препаратами, осмотр себя)
III. Изучение новой темы
А сейчас идем дальше и переходим к новой теме урока. Открываем тетради и записываем тему: «Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях». Сегодня на уроке мы узнаем
- что такое личная гигиена?
Как соблюдать личную гигиену в походных условиях?
- как оказать первую помощь в природных условиях?
Соблюдение правил личной гигиены во время активного отдыха в природных условиях имеет большое значение для обеспечения личной безопасности человека.
Вы уже знаете, что при любом виде активного отдыха на природе человек находится в режиме автономного существования, т. е. на «самообеспечении» своих жизненных потребностей. Для этого необходимо снаряжение, запасы продовольствия и аптечка, а также умение пользоваться дарами природы и соблюдать личную гигиену. Соблюдение правил личной гигиены в походе обеспечивает профилактику различных заболеваний и травм, способствует сохранению бодрости, здоровья, хорошего настроения и высокой работоспособности.
Личная гигиена — это комплекс гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. К личной гигиене относится уход за своим телом, зубами и волосами, за одеждой и обувью.
В домашних условиях для соблюдения правил личной гигиены есть всё необходимое, поэтому несложно постоянно следить за чистотой своего тела, ухаживать за одеждой и обувью. Нужно просто не лениться это делать.
Намного сложнее выполнять требования правил личной гигиены в природной среде. Здесь личная гигиена приобретает важное значение для обеспечения безопасности человека.
В походных условиях важно постоянно следить за чистотой кожи. Кожа предохраняет внутренние органы и мышцы человека от ушибов, от солнечной радиации, от проникновения в организм различных микроорганизмов, возбудителей болезней.
В походной жизни необходимо на каждом вечернем привале обмывать тело водой с мылом, чтобы удалить с кожи пот, кожное сало и грязь, накопившиеся за время дневного перехода.
Полезно также, если есть возможность, утром, до завтрака, облиться холодной водой или искупаться в чистом водоёме. Такая водная процедура помимо гигиенического эффекта оказывает закаливающее влияние.
Особое внимание в походе следует уделять уходу за ногами, и в первую очередь тщательно следить за их чистотой.
Ноги нужно мыть каждый вечер после дневного перехода. При этом нужно осматривать кожу ног, обрабатывать имеющиеся на ней трещины, царапины, потёртости йодом или зелёнкой. На следующий день перед выходом на маршрут необходимо вновь смазать травмированные места и заклеить их лейкопластырем.
Если позволяют условия, на больших и малых привалах целесообразно снимать ботинки и носки, чтобы дать ногам отдохнуть.
Чтобы не натирать ноги в походе, важно следить за состоянием обуви. В походах желательно пользоваться шерстяными или хлопчатобумажными носками, которые следует стирать каждый день вечером. Сапоги и другую кожаную обувь следует по мере необходимости просушивать и смазывать. Нельзя сушить обувь у костра, так как она от этого твердеет, теряет гибкость и будет натирать ноги. Для просушки обуви на ночь её можно плотно набить сухим сеном, мхом или колосьями дикорастущих злаков. К утру она будет сухой.
На дневных и больших привалах желательно систематически стирать бельё, очищать от пыли и грязи верхнюю одежду.
В походе следует регулярно чистить зубы. Если у вас закончился запас зубной пасты, то чистить зубы можно мылом; если не взяли зубную щётку, то чистить можно и пальцем, предварительно тщательно вымыв руки. Не забывайте после каждого приёма пищи полоскать рот водой.
В походе также важно следить за чистотой и состоянием волос. Для того чтобы предохранить их от излишнего солнечного облучения, пыли, веток, насекомых (клещей), необходимо идти в головном уборе. Кроме того, волосы надо регулярно расчёсывать.
Напомним также, что одежда туриста должна быть лёгкой, удобной, не стеснять его движений и не нарушать кровообращение и дыхание. Обувь также должна соответствовать условиям похода. Она не должна стеснять ногу, препятствовать естественному движению стопы. Одежда и обувь должны соответствовать сезону.
Кроме того, для обеспечения личной безопасности во время активного отдыха каждый человек должен владеть элементарными, доступными каждому человеку знаниями и умениями в оказании первой помощи.
Сделаем следующий(2) привал – Соберем походную аптечку
-Что должно быть в аптечке?
(перевязочный материал, болеутоляющие средства (анальгин), желудочные средства (активированный уголь),дезинфицирующие средства (йод, зеленка, перекись водорода), ножницы, пинцет ).
Хорошо идем дальше.
Каждому человеку, который любит активный отдых на природе, необходимо знать некоторые лекарственные растения, их целебные свойства и правила применения.
В степях родных, в лесах
Где все нам с детства мило
Где чистым воздухом приятно так дышать
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать
Отправляемся собирать лекарственные травы.
Тысячи листиков на нём,
Пахнет как полынка.
Попадается везде - в поле, на тропинке.
Лечит от желудка, об этом не забудь (Тысячелистник)кровоостанавливающее
Растет зеленою стеной
Ее обходят стороной
Колючая и злая дива
А как зовут траву? (крапива)
Крапива — многолетнее травянистое растение. Растёт по тенистым влажным местам, оврагам, обочинам дорог, между кустарниками. Листья крапивы обладают кровоостанавливающим действием и способствуют заживлению ран. Прикладывают к ране свежие измельчённые листья.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Подорожник — многолетнее травянистое растение. Растёт вдоль дорог, на полях, по лесным опушкам и берегам водоёмов. Свежий сок подорожника останавливает кровотечения, обеззараживает раны, обладает бактерицидным и заживляющим свойством. Перед использованием листья подорожника необходимо вымыть, измельчить и прикладывать к ране.
(Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.(полынь)
Полынь — многолетнее травянистое растение, распространённое во всех регионах России. Растёт на сырых лугах, по берегам рек, по пустырям. Полынь обладает жаропонижающим, обеззараживающим и общеукрепляю -
щим свойством. Листья полыни применяются в тех же случаях, что и листья подорожника.
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки?
(Чистотел)
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... ( зверобой)
Мы вспомнили небольшую часть лекарственных растений которые могут оказать помощь при необходимости.
А сейчас сделаем последний привал(3).- Памятка туристу. Работу можно выполнять в паре в одной тетради. Кратко, четко сформулировать правила личной гигиены , которые необходим соблюдать в походе.
ПАМЯТКА ТУРИСТУ
- Следи за чистотой кожи. На каждом вечернем привале обмывай тело водой с мылом.
- Чисти регулярно зубы. Можно мылом, после приема пищи полощи рот водой.
- Следи за состоянием ног, осматривай, обрабатывай трещины, потертости, давай ногам отдохнуть
- Следи за обувью, она должна быть удобной, держи обувь сухой
- Следи за чистотой и состоянием волос, используй головной убор, регулярно расчесывай волосы.
IV. Итог урока
1. Закрепление темы урока
Почему требования к соблюдению правил личной гигиены в походных условиях выше, чем в домашних? Обоснуйте свою точку зрения.
Почему в пешем походе необходим тщательный уход за ногами и как он обеспечивается?
Почему каждому участнику похода на природу необходимо уметь оказывать первую помощь?
2. Домашнее задание: п.6.1 пересказ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Основы медицинских знаний и правила оказания медицинской помощи в природных условиях»
Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 6-м классе ...
Электронная книга "Правила оказания первой помощи в природной среде"
Данная разработка предназначена для проведения уроков в 6-х классах общеобразовательных учреждений...
Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»
Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...
Технологическая карта урока ОБЖ в 6 классе по теме: «Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых»
Материал для проведения урока в 6 классе...
Методическая разработка обобщающего интерактивного урока по ОБЖ в 10 классе: «Оказание первой помощи в условиях автономного существования»
Обобщающий интерактивный урок по теме:«Оказание первой помощи в условиях автономного существования»10 класс...
Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»
Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»....
Тема урока: «Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении».
Тема урока: «Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении»....