Доклад на день трезвости на тему "Алкоголизм в молодежной среде"
классный час по обж (7 класс) на тему

Загитова Елена Халимьяновна

Доклад  читали на общешкольном  родительском собрании 14.09.2016(подготовили на день трезвости)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Проблема пьянства и алкоголизма в молодежной среде».

Докладчик: учитель биологии Загитова Елена Халимьяновна

14.09.2016 год

                         

Проблема алкоголизма очень актуальна в нашем обществе, особенно беспокоит то, что возраст пьющих с каждым годом становится все моложе и моложе, т.е. уже школьники начали употреблять алкогольные напитки и эта проблема пугает и родителей и учителей. Тема моего доклада «Проблема пьянства и алкоголизма в молодежной среде». 

Пьянство и алкоголизм - одна из социально значимых и актуальных проблем для нашего государства. Это негативное явление причиняет огромный материальный и нравственный ущерб и обществу в целом, и отдельным гражданам. По масштабам своего распространения, величине экономических, экологических, демографических и нравственных потерь пьянство и алкоголизм представляют серьезную угрозу стабильности и развитию общества, здоровью и благополучию нации.

 Сегодня проблема алкоголизма затронула не только взрослое население страны, но стала реальной угрозой для подрастающего поколения.

На сегодняшний день различными институтами общества прилагаются огромные усилия  для профилактики  алкоголизма и других зависимостей среди молодежи. В настоящее время печатается огромное количество статей в газетах и журналах, этой проблеме посвящаются множество фильмов и телевизионных программ. В  целях борьбы с алкогольной зависимостью и  популяризации трезвого образа жизни Министерством здравоохранения РФ 11 сентября 2016 г. объявлена  Всероссийским Днем трезвости и в рамках этого дня в общеобразовательных учреждениях активно пропагандируется трезвость, призывают детей заниматься спортом, а для реализации здорового образа жизни, идет активное строительство спортивных залов и площадок, закупается необходимый спортивный инвентарь. Движение за здоровый образ жизни и усилия, направленные на снижение риска хронических заболеваний, способствуют формированию более конструктивного отношения общества к потреблению алкоголя. В рамках данного мероприятия  в МБОУ СОШ с.Шулганово по плану школы  проводятся спортивные игры, круглые столы, классные часы, уроки.

Все эти меры, призваны сформировать у подрастающего поколения стремление к здоровому образу жизни 

Придание престижа ведению здорового образа жизни действительно очень важно для молодежи, ведь в этом возрасте многие поступки совершаются как дань моде, в стремлении быть «как все».  Иногда уже первое знакомство с алкоголем подростки оценивают как «новый стиль жизни», отсюда и «культивирование» состояния опьянения. При регулярном употреблении алкоголя (до 2–3 раз в месяц) устойчивость подростка к действию алкоголя начинает возрастать. Это воспринимается в компании сверстников как признак особой «силы и крепости», отличающий лидера. Стиль жизни, принятый в «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается как естественный и нормальный. Нормой поведения считается употребление спиртных напитков в выходные дни, при встрече с друзьями и т.д.   Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется спектр поводов и мотивов пьянства: «пью для повышения настроения», чтобы «развеселиться», «приятно пить» и т.д. Употребление алкоголя становится, чуть ли не основным смыслом жизни. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного. Пьют для того, «чтобы отключиться», «забыть неприятности» и т.д.

Однако употребление алкоголя в молодежных группах – это чаще  всего второй этап приобщения к пагубной привычке. Обычно первое знакомство со спиртным начинается в кругу семьи под присмотром родителей на семейных праздниках. Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в семейном кругу, все же и такое приобщение детей к алкоголю опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток считает себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность.

В целом мотивы употребления спиртного подростками делятся специалистами на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытывать новые ощущения, любопытство и т.п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики несовершеннолетних, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и т.п. Возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, с лицами более старшего возраста, девушками).

Особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории существенно ослаблен или утрачен интерес к познавательной деятельности. Подростки, употребляющие спиртное почти не занимаются общественной деятельностью. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере досуга. Эти ребята меньше интересуются художественной литературой, редко участвуют в самодеятельности, почти не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезной музыке, живописи. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние может возникнуть в связи с определенным положением их в семье, школьном коллективе.

Самым популярным  у молодежи является пиво – недорогой и даже «модный» сегодня молодежный напиток. В возрасте до 16 лет пиво употребляет каждый пятый молодой человек, в возрасте постарше – каждый третий. Между тем, пиво вовсе не является легким и безвредным напитком. Пагубное воздействие пива на молодой организм формирует алкогольную зависимость и приводит к необратимым последствиям для физического и психического здоровья человека.

Каков же социальный портрет юного потребителя алкогольных напитков? Средний возраст  молодого человека, регулярно употребляющего алкогольные напитки около 17 лет. Больше других алкоголь употребляют учащиеся профессионально-технических лицеев, а также техникумов и колледжей. Каждый третий школьник, гимназист и лицеист также периодически употребляют спиртное. Но если каждый второй из этих школьников (гимназистов или лицеистов) употребляет алкоголь только по праздникам (несколько раз в год), то каждый третий «ПТУ-шник» делает это несколько раз в месяц.

Как показал анализ тех которые,  злоупотребляют спиртными напитками, основы возможного их приобщения к его потреблению закладываются не только в  малообеспеченных или неполных семьях, в которых родители по разным причинам не могли в достаточной мере занимаются воспитанием своих детей. Это явление нередко можно наблюдать и в полных  обеспеченных семьях, в которых родители проявляют чрезмерную заботу о благополучии детей, где преобладает стремление максимально оградить, освободить их от неизбежных в каждой семье забот и обязанностей.

Подобная опека вопреки желанию родителей неизбежно влечет за собой формирование у таких детей комплекса зависимости, беспомощности, неподготовленности к жизни, что вместе с отсутствием волевых установок на преодоление трудностей повышает риск оказаться подверженным дурному влиянию окружающих, побуждает искать более легкие способы решения жизненных проблем. Для слабых, безвольных людей употребление алкоголя является наиболее доступным, хотя и, несомненно, иллюзорным выходом из трудного положения. Кроме того, именно в таких семьях подростки, как правило, располагают определенными суммами денег на карманные расходы, что практически облегчает им доступ к спиртным напиткам.

Как известно, для подростков преимущественно характерно проведение свободного времени с друзьями. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют ребята, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Но если подростковая группа не объединена какой-то полезной деятельностью, в ней преобладает «пустое» времяпровождение скучающих несовершеннолетних, и такая группа становиться благоприятной почвой для распития спиртных напитков. Именно с друзьями молодежь чаще всего и распивают спиртные напитки . Для каждого седьмого опрошенного даже на дискотеке не весело без спиртного, каждый десятый не прочь «опрокинуть рюмочку» просто на улице. Значительно реже спиртные напитки  употребляют в общежитиях учебного заведения, а также в кафе и барах.

Проведенный подобным образом досуг не для всех и не всегда заканчивается мирно, возникают  конфликтные ситуации в состоянии алкогольного опьянения и  выяснение отношений заканчивается в отделении полиции.

Психологи утверждают, что вероятность отклоняющегося поведения на почве употребления алкоголя у несовершеннолетних и молодежи оказывается значительно выше, чем у других возрастных групп. Это объясняется, в частности, тем, что для этого возраста характерна неустойчивость нервной системы, морально-этических взглядов и убеждений, пониженное чувство самоконтроля. Например, в возрастной группе 18—24 года вероятность совершения преступлений в состоянии опьянения выше средних показателей в 3—3,5 раза. Еще больше рискуют совершить, антиобщественные проступки в состоянии опьянения несовершеннолетние.

Поскольку большинство случаев распития спиртного взрослыми связано с радостными событиями — праздниками, семейными торжествами, приемом гостей и тому подобными случаями, постольку алкоголь воспринимался подростками как источник радости, веселья и т. д., а не как напиток, оказывающий пагубное действие. Согласно исследованиям, лишь незначительная часть молодежи прибегала к алкоголю от скуки, одиночества или тревоги.

На психологию подростка заметное влияние оказывает и широко распространенное среди населения заблуждение относительно свойств алкоголя и его роли в жизни человека. Испытываемое от небольших доз алкоголя состояние иллюзорного удовольствия, подъема сил, бодрости и т. п. способствует закреплению предрассудка о благотворном его влиянии. В том, что большая часть молодежи придерживается ошибочных представлений о характере действия алкоголя, мы имели возможность убедиться в результате проведенного социологического исследования. Каждый третий, употребляющий спиртные напитки, не считает, что алкоголь наносит вред его здоровью. И даже далеко не все из тех, кто осознает пагубное влияние алкоголя на свой организм, готовы отказаться от спиртного.

Главная проблема на сегодняшний день -  высокий уровень потребления алкогольных напитков молодежью. В одиночку справиться с этой проблемой невозможно ни одному социальному институту, ни тем более отдельно взятой семье. Необходимо  активное сотрудничество между семьей, общественными организациями, учебными заведениями, государственными органами и средствами массовой информации.

Так как зачастую употребление алкогольных напитков связано у молодежи с желанием быть «как все», следовать своеобразной молодежной моде, важно, чтобы профилактическая работа была направлена на демифологизацию алкоголя как символа престижа. В антиалкогольной работе  нужно в доступной форме рассказать о пагубных свойствах алкоголя и возможных последствиях его употребления, сформировать в сознании молодых людей альтернативу стилю жизни, который включает потребление алкоголя. Подобная работа должна проводиться как с юношами, так и с девушками, ведь последние не отстают от парней в своем пристрастии к спиртному.

Как удалось выяснить в результате проведенного социологического исследования, знакомство с алкоголем молодых людей зачастую происходит с согласия родителей. Потребление алкоголя большинством взрослого населения, бытующая вокруг этого явления атмосфера благодушия, снисходительного отношения делают его в глазах подростков неотъемлемым атрибутом образа жизни старших. Это служит весьма значительным фактором формирования у них позитивного отношения к алкоголю. В условиях широкой распространенности в быту питейных обычаев и традиций психологические установки на потребление алкоголя формируются у подростков задолго до их приобщения к спиртному. В этой связи особым направлением в профилактике алкоголизма среди молодежи должна стать работа с семьями.

По каким бы направлениям и в каких бы формах не проводилась профилактическая работа, главное, чтобы ее мероприятия  способствовали формированию у молодежи активного отрицательного отношения к  алкоголю, были направлены на значительное улучшение работы по нравственному воспитанию и культурному развитию подрастающего поколения, на создание необходимых условий для организации разумного досуга, формирования навыков безалкогольного времяпрепровождения. Именно  такой комплекс мер и активное сотрудничество всех общественных структур способно противостоять главному врагу современного общества – алкоголю.



Предварительный просмотр:

Викторина по ПДД для 7 класса «Знай и соблюдай»
1. Самодвижущееся четырехколесное транспортное средство. (Автомобиль.) 
2. По рельсам бежит — на поворотах дребезжит. (Трамвай.) 
3. Старинный экипаж, запряженный лошадьми. (Карета.) 
4 .Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус.) 
5. Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат.) 
6. Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход.) 
7. Дом для автомобиля. (Гараж.) 
8. Гараж для самолетов. (Ангар.) 
9. Человек, идущий по тротуару. (Пешеход.) 
10 .Аллея посредине улицы. (Бульвар.) 
11. Дорога для трамвая. (Рельсы.) 
12. Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар.) 
13. Изгиб дороги. (Поворот.) 
14. Человек, управляющий автомобилем. (Водитель.) 
15. Водитель самолета. (Летчик, пилот.) 
16. Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз.) 
17.Что показывает стрелка спидометра? (Скорость.) 
18. Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход.) 
19. Полосатая разметка перехода. (Зебра.) 
20. Место пересечения улиц. (Перекресток.) 
21. Милиционер, регулирующий движение на перекрестке. (Регулировщик.) 
22. Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена.) 
23. Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка.) 
24. Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров в легковом автомобиле. (Ремень безопасности.) 
25. Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем.) 
26. Безбилетный пассажир. (Заяц.) 
27. Общее название автобуса, трамвая, троллейбуса. (Общественный транспорт.) 
28. Человек, едущий в транспорте, но не за рулем. (Пассажир.) 
29. При поездке в общественном транспорте держитесь за ... (поручень). 
30. Кто продает билеты в общественном транспорте? (Кондуктор.) 
31. Подземный вид общественного транспорта. (Метро.) 
32. Лестница-чудесница в метро. (Эскалатор.) 
33. Лестница на морском судне. (Трап.) 
34. Место работы водителя в автомобиле, автобусе, троллейбусе, трамвае. (Кабина.) 
35. Водитель велосипеда. (Велосипедист.) 
36. Спортивное сооружение, где проводятся кольцевые гонки на велосипеде. (Велотрек.) 
37. Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд.) 
38. Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум.) 
39. Опора рельсов. (Шпалы.) 
40. Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина.) 
41. Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта. (Шоссе.) 
42. Водоотводная канава вдоль дороги. (Кювет.) 
43. «Ноги» автомобиля. (Колеса.) 
44. «Глаза» автомобиля. (Фары.) 
45. Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов.) 
46. Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам. (Самосвал.) 
47. Откидная крышка, закрывающая двигатель. (Капот.) 
48. Приспособление для буксировки автомобиля. (Трос.) 
49. Подземное сооружение для движения транспорта. (Тоннель.) 
50. Автомобиль, имеющий название великой русской реки. (Волга.) 
51. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель.) 
52. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акция "День трезвости"

Массовый забег с протяженностью 1900 м, возраст не ограничен...

Доклад на тему: "Негативные явления в молодежной среде и профилактика здорового образа жизни"

В докладе рассмотрены проблемы алкогольной и наркотической зависимости среди молодежи, а также отношение современных подростков к абортам и ассоциальным поведениям. Представлены мероприятия по поддерж...

Классный час на тему "День трезвости"

Час общения, посвященный алкогольной зависимости...

Доклад на день трезвости на тему "Алкоголизм в молодежной среде"

Доклад  читали на общешкольном  родительском собрании 14.09.2016(подготовили на день трезвости)...

Выступление агитбригады по теме "Всемирный день трезвости"

Агитбригада "Всемирный день трезвости"...

«День трезвости»

«День трезвости»...

Классный час по теме "День трезвости"

Классный час "День трезвости"...