Гидродинамические аварии.
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему
Урок с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gidro_din._avariiobzh.doc | 53 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_gidrodin_avarii.ppt | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Гидродинамические аварии 8 класс
Главная дидактическая цель урока:
Сформировать целостное представление о гидродинамических авариях
Цели урока:
- Обучающие (образовательные) цели: начать формировать представление о гидродинамических авариях , рассмотреть причины, вызывающие эти аварии и меры их предотвращения
Развивающие: продолжить формирование умения работать с учебником, таблицами, схемами. Вести учебный диалог, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации, отбирать главную информацию.
Воспитательные: Продолжать формировать самостоятельность и правильную самооценку, умение выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей
Термины: (На доске)
1.Гидродинамические аварии 2. Зона катастрофического затопления 3. Гидродинамически опасные объекты 4. Волна прорыва
Тип урока:
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и практических методов обучения.
Методы: Работа с учебником, работа с таблицей – анализ изменения двигающей волны, запись в тетрадь определений, краткий конспект, опережающие задания
Оборудоваание урока:
Учебник, компьютер, проектор, экран.
Гидродинамические аварии
Ход урока:
5.1 1. Понятие о гидродинамической аварии. (Учебник стр. 156-157, ученик читает «Из истории гидродинамических аварий» )
Вопросы: - Что случилось в Калифорнии в 1828 году? (Отвечают) - Так что же такое гидродинамическая авария? (Отвечают)
Гидродинамические аварии – аварии на гидродинамически опасных объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления. (Слайд2)
2. Виды гидродинамических аварий (Стр. 157) Сравните все три вида, сделайте вывод. Вывод: Во всех трех случаях это прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.). Но в I-ом случае образуются (читает один ученик) волны прорыва, приводящие к катастрофическим затоплениям; Во II – ом (читает второй ученик) прорывы плотин, приводящие к возникновению прорывного паводка; В III –ем (читает второй ученик) прорывы плотин, приводящие к смыву плодородных почв или отложению наносов на больших территориях.
Учитель: Результатом гидродинамической аварии является затопление – покрытие территории водой. (Слайд 3)
3. Зона катастрофического затопления – зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных и растений, значительно повреждены или уничтожены материальные ценности, в первую очередь здания и другие сооружения. ( Слайд 4)
Выделяются четыре зоны: (Слайд 5)
Зона | Территория | Характер волны | Скорость течения | Время прохождения волны |
I | Простирается на 6-12 км от гидросооружения | Бурный поток высотой в несколько метров | 30 км/час | 30 мин. |
II | Протяженность 15-25 км | Быстрое течение | 15-20км/час | 50-60 мин. |
III | Протяженность 30-50 км | Среднее течение | 10-15 км/час | 2-3 часа |
IY | 35-70 км | Слабое течение | 6-10 км/час |
Анализ таблицы:
Глядя на таблицу можно сказать, что при удалении от объекта
- Протяженность территории зоны увеличивается
- Характер течения ослабевает
- Скорость течения падает
- Время же прохождения волны, напротив, увеличивается.
- Понятие о гидродинамически опасных объектах, их классификация (работа с учебником, стр. 158-159)
Гидродинамически опасными объектами называют сооружения или естественные образования, создающие разницу уровней воды до и после них (Слайд 6)
- Постоянные – Временные – Основные - Второстепенные 5. Вывод: Основными поражающими факторами гидродинамических аварий, связанных с разрушением гидротехнических сооружений, являются волна прорыва и затопление местности.
5.2
Причины гидродинамических аварий
Поражающие факторы
Последствия аварий (Слайд 7-12)
Действия при угрозе гидродинамических аварий (Слайд 13-16)
Закрепление
Стр. 167 –Вопросы 1-9;
Выставление оценок за работу на уроке
Домашнее задание Глава 5, тема 5.1-5.2 Задание 25 (На доске)
Литература:
1. ОБЖ, учебник 8 класс, Москва, издательство АСТ, 2005-2010г.
2. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях природного характера. Выпуск 1, Москва, Папирус, 1998г.
3. Энциклопедия для детей. Геология. Том 4, Москва, «Аванта+», 1995г.
4. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
Государственное бюджетное общеобразовательное
Учреждение школа № 559 с углубленным
изучением физики и математики
Выборгского района Санкт – Петербурга
Разработка сценария урока ОБЖ
в 8 классе
по теме «Гидродинамические аварии»
Минаков Владимир
Васильевич
Преподаватель-организатор
ОБЖ
Санкт – Петербург
2014 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гидродинамические аварии ОБЖ 8 КЛАСС
ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ АВАРИЯ – это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ (ГОО) называют сооpужение или естественное обpазование, создающее pазницу уpовней воды до (веpхний бьеф) и после (нижний бьеф) него. К ГОО относятся искусственные и естественные плотины, гидpоузлы, запpуды, дамбы, шлюзы, каналы и т. д.
Последствиями гидродинамических аварий являются: - повреждение и разрушение гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций; - поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (для горных районов – до 100 км/ч); - катастрофическое затопление обширных территорий слоем воды от 0,5 до 10 м и боле е.
Величина и стpуктуpа потеpь сpеди населения пpи наводнениях могут изменяться в зависимости от плотности населения в зоне затопления, вpемени суток (в ночное вpемя pезко возpастает количество и тяжесть состояния поpаженных), скоpости движения и высоты волны пpоpыва, темпеpатуpы воды и окpужающего воздуха (низкая темпеpатуpа pезко огpаничивает вpемя, в течение которого еще можно спасти пострадавших).
В зоне затопления часто создается неблагопpиятная эпидемиологическая обстановка. В дальнейшем могут создаваться катастpофические ситуации социального хаpактеpа, связанные с нехваткой пpодуктов питания, отсутствием жилья и пp.
Материальный ущерб при гидродинамических авариях
Повреждение и разрушение ГТС, жилых зданий, дорог, линий электропередач, связи; гибель скота и урожая; уничтожение и порча сырья, продуктов, топлива; затраты на эвакуацию; смыв плодородного слоя почвы; затраты на приобретение и доставку продуктов питания; сокращение выработки продукции предприятиями; возникновение заболеваний.
Как действовать при гидродинамических авариях
При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания, деревья и т.д.
Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.
При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на крупное дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях
презентация по ОБЖ, 8кл...
Презентация к уроку "Гидродинамические аварии"
Эта тему проходят в 8 классе. Она очень сложная для восприятия учащихся, поэтому я считаю, что на уроках необходимо использовать видиоматериал или презентацию. Очень буду рада если мой материал кому -...
8 класс. Разработка урок по теме «Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.»
Основная цель уроков ОБЖ - подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс...
8 класс. Разработка урок по теме «Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.»
Основная цель уроков ОБЖ - подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс...
Тема: Причины и виды гидродинамических аварий.
Цель урока: ознакомить учащихся с причинами и видами гидродинамичес...
Гидродинамическая авария
Урок ОБЖ в 8 классе...
Тест по теме "Гидродинамические аварии"
Тест по теме "Гидродинамические аварии"...